Технологические трубопроводы и арматура.
СОЕДИНЕНИЯ ЭлементОВ трубопроводов.
Трубопровод включает в себя следующие основные элементы: трубы, фасонные части или фитинги (отводы, крестовины, переходы с одного диаметра на другой и др.), соединения (фланцевые, муфтовые, цапковые, сварные), арматуру.
Для соединения отдельных участков трубопроводов, а также для установки арматуры, приборов контроля и автоматики применяют неразъемные (сварные) и разъемные (фланцевые, резьбовые) соединения. Плотность разъемных соединений должна обеспечиваться как при рабочих давлении и температуре, так и при заполнении трубопровода продуктом.
Для условных давлений до 2,5 МПа и температур до 300°С используют плоские приварные фланцы, а для условных давлений до 25 МПа фланцы приварные встык (воротниковые): для температур до 425 °С из углеродистых сталей и для температур выше 425 °С из легированных сталей (рис.7.2.1).
Плотность фланцевых соединений, работающих при условных давлениях до 4 МПа, обеспечивается плоскими или гофрированными прокладками, изготовленными из паронита, асбеста, фторопласта, а также асбометаллическими прокладками в зависимости от среды, давления и температуры (рис. 7.2.2). Для условных давлений свыше 6,4 МПа применяют металлические прокладки овального сечения и линзовые уплотнения.
Рис. 7.2.1. Основные типы фланцевых соединений:
а — плоские приварные встык; б — плоские приварные накидные; в — плоские приварные встык типа выступ—впадина; г — плоские приварные встык типа шип—паз; д — плоские приварные встык с прокладкой овального сечения; е — плоские приварные встык с линзовой прокладкой.
Фланцевые соединения обеспечивают хорошую герметичность стыков, удобство их подтяжки, надежную прочность, возможность применения для широкого интервала давлений, возможность многократной разборки и сборки. Вместе с тем, эти соединения имеют и некоторые недостатки: возможность потери герметичности при вибрации трубопровода, большие габариты и масса, большая трудоемкость сборки. Особенно это проявляется при использовании трубопроводов больших диаметров для средних и высоких давлений.
Рис. 7.2.2. Основные типы прокладок для фланцевых соединений:
а — плоская из прессованного асбеста, паронита, алюминия; б — плоская металлическая оболочка с асбестовым заполнением; в — гофрированная металлическая оболочка с асбестовым заполнением; г — овального сечения; д — полукруглого сечения цельнометаллическая.
Для соединения труб и присоединения арматуры с условным проходом менее 80 мм применяют резьбовые соединения — муфтовое и цапковое (рис. 7.2.3).
Рис. 7.2.3. Резьбовое соединение:
а – муфтовое; б – цапковое; 1 – муфта; 2 – соединяемые концы труб; 3 – прокладка; 4 – гайка.
В муфтовом резьбовом соединении герметичность достигается применением мелкой резьбы соответствующей длины и поперечного сечения, а также специальных смазок, не растворяющихся в перекачиваемом продукте и обладающих большой вязкостью при рабочих условиях. В цапковом соединении герметичность обеспечивается металлической прокладкой, которая зажимается накидной гайкой между специально обработанными поверхностями соединяемых труб, а также специальными смазками.
классификация Арматуры.
Для переключения потоков жидкостей или газов, транспортируемых по трубопроводам, служит специальное оборудование, которое носит общее название — арматура. Арматуру принято классифицировать по конструкции привода, выполняемым функциям и конструктивным особенностям.
В зависимости от конструкции привода различают приводную и самодействующую арматуру. В приводной арматуре для управления затвором служит привод: механический, электрический, пневматический и др. В самодействующей арматуре движение рабочего органа (затвора) осуществляется автоматически при изменении какого-либо параметра среды (скорости, давления, температуры и т.п.).
