Тема 2 Биообъекты как средство получения ЛС биотехнологического происхождения. Классификация биообъектов.
Цель: сформировать у студентов систему знаний по биообъектам как средствам получения ЛС биотехнологического происхождения. Классификация биообъектов.
Задачи обучения:
- углубить и закрепить знания по теме занятия;
- сформировать у студентов практические навыки по теме
- проверить эффективность и результативность самостоятельной работы студентов над учебным материалом.
Основные вопросы темы:
1. Определение и классификация биообъектов.
2. Биообъект как участник технологического процесса.
3. Цели совершенствования БО.
4. Методы совершенствования биообъектов.
5. Совершенствование биообъектов методами мутагенеза и селекции.
Форма проведения: семинар
Методы обучения и преподавания:малые группы, дискуссия, презентации
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Основная
1. Н.К.Жакирова, Т.Б.Байзолданов, З.Б.Сакипова. Основы фармацевтической биотехнологии, Уч. пособие, Алматы КазНМУ,Эверо, 2005 – 223 с.
2. Т.П. Прищеп, В.С. Чучалин, К.Л. Зайков, Л.К. Михалева, Л.С. Белова «Основы фармацевтической биотехнологии.» Уч. пособие 2005 – 252 с.
3. Биотехнология Уч. пособие (под редакцией Н.С. Егорова) – М. 1987.
5. Биотехнология. Ю.О. Сазыкин, С.Н. Орехов, И.И. Чакалева – М.: «Академия», 2007. – С.3-8; 14-24.
6. Фармацевтическая биотехнология : рук. к практ. занятиям : учеб. пособие / С.Н. орехов ; под ред. В.А. Быкова, А.В. катлинского. – м.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. – С. 7-21.
б) Дополнительная:
5. Биотехнология микробного синтеза (Под ред. Бекера М.Е.) – Рига – 1980.
6. Биотехнология. Принципы и применение. Пер. с англ. / Под ред. И. Хиггинса, Д. Беста, Дж. Джонса. - М.: Мир. - 1988, 480 с.
ТЕСТЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ:
1. Биообъект, поставляющий материал для процесса производства лекарственного средства без ущерба для собственной жизнедеятельности – это:
1) донатор
2) донор
3) продуцент
4) биообъект
5) все выше перечисленные
2. Под культурой микроорганизмов понимают:
1) микроорганизмы, выращенные в искусственных условиях
2) микроорганизмы, используемые для засева питательной среды
3) чистая культура микроорганизма, выделенная из определенного источника, отличающаяся от других представителей вида и сохраняющая свою характеристику в течение длительного срока хранения
4) биотрансформированные микроорганизмы
5) все выше перечисленные
3. Продуцент, биосинтезирующий нужный продукт, либо катализатор, фермент, который катализирует присущую ему реакцию – это:
1) макроорганизм
2) биообъект
3) микроорганизм
4) донор
5) донатор
4. На основе штамма ЛВА-3 Bifidobacterium bifidum создан препарат:
1) бификол
2) лактобактерин
3) бифидумбактерин
4) колибактерин
5) аципол
5. Двухнитевую спиральную структуру ДНК открыли ученые:
1) Итакура и Бойер 2
) Сэнгер и Гилберт
3) Уотсон и Крик
4) Сэнгер и Крик
5) Уотсон и Бойер
6. Чистая культура микроорганизма, выделенная из определенного источника, отличающаяся от других представителей вида и сохраняющая свою характеристику в течение длительного срока хранения – это:
1) вакцина
2) посевной материал
3) штамм
4) клон
5) продуцент
7. Биообъект, у которого забор материала для производства лекарственного средства оказывается несовместимым с продолжением жизнедеятельности – это:
1) донатор
2) донор
3) продуцент
4) биообъект
5) все выше перечисленные
8. Аттестованный уполномоченным органом источник клеток-продуцентов, используемый для получения продукции – это:
1) посевной материал
2) стандартный образец
3) рабочий банк клеток
4) посевной банк клеток
5) стандартный банк клеток
9. Генно-инженерный инсулин человека впервые был синтезирован при использовании штамма этих микроорганизмов: 1) Saccharomyces cerevisiae
2) Escherichia coli
3) Bacillus subtitilis
4) Staphylococcus aureus
5) Candida albicans
10. При получении пепсина это животное является донатром слизистой желудка:
1) корова
2) як
3) свинья
4) кролик
5) коза
11. Попадание в исходное сырье, промежуточный продукт и в готовую продукцию микробиологических и биотехнологических производств посторонних микроорганизмов называется:
1) контаминация
2) сенсибилизация
3) валидация
4) пролиферация
5) сегементация
12. Лекарственные средства, предназначенные для иммунопрофилактики, иммунотерапии и иммунодиагностики инфекционных и неинфекционных болезней и аллергических состояний человека (животных) – это:
1) интерфероны
2) вакцины
3) медицинские (ветеринарные) иммунобиологические препараты
4) анатоксины
5) антибиотики
13. На основе штамма М-17 Escherichia coli создан препарат:
1) бификол
2) лактобактерин
3) бифидумбактерин
4) колибактерин
5) ацилакт
14. При модификационной изменчивости происходит изменение:
1) генотипа
2) фенотипа
3) ДНК
4) генотипа и фенотипа
5) всего выше перечисленного
15. Способность мутанта к обратному мутированию к исходному фенотипу называется:
1) реверсия
2) трансверсия
3) амплификация
4) транспозиция
5) мутация
Ответьте на вопросы (в рабочих тетрадях):
1. какова роль биообъекта в биотехнологическом производстве?
