Проверка работы электродвигателя под нагрузкой.
Производится при нагрузке, обеспечиваемой технологическим оборудованием к моменту сдачи в эксплуатацию. При этом для электродвигателя с регулируемой частотой вращения определяются пределы регулирования. Проверяется тепловое и вибрационное состояние двигателя.
23. Электродвигатели переменного тока. Т, М - производятся в сроки,
устанавливаемые системой ППР.
┌──────────────┬───────┬────────────────────────┬───────────────────────┐
│ Наименование │ Вид │ Нормы испытания │ Указания │
│ испытания │испыта-│ │ │
│ │ ния │ │ │
├──────────────┼───────┼────────────────────────┼───────────────────────┤
│23.1. │ │У электродвигателей│Сопротивление изоляции│
│Измерение │ │мощностью более 5 МВт│измеряется мегаомметром│
│сопротивления │ │измерения производятся в│на напряжение: │
│изоляции. │ │соответствии с│500 В - у│
│ │ │установленными нормами и│электродвигателей │
│ │ │инструкциями │напряжением до 500 В; │
│ │ │заводов-изготовителей. │1000 В - у│
│ │ │ │электродвигателей │
│ │ │ │напряжением до 1000 В; │
│ │ │ │2500 В - у│
│ │ │ │электродвигателей │
│ │ │ │напряжением выше 1000│
│ │ │ │В. │
│ │ │ │ │
│1) обмоток│ К, Т │Сопротивление изоляции│ │
│статора, у│ │должно быть не ниже│ │
│электродвига- │ │значений, приведенных в│ │
│телей на│ │табл.28 (Приложение│ │
│напряжение │ │3.1). │ │
│выше 1000 В│ │ │ │
│или мощностью│ │ │ │
│от 1 МВт до 5│ │ │ │
│МВт; │ │ │ │
│ │ │ │ │
│2) обмоток│ К, Т │Сопротивление изоляции│Значения сопротивлений│
│статора, у│ │обмоток должно быть не│относятся ко всем видам│
│электродвига- │ │менее 1 МОм при│изоляции. │
│телей на│ │температуре 10-30°С, а│ │
│напряжение до│ │при температуре 60°С -│ │
│1000 В; │ │0,5 МОм; │ │
│ │ │ │ │
│3) коэффициент│ К, Т │Значение R_60/R_15│Производится │
│абсорбции │ │должно быть не ниже 1,3│мегаомметром на│
│(отношение │ │у электродвигателей с│напряжение 2500 В для│
│R_60/R_15) │ │термореактивной │электродвигателей │
│обмоток │ │изоляцией и не ниже 1,2│мощностью от 1 до 5│
│статора │ │у электродвигателей с│МВт, а также меньшей│
│электродвига- │ │микалентной │мощности для│
│телей │ │компаундированной │электродвигателей │
│напряжением │ │изоляцией. │наружной установки с│
│выше 1000 В; │ │ │микалентной │
│ │ │ │компаундированной │
│ │ │ │изоляцией. │
│ │ │ │ │
│4) обмоток│ К, Т │Сопротивление изоляции│Производится у│
│ротора; │ │должно быть не менее 0,2│синхронных │
│ │ │МОм. │электродвигателей и│
│ │ │ │асинхронных │
│ │ │ │электродвигателей с│
│ │ │ │фазным ротором│
│ │ │ │напряжением 3 кВ и выше│
│ │ │ │иди мощностью более 1│
│ │ │ │МВт мегаомметром на│
│ │ │ │напряжение 1000 В│
│ │ │ │(допускается 500 В). │
│ │ │ │ │
│5) │ К │Не нормируется. │Производится │
│термоиндикато-│ │ │мегаомметром на│
│ров с│ │ │напряжение 250 В. │
│соединительны-│ │ │ │
│ми проводами; │ │ │ │
│ │ │ │ │
│4) │ К │Не нормируется. │Производится у│
│подшипников. │ │ │электродвигателей │
│ │ │ │напряжением 3 кВ и│
│ │ │ │выше, подшипники│