В зависимости от выполняемых функций различают арматуру запорную, регулирующую, защитную и предохранительную. Запорная арматура (задвижки, вентили, краны) предназначена для включения или отключения потоков перекачиваемых сред. Обратная арматура служит для отключения контролируемого участка трубопровода или установки в случае возникновения опасности образования чрезмерного давления или обратного потока. К защитной арматуре относятся отсечные, отключающие и обратные клапаны. Вместо клапанов могут применяться другие типы быстродействующей арматуры (задвижки, краны, заслонки). В отличие от предохранительной арматуры, работающей с видом действия НЗ (нормально закрыт), защитная арматура работает с видом действия НО (нормально открыт). При возникновении опасной ситуации предохранительная арматура открывается, защитная закрывается. Быстродействие отсечных клапанов достигается применением пружины, груза, газа, электромагнитного привода.
Арматуру классифицируют также по величинам условного давления и условным проходам.Условное давление РУ равно допустимому рабочему давлению при нормальной температуре для данного типа арматуры. С повышением температуры механические свойства конструкционных материалов снижаются. Поэтому при высокой рабочей температуре допустимое рабочее давление меньше условного.
Диаметр условного прохода арматуры DУ соответствует номинальному внутреннему диаметру трубопровода, на котором устанавливают арматуру.
При одном и том же диаметре условного прохода различные типы арматуры могут иметь разные проходные сечения запорного устройства (например, задвижка, вентиль, кран).
ЗАПОРНАЯ АРМАТУРА
ЗАДВИЖКИ
Промышленностью выпускаются задвижки с корпусными деталями из чугуна, углеродистой стали и стали для агрессивных и высокоагрессивных сред. Широкое применение на трубопроводах и установках промышленных предприятий имеют стальные задвижки серии ЗКЛ 2 (задвижка клиновая литая, 2-я модификация) с ручным управлением, ЗКЛПЭ с электроприводом во взрывозащищенном исполнении и некоторые другие, в зависимости от DУ, давления рабочей среды РУ и ее коррозионных свойств.
Рис. 7.4.1. Способы уплотнения затворов: а — клином; б — плашками.
Задвижки ставятся на прямых участках трубопроводов и в простейшем случае представляют собой шиберы, разобщающие трубопровод на две части. На рис. 7.4.1 представлены два способа уплотнения шибера. В первом случае шибер имеет форму клина, а по обе стороны от него в корпусе задвижки имеются наклонно расположенные седла, на которые при полном опускании шибер целиком садится своими поверхностями. Плотность обеспечивается за счет сильного прижатия клина к седлам; такие задвижки носят название клиновых. Во втором случае шибер составной; он состоит из двух плашек, которые после опускания посредством кинематической пары клин-клин расходятся и прижимаются к седлам внутри корпуса; такие задвижки носят название параллельных. Параллельные задвижки обычно бывают чугунными.
Рис. 7.4.2. Литая стальная задвижка:
1 — корпус; 2 — крышка; 3 —клин; 4 — съемное уплотнительное кольцо; 5 — шпиндель; 6 — гайка ходовая; 7 — маховик; 8 — нажимная планка; 9 — стяжная шпилька; 10 —гайка; 11 — мягкая набивка: 12 — шпилька; 13 — прокладка.
Корпус задвижки (рис 7.4.2) сконструирован так, чтобы обеспечить полный выход клина, при котором сечение трубопровода полностью открывается. Перед сальником задвижки, уплотняющим зазор между крышкой и винтовым шпинделем, имеется конденсационная камера, благодаря чему перед сальником накапливается жидкость. Это более благоприятно для сальника, чем наличие паров. Участок длины шпинделя, снабженный ленточной резьбой, не должен доходить до сальника, в противном случае невозможно обеспечить надежное уплотнение корпуса задвижки.
Применяют также задвижки без фланцев, корпус которых приваривается непосредственно к трубопроводу. Эти задвижки обеспечивают более надежную герметичность в соединениях, однако ремонт их затруднен, особенно если он связан с восстановлением корпуса.
Корпуса стальных задвижек изготовляют литьем, штамповкой или комбинируя штамповку и сварку.
