Расчет механизма передвижения на рельсовом ходу
Цель работы: изучение методики расчета механизма передвижения на рельсовом ходу.
Задачи:
1. Подобрать ходовые колеса и выполнить их проверочный расчет.
2. Определить сопротивление передвижению.
3. Вычислить необходимую статическую мощность для механизма передвижения и выбрать электродвигатель.
4. Выполнить кинематический расчет и подобрать редуктор.
5. Выбрать соединительные муфты.
6. Проверить привод механизма передвижения по времени пуска и по запасу сцепления колеса с рельсом.
7. Определить тормозной момент и подобрать тормоз.
Номер задания (таблица 5.1) содержит в себе три числа: первое число – грузоподъемность Q, т; второе – пролет крана L, м; третье – номер варианта исходных данных (таблица 5.2).
В таблице 5.1 приняты следующие обозначения: m – масса крана, т; vп – скорость передвижения крана, м/с; b – база тележки, м; c – минимальное расстояние между осями рельса и колеса, м; A – наветренная площадь крана, м2; H – высота подъема груза, м; zо – общее число ходовых колес; zп – число приводных колес.
Порядок выполнения работы
Ходовое колесо подбирают по максимальной статической нагрузке на колесо, которую вычисляют при неблагоприятном положении груза номинальной массы. Для мостового крана (рисунок 5.1) наибольшая нагрузка F на колеса А и В будет при крайнем положении тележки с грузом, Н
.
Таблица 5.1 – Номера заданий
Последний номер шифра (зачетной книжки) студента | |||||||||||
Предпоследний номер шифра студента | 2, 6, 1 | 2, 8, 2 | 3, 10, 3 | 4, 16, 4 | 6, 18, 5 | 5, 16, 6 | 8, 18, 7 | 10, 16, 8 | 11, 24, 9 | 12, 16, 10 | |
13, 20, 11 | 14, 15, 12 | 15, 18, 13 | 16, 28, 14 | 18, 25, 15 | 20, 32, 16 | 22, 16, 17 | 25, 32, 18 | 30, 28, 19 | 40, 25, 20 | ||
45, 30, 21 | 50, 40, 22 | 55, 32, 23 | 16, 16, 24 | 18, 20, 25 | 2, 7, 1 | 3, 9, 2 | 4, 12, 3 | 6, 14, 4 | 7, 21, 5 | ||
7, 14, 6 | 9, 22, 7 | 11, 18, 8 | 12, 27, 9 | 13, 19, 10 | 14, 18, 11 | 15, 17, 12 | 16, 20, 13 | 17, 26, 14 | 19, 27, 15 | ||
18, 34, 16 | 21, 17, 17 | 22, 33, 18 | 30, 29, 19 | 35, 26 20 | 42, 33, 21 | 52, 42, 22 | 50, 30, 23 | 17, 18, 24 | 16, 23, 25 | ||
3, 6, 1 | 3, 8, 2 | 4, 10, 3 | 5, 16, 4 | 6, 18, 5 | 7, 16, 6 | 8, 18, 7 | 11, 16, 8 | 12, 24, 9 | 13, 16, 10 | ||
14, 20, 11 | 14, 15, 12 | 15, 18, 13 | 16, 28, 14 | 18, 25, 15 | 20, 32, 16 | 22, 16, 17 | 25, 32, 18 | 32, 28, 19 | 40, 25, 20 | ||
45, 30, 21 | 50, 40, 22 | 55, 32, 23 | 16, 16, 24 | 18, 20, 25 | 2, 7, 1 | 3, 9, 2 | 4, 12, 3 | 6, 14, 4 | 7, 21, 5 | ||
7, 14, 6 | 9, 22, 7 | 11, 18, 8 | 12, 27, 9 | 13, 19, 10 | 14, 18, 11 | 15, 17, 12 | 16, 20, 13 | 17, 26, 14 | 19, 27, 15 | ||
17, 34, 16 | 20, 17, 17 | 23, 33, 18 | 30, 29, 19 | 35, 26 20 | 42, 33, 21 | 52, 42, 22 | 50, 30, 23 | 17, 18, 24 | 16, 23, 25 |
По этой нагрузке выбирают диаметр стандартного колеса и тип рельса (таблица 5.2), а затем выбранное колесо проверяют по напряжениям смятия. Напряжения смятия зависят от типа контакта колеса с рельсом, который обусловлен конструкцией колеса и типом рельса.
