Какова цель и сроки статического испытания ГПМ стрелового типа?
§§ 10.3.10., 10.3.12., 10.3.14. Правил по кранам.
Статические испытания грузоподъемных кранов и машин (кроме крановых подъемников и лебедок для подъема людей) проводятся нагрузкой, на 25 % превышающей их грузоподъемность, и имеет целью проверку прочности грузоподъемного крана или машины и прочности отдельных их элементов, а для стреловых кранов – также проверку грузовой устойчивости.
Испытания вновь изготовленных кранов стрелового типа, имеющих механизм для изменения вылета стрелы или сменное стреловое оборудование, проводятся изготовителем на одной или нескольких грузовых характеристиках на вылетах, отвечающих наиболее напряженному состоянию механизмов, металлоконструкций, канатов и наименьшей устойчивости крана.
Грузовые характеристики и вылет при испытаниях указываются в технических условиях. Элементы сменного стрелового оборудования, которые не были испытаны на грузоподъемном кране, подлежат испытанию на стенде.
При статическом испытании кранов стрелового типа стрела устанавливается относительно ходовой платформы в положение, отвечающее наименьшей устойчивости крана, и груз поднимается на высоту 100-200 мм.
Кран считается выдержавшим испытание, если в течение 10 минут поднятый груз не опустится на рабочую площадку, а также не будут выявлены трещины, остаточные деформации и другие повреждения в металлоконструкциях и механизмах крана.
22. Какова цель и порядок проведения динамического испытания ГПМ?
§ 10.3.15. Правил по кранам.
Динамические испытания грузоподъемных кранов и машин проводятся грузом, на 10% превышающим их грузоподъемность, и имеют целью проверку действия механизмов грузоподъемного крана или машины и их тормозов. При динамическом испытании проводятся повторный подъем и опускание груза, а также проверка действия всех других механизмов грузоподъемного крана или машины.
23. Как оформляются результаты технического освидетельствования ГПМ?
§ 10.3.21. Правил по кранам.
Результаты технического освидетельствования и срок следующего освидетельствования грузоподъемного крана или машины, записываются в их паспорт лицом, проводившим его.
После проведения полного технического освидетельствования смонтированных грузоподъемных кранов или машины записью в паспорте должно подтверждаться, что грузоподъемный кран или машина смонтированы и установлены в соответствии с требованиями настоящих Правил, руководства по эксплуатации и (или) инструкции по монтажу, пуску и обкатке и выдержал испытания.
Записью в паспорте действующего грузоподъемного крана или машины, подвергнутого техническому освидетельствованию, должно подтверждаться, что они находятся в исправном состоянии и выдержали испытания.
24. Какой порядок осмотра съемных грузозахватных приспособлений и тары?
§ 10.3.24. Правил по кранам.
При эксплуатации съемные грузозахватные приспособления и тара подлежат периодическому осмотру:
Ø траверсы, клещи, захваты и т.п., а также тара – каждый месяц;
Ø стропы – каждые 10 дней;
Ø редко используемые съемные грузозахватные приспособления – перед каждой выдачей для работы.
Осмотры люлек для подъема людей проводятся ежедневно перед началом работы.
Результаты осмотров заносятся в журнал.
Осмотр тары и люлек для подъема людей проводится согласно утвержденной в установленном порядке инструкции, определяющей порядок и методы осмотра, методы устранения выявленных повреждений.
Выявленные во время осмотра поврежденные съемные грузозахватные приспособления, тара и люльки для подъема людей изымаются из эксплуатации для проведения ремонта (кроме стропов).
25. Какой порядок должен быть установлен на предприятии в части содержания, освидетельствования, ремонта и обслуживания кранов?
§ 10.41. Правил по кранам.
Работодатель, эксплуатирующий грузоподъемные краны и машины, съемные грузозахватные приспособления, тару, крановые пути, люльки для подъема людей, обеспечивает содержание в исправном состоянии и безопасную эксплуатацию согласно НД путем организации надлежащего надзора, обслуживания, технического освидетельствования и ремонта или заключает договор со специализированной организацией на выполнение этих работ с определением обязанностей и прав с учетом требований этого раздела.