ВЕНТИЛИ
Назначение вентилей такое же, как и задвижки. Общий вид вентиля приведен на рис. 7.4.3. Запирающим органом вентилей являются золотники (или клапаны). Шпинделем с винтовой нарезкой регулируется расстояние от торца золотника (клапана) до седла, т.е. высота кольцевого зазора. Для этого золотник (клапан) соединен со шпинделем, а седло закреплено внутри корпуса вентиля. Высота кольцевого зазора определяет свободный проход вентиля. Внутренний диаметр седла в большинстве случаев принимают равным диаметру условного прохода ДУ.
Рис. 7.4.3. Конструкция вентиля:
1 — корпус; 2 — крышка; 3 — шпиндель-шток; 4 —гайка ходовая; 5 — маховик; 6 — сопряжение штока с клапаном; 7 — клапан; 8 — съемное седло клапана.
Изготовление и ремонт вентилей проще, чем задвижек, так как трущиеся (уплотнительные) поверхности корпуса доступны для обработки. В то же время вентили имеют ограниченное применение на технологических установках и применяются в основном на паро- и водопроводах. Причина заключается в конструктивных особенностях вентиля, а именно в перемещении запирающего органа — золотника (клапана) перпендикулярно направлению движения среды в трубопроводе. Благодаря этому гидравлические сопротивления в вентилях значительно больше, чем у задвижек. Для закрытия вентилей требуются большие усилия, чем для закрытия задвижек. Их не устанавливают на трубопроводах с густыми и вязкими жидкостями, а также на линейных участках с большим расходом среды.
Следует учесть, что вентили могут надежно работать только при движении среды в одном направлении (так, чтобы среда шла из-под клапана), в противном случае возможен отрыв клапана, который давлением среды прижмется к седлу и запрет вентиль. Чтобы избежать ошибки при монтаже, на корпусе вентиля стрелкой указано допустимое направление движения среды.
Вентили изготовляют с различными присоединительными концами: на резьбе, на фланцах и приварные. Они обычно имеют верхнее уплотнение, позволяющее отключить сальниковую камеру от полости корпуса при поднятом вверх до отказа шпинделе. Диаметр резьбовых вентилей обычно составляет до 150 мм.
Вентили выполняют также роль регулирующей и запорно-регулирующей арматуры. В основном они используются в данном качестве в редуцирующих узлах (узлах понижения давления). Вентиль, работающий как регулирующее или дроссельное устройство, высокой герметичностью в закрытом положении, как правило, не обладает в связи с износом уплотнительных поверхностей седла и затвора, вызываемым движением рабочей среды, с большими скоростями через рабочий орган. В ответственных объектах целесообразно за регулирующим вентилем устанавливать запорный, чтобы функции регулирования и герметизации выполнялись различными вентилями.
При монтаже коммуникаций контрольно-измерительных приборов распространены так называемые игольчатые клапаны, у которых запорным органом является острый конус — игла.
КРАНЫ
Краны – наиболее простые по конструкции запорные устройства. Запорным органом крана является конусная пробка или шар, боковая поверхность которых сидит в корпусе. Добиться точного регулирования расхода краном весьма трудно, поэтому его применяют главным образом как запорную, а не регулирующую арматуру.
На рис. 7.4.4 показан пробковый кран со смазкой. Поворот пробки 2 в корпусе 1 производится при помощи рукоятки. В крышке (нижней) расположен винт 4 для регулировки положения пробки по высоте, чем обеспечивается требуемый зазор между корпусом и пробкой. Винт герметизируется сальниковым устройством с манжетами.
Рис. 7.4.4. Кран пробковый (конусный) со смазкой.
Пробка с корпусом соприкасается по конической поверхности и при повороте пробки путь трения по большому диаметру больше пути трения по малому, что создает условия для неравномерного износа рабочих поверхностей и потери герметичности. Большая площадь соприкосновения способствует «прикипанию» уплотнительных поверхностей при их длительном неподвижном положении и затрудняет управление краном. Ввиду этого необходимо организовать регулярное техническое обслуживание кранов, систематическую смазку и периодическое проворачивание пробки, чтобы обеспечить постоянную работоспособность крана.
