Правила производства погрузочно-разгрузочных работ
И.1 Ответственность за организацию погрузочно-разгрузочных работ в цехе возложена распоряжением на специалистов, организующих эти работы. На время отпуска выполнение его обязанностей должно быть возложено распоряжением на работника, замещающего его по должности.
И.2 Основными опасными и вредными производственными факторами, определяемыми по ГОСТ 12.0.003, при погрузочно-разгрузочных работах и при складывании грузов являются:
- загазованность и запыленность воздуха рабочей зоны;
- повышенная или пониженная t воздуха рабочей зоны;
- повышенный уровень шума на рабочем месте;
- повышенная или пониженная влажность воздуха;
- недостаточная освещенность рабочей зоны;
- прямая и отраженная блестность;
- расположение рабочего места на значительной высоте.
И.3 При размещении грузов должны соблюдаться размеры отступов:
от стен помещений – 0,7м;
от приборов отопления – 0,2м;
(Должны увеличиваться по условиям хранения груза);
от источников освещения – 0,5м;
от пола – 0,15м;
между ящиками в штабеле – 0,02м;
между поддонами и контейнерами в штабеле – 0,05¸1м.
И.4 Переносить острые, режущие, колющие изделия и инструменты только в чехлах, пеналах.
И.5 Переносить грузы в жесткой таре и лед без упаковки следует только в рукавицах.
И.6 Ставить стеклянную посуду на устойчивые подставки, порожнюю стеклянную тару следует хранить в ящиках с гнездами.
И.7 Не пользоваться битой посудой, имеющей сколы, трещины.
И.8 Не переносить грузы в неисправной таре, с торчащими гвоздями, окантовкой и т.п.
И.9 Для погрузки грузов на транспортные средства или их разгрузки запрещается применять доски толщиной менее 50 мм. Для исключения прогиба, под доски следует устанавливать прочные подпорки.
И.10 переноска грузчиками допускается массой не более 50 кг. Если масса груза превышает 50 кг, но не более 80 кг, то переноска груза грузчиком допускается при условии, что подъем (снятие) груза производится с помощью других грузчиков.
И.11 Женщинам разрешается поднимать и переносить тяжести вручную: постоянно в течение рабочей смены – массой не более 7 кг, периодически (до 2 раз в час) при чередовании с другой работой – массой не более 10 кг.
Величина динамической работы, совершаемой в течение каждого часа рабочей смены, должна быть не более 1750 кгм при перемещении груза по рабочей поверхности и не более 875 кгм при перемещении груза с пола. При перемещении груза на тележках или контейнерах прилагается усилие для женщин не должно превышать 10 кг.
И.12 На погрузочно-разгрузочных операциях работы непосредственно с грузом должны производиться в рукавицах.
И.12.1 Открывать и закрывать борта транспортного средства разрешается не менее чем двум работникам. При этом следует убедиться в безопасном расположении груза.
И.13 При укладке груза в кузов автомобиля необходимо соблюдение следующих правил:
И.13.1 При погрузке навалом груз не должен возвышаться над бортами кузова (стандартными или наращенными) и должен располагаться равномерно по всей площади пола кузова.
И.13.2 Штучные товары, возвышающиеся над бортами кузова, необходимо увязывать такелажем (кантом и др. обвязочными материалами в соответствии с нормативной документацией). Работники, увязывающие грузы, должны находиться на погрузочно-разгрузочной площадке.
И.13.3 Высота груза не должна превышать высоту проездов под мостами и путепроводами, встречающими в пути следования, и должны быть не более 3,8 м (от поверхности дороги до верхней точки груза).
И.13.4 Ящичные, бочковые и другие штучные грузы должны быть уложены плотно и без промежутков так, чтобы при движении (при резком торможении, при трогании с места или на крутых поворотах) они не могли перемещаться по полу кузова. Промежутки между грузами необходимо заполнить прокладками и распорками.
И.13.5 Бочки с жидким грузом должны устанавливаться пробкой вверх.
И.13.6 Стеклянную тару с жидкостями в обрешетках необходимо устанавливать стоя. Укладка такого груза лежа запрещается.
И.13.7 Не разрешается устанавливать груз в стеклянной таре в обрешетках друг на друга (в два яруса) без прочных прокладок, предохраняющих нижний ряд от разрушения во время перевозки.
И.13.8 Каждый груз в отдельности должен быть хорошо укреплен в кузове, чтобы во время движения он не мог перемещаться или опрокинуться.
И.14 Грузы в мешках или кулях должны укладываться в перевязку. Грузы в рваной таре укладывать в штабель запрещается. Максимальная высота штабеля не должна быть более 6 м.
И.15 Укладывать ящики в закрытых складских помещениях необходимо с обеспечением ширины главного прохода не менее 3-5 м.
И.16 Переноска катно-бочковых грузов на спине, независимо от их массы, запрещается.
И.17 Перемещать грузы по горизонтальной плоскости, толкая их за края, запрещается.
