Муфты служат для соединения валов с целью передачи крутящего момента и вращательного движения.
Лекция 1 ДМ
Детали машин machine parts — базовая техническая дисциплина, в которой изучают методы, правила и нормы расчета и конструирования типовых деталей и сборочных единиц машин. В основе лежит изучение уже существующих и современных деталей машин (рис.1).
Рис.1 Эволюция машин и деталей машин
Детали машин как научная дисциплина рассматривает следующие основные функциональные группы.
Корпусные детали служат для размещения в них отдельных сборочных единиц и деталей механизма или машины. Детали этого класса характеризуются сложной формой. Сюда относятся:
· станины, несущие основные узлы машин;
· рамы транспортных машин;
· корпусы ротационных машин (турбин, насосов, электродвигателей);
· цилиндры и блоки цилиндров;
· корпуса редукторов, коробок передач и др.
Механическая передача — механизм (рис. 2) для передачи механической энергии от двигателя к рабочему органу машины с преобразованием параметров движения (скоростей, крутящих моментов, видов и законов движения).
Валы и оси служат для поддержания вращающихся деталей. Различают:
· валы передач, несущие детали механических передач (зубчатые колеса, шкивы, звездочки);
· валы коренные и специальные, несущие, кроме деталей передач, рабочие органы двигателей или машин.
· оси (вращающиеся и неподвижные) обеспечивают вращательное движение без передачи крутящего момента (например, поддержание непривідних колес).
Подшипника (подшипники) и направляющие.
Муфты служат для соединения валов с целью передачи крутящего момента и вращательного движения.
Упругие элементы предназначены для виброизоляции и гашения энергии удара, для выполнения функций аккумулятора механической энергии (например, часовые пружины), для создания гарантированных зазоров и предварительного натяга в механизмах.
Механизм - искусственно созданная система тел, предназначенная для преобразования движения одного из них или нескольких в требуемые движения других тел.
Рис.2 Общие виды и классификация передач
Машина - механизм или сочетание механизмов, которые служат для облегчения или замены физического или умственного труда человека и повышения его производительности.
В зависимости от назначения различают: - энергетические машины двигатели, компрессоры; - рабочие машины – технологические, транспортные, информационные. Все машины состоят из деталей, которые объединены в узлы.
Деталь - это часть машины, изготовленная без применения сборочных операций.
Узел - крупная сборочная единица, имеющая вполне определенное функциональное назначение. Различают детали и узлы общего и специального назначения.
Детали и узлы общего назначения делят на три основные группы:
- соединительные детали;
- передачи вращательного и поступательного движения;
- детали, обслуживающие передачи.
СТРУКТУРА МАШИН
Любую машину (автомобиль, станок, корабль и т.д.) можно представить как техническую систему состоящую из ряда неделимых при данном рассмотрении технических объектов. Основными техническими объектами машин являются: двигатель, передача, исполнительный механизм, корпус и система управления (рис.1).
Рис. 1
В качестве двигателя могут применяться: электродвигатели, двигатели внутреннего сгорания, паровые или газовые турбины. Наиболее широкое применение нашли электродвигатели.
Требования к машинам и деталям
К большинству проектируемых машин предъявляются следующие требования:
- высокая производительность;
- экономичность производства и эксплуатации;
- равномерность хода;
- высокий кпд;
- точность работы;
- компактность, надежность и долговечность;
- удобство и безопасность обслуживания;
- транспортабельность;
- соответствие внешнего вида требованиям технической эстетики.
Лекция 2 ДМ
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ И ЭТАПЫ РАЗРАБОТКИ МАШИН
Машины, как и другие изделия, изготавливаются только по проекту, который, в любом случае, является совокупностью графических и текстовых документов.
Правила и порядок разработки, оформления и обращения этих документов устанавливается комплексом стандартов – Единой системой конструкторской документации (ЕСКД), разработанной в 70-е годы XX в.
Проектирование машин выполняют в несколько стадий, установленных ГОСТ 2.103-68. Для единичного производства это:
1. Разработка технического предложения по ГОСТ 2.118-73.
2. Разработка эскизного проекта по ГОСТ 2.119-73.
3. Разработка технического проекта по ГОСТ 2.120-73.
4. Разработка документации для изготовления изделия.
5. Корректировка документации по результатам изготовления и испытания изделия.
Стадии проектирования при серийном производстве те же, но только корректировку документации приходится повторять несколько раз: сначала для опытного экземпляра, затем для опытной партии, затем по результатам изготовления и испытаний первой промышленной партии.
В любом случае, приступая к каждому этапу конструирования, как и вообще к любой работе, необходимо чётко обозначить три позиции: Исходные данные – любые объекты и информация, относящиеся к делу ("что мы имеем?").
Цель – ожидаемые результаты, величины, документы, объекты ("что мы хотим получить?").
Средства достижения цели – методики проектирования, расчётные формулы, инструментальные средства, источники энергии и информации, конструкторские навыки, опыт ("что и как делать?").
Деятельность конструктора-проектировщика обретает смысл только при наличии заказчика – лица или организации, нуждающихся в изделии и финансирующих разработку. Теоретически заказчик должен составить и выдать разработчику Техническое Задание – документ, в котором грамотно и чётко обозначены все технические, эксплуатационные и экономические параметры будущего изделия.
Но, к счастью, этого не происходит, поскольку заказчик поглощён своими ведомственными задачами, а, главное, не имеет достаточных навыков проектирования. Таким образом, инженер не остаётся без работы. Работа начинается с того, что заказчик и исполнитель совместно составляют (и подписывают) Техническое Задание.
При этом исполнитель должен получить максимум информации о потребностях, пожеланиях, технических и финансовых возможностях заказчика, обязательных, предпочтительных и желательных свойствах будущего изделия, особенностях его эксплуатации, условиях ремонта, возможном рынке сбыта. Тщательный анализ этой информации позволит проектировщику правильно выстроить логическую цепочку "Задание – Цель – Средства" и максимально эффективно выполнить проект.
Техническое задание - определяет основное назначение, технические и тактико-технические характеристики, показатели качества и технико-экономические требования, предъявляемые к разрабатываемому изделию, выполнение необходимых стадий разработки конструкторской документации и её состав, а также специальные требования к изделию.
Техническое предложение - включает совокупность конструкторских документов, в которых приводятся технические и технико-экономические обоснования целесообразности разработки документации изделия по результатам анализа технического задания. Приводятся различные варианты возможных решений изделий и сравнительная оценка этих решений с учетом конструктивных и эксплуатационных особенностей, а также патентных материалов.
Техническое предложение является основанием для разработки эскизного или технического проекта.
Эскизный проект - совокупность конструкторских документов, которые должны содержать принципиальные конструктивные решения, давшие общее представление об устройстве и принципе работы изделия, а также данные, определявшие на значение, основные параметры и габаритные размеры разрабатываемого изделия.
Эскизный проект является основанием для разработки технического проекта или рабочей конструкторской документации.
Технический проект - совокупность конструкторских документов, которые должны содержать окончательные технические решения, дающие полное представление об устройстве разрабатываемого изделия, и исходные данные для разработки рабочей документации.
Технический проект служит основанием для разработки рабочей конструкторской документации.
Рабочий проект - представляет собой комплекс рабочей конструкторской документации, включающей общие виды, рабочие чертежи деталей, спецификации и другие документы, достаточные для изготовления, контроля, приемки и эксплуатации изделия.
Лекция 3 ДМ