Рис. 7.4.5. Схема работы трехходового крана.
На газо и нефтеперерабатывающих заводах на наиболее ответственных участках вследствие наибольшей герметичности преимущественно используются в качестве запорных устройств шаровые краны. В процессе эксплуатации они должны находиться в полностью открытом или полностью закрытом положении. Ш.к. обеспечивают наименьшее гидравлическое сопротивление, а следовательно, наименьшую потерю давления при транспортировки среды.
Конструкция кранов (рис. 7.4.6) разборная. К корпусу 12 шпильками и гайками крепится крышка 1, уплотняемая резиновым кольцом 3. К корпусу и крышке приварены патрубки 19. Металлические уплотнительные кольца 11 на своем месте (при сборке) удерживаются технологическими скобками 2. Гидропривод крепится на фланце 5 и вращает вал 6, который снабжен подшипником 4. Вал сцеплен с муфтой 9, при помощи которой поворачивается плавающий шар 10, уплотнение вала обеспечивается сальником 7. Уплотнение металлических колец 11 в их соединении с корпусом 12 и крышкой 1 обеспечивается резиновыми кольцами 13. Трубки от мультипликаторов подсоединяются к штуцерам 18, через которые герметик попадает в зазоры между кольцами 11 и шаром 10. Утечка герметика в полость корпуса предупреждается ниппелями 14 и резиновыми кольцами 13. Для снижения гидравлического сопротивления крана внутри шара 10 вварена трубчатая обечайка 17 (свернутая из листа). Для удаления воздуха из полости крана при гидроиспытаниях служит пробка 8, а удаления конденсата — пробка 16. Мультипликатор, предназначенный для подачи герметика в кольцо на входе в кран, отключается запорным вентилем.
Шаровые краны выпускаются для подземной и наземной установок. Кран 1 (рис. 7.4.6 а,б) снабжен пневмогидроприводом, в состав которого входят: гидропривод 4, приводной вал 14 которого надет на квадрат вала 15 крана или удлинителя 2, масляные баллоны открытия 6 и закрытия 5, мультипликатор 10 система трубопроводов, включая трубки b подачи герметика от мультипликатора в уплотнительные кольца крана. Эти трубки сообщаются с мультипликатором 10 через блок 7 запорных вентилей, из которых один (через него герметик подается в уплотнительное кольцо, расположенное на выходе из крана) закрыт. Для отключения блока управления от сети в конце поворота шара служит концевой выключатель 12, а для определения положения шара имеется указатель 11. Краны с пневмогидроприводом для подземной установки дополнительно имеют удлинитель 2 и колонну 3.
Рис. 7.4.6 а,б. Конструкция подземного шарового крана.
ОБРАТНАЯ АРМАТУРА. ОБРАТНЫЕ КЛАПАНЫ
На нефтеперерабатывающих установках часто бывает необходимо предотвратить движение среды по трубопроводу в обратном направлении, что может произойти при нарушении каких-либо параметров или выходе из строя оборудования. Для этой цели служат обратные клапаны, пропускающие среду только в одном направлении, а при изменении направления на обратное, автоматически разобщающие трубопровод.
Все существующие обратные клапаны по конструкции запирающего органа делятся на подъемные и поворотные (рис. 7.5.1).
Рис. 7.5.1. Обратные клапаны:
а — подъемный; б – поворотный; 1 — корпус; 2 – седло; 3 – клапан; 4 — пружина; 5 – пробковая крышка-ограничитель подъема клапана; 6 – крышка корпуса; 7 – поворотный рыча.
При изменении направления движения среды клапан под собственным весом и под давлением среды садится уплотняющей поверхностью на стакан и запирает проход. Подъемные клапаны обеспечивают большую герметичность, чем поворотные, однако развивают большие гидравлические сопротивления.