Работодатель:
Ø назначает работника, осуществляющего надзор за содержанием и безопасной эксплуатацией грузоподъемных кранов, съемных грузозахватных приспособлений, крановых путей, тары и люлек для подъема людей в соответствии с требованиями ДНАОП 0.00 – 5.20 – 94 «Типовая инструкция для инженерно-технических работников, осуществляющих надзор за содержанием и безопасной эксплуатацией грузоподъемных кранов»;
Ø назначает работника, ответственного за содержание в исправном состоянии грузоподъемных кранов, съемных грузозахватных приспособлений, крановых путей, тары и люлек для подъема людей в соответствии с требованиями ДНАОП 0.00 – 5.07 – 94 «Типовая инструкция для лиц, ответственных за содержание грузоподъемных кранов в исправном состоянии»;
Ø создает условия для выполнения ответственными работниками своих обязанностей;
Ø создает ремонтную службу;
Ø разрабатывает Положение об обучении по вопросам охраны труда в соответствии с требованиями ДНАОП 0.00 – 4.12 – 99 «Типовое положение об обучении по вопросам по охране труда»;
Ø разрабатывает Инструкции по охране труда для обслуживающего и ремонтного персонала в соответствии с требованиями ДНАОП 0.00 – 4.15 – 98 «Положение о разработке инструкций по охране труда» и настоящих Правил;
Ø обеспечивает работников Правилами и инструкциями.
26. Какой порядок допуска персонала к управлению краном и стропальным работам?
§§ 10.4.6., 10.4.8., 10.4.10 – 10.4.12., 10.4.16., 10.4.17. Правил по кранам.
Управление грузоподъемными кранами и машинами должны выполнять машинисты кранов.
На грузоподъемные краны с паровым приводом для обслуживания парового котла, кроме машиниста крана, назначается его помощник. На грузоподъемные краны с другим приводом помощники назначаются в тех случаях, если это предусмотрено руководством по эксплуатации грузоподъемного крана или вызвано местными условиями работы.
Управление автомобильным краном может быть поручено водителю после обучения его по программе профессиональной подготовки машинистов кранов.
Подвешивание груза на крюк грузоподъемного крана или машины должны выполнять стропальщики.
Подвешивание на крюк грузоподъемного крана или машины груза без предшествующей обвязки (груз, имеющий петли, рым-болты, цапфы, а также находящийся в ковшах, бадьях, контейнерах или другой таре) или при применении полуавтоматических грузозахватных приспособлений, могут выполнять другие работники, которые прошли обучение и проверку знаний в установленном порядке.
В тех случаях, когда зона, обслуживаемая грузоподъемным краном или машиной, полностью не просматривается из кабины, и между машинистом и стропальщиком отсутствует радио- или телефонная связь, для передачи сигналов машинисту крана должен быть назначен работником, ответственным за безопасное проведение работ грузоподъемными кранами сигнальщик из числа стропальщиков.
Назначение сигнальщиков в морских и речных портах и на строительных площадках производится в порядке, установленном работодателем.
Машинист крана, его помощник, переводимые с грузоподъемного крана одного типа на другой, например, с башенного на мостовой, или того же типа, но другой модели или с другим приводом, должны быть перед назначением на должность обучены и аттестованы в установленном порядке.
Работники, должны иметь группы по электробезопасности в соответствии с требованиями ДНАОП 0.00 – 1.21 – 98 «Правила безопасной эксплуатации электроустановок потребителей» не ниже:
Ø III - машинисты крана, слесари-электрики и наладчики, обслуживающие грузоподъемные краны и машины с электроприводом;
Ø II – машинисты крана с другим приводом.
27. Кто может допускаться к управлению ГПМ с пола?
§ 10.4.9. Правил по кранам.
К управлению грузоподъемными кранами, управляемыми с пола или со стационарного пульта, а также перемещающими опасные грузы, могут допускаться работники, пользующиеся этими грузоподъемными кранами на своих рабочих местах, после обучения и проверки знаний.