Стандартизация в рамках технического регулирования
Система стандартизации базировалась на законе о стандартизации. В рамках этого закона нормативными документами, действовавшими на территории РФ, были: «Гос. Стандарты РФ», «Международные и региональные стандарты», «Правила, нормы и рекомендации по стандартизации», «Общероссийские классификаторы технико-экономической информации», «Стандарты отраслей», «Стандарты предприятий», «Стандарты научно-технических обществ и общественных объединений».
В настоящее время в виду вступления в силу федерального закона РФ о техническом регулировании 184ФЗ от 27 дек. 2002 года в систему стандартизации внесен ряд изменений: внесён принцип добровольности стандартов, недопустимости стандартов, противоречащих техническим регламентам. К основным документам в области стандартизации отнесены:нац. Стандарты, правила стандартизации, нормы регламентации, классификации и общероссийские классификаторы, технико-экономической и социальной информации, а также стандарты организации.
Нац. Стандарт и классификатор представляют собой нац. систему стандартизации.Они разрабатываются в порядке, установленном федеральным законом о техническом регулировании и утверждаются национальным органом о стандартизации. Нац. стандарт применяется на добровольной основе. Применение нац. стандарта подтверждается законом соответствия.
Общероссийские классификаторы представляют собой нормативные документы, распределяющие технико-экономическую и социальную информацию в соответствии с её классификацией, являющейся обязательной для применения, при создании гос. информационной системы, информационных ресурсов и межведомственном обмене информацией. Порядок их разработки, принятия, введения в действие, принятия устанавливается правительством РФ. Стандарты коммерческих, научных, юридических объединений могут утверждаться и разрабатываться самостоятельно. В целях стандартизации для совершенствования производства и обеспечения качества продукции, выполнения работ, оказания услуг, распространения и использования результатов, исследований, испытаний, измерений. Разработка, учёт, измерение стандартов производства устанавливается самостоятельно, но может быть представлен разработчиками в технический комитет по стандартизации.
Обязательными для применения являются технические регламенты,они представляют собой документ, принятый международным договором РФ в ратификации, установленный законодательством РФ или федеральным законом РФ, или указом президента, или постановлением правительства РФ, и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, зданиям, сооружениям, процессам производства, хранения).
21. Государственная (нац.) система стандартизации РФ – ГСС РФ – это совокупность организационно-технических, правовых, экономических мер, осуществляемых под управлением федерального органа исполнительной власти по стандартизации и направ. На применение нормативных документов по стандартизации с целью защиты потребителей и государства.
В настоящее время проводят реформирование ГСС.
Выделяют 3 этапа:
1. Начало 1992 г., получение РФ самостоятельности.
Нормативные документы имеют 4х-уровневую систему:
1) уровень технического законодательства;
2) гос. стандарты, общероссийские классификаторы;
3) стандарты отраслей и общественных организаций
4) стандарты предприятий и технических условий
2. Переходный. 2003-2010 гг. Этап преобразования ГСС, нац. система ГСС.
Переход ГСС от обязательной системы к добровольной.
3. Окончательное реформирование национальной системы стандартизации, базирующейся на добровольной основе и являющейся негосударственной.
Нац. система стандартизации (НСС) будет включать стандарты 2х категорий:
· Национальные стандарты
· Стандарты организаций
НСС включает: нац. стандарты, правила в области стандартизации классификации технико-экономической и социальной формации.
Органы и службы по стандартизации РФ – это учреждения, объединения и организации, основной деятельностью которых является осуществление работ по стандартизации или выполнение работ по стандартизации или выполнение определенных функций.
Органы по стандартизации – органы, за которыми призвано основное функционирование руководства работающих по стандартизации.
Гос. управление деятельностью по стандартизации осуществляет Гос. Комитет по стандартизации и метрологии.
На него возложены след. функции:
· Утверждение нац. стандартов;
· Организация экспертизы проектов нац. стандартов;
· Обеспечение соответствия НСС интересам нац. экономики;
· Состояние материально-технической базы уровню НТП;
· Учет нац. стандартов, норм и правил по стандартизации и обеспечению доступности их заинтересованным лицам;
· Опубликование стандартов и их распространение;
· Создание технических комитетов по стандартизации и контролю за их деятельностью;
· Участи в разработке международных стандартов с целью защиты нац. интересов;
· Утверждение знака соответствия нац. стандартам
К территориальным органам гос. стандарта относится:
· Центры стандартизации и метрологии( в РФ 99)
· Служба по стандартизации – специально создается организациями, предназнач. для проведения работ по стандартизации на разных уровнях управления.
