Формирование технологической совместимости информационных ресурсов
Производство машинной информации, кроме правового, имеет еще и технологический аспект. Информационно-вычислительные услуги как продукт оперируют с информацией как с неким изделием или сырьем. Развитие сферы информационного обслуживания, расширение применения компьютеров и информационных технологий в различных областях постоянно повышают значимость этого аспекта.
В самом деле, разветвляющиеся информационные технологии выдвигают требование, состоящее в том, чтобы локальные, региональные и глобальные информационные системы были технологически едиными и совместимыми всегда, а создаваемые на их основе информационные ресурсы - по возможности долго живущими, может быть, даже вечными. Это требование станет со временем все более актуальным и необходимым при врастании мира в информационное общество.
Все сложные системы создаются в среде согласованных, как правило, наукоемких технологий и реализуют их в своей работе. Информационные системы в этом плане не должны представлять исключения. Однако именно технологическая направленность многих отечественных ИС бывает недостаточно четко и последовательно выдержана, что и приводит к несовместимости операций или решений. Естественно, этими недостатками страдают в большей степени системы малых фирм, новых предприятий и тому подобных структур, в которых нет глубоких традиций и технологической культуры, свойственных предприятиям сферы высоких технологий.
Основой ИС, безусловно, являются базовые программные и технические средства: операционные системы, сервисные средства, компьютеры, периферийные устройства, сетевые средства и т.д. Их функционирование определяет некоторые технологические требования к системе. Однако это невозможно на уровне соединения сложного оборудования и сложных программных комплексов в еще более сложные формирования без специального нормативного обеспечения технологического характера.
Такое обеспечение существует на разных уровнях. Это международные стандарты различных организаций и объединений. В каждой стране, в том числе и в России, существуют государственные стандарты технологического характера. В соответствии со спецификой применения средств информатизации в различных сферах создаются отраслевые или корпоративные стандарты. Наконец, на каждом отдельном предприятии в соответствии с его особенностями в части создания и применения информационных технологий разрабатываются стандарты предприятия.
Каждый субъект разделения труда в сфере информатизации в той или иной мере вынужден учитывать и применять технологические стандарты как своего, так и более высоких уровней. Это естественно и понятно. Однако в ряде случаев предприятию, стоящему высоко на лестнице технологической кооперации - например, большой корпорации, - придется учитывать и стандарты предприятия более низкого технологического уровня - даже малой фирмы, если это последнее будет интересно ему в качестве поставщика комплектующих или базовых элементов для его продукции. Так, широко известен учет производителями компьютеров стандартов (правда, совсем не малой) фирмы Intel - производителя базовых элементов для компьютеров - на микропроцессоры или стандартов корпорации Microsoft на программные средства для персональных компьютеров. Более того, хотя эти компании являются поставщиками комплектующих изделий в продукты более высокого уровня, но по своему рыночному положению они являются практически монополистами, поэтому всем другим предприятиям они явно или неявно определяют технологические стандарты.
Организацию технологической защищенности информационных систем необходимо специально рассмотреть как элемент комплексной защищенности информационных ресурсов.
МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ
Гарантии качества и стандартизация. Качество продукции -необходимое условие успеха любого бизнеса. Потребитель всегда хочет быть уверенным, что получаемый им продукт является качественным, это само собой разумеется. Однако и производитель, если он добросовестный бизнесмен, тоже хочет, чтобы его товар был качественным и он мог этим товаром гордиться, а слава о качестве его продукции способствовала бы реализации, росту доходов и успешному существованию бизнеса в условиях конкуренции. Проблема гарантий качества давно занимает деловых людей во всем мире.
Любая деятельность и в сфере информатизации должна быть обеспечена гарантиями качества ее продуктов: услуг, программ, машин, элементов, комплексов и т.д. Системы, сети, комплексы, их модули и элементы, технологии, персонал - все эти составляющие в совокупности и по частям должны гарантировать качество работы и производимой продукции. Эти гарантии со временем стали обеспечиваться не только прямыми сертификатами, но и косвенными характеристиками: организацией производства, применяемыми технологиями и условиями деятельности предприятия.