│ │ │ │которых имеют изоляцию│
│ │ │ │относительно корпуса,│
│ │ │ │производятся │
│ │ │ │относительно │
│ │ │ │фундаментной плиты при│
│ │ │ │полностью собранных│
│ │ │ │маслопроводах │
│ │ │ │мегаомметром на│
│ │ │ │напряжение 1000 В при│
│ │ │ │ремонтах с выемкой│
│ │ │ │ротора. │
├──────────────┼───────┼────────────────────────┼───────────────────────┤
│23.2. Оценка│ К │Электродвигатели │ │
│состояния │ │включаются без сушки,│ │
│изоляции │ │если значения│ │
│обмоток │ │сопротивления изоляции│ │
│электродвига- │ │обмоток и коэффициента│ │
│телей перед│ │абсорбции не ниже│ │
│включением. │ │значений, приведенных в│ │
│ │ │п.23.1. │ │
├──────────────┼───────┼────────────────────────┼───────────────────────┤
│23.3. │ К │Значение испытательного│По решению технического│
│Испытание │ │напряжения принимается│руководителя │
│повышенным │ │по табл.29 (Приложение│Потребителя испытание│
│напряжением │ │3.1). │электродвигателей │
│промышленной │ │ │напряжением до 1000 В│
│частоты. │ │ │может не производиться.│
├──────────────┼───────┼────────────────────────┼───────────────────────┤
│23.4. │ К │ │ │
│Измерение │ │ │ │
│сопротивления │ │ │ │
│постоянному │ │ │ │
│току: │ │ │ │
│ │ │ │ │
│1) обмоток│ │Измеренные значения│Производится у│
│статора и│ │сопротивлений различных│электродвигателей │
│ротора; │ │фаз обмоток, приведенные│напряжением 3 кВ и│
│ │ │к одинаковой│выше, сопротивление│
│ │ │температуре, не должны│обмотки ротора│
│ │ │отличаться друг от друга│измеряется у синхронных│
│ │ │и от исходных данных│двигателей и│
│ │ │более чем на +-2%. │электродвигателей с│
│ │ │ │фазным ротором. │
│ │ │ │ │
├──────────────┤ ├────────────────────────┼───────────────────────┤
│2) реостатов и│ │Сопротивление не должно│У электродвигателей│
│пускорегулиро-│ │отличаться от исходных│напряжение 3 кВ и выше│
│вочных │ │значений более чем на│производится на всех│
│резисторов. │ │+-10%. │ответвлениях. У│
│ │ │ │остальных измеряется│
│ │ │ │общее сопротивление│
│ │ │ │реостатов и пусковых│
│ │ │ │резисторов и│
│ │ │ │проверяется целостность│
│ │ │ │отпаек. │
├──────────────┼───────┼────────────────────────┼───────────────────────┤
│23.5. │ К │У электродвигателей│Производится, если│
│Измерение │ │мощностью 1000 кВт и│позволяет конструкция│
│зазоров между│ │более, у всех│электродвигателя. │
│сталью ротора│ │электродвигателей │ │
│и статора. │ │ответственных │ │
│ │ │механизмов, а также у│ │
│ │ │электродвигателей с│ │
│ │ │выносными подшипниками│ │
│ │ │скольжения размеры│ │
│ │ │воздушных зазоров в│ │
│ │ │точках, расположенных по│ │
│ │ │окружности ротора и│ │
│ │ │сдвинутых относительно│ │
│ │ │друг друга на угол 90°,│ │
│ │ │или в точках, специально│ │
│ │ │предусмотренных при│ │
│ │ │изготовлении │ │
│ │ │электродвигателя, не│ │
│ │ │должны отличаться более│ │
│ │ │чем на 10% от среднего│ │
│ │ │размера. │ │
├──────────────┼───────┼────────────────────────┼───────────────────────┤
│23.6. │ К │Увеличение зазоров в│ - │
│Измерение │ │подшипниках скольжения│ │