Таблица 5.2 – Исходные данные
№ варианта | m, т | vп, м/с | b, м | c, м | A, м2 | H, м | zо | zп | Режим работы |
7,0 | 0,4 | 0,9 | 0,5 | 2,6 | М7 | ||||
9,3 | 0,5 | 0,9 | 0,5 | 5,0 | М6 | ||||
11,7 | 0,5 | 1,0 | 0,7 | 7,2 | М5 | ||||
17,6 | 0,8 | 1,0 | 0,6 | 18,2 | М4 | ||||
20,3 | 1,0 | 1,0 | 0,7 | 23,1 | М3 | ||||
19,8 | 1,2 | 1,2 | 0,7 | 20,0 | М2 | ||||
24,9 | 1,4 | 1,2 | 0,7 | 28,5 | М1 | ||||
23,4 | 1,5 | 1,2 | 0,8 | 22,3 | М2 | ||||
30,2 | 1,6 | 1,4 | 0,8 | 41,2 | М3 | ||||
25,7 | 1,0 | 1,8 | 0,8 | 19,4 | М4 | ||||
29,2 | 1,2 | 1,9 | 0,9 | 32,0 | М3 | ||||
26,3 | 0,3 | 2,0 | 0,9 | 16,0 | М2 | ||||
30,8 | 0,4 | 2,0 | 0,9 | 28,7 | М1 | ||||
39,4 | 1,0 | 2,0 | 0,8 | 56,0 | М2 | ||||
38,8 | 0,6 | 2,1 | 0,9 | 44,6 | М3 | ||||
33,0 | 0,5 | 2,5 | 1,0 | 25,1 | М2 | ||||
46,7 | 0,8 | 2,4 | 1,0 | 73,1 | М1 | ||||
51,5 | 0,8 | 2,9 | 1,1 | 76,0 | М2 | ||||
54,8 | 0,6 | 3,0 | 1,2 | 60,0 | М1 | ||||
60,0 | 0,5 | 3,3 | 1,3 | 52,0 | М2 | ||||
72,0 | 0,8 | 3,3 | 1,3 | 70,2 | М3 | ||||
86,0 | 0,4 | 3,5 | 1,4 | 81,0 | М2 | ||||
82,0 | 0,7 | 3,4 | 1,2 | 76,3 | М1 | ||||
28,0 | 1,2 | 2,1 | 0,7 | 26,4 | М2 | ||||
34,0 | 1,4 | 2,5 | 0,8 | 28,2 | М3 |
По этой нагрузке выбирают диаметр стандартного колеса и тип рельса (таблица 5.3), а затем выбранное колесо проверяют по напряжениям смятия. Напряжения смятия зависят от типа контакта колеса с рельсом, который обусловлен конструкцией колеса и типом рельса.
Напряжения смятия при точечном контакте, МПа:
,
где k – коэффициент, зависящий от радиуса контактирующих элементов (таблица 5.4); kτ – коэффициент, учитывающий касательную нагрузку в месте контакта (таблица 5.5); kg – коэффициент динамичности; D – диаметр ходового колеса, м; F – максимальная статическая нагрузка на колесо, Н.
kg=1+ ka vп,
где vп – номинальная скорость передвижения, м/с; ka – коэффициент, зависящий от жесткости кранового пути (таблица 5.6).
Напряжения смятия при линейном контакте, МПа (с плоским рельсом)
,
где kн – коэффициент неравномерности нагрузки по ширине колеса, kн=2,0; при опирании крана на балансирные тележки, kн= 1,5; В – рабочая ширина плоского рельса, м.