22. Международная стандартизация: роль в преодолении барьеров в международной торговле
Международная стандартизация – это совокупность орг-ций по станд-ции и продуктов их деятельности: стандартов, рекомендаций, тех. отчетов и др. научно-тех. продукции.
В области международной стандартизации работают:
- Международная организации по стандартизации (ИСО)
- Международная электротехническая компания (МЭК)
- Международный союз электросвязи (МСЭ).
Наиболее крупные организации ИСО и МЭК.
Условия междунар. орг-ций:
1. добровольность
2. они некоммерч.
3. организуют деят-ть по оценке соотв.
4. бюджет склад. из взносов стран-участников.
1) Международная организация по стандартизации (ИСО) функционирует с 1947 г.
Сфера деятельности ИСО - стандартизация во всех областях, за исключением электроники и электротехник (это относ. к МЭК).
По состоянию 2006 г. в работе ИСО участвуют 156 стран. СССР был одним из основателей ИСО.
Высший орган ИСО - Генеральная ассамблея.
В период между сессиями Генер. ассамблеи работой руководит Совет, в который входят представители национальных организаций по стандартизации.
Проекты междунар. ст-тов разрабатываются непосредственно рабочими группами, действующими в рамках технических комитетов.
Проект межд. ст-та считается принятым, если он одобрен 75% активных тех. комитетов.
Межд. ст-ты не явл. обязательными, т.е. конкретно каждая страна вправе применять их целиком, частично или не принимать вообще
К 2006 г. действовало более 15 тыс. междунар. ст-тов ИСО.
В практике междунар. стандартизации основной упор делается на установление единых методов испытаний продукции, требований к маркировке, терминологии, т.е на те аспекты, без которых невозможно взаимопонимание изготовителя и потребителя.
В междунар. ст-тах также устанавливаются требования к продукции в части безопасности ее для окр. среды, взаимозаменяемости и тех. совместимости.
2) Междунар. электротех-кая комиссия (МЭК) – разраб. ст-ты в области электротехники, радиоэлектроники, связи.
Создана была в 1906 г, задолго до ИСО.
Число членов МЭК – 62 страны – меньше, чем в ИСО, Всвязи с тем, что многие развивающиеся страны имеют слаборазвитую электротехнику, электронику и связь.
Россия в МЭК с 1911г.
Высший руковод. орган МЭК – Совет, в котор. представлены все нац. комитеты.
В наст. время разработано свыше 5200 ст-тов, тех. отчетов, рекомендаций. Напр, МЭК устанавливает требования по безоп-ти бытовых электроприборов и машин.
В перспективе деятельность МЭК и ИСО будет сближаться: на 1ом этапе – это разработка единых правил подготовки межд. ст-тов, создание совм. тех. комитетов (такой опыт уже есть по вопр. информац. технологий),; а на 2ом этапе – возможное слияние МЭК и ИСО, т.к. большинство стран представлено в них одними и теми органами – нац. комитетами по станд-ции).
Глобализация мирового рынка, характеризующаяся стиранием границ на пути свободного перемещения людей, товаров, капитала и информации, требует перехода стран на единые стандарты.
3)Междунар. союз электросвязи – МСЭ – координирует деят-ть госуд. орг-ций и коммерч. компаний по развитию сетей и услуг электросвязи в мире.
В наст. время МСЭ играет лидир. роль в области информац. безоп-ти.
****
Помимо ИСО, МЭК, МСЭ в межд. станд-ции участвуют еще и межправительственные орг-ции:
- Европейская экономическая комиссия ООН (ЕЭК ООН). Правила ЕЭК ООН имеют статус международных стандартов и являются нормативной базой международной и отечественной систем обязательной сертификации автомобилей.
- Международная торговая палата (МТП). Широко известна работами по унификации торговой документации.
- Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЕ)
23. Методы стандартизации Т-ов –совокупность приёмов, с помощью которых достигаются цели стандартизации:
1. Упорядочение объектов стандартизации (типовые формы проектно-конструкторских документов)
2. систематизация – научное обоснование последовательного классифицирования и ранжирования совокупности объектов стандартизации
3. селекция объектов стандартизации – деятельность по отбору конкретных объектов, которые признаются целесообразными для дальнейшего производства и применения в общественном производстве
4. симплификация – деятельность по отбору конкретных объектов, которые признаются нецелесообразными для дальнейшего производства и применения в общественном производстве
5. типизация объектов стандартизации – деятельность по созданию типовых объектов (типологических правил, консультаций)
6. оптимизация объектов стандартизации – нахождение главных параметров, а так же всех значений качества и экономичности.
24. Согласно закону стандартпредставляет собой документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются правила осуществления производства, эксплуатации, перевозки и т.д. Стандарт может содержать требования к терминологии, упаковке, символике, маркировке, этикетке и правила их нанесения.