│зазоров в│ │сверх значений,│ │
│подшипниках │ │приведенных в табл.30│ │
│скольжения │ │(Приложение 3.1),│ │
│ │ │указывает на│ │
│ │ │необходимость │ │
│ │ │перезаливки вкладыша. │ │
├──────────────┼───────┼────────────────────────┼───────────────────────┤
│23.7. Проверка│ К │Ток холостого хода не│Производится у│
│электродвига- │ │должен отличаться более│электродвигателей │
│теля на│ │чем на 10% от значения,│напряжением 3 кВ и выше│
│холостом ходу│ │указанного в каталоге│и мощностью 100 кВт и│
│или с│ │или в инструкции завода│более. │
│ненагруженным │ │изготовителя. │ │
│механизмом. │ │Продолжительность │ │
│ │ │испытания - 1 час. │ │
├──────────────┼───────┼────────────────────────┼───────────────────────┤
│23.8. │ К, М │Вертикальная и│Производится у│
│Измерение │ │поперечная составляющая│электродвигателей │
│вибрации │ │вибрации, измеренные на│напряжением 3 кВ и выше│
│подшипников │ │подшипниках │и электродвигателей│
│электродвига- │ │электродвигателей, │ответственных │
│теля. │ │сочлененных с│механизмов │
│ │ │механизмами, не должна│ответственных │
│ │ │превышать значений,│механизмов. │
│ │ │указанных в заводских│ │
│ │ │инструкциях. При│ │
│ │ │отсутствии таких│ │
│ │ │указаний см. табл.31│ │
│ │ │(Приложение 3.1). │ │
├──────────────┼───────┼────────────────────────┼───────────────────────┤
│23.9. │ К │Не выше 4 мм, если в│Производится у│
│Измерение │ │заводской инструкции не│электродвигателей. │
│разбега ротора│ │установлена другая│имеющих подшипники│
│в осевом│ │норма. │скольжения, │
│направлении. │ │ │ответственных │
│ │ │ │механизмов или в случае│
│ │ │ │выемки ротора. │
├──────────────┼───────┼────────────────────────┼───────────────────────┤
│23.10. │ К │Производится при│Производится у│
│Проверка │ │нагрузке │электродвигателей │
│работы │ │электродвигателя не│напряжением выше 1000│
│электродвига- │ │менее 50% номинальной. │В. │
│теля под│ │ │ │
│нагрузкой. │ │ │ │
├──────────────┼───────┼────────────────────────┼───────────────────────┤
│23.11. │ К │Производится избыточным│Продолжительность │
│Гидравлические│ │давлением 0,2-0,25 МПа│испытания - 5-10 мин. │
│испытания │ │(2-2,5 кгс/см2), если│ │
│воздухоохлади-│ │отсутствуют другие│ │
│теля. │ │указания │ │
│ │ │завода-изготовителя │ │
├──────────────┼───────┼────────────────────────┼───────────────────────┤
│23.12. │ К │Стержни короткозамкнутых│Производится у│
│Проверка │ │электродвигателей должны│асинхронных │
│исправности │ │быть целыми. │электродвигателей │
│стержней │ │ │мощностью 100 кВт и│
│короткозамкну-│ │ │более. │
│того ротора. │ │ │ │
├──────────────┼───────┼────────────────────────┼───────────────────────┤
│23.13. │ │Производится у│ │
│Испытание │ │синхронных │ │
│возбудителей. │ │электродвигателей в│ │
│ │ │соответствии с│ │
│ │ │требованиями заводских│ │
│ │ │инструкций. │ │
└──────────────┴───────┴────────────────────────┴───────────────────────┘
24. Машины постоянного тока. К, Т - производятся в сроки,
устанавливаемые системой ППP.