Затворы обратных клапанов в процессе эксплуатации под влиянием динамических воздействий среды совершают колебательное движение. В результате этого в поворотных обратных клапанах могут быстро изнашиваться оси и проушины дисков (захлопок), вплоть до выхода из строя этих деталей. В подъемных обратных клапанах возможны удары золотника о седло. В поворотных обратных клапанах также возможны удары затвора о седло. Удары деформируют уплотнительную поверхность седла и затвора, ухудшают герметизацию запорного органа и могут привести к поломке деталей.
Для повышения чувствительности обратного клапана к перемене направления движения среды подъемные клапаны снабжаются пружиной, а поворотные — грузом, закрепляемым на затворе (диске). Пружина сжатия прижимает золотник подъемного клапана к седлу, в поворотном обратном клапане для этой же цели служит груз.
ПРЕДОХРАНИТЕЛЬНАЯ АРМАТУРА. ПРЕДОХРАНИТЕЛЬНЫЕ КЛАПАНЫ.
В аппаратах технологических установок давление не должно подниматься выше допустимого. С этой целью на них устанавливают предохранительные клапаны, которые выпускают из аппарата избыточное количество среды, создающей давление. После установления в аппарате допустимого давления клапан вновь закрывается.
Различают рычажные и пружинные предохранительные клапаны. Грузовые рычажные клапаны предназначены в основном для работы на паровых котлах и паропроводах. Они малоподъёмны, поэтому имеют небольшую пропускную способность. Применение их на аппаратах с токсичной или взрывоопасной средой недопустимо, поскольку среда, выпускаемая клапаном, не загерметизирована. При монтаже необходимо обеспечить строго горизонтальное расположение рычага клапана.
Рис. 7.6.1. Пружинный предохранительный клапан:
1 — корпус; 2— сопло; 3, 4 — стопорные винты; 5 — прокладка; 5 — гофрированная прокладка; 7 —гайка; 8 — контргайка; 9 — шпилька; 10 — крышка; 11 — шток; 12 — пружина; 13 — опорная шайба; 14 — регулировочный винт; 15 — прокладка; 16 — контргайка; 17 — колпак; 18 — втулка: 19 — гайка; 20 — шпилька; 21 — разделитель; 22 — направляющая втулка; 23 — регулировочная втулка; 24 — золотник; 25— разрезное кольцо; 26 — втулка регулировочная: 27 — подушка; 28 — гайка соединительная.
На аппаратах нефтеперерабатывающих установок применяют пружинные предохранительные клапаны закрытого типа (рис. 7.6.1), исключающие утечку выпускаемой среды в атмосферу. Избыточная среда из клапана поступает в специальные конденсационные системы (где пары конденсируются путем охлаждения) или направляется на факел, в котором сжигается.
Для пружинных предохранительных клапанов приняты условные обозначения ППК и СППК, рядом с которыми через черточки записывают условный диаметр в мм и условное давление в кгс/см2. Например, СППК 4-100-16 — это пружинный предохранительный клапан с диаметром условного прохода 100 мм на условное давление 16 кгс/см2 (1,6 МПа). Клапаны СППК-Р имеют рычаг для принудительного подъема золотника и продувки клапана в закрытую систему.
При агрессивных средах желательно изолировать полость, в которой размещена пружина, от рабочей среды. Для этой цели могут быть использованы сильфон или мембрана, но они снижают силу воздействия пружины на золотник и повышают жесткость подвижной системы.
Порядок расчета, выбора, правила установки, регистрация, сроки ревизии предохранительных клапанов, устанавливаемых на аппаратах, работающих под давлением, оговорены соответствующими положениями надзорного органа. Одно из условий этих положений гласит, что число предохранительных клапанов, устанавливаемых на аппарате, их размеры и пропускная способность должны быть выбраны с таким расчетом, чтобы в аппарате не могло образоваться давление, превышающее рабочее более чем на 0,05 МПа — для аппаратов с давлением до 0,3 МПа включительно, более чем на 15% — для аппаратов с давлением от 0,3 до 6 МПа и более чем на 10% — для аппаратов с давлением выше 6 МПа.
