Определение типа, силы и направленности мотивации работников подразделения
Используя вопросы приведенной анкеты, необходимо определить тип, силу и направленность мотивации работников выбранного структурного подразделения. Для этого данная анкета должна быть заполнена работниками подразделения (не более 10 человек). Далее необходимо рассчитать средние баллы по каждому вопросу по респондентам и в целом по подразделению. Сравнить ответы по левой и правой стороне с ранжированием значимости для коллектива.
Анкета исследования мотивации трудовой деятельности работников (табл. 7).
Таблица 7
Фрагменты анкеты для исследования мотивации труда
С этой стороны отмечаем ВАЖНОСТЬ ДЛЯ ВАС этих требований | С этой стороны отмечаем ВОЗМОЖНОСТЬ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ ЭТИХ ТРЕБОВАНИЙ | ||||||
Совсем не важно | Важно | Очень важно | Вопросы | Пол- ностью | Час- тично | Не по- зволяет | |
48. Хороший заработок | |||||||
49. Работа должна оставлять время и силы, чтобы пользоваться всем, что дает жизнь | |||||||
50. Интересная работа, доставляющая удовольствие | |||||||
51. Возможность продвижения по службе | |||||||
52. Возможность приносить пользу людям | |||||||
53. Возможность получить жилье, устроить ребенка в садик, получить путевку | |||||||
54. Возможность выполнить свой долг перед обществом, делать то, что необходимо | |||||||
55. Возможность повышать квалификацию, пополнять | |||||||
56. Возможность выпускать продукцию, пользующуюся спросом | |||||||
57. Возможность заслуживать уважение окружающих | |||||||
58. Возможность обеспечить достаток в доме, приобретать что захочется | |||||||
59. Возможность общения с людьми | |||||||
60. Возможность применить свои знания и способности | |||||||
61. Быть самостоятельным в работе, решать самому, что и как делать | |||||||
В каждой строке анкеты, справа и слева необходимо сделать по одной отметке.
Тип, сила и направленность мотивации каждого респондента определяются по следующим правилам (левая часть анкеты):
1. Все вопросы, включенные в анкету, разбиваются на 4 подгруппы, каждая из которых включает определенный перечень вопросов и дает представление об идеальной работе, как работе, направленной в первую очередь на:
• Содержание работы (вопросы 50, 55, 60, 61).
• Общественную полезность (вопросы 52, 54, 56).
• Оплату труда (вопросы 48, 53, 58).
• Статус работника (вопросы 51, 57, 59).
• В этот перечень не включен ответ на вопрос 49, который является антимотивационным и означает отсутствие трудовой мотивации.
2. Эти подгруппы объединяются в две группы, первая из которых включает 1 и 2 подгруппы, а вторая включает 3 и 4 подгруппы.
3. По каждой группе рассчитывается среднее количество баллов для каждого респондента, как среднеарифметическое.
4. Если рассчитанный средний балл:
• по первой группе выше среднего балла по второй группе, то у респондента 1 тип мотивации;
• по первой группе ниже среднего балла по второй группе, то у респондента 3 тип мотивации;
• при равном количестве баллов в группах 2 тип мотивации.
5. Результат опроса, распределение вопросов по подгруппам и средний балл по группам у каждого респондента студентом должны быть представлены в виде таблице 8.
Таблица 8
Итоговые данные расчета среднего балла респондентов по группам мотивации
№ ре- спон- дента | 1 подгруппа | 2 подгруппа | Сред- ний балл | 3 подгруппа | 4 подгруппа | Сред- ний балл | Ответ на вопрос № 49 | |||||||||
6. При подсчете среднего балла по каждому респонденту необходимо с суммировать баллы по всем вопросам, перечисленным в анкете, а затем вычесть ответ на вопрос 49 (как антимотивационный), а затем разделить на общее количество вопросов в этом блоке.
7. На основе среднего количества баллов производится классификация респондентов по силе мотивации и направленности мотивации.
8. По силе мотивации:
• Если средний балл находится в диапазоне от 3 до 2.4 включительно, то это сильная мотивация.
• Если средний балл находится в диапазоне от 2.39 до 1.6 включительно, то это средняя мотивация.
• Если средний балл находится в диапазоне от 1.59 до 1, то это слабая мотивация.
9. По направленности мотивы классифицируются на:
• Мотивы достижения (если средний балл превышает 2.5).
• Мотивы сохранения (если средний балл находится в диапазоне 1.5-2.5).
• Отсутствие мотивации вообще (если средний балл не превышает 1.5).
10. Далее все полученные результаты по всем признакам респондентов классифицируются в таблице 9.
Таблица 9
Результирующая таблица
№ респондента | Средний балл по группе | Тип мотивации | Средний балл по респонденту | Сила мотивации | Направленность мотивации |
11. На основании проведенного анализа делаются выводы о типе, силе и направленности мотивации в структурном подразделении.