┌──────────────┬───────┬────────────────────────┬───────────────────────┐
│ Наименование │ Вид │ Нормы испытания │ Указания │
│ испытания │испыта-│ │ │
│ │ ния │ │ │
├──────────────┼───────┼────────────────────────┼───────────────────────┤
│24.1. Оценка│ К │Машины постоянного тока│ │
│состояния │ │включаются без сушки при│ │
│обмоток. │ │соблюдении следующих│ │
│ │ │условий: │ │
│ │ │- машины напряжением до│ │
│ │ │500 В, если значение│ │
│ │ │сопротивления изоляции│ │
│ │ │обмоток не менее│ │
│ │ │приведенного в табл.32│ │
│ │ │(Приложение 3.1). │ │
│ │ │- машины напряжением│ │
│ │ │выше 500 В, если│ │
│ │ │значение сопротивления│ │
│ │ │изоляции обмоток не│ │
│ │ │менее приведенного в│ │
│ │ │табл. 32 (Приложение│ │
│ │ │3.1) и значение│ │
│ │ │коэффициента абсорбции│ │
│ │ │не менее 1.2. │ │
├──────────────┼───────┼────────────────────────┼───────────────────────┤
│24.2. │ К, Т │ │ │
│Измерение │ │ │ │
│сопротивления │ │ │ │
│изоляции: │ │ │ │
│ │ │ │ │
│1) обмоток; │ │Измеренное значение│Сопротивление изоляции│
│ │ │сопротивления обмоток│обмоток измеряется│
│ │ │должно быть не ниже│относительно корпуса│
│ │ │приведенных в табл.32│при номинальном│
│ │ │(Приложение 3.1). В│напряжении обмотки до│
│ │ │эксплуатации │500 В мегаомметром на│
│ │ │сопротивление изоляции│напряжение 500 В, при│
│ │ │обмоток измеряется│номинальном напряжении│
│ │ │вместе с соединенными с│обмотки выше 500 В -│
│ │ │ними цепями и кабелями. │мегаомметром на│
│ │ │ │напряжение 1000 В. │
│ │ │ │ │
│2) бандажей. │ │Не менее 0,5 МОм. │Сопротивление изоляции│
│ │ │ │бандажей измеряется│
│ │ │ │относительно корпуса и│
│ │ │ │удерживаемых им обмоток│
│ │ │ │вместе с соединенными с│
│ │ │ │ними цепями и кабелями.│
├──────────────┼───────┼────────────────────────┼───────────────────────┤
│24.3. │ К │См. табл.33 (приложение│Не производится у машин│
│Испытание │ │3.1). Продолжительность│мощностью до 200 кВт на│
│изоляции │ │испытания - 1 мин. │напряжение до 440 В. │
│повышенным │ │ │ │
│напряжением │ │ │ │
│промышленной │ │ │ │
│частоты. │ │ │ │
├──────────────┼───────┼────────────────────────┼───────────────────────┤
│24.4. │ К │См. табл.34 (Приложение│Измерения производятся│
│Измерение │ │3.1). │при практически│
│сопротивления │ │ │холодном состоянии│
│постоянному │ │ │машины. │
│току │ │ │ │
├──────────────┼───────┼────────────────────────┼───────────────────────┤
│24.5. Снятие│ К │Отклонение снятой│Характеристика │
│характеристик │ │характеристики от│холостого хода│
│холостого хода│ │заводской не│снимается у генераторов│
│и испытание│ │нормируется. При│постоянного тока.│
│витковой │ │испытании витковой│Подъем напряжения│
│изоляции. │ │изоляции машин с числом│производится до│
│ │ │полюсов более четырех│значения, равного 130%│
│ │ │среднее напряжение между│номинального. │
│ │ │соседними коллекторными│ │
│ │ │пластинами не должно│ │
│ │ │быть выше 24 В.│ │
│ │ │Продолжительность │ │
│ │ │испытания витковой│ │
│ │ │изоляции - 3-5 мин. │ │
├──────────────┼───────┼────────────────────────┼───────────────────────┤
│24.6. │ К │Зазоры в диаметрально│Измерение производится│
│Измерение │ │противоположных точках│у генераторов, а также│
│воздушных │ │не должны отличаться│у электродвигателей│
│зазоров под│ │один от другого более│мощностью более 3 кВт. │
│полюсами. │ │чем на _10% среднего│ │
│ │ │зазора. │ │
├──────────────┼───────┼────────────────────────┼───────────────────────┤
│24.7. Проверка│ К │Ток холостого хода не│Производится не менее 1│
