Краткая историческая справка о развитии компьютерных правовых систем
Если обратиться к истории, то идея использовать преимущества компьютерных технологий для работы с законодательной информацией никла на Западе еще во второй половине 60-х годов. В то время, вместе с развитием современных технологий и средств телекоммуникаций, в мире впервые стали появляться СПС. Разработка таких систем была обусловлена тем, что уже тогда базы данных позволяли собирать, хранить и систематизировать столь огромное количество материалов, которое было не под силу обычным библиотекам. Так, например, созданная в 1986 г. австрийская система юридической информации RDB на 1993 г. содержала уже более полумиллиона документов, в том числе 150 тысяч судебных решений.
В Европе первой электронной картотекой для компьютерного поиска юридической информации стала бельгийская система CREDOC. Она появилась на свет в 1967 г. благодаря совместным усилиям университетов Бельгии и бельгийского союза адвокатов и нотариусов. В информационный банк (ИБ) системы вошли данные о документах внутреннего и международного права, о парламентских материалах. Однако CREDOC не предполагала прямой связи пользователя с ИБ для получения интересующих данных. Изначально работа была построена таким образом, что пользователю в первую очередь необходимо было обращаться в специальное информационное бюро. И уже из этого бюро приходил ответ, содержащий адресную информацию о законодательных документах. Причем срок ожидания ответа был довольно велик — от двух до восьми дней.
Разработка одной из самых известных полнотекстовых СПС США — LEXIS началась еще в 1967 г. с соглашения между коллегией адвокатов штата Огайо и фирмой DATA Corp. С 1980 г. она стала доступна пользователям Великобритании, а с 1985 г. — Австралии. Ежедневно система отвечает более чем на 20 тысяч запросов. В ИБ системы находятся все судебные прецеденты США, а также нормативные документы штатов и акты федерального значения, в том числе полный текст конституции США» Со временем в LEXIS было включено британское законодательство, а с 1981 г. — английские судебные прецеденты. Теперь эта система носит имя LEXIS-NEXIS и доступна в том числе и через сеть Интернет.
В настоящее время практически все экономически развитые страны имеют СПС, и, по некоторым оценкам, сейчас в мире насчитывается более 100 подобных систем. В США это - WRU, LEXIS, WESTLAW» JURIS, ELITE; в Великобритании - PRESTEL, POLIS, LEXIS; в Италии - ITALGUIRE; в Бельгии - CREDOC; в Германии - Система Бундестага, LEXINFORM; в Финляндии - FINLEX; во Франции - IRETIV, CEDIJ, JURISDATA, SINDONI и т.д.
С некоторым запозданием развитие компьютерных СПС началось и в России. В июле 1975 г. руководство Советского Союза приняло решение о развитии правовой информатизации. В рамках реализации этого решения в 1976 г. при Министерстве юстиции был создан Научный правовой информации (известный также как НЦПИ). Основной задачей Центра стала разработка справочных систем и государственный учет нормативных актов. Однако пользоваться информационной базой НЦПИ могли лишь отдельные государственные министерства, ведомства и научные организации. Широкий доступ к информации был исключен. Так продолжалось до начала реформ. Быстрое развитие и распространение СПС в России началось лишь в конце 80-х — начале 90-х годов. Именно тогда появились первые СПС: в 1989 г. - ЮСИС, в 1991 г. - ГАРАНТ в 1992 г. — КонсультантПлюс. В настоящее время в России, как и за рубежом, именно негосударственные СПС играют определяющую роль в правовой информатизации. Так, согласно некоторым оценкам, более 99% пользователей работают с СПС негосударственных компаний.
В немалой степени это связано с тем, что коммерческие фирмы изначально уделяли самое серьезное внимание, во-первых, разработке и ее совершенствованию программных технологий, способных предаст максимум возможностей и удобства по поиску и по работе с документами, а во-вторых, — и это, может быть, даже главное — развитию сбытовых и сервисных структур.