И.18 Укладка грузов, включая и на погрузочно-разгрузочных площадках и в местах временного хранения, вплотную к стенам здания, колоннам и оборудованию, штабель к штабелю не допускается.
И.19 Просветы между грузом и стеной, колонной должны быть не менее 1м, между грузом и перекрытием здания – не менее 1м, между грузом и светильником – не менее 0,5м.
И.20 Грузы в неисправной, рваной таре для укладки в штабель не допускаются.
И.21 Высота штабеля должна определяться отношением максимальной высоты штабеля к меньшей стороне основания тары: для неразборной тары эта величина должна быть не более 6, для складной тары – не более 4.5.
И.22 Кассеты, елочные и стоечные стеллажи должны иметь маркировку предельно допустимой нагрузки и подвергаться периодическим испытаниям.
И.23 Размещение металлопроката в зависимости от свойств металла, размеров проката, рода упаковки, интенсивности грузопотока, способа транспортировки должно производиться в штабеля, на стеллажи, в таре, в связках или единичными грузами; на открытых площадках, закрытых или полузакрытых складах с учетом вида металлопроката.
И.24 Для хранения металлопроката, подвергающегося порче в результате воздействия прямых солнечных лучей и атмосферных осадков, должны устанавливаться навесы.
И.25 Высота штабеля или стеллажа при ручной укладке металлопроката не должна превышать 1,5м.
И.26 Металлопрокат, укладываемый на стеллажи, не должен превышать их грузоподъёмности. Грузоподъёмность должна быть указана на каждом стеллаже.
И.27 Во избежание раскатывания металлопроката запрещается заполнение ячейки выше стоек стеллажа.
И.28 Сортовой и фасонный прокат должен укладываться в штабеля, елочные и стоечные стеллажи. Трубы должны укладываться в штабель рядами, разделенными прокладками.
И.29 Елочные стеллажи могут выполняться односторонними и двухсторонними – до 12 ярусов.
И.30 Высота укладки проката при хранении в елочных стеллажах – до 4,5м при укладке электропогрузчиками и до 8м при укладке кранами – штабелерами.
Высота укладки при хранении в стоечных стеллажах – до 2м.
И.31 Толстолистовая сталь должна укладываться в ребро в стеллажи с опорными площадками, имеющими наклон в сторону опорных стоек, или плашмя на деревянные подкладки толщиной не менее 200м.
И.32 Тонколистовая сталь должна укладываться плашмя на деревянные подкладки, располагаемые поперек стопки листов. Тонколистовую сталь в пачках массой до 5т допускается укладывать в ребро в специальных стеллажах так, чтобы не образовывались загибы в торцах.
И.33 Заготовки мерной длины из сортового и фасонного проката, полуфабрикаты и готовые изделия должны складироваться в таре.
И.34 Не допускается укладка грузов на неисправные стеллажи, козлы, подмостки, на неподготовленные места хранения грузов.
И.35 Не допускается складирование материалов навалом вплотную к стенам сооружений и устройств. Зазор должен быть не менее 25 см.
И.36 Укладка грузов в штабеля должна производиться так, чтобы штабеля были устойчивы. Между штабелями должны оставляться проходы, проезды установочной ширины.
И.37 запрещается беспорядочное складывание грузов. Места для складирования должны быть своевременно подготовлены, выровнены, а в зимнее время должны быть очищены ото льда и снега.
И.38 Если груз переносится группой работников, каждый должен идти в ногу со всеми.
И.39 Длинномерные грузы должны переноситься на одноименных плечах (правых или левых). Поднимать и опускать длинномерный груз необходимо по команде бригадира или старшего работника.
И.40 При переноске груза на носилках необходимо обоим работникам идти в ногу. Команду для опускания груза, переносимого на носилках, должен подавать работник, идущий сзади.
И.41 Погрузку и разгрузку бензина, керосина и др. следует производить перекачкой с применением сливных шлангов. Заполнение емкостей ведрами, открытым переливом, а также слив нефтепродуктов не через шланги запрещается.
И.42 При погрузке и разгрузке бочек с этилированным бензином или бензолом грузчики должны до начала работ изучить инструкции по безопасному обращению с ними и выполнять требования этих инструкций.
И.43 При перемещении катучих грузов (бочек, рулонов и др.) грузчик должен находиться сзади перемещаемого груза, толкая его от себя.
И.44 При работе нескольких грузчиков необходимо каждому из них следить за тем, чтобы не причинить друг другу травм инструментом или обрабатываемыми грузами. При переноске грузов, сзади идущий должен соблюдать расстояние не менее 3м впереди идущего работника.
И.45 При переноске груза работник должен выбирать свободный, ровный и наиболее короткий путь; нельзя ходить по уложенным грузам, нагонять и перегонять впереди идущих грузчиков (особенно в узких и тесных местах), переходить дорогу перед движущимся транспортом.
И.46 Организация контроля за выполнением требований Правил возлагается на работодателя, контроль за их выполнением – непосредственно на руководителей структурных подразделений.
Выполнение требований инструкций следует проверять при осуществлении всех видов контроля.
Продолжение приложения И