Перед пуском в эксплуатацию все предохранительные клапаны регулируют на установочное давление с одновременной проверкой на плотность запирания и разъемных соединений. Регулирование проводят на специальном стенде, снабженном чистым сжатым воздухом или нейтральным газом. Клапан регулируют на заданное установочное давление посредством затяжки или ослабления регулировочного нажимного винта. После завершения регулирования положение регулировочного винта фиксируется контргайкой.
РЕГУЛИРУЮЩАЯ АРМАТУРА
Регулирующая арматура в основном состоит из регулирующих вентилей, служащих для периодического ступенчатого регулирования (редуцирования), регулирующих клапанов, являющихся исполнительными устройствами в системах автоматического регулирования технологических процессов, и регуляторов прямого действия (регуляторы давления, регуляторы уровня), работающих в автоматическом режиме без применения постороннего источника энергии (действуют путем использования энергии транспортируемой среды).
Регулирующие клапаны
Наиболее часто используются двухседельные регулирующие клапаны, имеющие гидростатически уравновешенный плунжер; при небольших диаметрах прохода могут применяться и односедельные регулирующие клапаны, несмотря на неуравновешенность плунжера. Конструкция, материал и размер клапана выбирается в зависимости от физических и коррозионных свойств рабочей среды, ее энергетических параметров (температура, давление), диаметра трубопровода, вида энергии командных сигналов (воздух, электричество, газ), управляющей энергии, на которой работает клапан.
В подавляющем большинстве случаев применяются двухседельные регулирующие клапаны с мембранным исполнительным механизмом, снабженным силовой пружиной заданной жесткости. Мембранно-пружинный исполнительный механизм создает полный ход плунжера при изменении давления воздуха на мембране от 0,02 до 0,1 МПа.
Силы трения в подвижных частях привода, сальника и регулирующего органа вызывают нечувствительность клапана, в связи с чем к штоку необходимо приложить некоторое усилие (больше приведенной силы трения), чтобы началось перемещение плунжера. Нечувствительность клапана определяется как половина максимальной разности давлений на мембрану привода при прямом и обратном ходе плунжера. Обычно допускается нечувствительность клапана не более 0,003 МПа.
Важными эксплуатационными характеристиками регулирующего клапана являются его условная пропускная способность и пропускная характеристика. Условная пропускная способность кVу численно равна расходу среды (м3/ч) плотностью 1000 кг/м3 (вода) через клапан, открытый на полный ход плунжера (условный ход SУ), при перепаде давления на клапане 0,1 МПа. Условным ходом SУ называется номинальный полный ход плунжера. Пропускная характеристика клапана определяет собой зависимость пропускной способности от хода плунжера: КУ = f(S). Пропускная характеристика создается соответствующими размерами и формой плунжера.
Рис. 7.7.1. Клапаны регулирующие двухседельные фланцевые.
Клапаны устанавливают на горизонтальном трубопроводе вертикально, пневмоприводом вверх. Присоединяют в основном фланцами. Пропускная характеристика — линейная (неравномерная) или равнопроцентная (равномерная).
Исполнительные механизмы могут быть изготовлены в следующих исполнениях: с центральным (верхним) ручным дублером, с боковым ручным дублером, с позиционером, с центральным дублером и позиционером, с боковым дублером и позиционером. Клапаны НО (нормально открыт) закрываются давлением воздуха, клапаны НЗ (нормально закрыт) открываются давлением воздуха на мембрану.
Мембранно-пружинные исполнительные механизмы
В зависимости от направления движения выходного штока под действием давления воздуха МИМ могут быть прямого движения (ППХ) и обратного движения (ОПХ).