Количество пользователей таких систем быстро растет с каждым годом: если в 1991-1992 гг. всеми фирмами было продано не более трех-четырехтысяч систем, то в 1995-1996 гг. таких систем было продано уже более 100 тысяч, а к концу 1998 г. число пользователей различных СПС, по оценкам специалистов, превысило 230 тысяч организаций и частных лиц.
Обзор рынка СПС в России
В настоящее время на рынке СПС работает достаточно много компаний — разработчиков систем и очень большое число сервисных фирм, осуществляющих поставку и текущее обслуживание СПС. Наиболее известны в России следующие продукты и разработавшие их компании:
• КонсультантПлюс (АО •«Консультант Плюс»),
• ГАРАНТ (НПП «Гарант-Сервис»),
• «Кодекс» (Центр компьютерных разработок).
В числе систем, созданных государственными предприятиями для обеспечения потребностей в правовой информации государственных ведомств, следует прежде всего назвать:
• «Эталон» (НЦПИ при Министерстве юстиции РФ),
• «Система» (НТЦ «Система» при ФАПСИ).
Кроме того, на российском рынке представлены такие системы, как:
• ЮСИС (фирма «Интралекс»),
• «Референт» (ЗАО «Референт-Сервис»),
• «Юридический Мир» (издательство «Дело и право»),
• «Ваше право» и «Юрисконсульт» (фирма «Информационные системы и технологии»),
• системы «1С:Кодекс», «1С:Гарант», «1С:Эталон» (компания «1С»),
• система «Законодательство России» (Ассоциация развития банковских технологий)» и некоторые другие.
Степень распространенности продуктов той или иной компании на российском рынке весьма различна, и в настоящее время абсолютно точно оценить ее не представляется возможным, а данные, иногда публикуемые самими компаниями, могут быть достаточно субъективными.
Продукция разных компаний имеет существенные отличия не только по распространенности и тем концепциям, которые закладываются в систему разработчиками, но, что самое главное, и по качеству.
Можно сказать, что на сегодняшний день сложились следующие стандарты действительно качественного сервиса по обслуживанию СПС:
• бесплатная демонстрация системы в офисе заказчика квалифицированным специалистом;
• гарантии стабильного информационного сопровождения систем (вплоть до возможности ежедневного обновления информации на компьютере пользователя;
• обучение пользователя и его консультирование в сложных ситуациях;
• техническая поддержка систем на компьютере пользователя, восстановление их после аппаратных сбоев (поломки ПК) и т.п.;
• возможность заказа отдельных документов, не входящих в комплект поставки для пользователя, и т.д.
Если говорить о современных тенденциях в развитии компаний и продуктов на рынке СПС, то необходимо отметить четко наметившуюся дифференциацию всех разработчиков на две группы.
Компании первой группы с самого начала своего развития сделали ставку на обеспечение высокого качества своей продукции и сервиса. Причем достигается это комплексной работой по развитию и информационных ресурсов, и программных технологий, и сервисных структур, что естественно требует и соответствующих аппаратных и программных средств, и существенных финансовых затрат.
Компании второй группы, по сути, не в состоянии работать по всему спектру направлений, обеспечивающих высокое качество оказываемых услуг, а компенсировать имеющиеся недостатки пытаются за счет дешевизны своей продукции. Как правило, такие компании не имеют развитых структур сбора и анализа правовой информации. Они не в состоянии наладить взаимодействия с органами государственной власти и управления, непосредственно выпускающими акты, у них нет архивов с оригиналами текстов актов и соответствующих служб проверки качества своих электронных текстов. Юридическая обработка информации такими поставщиками СПС практически не проводится, а сама информация, как правило, поступает из различных баз случайным образом.
В конечном счете принципиальная разница в качестве продуктов и определяет выбор пользователей. По оценкам независимых исследователей, продукты компаний первой группы составляют более 95% от числа всех используемых СПС, даже несмотря на то, что они имеют несколько более высокие цены.