Таблица 5.3 – Диаметр D дорожки катания колеса и тип рельса
Максимальная статистическая нагрузка F, кН | Диаметр дорожки катания D, мм | Тип рельса с выпуклой головкой | Плоский рельс | |
Ширина рельса Во, мм | Радиус скругления фасок r, мм | |||
от 30 до 50 | 200; 250 | Р24 | ||
свыше 50 до 100 | 320; 400 | Р43; КР70 | ||
свыше 100 до 200 | 400; 500 | Р43; Р50; КР70 | ||
свыше 200 до 250 | 500; 560 | Р43; Р50; КР70 КР80 | ||
свыше 250 до 320 | 630; 710 | Р43; Р50; КР80; КР100 | ||
свыше 320 до 500 | 710; 800 | КР80; КР100 | – | – |
свыше 500 до 800 | 800; 900 | КР100; КР120 | – | – |
свыше 800 до 1000 | 900; 1000 | КР120; КР140 | – | – |
Таблица 5.4 – Значения коэффициентов k
R/D[7] | 0,3 | 0,4 | 0,6 | 0,8 | 1,0 | 1,2 | 1,4 | 1,6 |
k | 0,176 | 0,175 | 0,137 | 0,127 | 0,119 | 0,113 | 0,108 | 0,105 |
Таблица 5.5 – Значения коэффициентов kτ
Условия работы крана | kr |
В закрытых помещениях: | |
при vп<2 м/с | 1,05 |
2≤vп<3,2 м/с | 1,07 |
На открытых площадках | 1,1 |
Таблица 5.6 – Значения коэффициентов ka
Тип рельсовых опор | ka |
Шпалы на балласте | 0,1 |
Металлические балки | 0,15 |
Железобетонные балки | 0,2 |
Массивный фундамент | 0,25 |
В=В0–2r,
здесь В0 – ширина рельса (таблица 5.3), м; r – радиус фасок головки рельса, м; σдоп – допустимые контактные напряжения (таблица 5.7), МПа.
2. Общее сопротивление передвижению крана от статических нагрузок, Н
,
где Fтр – сопротивление трения ходовой части, Н; Fук – сопротивление от уклона кранового пути, Н; Fв – сопротивление от ветровой нагрузки, Н.
Сопротивление трения ходовой части:
,
где μ – коэффициент трения качения колеса по рельсу (таблица 5.9), м; – коэффициент трения в подшипниках (для подшипников качения =0,015); D – диаметр ходового колеса, м; kp – коэффициент, учитывающий трение реборд колеса о головку рельса (центральный привод kp=1,5, раздельный – kр=1,1); d – диаметр цапфы колеса, м.
d=(0,2...0,3)D.
Таблица 5.7 –Допускаемые напряжения σдоп при линейном контакте[8]
Ходовое колесо, каток | σдоп, МПа, при режиме работы механизма передвижения | ||||
Марка материала | НВ | 1М…3М | 4М | 5М | 6М |
Сталь 45 и 55 | ≥ 200 | – | – | ||
Сталь 75, 65Г и 40ХН | ≥ 300 | ||||
Сталь 45ЛН | ≥ 200 | ||||
Сталь 55ЛН | ≥ 300 | ||||
Чугун СЧ35 | ≥ 200 | – | – |
Таблица 5.8 – Радиусы головок рельсов
Тип рельса | Р24 | Р43 | КР70, КР80 | КР100 | Р50, КР120 | КР140 |
R |
Таблица 5.9 – Коэффициент трения качения для стальных колес μ, м
Головка рельса | Диаметр ходового колеса D, мм | ||||
от 200 до 320 | от 400 до 630 | 800, 900 | |||
Плоская | 0,0003 | 0,0005 | 0,0006 | 0,0007 | 0,0007 |
Скругленная | 0,0004 | 0,0006 | 0,0008 | 0,001 | 0,0012 |
Сопротивление от уклона пути
где αу – уклон пути в тысячных долях (для мостовых кранов αу=0,001; для козловых αу=0,003).
Сопротивление от ветровой нагрузки, Н
,
где Fк – ветровая нагрузка на металлоконструкции крана, Н; Fг – ветровая нагрузка на груз, Н.
Fк=pA, Fг=pAг,
где p – распределенная ветровая нагрузка на единицу площади металлоконструкции или груза, Н/м2; А, Aг – наветренная площадь металлоконструкций крана и груза соответственно принимается в зависимости от его массы (таблица 5.10), м2.
