Макро- и микрологистика. Логистическая система
Логистическая система – это сложная организационно-завершенная (структурированная) экономическая система, состоящая из взаимосвязанных в едином процессе управления материального и сопутствующих им потоков элементов (звеньев), совокупность которых, границы и задачи функционирования объединены внутренними целями организации бизнеса и внешними целями.
Различают:
Микрологистическую систему:
внутрилогистическая система, в состав которой входят технологически связанные производства, объединенные единой инфраструктурой;
внешние логистические системы решают задачи, связанные с управлением и оптимизацией материальных и сопутствующих потоков от источников к пунктам назначения конечного потребления внепроизводственного технологического цикла.
Звеньями внешней логистической цепи являются помимо предприятия это элементы снабженческих и дистрибутивных сетей.
Макрологистическая система – это крупная система управления материальным потоком, охватывающая предприятия и организации промышленности, посреднические, торговые, транспортные организации различных ведомств, расположенных в различных регионах страны или в различных странах:
логистические системы с прямыми связями – без участия посредников;
эшелонированные (многоуровневые) логистические системы – материальный поток проходит хотя бы через одного посредника;
гибкая логистическая система – доведение материального потока до потребителя осуществляется как по прямым связям, так и через посредника.
Функции логистики
Функции логистики
1. Формирование хозяйственных связей по поставкам товаров или оказанию услуг, их развитие, корректировка и рационализация.
2. Определение объёмов и направлений материальных потоков.
3. Прогнозные оценки потребности в перевозках.
4. Определение последовательности движения товаров через места складирования, определение оптимального коэффициента складской звенности при организации товародвижения.
5. Развитие, размещение и организация складского хозяйства.
6. Управление запасами в сфере обращения.
7. Осуществление перевозок, а также всех необходимых операций в пути следования грузов к пунктам назначения.
8. Выполнение операций, непосредственно предшествующих и завершающих перевозку товаров (упаковка, маркировка, подготовка к погрузке, погрузка).
9. Управление складскими операциями (хранение, приёмка, организация доставки мелкими партиями).
Критерием эффективности реализации логистических функций является степень достижения конечной цели логистическойдеятельности.
Две характерные особенности всех функций заключаются в том, что:
• весь их комплекс подчинен единой цели;
• носителями перечисленных функций выступают субъекты, участвующие в логистическом процессе.
Уровни развития логистики
Уровни развития логистики, как отмечалось выше состоят из 4 этапов, изучим детально каждый из них.
Первый уровень развития логистики преимущественно характеризуется определенными значимыми моментами: такого рода предприятия работают по суточно-сменному заданию и наделены наименее совершенной системой управления логистикой; логистические процессы достаточно немногочисленны, ими обхватывается перевозка и система складирования предприятия.
Эта система в большей мере работает по принципу ежедневного колебания спроса, от чего нередки отклонения в системе перераспределения продукции. Надежность логистической системы определяется в большинстве случаев, суммируя необходимые транспортные расходы и различные другие операции.
Для организаций другого уровня, развитие логистики характеризуется управлением потока произведенных товаров от конечного пункта линии производства до конечного покупателя товаров. Зона логистики в этой ситуации включает в себя такие функции как обслуживание заказчика, складирование продукции, обработка информации заказов и планирование работ. Эффективность системы оценивается обычно по предоставленным расходам предприятия.
На третьем этапе контроль операций осуществляется, начиная пряма с приобретения сырья, и заканчивая обслуживанием потребителя. На этом этапе используются и предусмотрены разные виды логистики. Но есть одна сфера не входит в юрисдикцию специалиста, которому знакомы правовые основы закупок, которая называется каждодневное управление организацией. Деятельность специалиста по логистике в большинстве случаев производится на основании данных двенадцатимесячного плана. Следует отметить, что работа системы оценивается не сравнением расходов, а сопоставлением со стандартами обслуживания.
Самый последний уровень был дополнен сравнительно недавно в конце 90-х его функция такая, как и на третьем этапе развития, но есть одно исключение. На таких предприятиях планирование и наблюдение за операциями логистики интегрируют в финансовые, маркетинговым операции и т.д., таким образом, маркетинг и логистика на этом этапе сильно связаны. Регулирование подобной системой производится с помощью долгосрочного планирования, а оценка полезности работы данной системой производится за счет требований стандартов.