Инфраструктуры сетей связи в мире
За два последних десятилетия мы много раз слышали об «информационном обществе» будущего, а в текущем десятилетии мы много слышим о «глобальной экономике». В новом тысячелетии мы познаем новую эру человеческой цивилизации, где имеет место «глобальная экономика с активным усвоением знаний». В основе глобального информационного общества остается технология цифровой телефонии. Сети связи будут способствовать такому изменению, как в своё время транспортные технологии сделали ближе государства мира и их жителей: наблюдается начало изменения структуры нашего индустриального общества. В реструктуризации бизнеса полно узких мест, и иногда просто применяются силовые действия, которые могут стать причиной серьезных препятствий для развития технологии. Некоторые ситуации могут влиять на стоимость услуг. Например, в области потребительских услуг недостаточно широкое использование двухтональных многочастотных телефонных аппаратов, известных еще как сенсорные телефоны, служит препятствием для внедрения автоматизированных потребительских услуг, управляемых голосом. Универсальность и повсеместное применение коммуникационной технологии и являются необходимым в любом обществе требованием для полноправного участия в цивилизации будущего, предполагающей активное усвоение знаний.
Развитие инфраструктуры связи в большинстве стран в лучшем случае было неравномерным, а в худшем – вообще не было. По существу, страны мира могут быть поделены на три категории, которые можно идентифицировать в зависимости от их истории, экономики и культуры. Первая группа государств включает в себя такие промышленно развитые страны, как США, Германия, Великобритания, Франция, Австралия и Япония. В то время как эти государства управляют развитием и расширением современной технологии связи внутри страны, они также предоставляют капитал и технологию, чтобы содействовать развитию инфраструктуры за границей. Важно, однако, отметить, что «универсальный доступ» к технологии по-прежнему остается проблемой даже в развитых странах. Особенно это относится к людям с невысокими доходами и тем сельским жителям, которые постоянно проживают в малонаселенных областях.
Вторая группа стран включает в себя бывшие республики СССР и страны Восточной Европы, такие как Румыния, Болгария и Албания. Несмотря на то, что эти страны обладают высоким уровнем грамотности и значительным развитием технологии, они страдают от старого социально-политического предубеждения против свободного притока информации. Наследие прошлого можно наблюдать сегодня в снова независимых государствах (NIS – Newly Independent States) бывшего Советского Союза, где сети по большей части по-прежнему находятся в состоянии хаоса, и где медленное развитие инфраструктуры не нравится ни гражданам этих стран, ни за рубежом.
Третья группа включает в себя бедные страны, которым очень трудно найти деньги для модернизации своих инфраструктур связи. В эту категорию попадает огромная часть земного шара, включая такие страны, как Индия, Египет, Индонезия и Мексика, а также многочисленные маленькие страны, такие как Бенин, Непал, Тунис и т.д. Сегодня, однако, эта группа стран формирует несколько различных подгрупп с точки зрения развития телекоммуникаций. Нефтедобывающие страны на Среднем Востоке, а также Венесуэла и Бруней благодаря своему вновь обретенному благосостоянию приобрели у промышленных стран технологии для модернизации своих систем связи. В наши дни многие жители этих стран пользуются преимуществом современной технологии. Другая подгруппа стран, такие как Малайзия, Филиппины и Тунис, привлекает иностранные инвестиции и технологии благодаря либеральной промышленной политике.
Несомненно, для достижения успеха в информационном обществе «настоятельной необходимостью» являются средства связи как дома, так и в бизнесе. В то время как в США спорят о том. Как ввести «оптическое стекловолокно у себя дома», остальной мир по-прежнему нуждается в какой-нибудь форме беспроволочной связи или «проводной связи в своих домах». Некоторые основные статистические данные могут удивить многих из нас. Один незамысловатый критерий, такой как количество телефонов на 100 жителей, обычно используемый с целью измерения распространения технологии связи, может пролить свет на обсуждаемую проблему. Этот критерий изменяется от более чем 60 в странах Скандинавии и Северной Америки, до свыше 10 в странах бывшего социалистического лагеря и Южной Америки и лишь до свыше одного в густонаселенных странах Юго-Восточной Азии, таких как Индия, и на большей части африканского континента.