Так, на предприятии-изготовителе должны постоянно удовлетворяться определенные условия производства, выполнение которых исключало бы изготовление некачественной продукции и, напротив, надежно гарантировало ее качество. Ознакомление потребителя с этими условиями позволяет ему быть уверенным в согласованном качестве производимой поставщиком продукции как при заключении договора на поставку продукции, так и при ее применении. Для этого поставщик должен быть готов в любое время и с необходимой полнотой представить потребителю те средства, которые обеспечивают требуемое, заявленное или согласованное качество его продукции.
В связи с этим на производстве создаются системы управления качеством продукции, в основе которых разнообразные стандарты качества, начиная с международных и кончая внутренними стандартами предприятия. Соответствие систем качества требованиям определенного уровня подтверждается сертификатом той организации, которая имеет лицензию на сертификацию соответствующего уровня.
В свою очередь, потребитель продукции тоже должен руководствоваться требованиями тех же самых стандартов, что и изготовитель, только в части, касающейся эксплуатации и применения, получаемых им изделий, для того чтобы со своей стороны гарантировать качество продукта на этой стадии. В противном случае поставщик сможет отвергнуть претензии потребителя к качеству его продукта по несоответствию стандартам условий эксплуатации изделий на территории потребителя. Так создалась база для широкого развития системы стандартов. С расширением и углублением международного разделения труда такие стандарты возникли как инструмент международных организаций и международного права.
Для осуществления развития системы международных стандартов и сертификации фирм на их основе возникли соответствующие международные организации, в частности весьма влиятельная International Standardization Organization (ISO), стандарты которой широко применяются в практике европейских организаций. Этой организацией в 1987 г. представлена и введена в действие группа стандартов, впервые отразившая на уровне международного сотрудничества требования к гарантии качества продукции, т.е. требования к системам управления качеством на предприятиях. Это стандарты серии ISO 9000 [25].
В принятии неких норм, гарантирующих качество, нет ничего необычного, такие гарантии при поставках продукции требовались всегда потребителем от поставщика. Просто в настоящее время такие гарантии приобрели особое значение. При обострении конкуренции у потребителя расширяется круг возможных поставщиков, его начинает интересовать не столько качество изделий или услуг в конкретной партии продукции, сколько способность поставщика обеспечить стабильность качества. Для этого у поставщика должны быть средства, обеспечивающие управление качеством, которые признавались бы и потребителем как основа гарантии качества продукции.
Здесь следует отметить, что под продукцией понимается результат деятельности или процессов; она может включать в свой состав услуги, оборудование, перерабатываемые материалы, программное обеспечение или комбинации из них. Продукция может быть материальной или нематериальной. Последнее в качестве продукции предполагает, например, информацию, какие-либо новые понятия («ноу-хау») или комбинации из них.
За прошедшие годы в состав серии ISO 9000 введены новые стандарты, а также созданы стандарты серии ISO 10000. При этом были пересмотрены стандарты прежней серии ISO 8402:1986 «Качество. Словарь», а также первые стандарты серии ISO 9000. Новые версии всех этих стандартов приняты, сведены воедино и официально изданы в 1994 г. Все стандарты, входящие в серии 8402:1994, 9000 и 10000. получили официальное определение «семейство ISO 9000». Под индексом ISO 10011 приняты и введены три стандарта в качестве регулирующих норм в части проверки систем управления качеством (табл. 10.2). Здесь обращают на себя внимание требования к экспертам-аудиторам, которые могут привлекаться для оценки систем качества на предприятиях.
В некоторых комплексах информационных систем масштаба предприятия этот процесс обеспечивается автоматически соответствующими встроенными возможностями. Так, в сентябре 1998 г. российское представительство фирмы Вааn объявило, что намерено предоставлять услугу автоматической сертификации по системе стандартов ISO 9000 информационных систем клиентов, приобретающих продукты фирмы. Естественно, получение, такого сертификата открывает для любой компании более широкие
Таблица 10.2
ISO 10011 - Руководящие положения по проверке систем качества
Индекс | Наименование |
ISO 10011-1:1990 | Руководящие положения по проверке систем качества -Часть 1: Проверка |
ISO 10011-2:1991 | Руководящие положения по проверке систем качества -Часть 2: Квалификационные критерии для экспертов-аудиторов по проверке систем качества |
ISO 10011-3:1991 | Руководящие положения по проверке систем качества -Часть 3: Управление программой проверок |
возможности в ведении операций с зарубежными партнерами, прежде всего по экспорту продукции. Технически это возможно в системах фирмы BAAN, в которых имеются необходимые модули. Практически сертификация обеспечивается наличием соглашения компании BAAN с консалтинговыми компаниями, поставляющими такие системы и сопровождающими их у клиента.