На рис. 7.7.2 показаны конструкции МИМ прямого и обратного действия (движения). Мембрана, защемленная между фланцами с помощью болтов, опирается на опорный диск. Регулировка усилия пружины производится регулировочной гайкой. На соединительной муфте закреплена стрелка местного указателя положения штока, перемещающаяся относительно шкалы, закрепленной на стойке бугеля. МИМ обратного действия имеет дополнительно утолщенный диск, закрепленный между бугелем и мембранной камерой. С помощью этого диска осуществляются подвод управляющего воздуха в нижнюю камеру и герметизация сальником подвижного соединения штока с камерой. Пружинно-мембранные исполнительные механизмы могут иметь дополнительные механические, электрические, пневматические или электропневматические блоки, выполняющие различные задачи (ручное дублирование управления, дистанционная сигнализация положения затвора, фиксация положения затвора и др.).
МИМ с позиционером или без позиционера используется в регулирующих клапанах для непрерывного регулирования процессов.
Рис. 7.7.2. Конструкция МИМ прямого действия (НО), и МИМ обратного действия (НЗ).
Позиционеры
Для улучшения эксплуатационных качеств регулирующих клапанов путем снижения рассогласования хода до минимума используются позиционеры (позиционные реле, рис. 7.7.3). Позиционер представляет собой устройство, предназначенное для управления перемещением штока строго пропорционально командному давлению путем использования обратной связи по положению штока. Таким путем исключается влияние сил трения, неуравновешенности плунжера, изменений эффективной площади мембраны с ходом плунжера и некоторых других факторов на положение плунжера, т.е. сводится к минимуму рассогласование между командным давлением и действительным ходом плунжера. При действии указанных выше факторов рассогласование может быть велико и доходит до 30 % (мембранные регулирующие клапаны). Позиционеры уменьшают рассогласование до 1,5—2 % и менее и снижают запаздывание работы регулирующих клапанов, поскольку их объем во много раз меньше объема мембранной камеры МИМ.
Применение позиционеров целесообразно в следующих случаях. В системах точного регулирования, когда рассогласование без применения позиционера выходит за пределы допустимых погрешностей. При высоких давлениях среды, когда возникает необходимость сильной затяжки сальника, создаются большие силы трения и неуравновешенности плунжера. При работе регулирующего клапана на вязких средах, на пульпе, шламе, суспензиях, когда для перемещения плунжера требуется создание больших перестановочных усилий. При использовании беспружинных исполнительных механизмов, когда необходимо применить реверсивные позиционеры. При больших перепадах давления на клапане (более 0,4 – 1,6 МПа в зависимости от условного диаметра клапана и неуравновешенности плунжера).
Рис. 7.7.3. Рабочее положение позиционера на МИМ прямого (НО) и обратного (НЗ) действия.
Позиционеры могут быть одностороннего действия и реверсивными. Для беспружинных исполнительных механизмов используются реверсивные позиционеры с целью регулирования давления воздуха в обеих полостях. Позиционер закрепляется на МИМ неподвижно, а своим штоком упирается в опорный диск мембраны и перемещается вместе с ним.
При работе к позиционеру подводится командный воздух от прибора – регулятора давлением 0,02-0,10 МПа – и управляющий воздух давлением 0,2 МПа. Управляющий воздух (питание) через позиционер подается в привод МИМ, причем его давление с помощью пилотного устройства позиционера регулируется таким образом, что шток МИМ занимает положение, строго соответствующее значению командного давления. Механическую связь позиционера с МИМ осуществляет шток позиционера, перемещающийся вместе с опорным диском МИМ. Давление «питания» управляющего воздуха, поступающего в привод МИМ, – изменяется благодаря действию пилотного устройства позиционера, в котором открывается или закрывается отверстие, через которое поступает управляющий воздух, и одновременно закрывается или открывается отверстие, через которое воздух может выходить в атмосферу.
Внешний вид позиционера ПР-10-100 показан на рис. 7.7.4. Он снабжен рычажной передачей со ступенчатой регулировкой передаточного отношения, благодаря чему выходное звено позиционера получает увеличенный ход. Такой позиционер может обслуживать регулирующие клапаны с ходом до 100 мм.
Рис. 7.7.4. Внешний вид позиционера ПР-10-100.