Методологический базис открытых систем
Процесс стандартизации информационных технологий должен иметь методологическое основание, которое позволило бы обоснованно определять методы и объекты стандартизации. При этом понятие «информационные технологии» трактуется следующим образом: «Информационные технологии включают в себя спецификацию, проектирование и разработку систем и средств, имеющих дело со сбором, представлением, обработкой, безопасностью, передачей, организацией, хранением и поиском информации, а также обменом и управлением информацией».
Такое толкование и единая методологическая база связаны с общими принципами построения информационных систем и применяемыми средствами анализа и разработки. Она реализована в виде методологического базиса открытых систем [7].
Методологический базис информационных технологий представляет собой основу для создания наиболее экономически рентабельных технологий и систем, удовлетворяющих свойствам открытости. Наиболее значительными результатами в становлении методологического базиса открытых систем сегодня являются:
• создание системы специализированных международных организаций по целостной разработке и стандартизации открытых систем;
• разработка эталонных моделей и соответствующих им базовых спецификаций для важнейших разделов области ИТ, что позволило сформировать концептуальный и функциональный базис пространства ИТ/ИС;
• разработка и широкое использование концепции профиля, предоставляющей аппарат для спецификации и документирования сложных и многопрофильных открытых ИТ/ИС, задающих функциональности базовых спецификаций и (или) профилей;
• разработка таксономии профилей, представляющей собой классификационную систему ИТ/ИС и обеспечивающую систематическую идентификацию профилей в пространстве ИТ/ИС;
• разработка концепции и методологии соответствия реализаций ИТ/ИС тем спецификациям, которые ими реализуются.
Методологический базис информационных технологий, основную часть которого составляют спецификации ИТ различных уровней абстракции, формируется на основе иерархического подхода, что способствует анализу его структуры с помощью некоторой многоуровневой модели. На рисунке показана, модель, представляющая собой достаточно полную классификационную схему спецификаций ИТ.
В данной модели выделены следующие уровни спецификаций информационных технологий:
• концептуальный уровень (уровень метазнаний) — состоит из архитектурных спецификаций, называемых эталонными моделями (ReferenceModel), которые предназначены для структуризации спецификаций функций, определяющих семантику конкретных областей информационных технологий;
• функциональный уровень, или уровень базовых спецификаций (базовых стандартов), — включает в себя также PAS и предназначен для определения индивидуальных функций или наборов функций, описанных в эталонных моделях;
• предметные, или локальные, профили ЯГ (например, OSI-профили, API-профили), т.е. профили, разрабатываемые на основе использования базовых спецификаций, которые относятся к предметной области, описанной одной эталонной моделью (возможно вместе с профилями форматов данных, т.е. F-профилями);
• OSE-профили — спецификации поведения открытых систем на их границах (интерфейсах), объединяющие базовые спецификации и (или) профили, базирующиеся на различных эталонных моделях, в Целевые комплексы;
• полные OSE-профили открытых платформ и систем — спецификации, предназначенные для описания поведения ИТ-систем на всех их интерфейсах;
• OSE-профили прикладных технологий — полная спецификация окружений прикладных технологий обработки данных (например, банковских систем, распределенных офисных приложений и т.п.), построенных на принципах открытости, т.е. удовлетворяющих условиям переносимости, интероперабельности, масштабируемости;
|
Архитектурные спецификации (эталонные модели)
Метод архитектурных спецификаций применяется для формирования концептуального базиса и определения семантической структуры важнейших разделов ИТ. Как правило, базис реализуется посредством разработки эталонных моделей, образующих методологическое ядро ИТ. Эти модели определяют структуризацию конкретных разделов ИТ, задавая тем самым контекст разработки соответствующих этим разделам стандартов. Эталонные модели могут рассматриваться в качестве фундаментальных моделей (законов) в пространстве ИТ (информационной материи).
Эталонные модели определяют архитектуру наиболее важных и достаточно независимых разделов ИТ. Таким образом, каждая эталонная модель представляет собой концептуальный и методологический базис конкретного раздела ИТ, определяя структуру множества базовых спецификаций, соответствующих данному разделу. Наиболее известными эталонными моделями являются (в квадратных скобках приведена ссылка на соответствующий стандарт, описывающий эталонную модель) :
1. Базовая эталонная модель взаимосвязи открытых систем (Basic Reference Model for Open Systems Interconnection — RM-OSI) [ISO 7498:1984, Information processing systems —Open Systems Interconnection, Basic Reference Model, ITU-T Rec. X.200 (1994)].
2. Руководство по окружению открытых систем POSIX (Portable Operating System Interface for Computer Environments — RM API) [ISO/IEC DTR 14252, Portable Operating System Interface for Computer Environments - POSIX-IEEE, P1003.0, Draft Guide to the POSIX Open System Environment, February 1995].
3. Эталонная модель для открытой распределенной обработки (Reference Model for Open Distributed Processing - RM-ODP) [ITU-T Rec. 902|ISO/IEC 10746-2:1995, Reference Model for Open Distributed Processing].
4. Эталонная модель управления данными (Reference Model for Data Management- RM DF) [DIS 9075:1992, Information technology -Reference Model for Data Management].
5. Эталонная модель компьютерной графики (Reference Model of Computer Graphics- RM CG) [ISO/IEC 11072:1992, Information Technology. Computer Graphics — Computer Graphics Reference Model].
6. Эталонная модель текстовых и офисных систем (Text and Office Systems Reference Model) [ISO/IEC TRTOSM-1, Information technology. Text and office systems reference model — Part 1. Basic reference model].
7. Общая модель распределенных офисных приложений [ISO/IEC 10031/1:1991, Information technology— Text communication — Distributed-office-applications model — Part 1. General model].
В процессе разработки находятся следующие эталонные модели:
• модель конформности (Coformality — соответствия, подобия) и методы тестирования конформности, называемые также методами аттестационного тестирования;
• модель основ общей безопасности (Generic Security Frameworks);
• модель качества OSI-сервиса (Quality of Service for OSI).