Г) артикуляционный праксис
Исследование уровня развития кинестетических организаций движения. | Характер выполнения упражнения | Дополнительные реакции: Вербальные/невербальные |
Цель: исследовать и выявить нарушение статического праксиса. Например, звука В. | ||
Описание проведения: ребенок сидит напротив логопеда. Логопед показывает, как делать упражнение и просит сделать самостоятельно: «Ротик приоткрыт, верхними зубами обнимаем нижнюю губу и не отпуская дуем так, чтоб был слышан голосочек» | Выполняет упражнение хорошо | Руки держит на столе |
Инструкция: «Повторяй за мной. Делай, как я» | ||
Критерии оценки: -точность и правильность выполнения -обращать внимание на мимику (например, можно выявить парез лица) | правильное выполнение спокойное лицо | |
Вывод: кинестетическая организация развита без особенностей | ||
Исследование уровня развития кинетической организации движений | Характер выполнения упражнения | Дополнительные реакции: Вербальные/невербальные |
Цель: исследовать и выявить нарушение динамического праксиса. Например, звука М. | ||
Описание проведения: Ребенок сидит напротив логопеда. Логопед говорит: «а сейчас расскажи, как твой ротик произносит звук М, научи меня. Как работают губки, зубки, язычок, воздушная струя?» | Отвечал правильно на вопросы, как расположены губы, зубы, язычок и где проходит воздушная струя (губы сомкнуты, зубы разомкнуты, язычок внизу, воздух проходит через нос) | Руки держал на столе |
Инструкция: «Научи меня, как правильно» | ||
Критерии оценки: - точность и правильность упражнения - мимика | правильное выполнение лицо спокойное | |
Вывод: кинетическая организация развита без особенностей |
2. Строение артикуляционного аппарата (стигмы дизэмбриогенеза) – проводится в виде наблюдения за ребенком и его артикуляционным аппаратом.
Наблюдаемый орган артикуляционного аппарата | В норме | Отклонения, которые могут быть |
Цель:выявить строение артикуляционного аппарата | ||
Губы | Ограничивают ротовую полость спереди и являются подвижным мышечным органом, участвующим в изменении конфигурации ротовой полости и характера выдыхаемой воздушной струи. Качество движений мышц губ влияет на особенности произнесения гласных звуков, а также разборчивость речи | Микростомия, макростомия, расщелина губы, расщелина верхней челюсти, укороченная верхняя губа, неполное смыкание губ |
Прикус | Положение зубов при сомкнутых челюстях | Прогения, прогнотия, открытый передний прикус, открытый боковой прикус |
Зубы | Преграда для выдыхаемой воздушной струи, определяющие артикуляционно-акустические особенности согласных звуков. | Мелкие, излишне крупные передние зубы, отсутствие, сверхкомплектность, вне челюстной дуги и др. |
Небо (мягкое, твердое) | Складка слизистой оболочки, свешивающаяся у млекопитающих над основанием языка и отделяющая ротовую полость от глотки; костная стенка, разделяющая ротовую и носовую полости | Различные расщелины, высокое и «готическое» небо, арковидное небо, излишне низкое твердое небо, уплощенное, укороченное мягкое небо |
Язык | Подвижный мышечный орган, участвующий в звукопроизношении. | Макроглоссия, микроглоссия, аглоссия |
Малый язычок | Небольшой конический отросток заднего края мягкого нёба, состоящий из соединительной ткани. | Удвоение, расщепление |
3 уздечки (нижнегубная, верхнегубная, подъязычная) | Уздечки отвечают за чистоту звука, т.к. регулируют работу языка и губ | Укороченная нижнегубная, верхнегубная, подъязычная |
Вывод: строение артикуляционного аппарата в норме |
Звукопроизношение.
Исследование развития звукопроизношения | Характер выполнения упражнения | Дополнительные реакции: Вербальные/невербальные |
Цель: выявить нарушение звукопроизношения | ||
Описание проведения: ребенок сидит напротив логопеда. Логопед показывает предметные картинки (на все группы согласных), называет слово, обозначающее эту картинку, просит ребенка повторить. | Назвал все картинки | Правой рукой подпирал голову |
Инструкция: «Повторяй за мной. Делай, как я» | ||
Показатели: правильное\неправильное произнесение следующих групп: - свистящие (с, с’, з, з', ц,) - шипящие (ш, ж, ч, щ) - сонорные (л, л', р, р', j) - заднеязычные (к, к', г, г', х, х') - звонкие (в, б, д,) | Слова: огуреч, поезд, слон Слова: мяч, чемодан, машина, жук Слова: помидо(р), огу(р)ец, ба(р)абан, (р)ечка Слова: кепка, хлеб, книга, г(р)иб Дом, бабочка, ва(р)ежки | |
Вывод: звукопроизношение не соответствует возрастным нормам: нарушение произношения свистящих (замена ц-ч), сонорных (дизартрия, неправильное произнесение звука Р) |
Фонематический слух.
Исследование фонематического восприятия | Характер выполнения упражнения | Дополнительные реакции: Вербальные/невербальные |
Цель:исследовать состояние фонематического слуха. | ||
Описание проведения: Ребенок сидит напротив логопеда. 1)Логопед проговаривает слоги по цепочке: ка, га, да, ма, мя, ва, фа. 2) Логопед произносит слова: сад, море, кот, рак, лампа, стол. И при этом просит ребенка хлопать в ладоши, как только он услышит слово, в котором есть звук а. 3) Логопед имитирует звуки животных: мяу, мууу, кар-кар, ку-ка-ре-ку, хрю-хрю, гав-гав. И просит ребенка хлопать в ладоши, как только тот услышит звук А. | Ребенок все правильно произносил и хлопал | Руки держит на столе |
Инструкция: 1) «Повторяй за мной» 2) «Хлопай в ладоши, когда услышишь звук А» 3) «Хлопай в ладоши, когда услышишь звук А» | ||
Показатели: -Внимательность -Точность выполнения | Внимательно Точно | |
Вывод:развито без особенностей |
Фонематическое восприятие
Исследование фонематического восприятия | Характер выполнения упражнения | Дополнительные реакции: Вербальные/невербальные |
Цель: исследование состояния фонематического восприятия | ||
Описание проведения:Ребенок сидит напротив логопеда. 1)Логопед произносит слова: «сон, коса, нос, стол, ус, оса». Ребенок должен определить, где находится звук С(в начале, середине или конце слова). 2) Логопед произносит слова: «роза, арбуз, оса, красный, апельсин, глаз». Ребенок должен определить, где находится звук А(в начале, середине или конце слова). | Ребенок отвечал все правильно | Руки держит на столе |
Инструкция:«Скажи мне, где находится звук С, в начале, середине или в конце слова?» «Скажи мне, где находится звук А, в начале, середине или в конце слова». | ||
Показатели: -точность выполнения -внимательность | точно внимательно | |
Вывод:фонематическое восприятиеразвито без особенностей |
Вывод: в результате дизартрии страдает мелкая моторика пальцев рук.
Структура дефекта: дизартрия.