Задачи руководителя проекта
Нижегородский государственный технический университет
Им. Р.Е. Алексеева
Факультет морской и авиационной техники
Кафедра кораблестроения и авиационной техники
ПРОЕКТИРОВАНИЕ САМОЛЕТА
Курсовое и дипломное проектирование
(в 4-х частях)
Часть 1
Общие положения
Инструкция и методические указания для студентов
по специальности 160201 «самолето- и вертолетостроение»
Н.Новгород, 2008
Составители: В.А. Зуев, В.Г. Дробышевский
УДК 629.735.33.001.2
Проектирование самолета.Курсовое и дипломное проектирование в 4-х частях. Инструкции и методические указания для студентов по специальности 160201 «самолето- и вертолетостроение» НГТУ им. Р.Е. Алексеева . Сост.: В.А. Зуев, В.Г.Дробышевский. Н.Новгород, 2008, 211с.
Рассматривается объем, структура и содержание курсового и дипломного проектирования самолетов. Пособие предназначено для студентов факультета морской и авиационной техники, обучающихся по специальности «самолето- и вертолетостроение». Оно может быть полезно также для руководителей проектов и консультантов.
Кроме указаний по разработке проектов приводятся статические материалы по современным самолетам.
Редактор:
Подписано к печати…….…….……..Формат 60х84 1/16. Бумага газетная.
Печать офсетная. Печ.л……Уч.-изд.л…….Тираж 150 экз. Заказ……..
Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е. Алексеева.
Типография НГТУ, 603600, Н.Новгород, ул. Минина, 24.
© Нижегородский государственный
технический университет
им. Р.Е. Алексеева
ОГЛАВЛЕНИЕ
Стр.
Введение | ||
1. | ОБЩАЯ ЧАСТЬ | |
1.1 | КУРСОВОЙ ПРОЕКТ | |
1.1.1 | Общие положения | |
1.1.2. | Задачи руководителя проекта | |
1.1.3 | Состав курсового проекта | |
1.1.4 | Оформление проектных материалов | |
1.1.5 | Защита курсового проекта | |
1.2 | ДИПЛОМНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ | |
1.2.1 | Общие положения | |
1.2.2 | Руководители и консультанты дипломного проекта | |
1.2.3 | Состав дипломного проекта | |
1.2.3.1 | Пояснительная записка к дипломному проекту | |
1.2.3.2 | Графическая часть проекта | |
1.2.4 | Организационные требования к выполнению дипломного проекта | |
1.2.5 | Выполнение дипломного проекта | |
1.2.6 | Рецензирование дипломного проекта | |
1.2.7 | Защита дипломного проекта | |
1.2.8 | Исходные данные для проектирования в курсовом и дипломном проектах | |
1.2. 9 | Список литературы |
ВВЕДЕНИЕ
В настоящем пособии приведены инструкции и методические указания при выполнении курсового и дипломного проектов по проектированию самолетов. В большинстве случаев (если дипломный проект не является чисто технологическим) названия темы курсового и дипломного проектов могут совпадать, а различие заключается в глубине и объеме проработки. Такой подход позволяет глубже и качественнее выполнить необходимый объем работ по разработке проектной технической документации сложнейшего инженерного сооружения, каким является самолет.
Для удобства пользования пособие разделено на четыре части:
1.Общая часть (общие положения, состав курсового и дипломного проектов, исходные данные) - часть 1.
2.Курсовой проект – часть 2.
3.Дипломное проектирование – часть 3.
4.Приложения (справочные материалы для курсового и дипломного проектирования) – часть 4.
Под проектированием самолета понимается процесс разработки технической документации, по которой этот самолет можно было бы построить. При этом техническая документация должна отвечать заданным требованиям (техническому заданию), требованиям нормативных документов (авиационным правилам, нормам летной годности и т.п.) и позволять осуществлять надежную эксплуатацию самолета в заданных условиях.
Из всего длительного процесса создания самолета, от зарождения идеи до запуска в серийное производство и эксплуатацию рассматривается лишь процесс проектирования. Это сложный процесс, в который входит большой объем расчетов, чертежей и исследований. Поэтому процесс проектирования разбивают на ряд этапов, т.е. ведут его методом последовательных приближений, и с каждым приближением уровень знаний о проектируемом самолете увеличивается.
Этапы проектирования самолета следующие:
1. Внешнее проектирование (разработка технического задания).
Обычно этот этап осуществляется совместной работой заказчика и КБ. При курсовом и дипломном проектировании техническое задание составляет и выдает студенту руководитель проекта.
2.Разработка технического предложения(предварительное проектирование). Этот этап по своей структуре и частично объему соответствует курсовому проекту.