Положительным признаком настоящего времени является осознание необходимости изменения коммуникационного оборудования как всеми странами во всем мире, так и ведущими международными телекоммуникационными компаниями. В последние годы создалось много совместных предприятий, и было заключено множество финансовых и торговых соглашений между частным и государственным секторами. И такие новые коммерческие предприятия продолжают развертываться. В результате за два прошедших десятилетия распространенная по всему миру инфраструктура связи претерпела революционные изменения.
Технология связи постоянно динамично развивается. Её эволюция может рассматриваться с двух точек зрения: способа связи и систем организации связи. Способов связи может быть два, а именно проводной и беспроводной. В то время как проводные технологии являются основой связи в промышленно развитых странах, развивающиеся страны решили, что использование беспроводных систем, требующих меньших капиталовложений, для них удобнее: комбинация технологии сотовой связи и спутников, вращающихся на малой высоте, позволит этим странам создать инфраструктуры сетей связи гораздо быстрей, чем это было возможно ранее.
Распространение технологии связи сделало Интернет реальностью. Сегодня Интернет и World Wide Web (или просто Web) вместе представляют огромные возможности для глобальной электронной связи и транзакций. По существу, Интернет состоит из большого количества различных сетей, соединенных между собой через общую базовую сеть. Интернет открыл захватывающие возможности, касающиеся связей между всеми составляющими человеческого общества, включая коммерческие, потребительские, педагогические, студенческие и другие неправительственные и правительственные организации по всему миру.
Вариант 12
ВИРТУАЛЬНАЯ КОРПОРАЦИЯ
Информационные технологии изменили способ работы и конкурирования фирм. Они создали новые возможности и новые ожидания, касающиеся этих возможностей. Как потребители мы информированы лучше, чем когда бы то ни было, и больше осознаем свои конкретные требованию к каждому продукту, который мы приобретаем. Как работники мы гораздо больше знаем о процессах, в которых участвуем, и требуем больше контроля на наших рабочих местах. Мы хотим, чтобы фирмы учитывали потребности каждого человека. Мы не хотим, чтобы работа жестко регламентировалась, и хотим, чтобы способы ее выполнения были более гибкими. Мы хотим быть внештатными работниками, соединенными с помощью электронных устройств, что Малоне и Лобачер (Malone and Laubacher, 1998) называют e-lance экономикой. Скорость новейших технологических разработок сделала наши жизни трудно прогнозируемыми. Чтобы приспособиться к этим разработкам, фирмы должны соответствовать новым принципам устройства и управления.
В традиционном проекте организации фирма проводила некоторую конкретную деятельность внутри себя и была вовлечена в точно определенные транзакции с поставщиками и покупателями. Люди, которые работали в пределах фирмы, «принадлежали» фирме, а остальные были посторонними. Границы фирмы были точно определены. В полностью интегрированной фирме за её пределами оставались только покупатели. Фирмы конкурировали благодаря экономии, обусловленной ростом масштабов производства и зоны охвата, а также благодаря стратегиям, которые конкуренты, видимо, считали трудными для копирования. Примерно с середины 80-х гг. стало ясно, что эта модель не работает. Жизненные циклы продуктов сокращались, потребители становились более искушенными и требовали индивидуализированных продуктов и услуг.
Произошли также определенные организационные изменения. Фирмы начали децентрализовываться и выравнивать свои иерархии. Нашел поддержку аутсортинг небазовых функций. В ответ на новые задачи появились системы поддержки принятия решений, а для содействия управленческой работе было разработано групповое программное обеспечение. Тем не менее, не существовало общей платформы для объединения информации о потребителях с производственными системами и информационными системами поставщиков. Возросшее внедрение систем предприятий, таких как SAP, Oracle, Baan и Peoplesoft, в сочетании с быстрым принятием протоколов Интернета предоставляет сегодня возможность создания общей технологической платформы для такой интеграции.
