Напечатайте слово и выполните звуковой анализ

Ход урока

I. Организационный момент.

Долгожданный дан звонок,

Начинается урок.

И книжки, и тетрадки,

И мысли – всё в порядке.

II. Повторение пройденного материала.

- Ребята, сегодня мне пришло письмо. Нас приглашают в гости герои замечательной сказки Эдуарда Успенского «Дядя Фёдор, пёс и кот» (показ книги). Как же мы будем добираться туда? Вам поможет ответить на этот вопрос слово, которое спрятано в этом конверте. Но буква рассыпались. Расставим их так, чтобы получилось слово.(1 ученик работает у доски).

- Какое слово получилось? (Вагон) (Картинка выставляется на доску).

- Составим схему этого слова (1 ученик работает у доски).

- Сколько слогов в этом слове? (2)

- Почему? (Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов).

- Назовите 1 слог. (Ва)

- Какое слияние? (Твёрдое)

- Назовите 2 слог (гон). Какое слияние? (Твёрдое). Назовите последний звук [н]. Какой он? (Согласный, твёрдый, непарный, звонкий).

- Какой слог ударный? (Второй).

- Вы догадались, что мы отправляемся в путешествие в вагоне поезда. А тем временем в Простоквашино с нетерпением ждут гостей.

III. Постановка цели и задач урока.

- Кот Матроскин, лёжа на печи, размышляет. Послушайте о чём. Какой звук чаще всего встречается в словах? (Во время рассказа на доске появляются картинки, в которых встречается новый звук).

Кот молча, лежит на печке и смотрит в окно. Течёт и тихо журчит речка. Солнце шлёт на землю свои горячие лучи. По небу плывут облачка. Одно облачко как зайчик, другое - как лисичка, а третье похоже на уточку.

- Кто же такие облачка делает? – задумчиво спрашивает Матроскин. А вот кто: солнечные лучики и речка.

Учитель: Какой звук вы услышали чаще других?

Ученики: сразу называют звук [ч,],

тема урока: «Буква Ч», которую ещё не изучали;

цель урока: познакомиться с буквой Ч.

задачи урока: - научиться узнавать букву Ч;

- познакомиться с новым звуком;

- научиться читать слоги и слова с буквой Ч;

Учитель создаёт условия для того, чтобы цель урока и задачи дети сформулировали сами.

IV. Первичное введение нового материала.

- Произнесите ещё раз слова, рисунки к которым вы видите. Послушайте, как звучит звук [ч,]. (Печка, речка, лучи, облачко, зайчик, лисичка, уточка, кошечка, девочка).

Напечатайте слово и выполните звуковой анализ - student2.ru Напечатайте слово и выполните звуковой анализ - student2.ru Напечатайте слово и выполните звуковой анализ - student2.ru Напечатайте слово и выполните звуковой анализ - student2.ru Напечатайте слово и выполните звуковой анализ - student2.ru Напечатайте слово и выполните звуковой анализ - student2.ru Напечатайте слово и выполните звуковой анализ - student2.ru Напечатайте слово и выполните звуковой анализ - student2.ru Напечатайте слово и выполните звуковой анализ - student2.ru

- Какой звук [ч,] гласный или согласный? Почему?

- Звонкий или глухой?

- Твёрдый или мягкий? (Всегда мягкий, непарный).

- Как будем печатать? (Простым карандашом).

Февраля

Ч ч

- На с.104 составьте слова и напечатайте их в тетради.

Запомните: ЧК ЧН и НЧ не дружат с Ь!

- Отгадайте загадку и вы узнаете, что мы возьмём с собой в путешествие.

Когда лежу на месте,

Не раскрывая рта,

Во мне скажу по чести,

Такая пустота!

Напечатайте слово и выполните звуковой анализ - student2.ru Скорей, скорей бы лето!

И люди будут класть

Дорожные предметы

В мою большую пасть.

Мне видно от рожденья

Такой характер дан,

Что я люблю движенье,

На то я … (чемодан). (Показ картинки).

Напечатайте слово и выполните звуковой анализ

- Где стоит звук [ч,] в этом слове?

- Послушайте слова и скажите, где вы слышите звук [ч,]. (Чулан, пачка, чудо, солнце, кочан, мяч).

- Наш поезд тронется тогда, когда мы 3 раза произнесём скороговорку.

Я колёсами стучу, быстро вас домчать хочу. (3 раза).

(Поезд сдвигается)

- Какой звук часто повторяется в скороговорке?

На письме звук [ч,] обозначается буквой Ч.

- Кто может показать эту букву в алфавите?

- На что похожа печатная буква Ч?

- Да, вы правильно решили

Ч мы пишем, как четыре.

Только с цифрами, друзья,

Буквы путать нам нельзя. (Показ картинки).

- Для чего нужны 2 буквы?

- Укажите место этой буквы на ленте букв.

Чтение слияний, слов.

- Прочитайте слияния: ча – с радостью,

чо – с удивлением,

чу – пропеть,

че – с грустью,

чи – с вопросом.

- Как на схеме обозначим эти слияния?

- Почему? (Звук [ч,] всегда мягкий).

- Не все гласные используют для письма слогов с буквой ч. Нет букв ы, э, ю, я. Запомните, как пишутся слоги ча- чу. Это продолжим изучать на уроке письма.

