Развитие малого предпринимательства в торговле и его государственная поддержка
Тематика итогового междисциплинарного экзамена по дисциплинам специализации подготовки по специальности
061100 «Менеджмент организации»
специализации «Менеджмент торговых предприятий»
«Менеджмент торговой организации»
Современные направления развития внутренней торговли в РФ
Роль внутренней торговли в формировании рыночных отношений в России: в возрождении предпринимательства; формировании хозяйственных связей; эффективном функционировании рыночной экономики.
Особенности развития внутренней торговли в новых условиях: сложности первого этапа экономической реформы в части предложения товаров, спроса населения, розничных цен, инфраструктуры потребительского рынка.
Стабилизация потребительского рынка, его состояния на текущий момент развития. Основные направления развития внутренней торговли: концентрация, универсализация, диверсификация.
Концептуальные основы формирования рыночной инфраструктуры. Структурная перестройка оптовой торговли, процессы дифференциации оптовых услуг в единой оптовой торговой системе, развитие независимых оптовых структур, посредников, структур - организаторов оптового оборота.
Структурная перестройка розничной торговли: развитие новых форматов магазинов и принципов формирования розничной сети; развитие внемагазинных форм торгового обслуживания. Интеграционные процессы во внутренней торговле.
Основные направления развития внутренней торговли: экономически развитых стран и их идентификация в практике российской внутренней торговли.
Регулирование деятельности торговых организаций (предприятий) на уровне государственных органов и органов местного самоуправления
Стратегическая цель, основные задачи и принципы государственного регулирования торговли. Механизм государственного регулирования. Административно-правовые, финансово-экономические и социальные методы регулирования. Законодательные и нормативные акты, регулирующие торговую деятельность. Государственный протекционизм в сфере коммерческой деятельности. Организационно-правовые структуры, регулирующие торговое обслуживание населения. Защита прав потребителей. Правила торгового обслуживания населения и их социальная направленность.
Роль, задачи и функции органов местного самоуправления в организации торгового обслуживания населения. Методы регулирования торгового обслуживания, используемые органами местного самоуправления.
Развитие малого предпринимательства в торговле и его государственная поддержка
Развитие малого предпринимательства в российской торговле. Сущность малого предпринимательства, его преимущества. Критерии оценки малого предпринимательства. Малое предпринимательство в оптовой и розничной торговле: зоны деятельности, виды и типы предприятий, их структура и управление.
Государственная поддержка малого предпринимательства: административно-правовые, экономические и социальные формы.
Объединения малых предприятий, их организационная и экономическая сущность, формы управления.
4. Развитие интеграционных процессов во внутренней
торговле РФ и их роль в формировании потребительского рынка
Понятие интеграции и ее сущность в производственном, организационном и социальном отношении. Факторы, обуславливающие интеграционные процессы в торговле. Вертикальная и горизонтальная интеграция хозяйствующих субъектов. Формы объединения в оптовой и розничной торговле, цели их образования и управления: объединения хозяйственные ассоциативного типа, кооперация, оптово-розничные объединения, цепные объединения (добровольного и франчайзингового типа).
Организационные формы объединений, их особенности и формы управления; корпорации, концерны, холдинги, консорциумы, ассоциации (союзы).