Г) артикуляционный праксис

Исследование уровня развития кинестетических организаций движения. Характер выполнения упражнения Дополнительные реакции: Вербальные/невербальные
Цель: исследовать и выявить нарушение статического праксиса. Например, звука В.
Описание проведения: ребенок сидит напротив логопеда. Логопед показывает, как делать упражнение и просит сделать самостоятельно: «Ротик приоткрыт, верхними зубами обнимаем нижнюю губу и не отпуская дуем так, чтоб был слышан голосочек» Выполняет упражнение хорошо Руки держит на столе
Инструкция: «Повторяй за мной. Делай, как я»
Критерии оценки: -точность и правильность выполнения -обращать внимание на мимику (например, можно выявить парез лица)   правильное выполнение   спокойное лицо  
Вывод: кинестетическая организация развита без особенностей
Исследование уровня развития кинетической организации движений Характер выполнения упражнения Дополнительные реакции: Вербальные/невербальные
Цель: исследовать и выявить нарушение динамического праксиса. Например, звука М.
Описание проведения: Ребенок сидит напротив логопеда. Логопед говорит: «а сейчас расскажи, как твой ротик произносит звук М, научи меня. Как работают губки, зубки, язычок, воздушная струя?» Отвечал правильно на вопросы, как расположены губы, зубы, язычок и где проходит воздушная струя (губы сомкнуты, зубы разомкнуты, язычок внизу, воздух проходит через нос) Руки держал на столе
Инструкция: «Научи меня, как правильно»
Критерии оценки: - точность и правильность упражнения - мимика     правильное выполнение   лицо спокойное  
Вывод: кинетическая организация развита без особенностей

2. Строение артикуляционного аппарата (стигмы дизэмбриогенеза) – проводится в виде наблюдения за ребенком и его артикуляционным аппаратом.

Наблюдаемый орган артикуляционного аппарата В норме Отклонения, которые могут быть
Цель:выявить строение артикуляционного аппарата
Губы Ограничивают ротовую полость спереди и являются подвижным мышечным органом, участвующим в изменении конфигурации ротовой полости и характера выдыхаемой воздушной струи. Качество движений мышц губ влияет на особенности произнесения гласных звуков, а также разборчивость речи Микростомия, макростомия, расщелина губы, расщелина верхней челюсти, укороченная верхняя губа, неполное смыкание губ
Прикус Положение зубов при сомкнутых челюстях Прогения, прогнотия, открытый передний прикус, открытый боковой прикус
Зубы Преграда для выдыхаемой воздушной струи, определяющие артикуляционно-акустические особенности согласных звуков. Мелкие, излишне крупные передние зубы, отсутствие, сверхкомплектность, вне челюстной дуги и др.
Небо (мягкое, твердое) Складка слизистой оболочки, свешивающаяся у млекопитающих над основанием языка и отделяющая ротовую полость от глотки; костная стенка, разделяющая ротовую и носовую полости Различные расщелины, высокое и «готическое» небо, арковидное небо, излишне низкое твердое небо, уплощенное, укороченное мягкое небо
Язык Подвижный мышечный орган, участвующий в звукопроизношении. Макроглоссия, микроглоссия, аглоссия
Малый язычок Небольшой конический отросток заднего края мягкого нёба, состоящий из соединительной ткани. Удвоение, расщепление
3 уздечки (нижнегубная, верхнегубная, подъязычная) Уздечки отвечают за чистоту звука, т.к. регулируют работу языка и губ Укороченная нижнегубная, верхнегубная, подъязычная
Вывод: строение артикуляционного аппарата в норме

Звукопроизношение.

Исследование развития звукопроизношения Характер выполнения упражнения Дополнительные реакции: Вербальные/невербальные
Цель: выявить нарушение звукопроизношения
Описание проведения: ребенок сидит напротив логопеда. Логопед показывает предметные картинки (на все группы согласных), называет слово, обозначающее эту картинку, просит ребенка повторить. Назвал все картинки Правой рукой подпирал голову
Инструкция: «Повторяй за мной. Делай, как я»
Показатели: правильное\неправильное произнесение следующих групп: - свистящие (с, с’, з, з', ц,)   - шипящие (ш, ж, ч, щ) - сонорные (л, л', р, р', j)   - заднеязычные (к, к', г, г', х, х')   - звонкие (в, б, д,)     Слова: огуреч, поезд, слон Слова: мяч, чемодан, машина, жук Слова: помидо(р), огу(р)ец, ба(р)абан, (р)ечка Слова: кепка, хлеб, книга, г(р)иб Дом, бабочка, ва(р)ежки  
Вывод: звукопроизношение не соответствует возрастным нормам: нарушение произношения свистящих (замена ц-ч), сонорных (дизартрия, неправильное произнесение звука Р)

Фонематический слух.

Исследование фонематического восприятия Характер выполнения упражнения Дополнительные реакции: Вербальные/невербальные
Цель:исследовать состояние фонематического слуха.
Описание проведения: Ребенок сидит напротив логопеда. 1)Логопед проговаривает слоги по цепочке: ка, га, да, ма, мя, ва, фа. 2) Логопед произносит слова: сад, море, кот, рак, лампа, стол. И при этом просит ребенка хлопать в ладоши, как только он услышит слово, в котором есть звук а. 3) Логопед имитирует звуки животных: мяу, мууу, кар-кар, ку-ка-ре-ку, хрю-хрю, гав-гав. И просит ребенка хлопать в ладоши, как только тот услышит звук А. Ребенок все правильно произносил и хлопал Руки держит на столе
Инструкция: 1) «Повторяй за мной» 2) «Хлопай в ладоши, когда услышишь звук А» 3) «Хлопай в ладоши, когда услышишь звук А»
Показатели: -Внимательность -Точность выполнения Внимательно Точно
Вывод:развито без особенностей

Фонематическое восприятие

Исследование фонематического восприятия Характер выполнения упражнения Дополнительные реакции: Вербальные/невербальные
Цель: исследование состояния фонематического восприятия
Описание проведения:Ребенок сидит напротив логопеда. 1)Логопед произносит слова: «сон, коса, нос, стол, ус, оса». Ребенок должен определить, где находится звук С(в начале, середине или конце слова). 2) Логопед произносит слова: «роза, арбуз, оса, красный, апельсин, глаз». Ребенок должен определить, где находится звук А(в начале, середине или конце слова). Ребенок отвечал все правильно Руки держит на столе
Инструкция:«Скажи мне, где находится звук С, в начале, середине или в конце слова?» «Скажи мне, где находится звук А, в начале, середине или в конце слова».
Показатели: -точность выполнения -внимательность точно внимательно
Вывод:фонематическое восприятиеразвито без особенностей

Вывод: в результате дизартрии страдает мелкая моторика пальцев рук.

Структура дефекта: дизартрия.

Наши рекомендации