«Виртуальная корпорация» представляет собой новую экономическую модель, которая способна объединять современные разработки и помогать фирме в производстве продукта, предназначенного для конкретного потребителя, именно тогда, когда это требуется. Это – относительно новая концепция, которой до сих пор не дано точное определение. Это организация, которая в состоянии подсказать потребителю, что ему может понадобиться, еще до того, как он действительно ощутит потребность в этом, а когда ощутит, быть готовой к производству таких продуктов.
Виртуальные корпорации достигают этого двумя путями: путем создания высоких уровней гибкости своих ресурсов и возможностей и посредством развития очень тесных контактов с клиентами и поставщиками. В этом им помогает платформа информационной технологии высокой сложности. Развитие Интернета также способствует созданию виртуальной корпорации; он предоставляет общие платформы для того, чтобы покупатели и поставщики могли совместно пользоваться информацией.
Существует два основных способа, с помощью которых фирма может создать виртуальную среду. Первый способ требует использования виртуального пространства, созданного с помощью Интернета, и достаточного развития информационных и коммуникационных технологий. Примером виртуального пространства являются web-сайты, благодаря которым потребители могут получать информацию о продукции фирмы, принимать решения и покупках и обеспечивать обратную связь с фирмой. Другой пример виртуального пространства – использование Интернета для предоставления потребительских услуг. При втором способе фирма может виртуализировать части своей стоимостной цепочки. Для того чтобы виртуализация стала выгодной, фирма должна знать, как добывать знания. На уровне единицы труда на первой стадии такая цель может быть достигнута с помощью групповых продуктов. На второй стадии эти знания необходимо собрать через единицы труда и оценить в качестве корпоративных основных фондов. Усовершенствования в телекоммуникационной технологии облегчили эту задачу. На третьей стадии фирма должна знать, как добыть знания, которые заложены во всех виртуальных сообществах, создавших их. Это сообщества поставщиков, покупателей, партнеров по союзу и основное профессиональное сообщество.
Виртуальные корпорации получили признание в мире бизнеса, хотя степень достигнутой «виртуальности» может быть различной. Возросшие требования к степени соответствия запросам покупателей в сочетании с возможностями, обеспеченными достижениями в информационной технологии, делают виртуализацию неизбежной. Однако руководство виртуальной организацией потребует абсолютно новых профессиональных навыков, особенно в области создания и поддержания взаимоотношений.
По мере увеличения возможностей для создания современных и целиком виртуальных корпораций, их популярность уменьшается из-за трудности управления такими корпорациями. Весьма важным умением руководителя становится искусство управления знаниями и регулирования взаимоотношений с виртуальными партнерами и созданными сообществами. Этому трудно научить, а еще труднее научиться. Необходимо провести дополнительные исследования, чтобы выяснить, почему одни виртуальные фирмы преуспели, а другие – нет. Первоначальная популярность Интернета может быть кратковременной, и покупатели, возможно, не захотят так активно, как ожидается, взаимодействовать с фирмами. Определение источника долговременного конкурентного преимущества для виртуальных фирм может оказаться трудным делом. Возрастающее беспокойство о надежности при передаче информации и неспособность властей определить политику и стандарты могут снизить потенциал ряда информационных технологий. Но, в конечном счете, способность фирм доверять своим виртуальным партнерам будет определять долговременный успех такого вида организационной структуры.
Вариант 13
ИНВЕСТОРЫ
Информационные технологии – очень динамичный рынок. Технологии быстро совершенствуются, запросы людей и бизнеса возрастают. В этой гонке технологий центральную роль играет интенсивное и, главное, своевременное финансирование. Если классический капитализм подразумевал постепенное накопление средств, которые выливались в финансирование новых разработок, то в новой экономике идеи и изобретения не могут ждать, так как они нужны на рынке в определенный момент времени.