3. Эскизное проектирование, где полученные ранее геометрические, весовые и энергетические параметры самолета воплощаются в конкретную конструктивную компоновку. Этот этап частично соответствует уровню дипломного проекта.
4. Рабочее проектирование – заключительный этап проектирования. На этом этапе выпускается вся техническая документация, необходимая для изготовления, сборки, монтажа отдельных агрегатов и самолета в целом.
ОБЩАЯ ЧАСТЬ
КУРСОВОЙ ПРОЕКТ
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Студенты пятого курса, обучающиеся по специальности «самолето- и вертолетостроение» в девятом семестре выполняют курсовой проект по дисциплине «Проектирование самолетов».
Курсовое проектирование имеет своейцелью:
- систематизировать, закрепить и расширить теоретические и практические знания по специальности, применить эти знания при решении различных конкретных задач в области проектирования самолетов;
- развить навыки ведения самостоятельной конструкторской работы и овладеть методиками проектирования самолетов, принимать решения в разрабатываемых вопросах.
Задание на курсовое проектирование выдается руководителем проекта и утверждается заведующим кафедрой.
Темами проектов, как правило, являются различные типы гражданских и военных самолетов, а также экранопланов.
Курсовой проект самолета должен содержать:
- пояснительную записку по проекту с обоснованиями и расчетами;
- графическую часть.
Проектирование включает в себя операции, выполняемые при разработке технического задания. На этом этапе студент проводит сбор и обработку статического материала по самолетам аналогам (прототипам), формулирует и обосновывает тактико-технические требования (ТТТ) к проектируемому самолету. Студент выбирает и обосновывает схему самолета, подбирает двигатели, назначает состав бортового оборудования, определяет общий вид самолета, проводит аэродинамический, весовой и центровочные расчеты, разрабатывает схему технологического членения самолета, выполняет расчет на прочность агрегата и определяет параметры наиболее нагруженного сечения, составляет директивный технологический процесс сборки этого агрегата.
Пояснительная записка к проекту должна в краткой и четкой форме раскрыть замысел проекта, содержать методы и сами расчеты, их анализ и выводы по ним, графики, эскизы, диаграммы, схемы и т.п. Если проект содержит экспериментальную часть, то приводится описание экспериментов и их анализ.
Образец задания на курсовое проектирование приведен в части 4.
Чертежи общего вида самолетов выполняются в масштабе 1:10; 1:20, 1:25; 1:50; 1:100.
ЗАДАЧИ РУКОВОДИТЕЛЯ ПРОЕКТА
Руководитель курсового проекта назначается заведующим кафедрой. Руководитель проекта должен:
- перед началом проектирования выдать студенту техническое задание;
- проводить систематические консультации;
- проверять объем и качество выполнения работ, как по частям, так и в целом;
- полнота разработки и обоснованность технических решений определяется руководителем проекта, за принятые в проекте решения, за правильность всех вычислений несет ответственность студент, выполняющий проект;
- работа над курсовым проектом ведется по графику. В сроки этапов графика студент отчитывается за выполненный объем перед руководителем;
- руководитель направляет всю работу студента, обращает его внимание на наиболее важные вопросы, систематически контролирует его работу, ориентирует в работе на использование новых технических материалов и литературных источников, указывает пути получения этих материалов;
- руководитель после проверки подписывает все чертежи и пояснительную записку к проекту и передает их студенту для предоставления проекта на защиту.
СОСТАВ КУРСОВОГО ПРОЕКТА
Курсовой проект закрепляет основные разделы курса проектирования современных самолетов.
Курсовой проект состоит из графической части общим объемом, эквивалентным четырем чертежным листам формата А1 (841х594), и пояснительной записки объемом не менее 40 листов формата А4 (297х210).
Графическая часть состоит из следующих чертежей:
1. Общий вид самолета в трех проекциях с его техническими характеристиками.
2. Компоновочный чертеж с элементами КСС.
3. Чертеж распределения масс по самолету с общей весовой сводкой.
4. Теоретический чертеж агрегата.
5. Схема конструктивно-технологического членения.
6. Чертеж силового элемента (по указанию руководителя).
Графическую часть курсового проекта необходимо выполнять с использованием компьютерной техники, объем графической части должен быть не менее четырех листов формата А 1, графическая часть оформляются в соответствии с требованиями ЕСКД.
Содержание пояснительной записки:
1.Содержание пояснительной записки должно соответствовать этапам выполнения работ по эскизному проектированию самолета с заданными характеристиками. Последовательность разделов и порядок выполнения работ изложены в части два настоящих методических указаний.
2. Объем пояснительной записки должен составлять не менее 40 листов формата А4, выполненных на компьютере. Пояснительная записка оформляется в соответствии с требованиями ЕСКД, физические величины приводятся в международной системе обозначений.