- Вот мы и на станции Простоквашино. Нас ждут друзья. (На доске картинки героев сказки). Напечатайте слово и выполните звуковой анализ - student2.ru

- Чем они собираются нас угощать? (На доске предметные картинки: чай, конфеты, торт, печенье, варенье).

- Среди угощений выберите те, в названии которых есть звук [ч,].(Чаем с печеньем).

- Матроскин и Шарик предлагают не только вкусное угощение, но и игру в слова.

чай чистые

чашки честный

человек чудесный

часы точные

- Прочитайте слова. К словам левого столбика подберите подходящие по смыслу слова из правого столбика.

- Что получилось? Прочитайте. (Чудесный чай, чистые чашки, точные часы, честный человек). Напечатайте словосочетания в тетрадь.

- Что интересного заметили? Слова начинаются со звука [ч,].

- Составьте с любым из этих слов предложение. (В Москве самые точные часы. В гостях у Матроскина мы пили чудесный чай.)

V. Физкультминутка

- После застолья мы, гости, решили оставить о себе добрую память. Мы предложили посадить в палисаднике около дома несколько деревьев. Я буду перечислять названия деревьев. Если в них есть звук [ч,], вы изображаете, как копаете ямки для саженцев. Если в названиях звук [ч,] отсутствует, вы делаете наклоны в стороны.

Вишня, слива, черёмуха, яблоня, чинара, тополь, черешня, осина, берёза.

VI. Первичное закрепление

Работа с текстом.

- Вы знаете, что Дядя Фёдор, хоть и мал ещё, но очень серьёзный и самостоятельный. Он многое умеет делать. Какое занятие одно из самых любимых? Это вы узнаете, если расставите книги на полочке. Сначала высокие, потом низкие. (1 ученик работает у доски).

- Прочитайте слово, которое у вас получилось. (Чтение).

- Давайте и мы почитаем слова с доски. (Мяч, мячик, скачу, скачет, девочка, Танечка).

- Прочитайте слова, где буква ч стоит в конце слова.

- Прочитайте слова, где буква ч стоит в середине слова.

- Когда мы употребляем слово мяч, а когда мячик? Таня и Танечка?

- Откройте «Букварь» на стр. 104.

- Прочитайте текст. (Чтение «про себя», хором в медленном темпе, хором целыми словами.)

- Найдите и прочитайте предложение, которое соответствует этой схеме.

На доске схема: I___ ___ _ І___, _ ___ ___.

- Пока мы читали, Матроскин и Шарик успели поссориться. Чтобы их помирить, почтальон Печкин принёс журнал с очень интересным рассказом Ушинского.

- Прочитайте текст. "Удивительно"

- Прочитайте по «цепочке».

VII. Физкультминутка

- Встаньте, повернитесь лицом друг к другу. Изобразите на лице такое же , как на рисунке 1 (2, 3).

Игра «Собери пословицу». Почему так говорят?

На доске:

Чтение лучшее учение - вот

Аудирование

ОТВАЖНЫЙ ПИНГВИНЕНОК

Однажды я спускался к морю и увидел маленького пингвиненка. У него ещё только выросли три пушинки на голове и коротенький хвостик.

Он смотрел, как взрослые пингвины купаются. Остальные птенцы стояли у нагретых солнцем камней.

Долго стоял на скале пингвиненок: страшно ему было бросаться в море.

Наконец он решился и подошёл к краю скалы.

Маленький голый пингвиненок стоял на высоте трёхэтажного дома. Его сносил ветер.

От страха пингвиненок закрыл глаза и... бросился вниз. Вынырнул, закружился на одном месте, быстро вскарабкался на камни и удивлённо посмотрел на море.

Это был отважный пингвиненок. Он первый искупался в холодном зелёном море.

Г. Снегирёв

Тестирование

1. Где происходит действие?

а) Возле моря;

б) на берегу реки;

в) в лесу.

2. Какой был хвостик у пингвиненка?

а) Длинный;

б) коротенький;

в) у него не было хвоста.

3. На что смотрел пингвиненок?

а) Как играются взрослые пингвины;

б) как едят взрослые пингвины;

в) как взрослые пингвины купаются.

4. Где стоял пингвиненок?

а) На низком берегу;

б) на скале;

в) возле своего гнезда.

5. Как прыгал пингвиненок?

а) Он сразу бросился вниз;

б) он долго стоял па скало, а потом прыгнул;

в) он остался на скале.

6. Каким был пингвиненок?

а) Умным;

б) трусливым;

в) отважным.

VIII. Подведение итогов урока. Рефлексия.

- Послушали Матроскин и Шарик ваши советы и решили, что больше никогда не будут ссориться.

- Наше путешествие подошло к концу. (Предложить детям высказаться по уроку, используя слова, записанные на доске.)

· научился…

· узнал …

· понравилось …

· затруднялся …

· поделюсь …

· расскажу …

- Если вам понравилось в гостях у Матроскина и Шарика, то вы можете продолжить знакомство с этими персонажами на страницах книги Успенского «Дядя Фёдор, пёс и кот» (показ книги)

- Спасибо всем за урок

Наши рекомендации