Инвесторы на рынке информационных технологий разделяются на две основные категории – стратегические и финансовые. Среди первых – крупные ИТ-компании, у нас в первую очередь – системные интеграторы, телекоммуникационные компании и компьютерные торговые дома, которые финансируют проекты, главным образом направленные на развитие или дополнение собственного бизнеса. Их мотивация – развитие бизнеса, поэтому, как правило, стратегические инвесторы не ждут быстрой отдачи от своих вложений. Наиболее серьезные проекты, профинансированные крупными стратегическими инвесторами, живут и сейчас, дополняя основной бизнес.
Тем не менее, в нашей стране стратегические инвестиции являются скорее среднесрочными, чем долгосрочными – инвесторы рассчитывают начать возвращать деньги уже через 3-5 лет, а не через 7-10. Если стратегические инвесторы вкладывают средства в другие компании, то они, как правило, стремятся их полностью контролировать, фактически сделав из приобретенной компании свое подразделение, внутренний проект. Именно поэтому приобретения стратегических инвесторов, особенно в нашей стране, нередко проходят как покупки перспективных команд, а не перспективных компаний. Российская специфика проявилась в том, что среди ИТ-инвесторов оказались и нефтяные компании, развивающие ряд крупных проектов в области информационных и онлайновых технологий.
Вторая категория – финансовые или венчурные инвесторы. Их подход к инвестициям в корне отличается от стратегических инвесторов. Будучи профессиональными финансистами, они вкладывают средства, как правило, приобретая не контрольный пакет в перспективных с их точки зрения проектах или компаниях. Срок инвестиций – два-три года, максимум пять лет, что для российского рынка все-таки редкость.
Капиталистические гуру и молодые финансисты и сейчас ведут охоту на проекты, на которых можно заработать деньги. Другое дело – проектов мало. Основная мотивация венчурного инвестора – отдача на вложенный капитал, которую они получают, перепродавая свою долю другим, например стратегическим инвесторам или после выхода проинвестированной компании на фондовый рынок (первичное размещение акций, IPO). Последний сценарий особенно популярен в Соединенных Штатах, Канаде и Западной Европе, весной-летом 2000 года об этом вели разговоры и у нас. В период, предшествующий перепродаже или листингу, венчурный инвестор принимает активное участие в жизни компании – в основном как советник и наблюдатель в правом вето на стратегически важные решения. Для венчурного инвестора цель абсолютно конкретна – выйти из инвестиционного проекта, зафиксировав на выходе максимально возможный возврат.
Буквально на глазах в нашей стране поднялась и «сдулась» целая отрасль – венчурные инвестиции. Около двух лет первые венчурные деньги появились на российском рынке, затем число американских, европейских и российских инвесторов возрастало с каждым месяцем. Каждый крупный инвестиционный банк считал своим долгом заявить о себе в области инвестиций в ИТ-проекты: онлайновые, программные, информационные. Пик венчурных инвестиций пришелся на начало-середину 2000 года. На тот момент можно было насчитать около двух десятков относительно крупных инвесторов. Однако время внесло свои коррективы – сейчас сектор венчурных инвестиций почти мертв, часть венчурных инвесторов ушла с рынка, и остались всего несколько серьезных игроков, которые занимают выжидательную позицию. Причем, среди венчурных инвесторов в нашей стране, по данным EBRD, доминирует иностранный капитал – его доля составляет более 90%.
Интересно, что если в Западной Европе и Америке около трети ИТ-инвестиций направляется в начинающие компании и предпринимательские команды (start-ups), то у нас – только 10%, а остальные средства направляются в зрелые фирмы, в том числе во внутренние проекты. Такой вариант ИТ-инвестиций, как финансирование выкупа акций компаний менеджментом у владельцев с целью обновления бизнеса (managers buyouts), чрезвычайно популярный в западных странах (до 2/3 венчурных вложений в США и более половины в Европе), пока совершенно отсутствует в России. Возможно, пока нет до конца сформировавшихся менеджерских команд, интересы которых могли вступать в противоречие с интересами владельцев. Однако можно не сомневаться, со временем такие инвестиции будут делаться и у нас.