2. Что может быть использовано в качестве биообъектов в биотехнологии?
3. Как реализуются мутагенез и селекция в получении более продуктивных биообъектов?
4. Что является ключевым моментом в создании новых рекомбинантных структур?
5. Какие факторы обусловливают выбор микроорганизма-продуцента при промышленном получении рекомбинантных белков?
6. Биореакторы каких типов используются для работы с промышленными биокатализаторами?
Тема 3. Составляющие биотехнологического процесса производства лекарственных средств.
Цель: сформировать у студентов знания по составляющим биотехнологического процесса производства лекарственных средств и практические навыки по составлению технологических схем на производство фармацевтических препаратов биотехнологического синтеза.
Задачи обучения:
- углубить и закрепить знания по теме занятия;
- сформировать у студентов практические навыки по составлению технологических схем на производство фармацевтических препаратов биотехнологического синтеза
- проверить эффективность и результативность самостоятельной работы студентов над учебным материалом.
Основные вопросы темы:
1.Стадии биотехнологического процесса.
2.Составы питательных сред для культивирования микроорганизмов.
3.Приготовление посевного материала и культивирование микроорганизмов.
4.Оборудование, используемое в биотехнологии: биореакторы, УЗ-моечные машины; Машины используемые в производстве инъекционных ЛФ и некоторое другое оборудование.
5.Методы повышения эффективности ферментации.
6.Методы контроля биомассы и количества клеток при культивировании. Апоптоз и некроз.
7.Выделение продуктов биосинтеза и получение конечного коммерческого продукта.
Форма проведения: практическое занятие
Методы обучения и преподавания:малые группы, дискуссия, презентации
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Основная
1. Н.К.Жакирова, Т.Б.Байзолданов, З.Б.Сакипова. Основы фармацевтической биотехнологии, Уч. пособие, Алматы КазНМУ,Эверо, 2005 – 223 с.
2. Т.П. Прищеп, В.С. Чучалин, К.Л. Зайков, Л.К. Михалева, Л.С. Белова «Основы фармацевтической биотехнологии.» Уч. пособие 2005 – 252 с.
3. Биотехнология Уч. пособие (под редакцией Н.С. Егорова) – М. 1987.
5. Биотехнология. Ю.О. Сазыкин, С.Н. Орехов, И.И. Чакалева – М.: «Академия», 2007. – С.3-8; 14-24.
6. Фармацевтическая биотехнология : рук. к практ. занятиям : учеб. пособие / С.Н. орехов ; под ред. В.А. Быкова, А.В. катлинского. – м.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. – С. 7-21.
б) Дополнительная:
5. Биотехнология микробного синтеза (Под ред. Бекера М.Е.) – Рига – 1980.
6. Биотехнология. Принципы и применение. Пер. с англ. / Под ред. И. Хиггинса, Д. Беста, Дж. Джонса. - М.: Мир. - 1988, 480 с.
Вопросы для самоконтроля.
- Каковы стадии биотехнологического процесса?
- Каковы функции питательных сред?
- Какие группы питательных сред вы знаете?
- Какие компоненты питательных сред вы знаете?
- Какие факторы определяют биотехнологический процесс?
- Какую воду используют для питательных сред? Как ее очищают?
- Из каких этапов складывается процесс промышленной ферментации?
- Какие биореакторы вы знаете (типы)? 2.9. Как стерилизуют биореакторы?
- По каким параметрам контролируют процесс ферментации?
- Для чего необходимо проводить перемешивание культуральной среды, и на что оно влияет?
- Какие методы разрушения клеточной стенки вы знаете?
Задания для самостоятельной работы по изучаемой теме (выполнить письменно): 1.Завершите определения: Первичные культуры – это ______________________________Вторичные культуры – это ______________________________Биореактор – это _________________________________________________
Микросреда – это ______________________________ Биомасса – это _______________ Апоптоз – это _______________Некроз – это _______________Среды высушивания (защитные среды) – это