Таблица 5.10 – Соотношение массы и площади груза
Масса груза, т | 2,0 | 2,5 | 3,2 | 5,0 | 6,3 | ||||||
Площадь, м2 | 5,6 | 7,1 |
Распределенная ветровая нагрузка, Па:
р=qkдсn,
где q – динамическое давление ветра на высоте 10 м от поверхности земли (принять q=125 Па); kд – коэффициент, учитывающий изменение динамического давления в зависимости от высоты расположения элементов над поверхностью земли (таблица 5.11); с – коэффициент аэродинамической силы (для крана с=1,5...1,6, для груза с=1,2); n – коэффициент перегрузки (для нагрузок рабочего состояния n=1,0).
Таблица 5.11 – Значение коэффициента kд
Высота над поверхностью земли, м | |||
kд | 1,0 | 1,25 | 1,55 |
3. Статическая мощность привода механизма передвижения крана, Вт
,
где η – кпд механизма передвижения (η=0, 8...0,9).
При раздельном приводе мощность одного двигателя
,
где Zп – число приводных двигателей.
Выбираем двигатель с номинальной мощностью, равной или несколько большей статической (Pдв; nдв; Tmax; Ip).
4. Кинематический расчет сводится к определению общего передаточного числа трансмиссии и разбивке его по ступеням.
Частота вращения ходового колеса, об/мин
.
Требуемое передаточное число
.
Если передаточное число получается большим, то в приводе кроме редуктора устанавливается открытая зубчатая передача с передаточным числом uот=1,5...5,0.
Тогда передаточное число редуктора
.
По требуемому передаточному числу и расчетной мощности из каталога выбираем редуктор. При этом расчетная мощность, Вт
,
где kр – коэффициент, учитывающий условия работы редуктора. При умеренных толчках можно принять kр=0,8.
5. Соединительная муфта (двигатель-редуктор) выбирается по расчетному моменту, Н∙м
,
где k1 – коэффициент, учитывающий степень ответственности механизма (k1=1,2); k2 – коэффициент, учитывающий режим работы механизма (для 1М...ЗМ – k2=1,1; 4М – k2=1,2; 5М, 6М – k2=1,3; 7М, 8М – k2=1,5); Tc – момент статических сопротивлений, приведенный к валу двигателя, Н∙м
.
6. Выбранный двигатель проверяют на время разгона до номинальной скорости при движении крана вверх по уклону против ветра:
≤8..10 с,
где δ – коэффициент, учитывающий неучтенные вращающиеся массы (δ=1,1); Ip, Iм – моменты инерции ротора двигателя и муфты соответственно, кг∙м2; Zп – число приводных двигателей.
Запас сцепления ходовых колес с рельсом проверяется при разгоне крана без груза на подъем против ветра:
≥1,1,
где Gсц – вес крана, приходящийся на приводные колеса (сцепной вес), Н; φ – коэффициент сцепления колеса с рельсом. Для кранов, работающих на открытом воздухе, φ = 0,12, в помещении, – φ=0,2; Fин – сопротивление от сил инерции массы крана, Н; – сопротивление сил трения при движении крана без груза, Н; Fк – сопротивление ветровой нагрузки, действующей на металлоконструкции крана, Н; – сопротивление от уклона подкрановых путей при движении крана на подъем без груза, Н
.
Сцепной вес
,
где – общее количество приводных колёс.
Сопротивление сил трения при движении крана без груза
.
Сила инерции массы крана
,
где – время разгона крана без груза на подъем против ветра, с.
,
где – момент статических сопротивлений, приведенный к валу двигателя, при движении крана без груза на подъем против ветра, Н∙м
Коэффициент запаса сцепления kсц>1,1
7. Тормозной момент определяется как разность моментов движущих сил и минимального момента сопротивления передвижению. Причем за расчетное принимается движение крана без груза под уклон с попутным ветром
где Тин – момент сил инерции вращательно и поступательно движущихся масс, Н∙м; Тв – момент от ветровой нагрузки на металлоконструкции крана, Н∙м; Тук – момент от уклона подкрановых путей, Н∙м; Тс.min – статический момент сил сопротивления передвижению крана без груза, Н∙м.
Выражение для тормозного момента в развернутом виде, Н∙м
,
где а – максимальное замедление крана, может быть принято в зависимости от отношения числа приводных колес к общему числу колес (таблица 5.12), м/c2.
Время торможения, c
.
Таблица 5.12 – Максимальное замедление крана а, м/с2
Zп /Zо | 0,5 | 0,25 | |
a | 0,9 | 0,45 | 0,25 |
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 6