Обеспечение информационного сопровождения жизненного цикла продукции.В современной жизни в любом бизнесе неотъемлемой частью становится информационная составляющая. Для любой продукции совместимость и живучесть информационной поддержки ее на всех этапах жизненного цикла уже является очень важной.
Появляется все больше продукции, прежде всего современной сложной и наукоемкой продукции, для которой информационная поддержка становится важнейшим компонентом, независимо от природы основного физического или иного (финансового, социального и др.) процесса, лежащего в основе этой продукции. Поэтому проблема непрерывности осуществления и постоянной адекватности и живучести ее информационного обеспечения должна рассматриваться и обеспечиваться, как минимум, наряду с обеспечением и развитием основных функциональных или, как их обычно называют, технических характеристик продукции.
Решение этой проблемы в каждом конкретном варианте может быть и оригинальным, однако со временем совершенно естественно были выработаны типовые подходы. В качестве примера можно привести одну их широко известных за рубежом методологий, используемых на этом пути: существует стратегический подход, направленный на эффективное создание, обмен, управление и использование электронных данных, поддерживающих жизненный цикл любого изделия с помощью международных стандартов, реорганизации предпринимательской деятельности и передовых технологий – так называемая CALS-технология (Computer Aided Lifecycles Support) [5].
Это не просто технология, это новая система взглядов на проблему автоматизации проектирования и сопровождения всех этапов жизненного цикла изделия, возникшая в связи с тем, что совместимость как по вертикали, так и по горизонтали стала жизненно необходима для многих систем.
· Жесткая конкуренция на рынках выявила следующие острые проблемы:
· Критичность времени, требующегося для создания изделия и организации его производства;
· Необходимость повышения качества процессов проектирования и производства;
· Конкуренция на рынке эксплуатационного обслуживания;
· Необходимость снижения прямых затрат (капитальные затраты, оплата труда в производстве, в других подразделениях и т.д.).
Основным средством в разрешении этих проблем служат информационные технологии: компании нуждаются в постоянном и эффективном обмене информацией с партнерами, заказчиками и поставщиками во всем мире; компании должны быть уверены, что их информационные процессы являются совместимыми, а обмены информацией – точными и своевременными.
Основой такой уверенности может быть последовательное и неукоснительное следование согласованным стандартам всеми партнерами. Поэтому в 1985 г. началась планомерная разработка новой концепции, ставшей известной как CALS. Ее реализацию по этапам отражает рис. 10.4.
111111111111аааFF
Б
в
Рис. 10.4. Этапы реализации CALS–технологии: а - исходное состояние; б – формирование информационного потока; в – формирование среды и технологии совместного использования данных
Здесь показано, что на первом этапе (рис. 10.4а) на основе масштабного обследования и анализа в системе оформляется и документируется поток бумажной информации. При этом обеспечивается закрепление функций, прав и ответственности работников по отношению к каждой единице информации во всех документах, а также совместимость данных, документов и т.д. по всем показателям. Одним из подходов было стремление к обеспечению возможности совместного использования информации и созданию так называемых виртуальных предприятий. В качестве основы методологии – перевод всей документации по продукции и по всему предприятию в электронный вид. Это очень важная, но, как правило, настолько объемная работа, что ее последовательное и полное проведение часто по разным причинам откладывается до лучших времен, хотя без нее создание ИС действительно на вечные времена просто невозможно.
Как бы то ни было, работа такая проводится, ее масштабы расширяются, и система документооборота создаются; при этом весьма продуктивным является применение методологии SADT (см. главу 5). После этого формируется электронная версия информационных потоков, где также обеспечиваются все требования совместимости – информационные, структурные, технологические и т.д. (рис. 10.4б). затем создается система с интегрированными данными совместного применения (рис. 10.4в). последняя стадия рассматривается пока как еще достаточно отдаленная перспектива, поэтому основной осязаемый рубеж CALS-технологии сейчас – это формирование электронного потока информации.
