Понятие и виды организационных структур
Организационная структура аппарата управления - форма разделения труда по управлению производством. Каждое подразделение и должность создаются для выполнения определенного набора функций управления или работ. Для выполнения функций подразделения их должностные лица наделяются определенными правами на распоряжения ресурсами и несут ответственность за выполнение закрепленных за подразделением функций.
По Лебедеву О.Т., Каньковской А.Р., структура – это форма организации системы, она отражает наиболее существенные, устойчивые связи между элементами системы и их группами, которые обеспечивают основные свойства системы.
Согласно одному из оригинальных подходов Виханского О.С., Наумова А.И., организация состоит из нескольких уровней взаимодействия: «организация - внешняя среда», «подразделение - подразделение», «индивид - организация». Описывая характер взаимодействия на каждом из ее уровней, можно описать организацию как систему.
Интересен подход М.Л. Разу, который рассматривает структуру как статическую форму организации системы, указывая в качестве динамической формы процесс реализации функций, их взаимосвязь в рамках организации.
Необходимо отметить, что в разных литературных источниках предлагаются разные подходы к классификации структур управления.
В зависимости от используемого подхода во взаимодействии на каждом уровне взаимодействия организации выделяют следующие структуры:
1) Типы организационных структур по взаимодействию с внешней средой:
- механистический (например, линейная, функциональная, линейно-функциональная, дивизиональная структуры управления);
- органический (например, матричная структура управления). Среди органических структур целесообразно провести классификацию по отношению к инновациям: традиционная (не в понимании классическая, а в смысле не использующая структуры стратегического менеджмента) структура; структуры стратегического менеджмента: группы нововведений; программно-целевой подход; матричные структуры; концепция СХП.
2) типы организационных структур по взаимодействию подразделений (Взаимодействие на уровне «подразделение – подразделение» реализуется посредством департаментизации):
- традиционная организационная структура: линейная; функциональная; линейно-функциональная;
- дивизиональная: по продукту; по потребителю; по рынку;
- матричная (как разновидности инновационная, бесструктурная).
3) Конфигурационный подход (Г.Минцберг) включает выделение структур по совокупности отличительных параметров, к которым отнесены: Ключевые механизмы координации, Ключевые составные организации; Параметры конструирования: Специализация работ, Обучение, Идеологическая обработка (индокринация), Формализация норм поведения, Формирование структурных подразделений, Размер структурных единиц, Системы планирования и контроля, Механизмы связи, Децентрализация; Ситуационные факторы: Возраст и размер, Техническая система, Внешняя среда, Власть. По совокупности этих параметров, присущих той или иной структуре выделяют: простую структуру, машинную бюрократию, функциональную бюрократию, дивизиональную структуру, адхократию, миссионерскую («миссионеры»).
Схема организационной структуры управления отражает статическое положение подразделений и должностей и характер связи между ними.
Различают связи:
- линейные (административное подчинение),
- функциональные (по сфере деятельности без прямого административного подчинения),
- межфункциональные, или кооперационные (между подразделениями одного и того же уровня).
В зависимости от характера связей выделяются несколько основных типов организационных структур управления:
- линейная;
- функциональная;
- линейно-функциональная;
- матричная;
- дивизиональная;
- множественная.