Эффективным способом управления инвестициями является холдинг. Холдинг – объединение разных компаний в рамках общего финансового и стратегического менеджмента, самый популярный вариант владения и управления ИТ- и интернет-проектами в России. Как правило, владельцами и управляющими холдинговых компаний являются крупные инвесторы, вложившиеся в несколько проектов разного масштаба. Наиболее сильные холдинги с точки зрения стабильности бизнеса – у поставщиков интернет-услуг и системных интеграторов. Холдинги активно поддерживают инновационные направления, постоянно пробуя расширить свой бизнес по разным направлениям. Будучи эффективным методом управления и стратегической консолидации разрозненных активов, холдинг также обеспечивает устойчивость самим проектам, в первую очередь в финансах и в управленческих кадрах. Соответственно двум видам инвесторов, на рынке работают два вида холдингов – те, что аффилированы в телекоммуникационными, компьютерными компаниями, системными интеграторами, и те, которые поддерживаются крупными инвестбанками.
Несмотря на кризис ИТ- и особенно интернет-бизнеса, было бы ошибочным утверждать, что рынок инвестиций в информационные технологии сворачивается. Скорее, инвесторы, как стратегические, так и оставшиеся финансовые, просто не заявляют о себе при каждом удобном случае, как раньше. Тем не менее можно быть на сто процентов уверенным, что если на рынке появится реальный, многообещающий и просчитанный коммерческий проект, то он тут же найдет своего инвестора – причем как стратегического, так и финансового.
Вариант 14
ИТ-ИНДУСТРИЯ В РОССИИ
Как показывает практика, рост ИТ-индустрии в любой стране в любой стране в среднем в четыре раза превышает темпы роста экономики страны в целом. Российская экономика растет, так что перед российской ИТ-индустрией открываются огромные возможности. И дело доже не столько в росте объемов продаж, сколько в изменении самого статуса ИТ-отрасли. Ее основным заказчиком, а следовательно, источником идей и тенденций, формализованных через механизм спроса, является бизнес. Поэтому развитие ИТ-отрасли и ее будущий успех зависят от желания российского бизнеса пользоваться ее продуктами. И в меньшей степени – от усилий государства.
За последние десять лет лицо российской ИТ-индустрии сильно изменилось. Начиналось все, конечно, с банальной торговли компьютерами. В конце 80-х правительство дало формальное разрешение бюджетным организациям тратить на приобретение оргтехники безналичные деньги, которые через кооперативы превращались в деньги реальные. Чуть ли не каждый действующий ныне чиновник или заметный бизнесмен сможет припомнить в своей биографии эпизоды, связанные именно с компьютерными сделками. А многие структуры, определяющие сейчас лицо российского бизнеса, заработали на перепродаже импортных компьютеров стартовый капитал. Так что компьютерный бизнес можно считать предтечей всего российского бизнеса. А рынок программного обеспечения возник и развивался главным образом благодаря тому, что в нашей стране не было недостатка в программистах, способных автоматизировать работу бухгалтерии. Некоторые из них без копейки инвестиций за какой-то десяток лет создали фирмы с миллионными оборотами. Конечно, Бил Гейтс раскрутился быстрее, но и условия у него были тепличные. А условия, в которых десять лет назад начинали «1С», «Парус», «Галактика», ABBYY, «Лаборатория Касперского», благоприятными не назовешь.
Теперь российская ИТ-отрасль – не только купля-продажа компьютеров, но и их производство, сложные информационные системы, крупные ИТ-проекты для коммерческих и государственных структур, программы подготовки квалифицированных ИТ-специалистов и ИТ-менеджеров. Российские компании выходят на западный рынок, а мировые ИТ-гранды с удовольствием создают в России центры по разработке программных технологий. Российское правительство, приняв программу «Электронная Россия», в ее реализации рассчитывает на помощь ИТ-отрасли.