CALS – непрерывно изменяющееся понятие, в настоящее время оно отражает переориентацию этих технологий на гражданские сферы в направлении информационных магистралей и электронной коммерции. Так, эта концепция перешла и в гражданские сферы и стала универсальной нормативной основой для любой отрасли, использующей информационные технологии в своей деятельности.
Процесс создания методологии не был безоблачным; кооперация складывалась постепенно, прежде всего, в недрах аэрокосмической отрасли, а также в автомобилестроительных компаниях. В настоящее время она используется и непрерывно и широко внедряется повсюду: в производственной и непроизводственной сфере, в военно-промышленном комплексе и в сугубо гражданских областях. В [5] приводятся впечатляющие примеры построения комплексных систем на основе CALS-технологии из мировой практики.
Комплексная реализация CALS-технологии предполагает:
· Реорганизацию предпринимательской деятельности;
· Параллельное проектирование продукции;
· Электронный обмен данными;
· Интегрированную логистическую поддержку;
· Многопользовательскую базу данных;
· Международные стандарты.
Обязательно нужно иметь в виду, что не следует считать CALS-технологией просто реализацию какого-либо набора международных стандартов, совокупности программно-аппаратных инструментов ля интеграции предприятий, стандартного набора правил организации деятельности предприятий, компьютеризованной системы создания документации, даже электронного обмена данными. Все это должно осуществляться вместе и комплексно.
Реализация CALS позволяет предпринимателям и менеджерам увеличить производительность труда своих сотрудников, сократить временные и материальные затраты и повысить качество. Это обеспечивается за счет общего совершенствования операций с информацией на всех стадиях жизненного цикла продукции: обработки, использования, пересмотра и добавления новой информации, анализа результатов работы, корректировок, просмотра и утверждения документов, распространения информации, анализа причин возникновения ошибок и т.д.
Поэтому на любом предприятии CALS дает эффект, как минимум, хотя бы благодаря тому, что среда создается один раз, а используется многократно и к тому же более быстро и адекватно реагирует на изменения окружения, в котором предприятие существует.
Она опирается на систему международных стандартов ISO и входит в них. В стандарте ISO 9004 введено понятие «жизненный цикл изделия», которое рассматривается в качестве основы для построения системы сопровождения. CALS-технология на основе этого стандарта также включена в систему стандартов ISO в виде стандартов STEP (STandart, Exchange, Product) под индексом ISO 10303 и P_LIB (Product Library) под индексом ISO 13584.
ISO 10303 – это международный стандарт для компьютерного представления данных о продукте и обмене данных. Он дает нейтральный механизм описания данных о продукте на всех стадиях его жизненного цикла, не зависящий от конкретной системы. ISO 13584 представляет информацию о библиотеке изделия вместе с необходимыми и определениями, обеспечивающими обмен, использование и корректировку данных библиотеки, причем имеется в виду обмен между различными компьютерными системами, которые используются на различных этапах жизни продукта.
По своему существу CALS-стандарты включают в себя следующие три группы требований: функциональные стандарты, информационные стандарты, стандарты технического обмена, контролирующие носители информации и процессы обмена данными между передающими и принимающими системами. В CALS широко используется способ функционального моделирования, называемый IDEF0. IDEF (Integrated DEFinition) – подмножество самой известной и широко используемой методологии SADT (Structured Analysis and Design Technique) [24]. Он принят в качестве Федерального стандарта обработки информации США, используется Министерство обороны Великобритании, НАТО и множество самых разных корпораций и предприятий, осуществляющих в своей практике функциональное моделирование. Этот способ упоминался ранее в настоящей книге (см. главу 5).
Таким образом, формирование комплексов технологий, не зависящих от конкретной среды, но сохраняющих за счет базовых принципов, заложенных в эти технологии, совместимость описания изделия на всех этапах его жизненного цикла в разных средах, позволяет существенно повысить уровень технологической защищенности особо сложных систем и комплексов.
Нетрудно заметить, что технологическую защищенность тесно смыкается с вопросами построения организации, изложение которых приведено в главе 5.
ТЕХНИЧЕСКАЯ ЗАЩИЩЕННОСТЬ