│работы машины│ │нормируется, оценивается│ч. │
│на холостом│ │рабочее состояние машины│ │
│ходу. │ │ │ │
├──────────────┼───────┼────────────────────────┼───────────────────────┤
│24.8. │ К │Пределы регулирования│Производится на│
│Определение │ │должны соответствовать│холостом ходу и под│
│пределов │ │технологическим данным│нагрузкой у│
│регулирования │ │механизма. │электродвигателей с│
│частоты │ │ │регулируемой частотой│
│вращения. │ │ │вращения. │
└──────────────┴───────┴────────────────────────┴───────────────────────┘
Таблица 28
Наименьшие допустимые значения сопротивления изоляции электродвигателей
на напряжение выше 1000 В
┌─────────────────┬──────────────────────────────────────────────────────┐
│ Температура │ Сопротивление изоляции R_60, МОм при номинальном │
│ обмотки, °С │ напряжении обмотки кВ │
│ ├─────────────────┬──────────────────┬─────────────────┤
│ │ 3-3,15 │ 6,0-6,3 │ 10,0-10,5 │
├─────────────────┼─────────────────┼──────────────────┼─────────────────┤
│ 10 │ 30 │ 60 │ 100 │
├─────────────────┼─────────────────┼──────────────────┼─────────────────┤
│ 20 │ 20 │ 40 │ 70 │
├─────────────────┼─────────────────┼──────────────────┼─────────────────┤
│ 30 │ 15 │ 30 │ 50 │
├─────────────────┼─────────────────┼──────────────────┼─────────────────┤
│ 40 │ 10 │ 20 │ 35 │
├─────────────────┼─────────────────┼──────────────────┼─────────────────┤
│ 50 │ 7 │ 15 │ 25 │
├─────────────────┼─────────────────┼──────────────────┼─────────────────┤
│ 60 │ 5 │ 10 │ 17 │
├─────────────────┼─────────────────┼──────────────────┼─────────────────┤
│ 75 │ 3 │ 6 │ 10 │
└─────────────────┴─────────────────┴──────────────────┴─────────────────┘
Таблица 32
Наименьшие допустимые сопротивления изоляции обмоток машин постоянного тока
┌────────────┬──────────────────────────────────────────────────────────┐
│Температура │ Сопротивление изоляции, R_60, МОм, при номинальном │
│обмотки, °С │ напряжении машин, В │
│ ├──────────┬───────────┬──────────┬──────────┬─────────────┤
│ │ 230 │ 460 │ 650 │ 750 │ 900 │
├────────────┼──────────┼───────────┼──────────┼──────────┼─────────────┤
│ 10 │ 2,7 │ 5,3 │ 8,0 │ 9,3 │ 10,8 │
├────────────┼──────────┼───────────┼──────────┼──────────┼─────────────┤
│ 20 │ 1,85 │ 3,7 │ 5,45 │ 6,3 │ 7,5 │
├────────────┼──────────┼───────────┼──────────┼──────────┼─────────────┤
│ 30 │ 1,3 │ 2,6 │ 3,8 │ 4,4 │ 5,2 │
├────────────┼──────────┼───────────┼──────────┼──────────┼─────────────┤
│ 40 │ 0,85 │ 1,75 │ 2,5 │ 2,9 │ 3,5 │
├────────────┼──────────┼───────────┼──────────┼──────────┼─────────────┤
│ 50 │ 0,6 │ 1,2 │ 1,75 │ 2,0 │ 2,35 │
├────────────┼──────────┼───────────┼──────────┼──────────┼─────────────┤
│ 60 │ 0,4 │ 0,8 │ 1,15 │ 1,35 │ 1,6 │
├────────────┼──────────┼───────────┼──────────┼──────────┼─────────────┤
│ 70 │ 0,3 │ 0,5 │ 0,8 │ 0,9 │ 1,0 │
├────────────┼──────────┼───────────┼──────────┼──────────┼─────────────┤
│ 75 │ 0,22 │ 0,45 │ 0,65 │ 0,75 │ 0,9 │
└────────────┴──────────┴───────────┴──────────┴──────────
3.6.19. До и после испытания изоляции повышенным напряжением промышленной частоты или выпрямленным напряжением рекомендуется измерять сопротивление изоляции с помощью мегаомметра. За сопротивление изоляции принимается одноминутное значение измеренного сопротивления R_60.
Если в соответствии с нормами требуется определение коэффициента абсорбции (R_60/R_15), отсчет производится дважды: через 15 и 60 с после начала измерений.