Российская ИТ-отрасль приобретает глубину, переходя от конкретных технологий и штучных продуктов к решению задач комплексной автоматизации бизнеса, которая бы приводила в реальному и измеримому росту его производительности, а не только к повышению комфортности труда управленца. Поэтому важно не повторять ошибок конца 1990-х годов, когда е-лихорадка захлебнулась из-за того, что новые амбициозные проекты, поражавшие воображение даже любителей научной фантастики, не смогли внести хоть сколько-нибудь заметного вклада в рост производительности в настоящем, реальном бизнесе.
Время погони за новыми технологиями во имя самих технологий прошло. Зато пришло время жесткого делового прагматизма: новые технологии имеют право на существование только там, где они приводят к реальному, а не мнимому росту эффективности бизнеса. И спроса на такие ИТ-решения следует ожидать не только со стороны таких традиционных потребителей ИТ-услуг, как банковский сектор, телекоммуникации, транспорт и ТЭК, но и многих других, менее инновационных отраслей. Наиболее перспективен b2b-бизнес, дающий самое заметное и быстрое воздействие на рост эффективности. В большинстве отраслей российской экономики резко усиливается конкуренция, и для компаний одной из важных задач становится борьба за клиента. Мало выпустить качественный продукт по оптимальной цене, нужно еще обслужить покупателя так, чтобы ему было удобно, по максимуму учесть его потребности. Для ИТ-отрасли это означает увеличение спроса на CRM-решения.
Индустрия информационных технологий признается сегодня одной из самых динамичных и перспективных в российской экономике. Реальную пользу от ИТ ощущают и крупные промышленные корпорации, и государственные структуры, и граждане. Однако имена тех, кто олицетворяет российскую ИТ-индустрию, небыли известны. Теперь будут: в рамках проекта iOne в феврале 2002 года ИД «КоммерсантЪ», компания !TranceLitePromotion, Ассоциация менеджеров России и IT-клуб составили список ста лучших лиц отечественной ИТ-индустрии – iTop-100. Список определяли игроки российского рынка ИТ и их заказчики. Для этого на сайте www.iOne.ru было организовано голосование по предварительному списку из нескольких сотен кандидатов. Всего проголосовало около 4 тыс. человек. В результате к 1 февраля 2002 года был сформирован первый список кандидатов, в котрый вошли более 300 человек. Однако он не был единственной базой для определения iTop-100. Параллельно производилось экспертное голосование.
В нем принимали участие две группы экспертов. Первую составили представители самой российской ИТ-индустрии. Вторую – топ-менеджеры российских «неайтишных» компаний, отвечающие за корпоративные ИТ. И те и другие из списка кандидатов выбирали свою топовую сотню. В итоге к 5 февраля были готовы все три списка. Суммарный балл кандидата складывался из баллов в каждом из трех полученных списков, нормированных на максимальный результат в них. Первая сотня позиций в итоговом списке – это и есть iTop-100:
Агамерзян Игорь Рубенович, Алимбеков Саид синятулович, Андреев Сергей Геннадьевич, Анисимов Сергей Николаевич, Арлазаров Владимир Львович, Ахияров Рустем Рифкатович, Бабаян Борис Арташесович, Бобровников Борис Леонидович, Богуславский Леонид Борисович, Бутман Виктор Александрович, Вайнштейн Виктор Александрович, Валисиадис Игорь Валентинович, Васин Василий Иванович, Веселов Евгений Николаевич, Волож Аркадий Юрьевич, Гайфуллин Булат Накиевич, Галицкий Александр Владимирович, Галкин Игорь Георгиевич, Генс Георгий Владимирович, Герр Рубен Григорьевич, Гирдин Сергей Алексеевич, Гликман Феликс Михайлович, Голосов Алексей Олегович, Гольденберг Леонид Шиканович, Гуккин Александр Александрович, Дайсон Эстер, Дергунова Ольга Константиновна, Дмитриев Кирилл Александрович, Донской Михаил Владимирович, Дубовицкий Юрий Аркадьевич, Егоров Александр Геннадьевич, Жуков Сергей Владимирович, Зимин Дмитрий Борисович, Зотов Андрей Юрьевич, Калин Сергей Владимирович, Калинин Александр Николаевич, Каменнова Мария Сергеевна …
Вариант 15