Понятие системы и ее свойства. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТУРИЗМА И СЕРВИСА»
(ФГБОУ ВПО «РГУТиС»)
Факультет Сервиса
Кафедра информационных систем и технологий
УТВЕРЖДАЮ
Зам. председателя
Научно-методического совета,
проректор, д.с.н., профессор
_________________________Ананьева Т.Н.
КОНСПЕКТЫ ЛЕКЦИЙ
Дисциплина __ ОПД.Ф.05 Теория информационных процессов и систем________
для специальности _____230201 Информационные системы и технологии_______
Разработчик:
Ст. преподаватель Корнеева Е.В.
Конспекты лекций рассмотрены и одобрены на заседании кафедры информационных систем и технологий
протокол №___ от «__»_______ 2011 г.
Зав. кафедрой к.т.н. доцент Роганов А.А.
Конспекты лекций рассмотрены и одобрены на заседании научно-методической секции факультета Сервис
протокол №___ от «__»_______ 2011 г.
Декан к.т.н., доцент Сумзина Л.В.
Конспекты лекций рассмотрены и одобрены на заседании Научно-методического совета
протокол №___ от «__»_______ 2011 г.
Отдел мониторинга методического обеспечения образовательного процесса:
к.с.н. Маковская И.В.
СОДЕРЖАНИЕ
Лекция 1. Определение дисциплины и основные понятия теории систем................................. 5
1.1. Цели и задачи дисциплины «Теория информационных процессов и систем»................ 5
1.2. Понятие системы и ее свойства............................................................................................. 5
1.3. Основные категории систем................................................................................................... 9
1.4. Типы шкал, фиксирующих процессы преобразования в системах.................................. 12
1.5. Жизненный цикл систем....................................................................................................... 14
Лекция 2. Свойства и возможности системы................................................................................ 18
2.1. Свойства системы.................................................................................................................. 18
2.2. Возможности системы........................................................................................................... 19
2.3. Обобщенный показатель качества системы........................................................................ 31
Лекция 3. Законы функционирования и методы управления системами.................................. 33
3.1. Законы теории систем........................................................................................................... 33
3.1.1. Общие законы теории систем........................................................................................ 33
3.1.2. Частные законы теории систем..................................................................................... 34
3.1.3. Закономерности функционирования систем............................................................... 36
3.2. Процессы в системе и управление системой...................................................................... 37
3.2.1. Переходные процессы в системах................................................................................ 37
3.2.2. Принцип обратной связи и устойчивость систем....................................................... 44
3.2.3. Управляемость системы................................................................................................. 46
3.2.4. Достижимость системы.................................................................................................. 46
3.3. Методы и принципы управления в системах..................................................................... 47
Лекция 4. Понятие информационной системы. Этапы развития информационных систем... 51
4.1. Понятие информационной системы.................................................................................... 51
4.2. Классификация информационных систем.......................................................................... 53
4.3. Этапы развития информационных систем......................................................................... 59
Лекция 5. Основы системного анализа.......................................................................................... 69
5.1. Системный анализ — подход к изучению систем............................................................. 69
5.2. Общие правила и алгоритмы анализа систем..................................................................... 70
5.3. Общие правила и алгоритмы синтеза систем..................................................................... 72
5.4. Обобщенный алгоритм анализа и синтеза систем............................................................. 75
5.5. Методы анализа и синтеза систем........................................................................................ 76
5.5.1. Классификация методов анализа и синтеза систем.................................................... 76
5.5.2. Информационный метод................................................................................................ 78
5.5.3. Математические методы................................................................................................ 78
5.5.4. Кибернетические методы............................................................................................... 79
5.5.5. Исследование систем по аналогии............................................................................... 80
5.5.6. Интуитивный метод....................................................................................................... 80
5.5.7. Проблемный метод......................................................................................................... 80
5.5.8. Комбинированный метод.............................................................................................. 82
5.6. Сущность, содержание и технология исследования в ходе системного анализа........... 82
Лекция 6. Уровни представления информационных систем....................................................... 84
6.1. Методы и модели описания систем..................................................................................... 84
6.2. Качественные методы описания систем............................................................................. 84
6.3. Количественные методы описания систем......................................................................... 89
Лекция 7. Базовые информационные процессы, их характеристика и модели......................... 94
7.1. Извлечение информации...................................................................................................... 94
7.2. Транспортирование информации...................................................................................... 103
7.3. Обработка информации...................................................................................................... 117
7.4. Хранение информации........................................................................................................ 126
7.5. Представление и использование информации................................................................. 144
ЛИТЕРАТУРА................................................................................................................................. 148
Лекция 1. Определение дисциплины и основные понятия теории систем
1.1. Цели и задачи дисциплины «Теория информационных процессов и систем»
Цели и задачи дисциплины
Изучение принципов описания информационных систем, основных задач теории систем, основных приемов системного анализа с применением кибернетического подхода, количественных и качественных методов описания информационных систем, моделей информационных систем, методов канонического представления, синтеза и декомпозиции информационных систем, типов классификации информационных процессов и систем, приемов планирования эксперимента на основании необходимого состава априорных знаний о предметной области.
Изучение теоретических основ математической статистики средствами отечественных и зарубежных статистических пакетов для принятия решений в различных модулях информационных систем с целью статистического сопровождения интерпретированных данных.
Изучение основных принципов представления информации с использованием различных моделей информационных систем.
Формирование навыков применения теоретических положений дисциплины для решения практических инженерных задач.
Требования к уровню освоения содержания дисциплины
1) знать концептуальные основы информационных технологий представления данных, знаний; общие принципы построения информационных систем; основные подходы описания информационных процессов; основные принципы построения современных банков данных, экспертных систем, баз измерительных знаний, интеллектуальных измерительных средств и систем; знать методы описания и способы представления данных и знаний в информационных системах; особенности использования программных систем, программных продуктов; знать общие принципы построения различных метрических пространств, необходимых для принятия решений по интерпретации обработанной информации, решения задач оптимизации структур, типы информационных моделей знаний, основы логико-лингвистического и функционального описания семантических сетей;
2) уметь проектировать и использовать различные модели информационных систем с применением различных информационных технологий;
3) иметь представление об основных приемах анализа и синтеза информационных систем; иметь представление о тенденциях развития и применения современных информационных систем.
Понятие системы и ее свойства
Система— совокупность элементов и отношений между ними.
Системаесть нечто целое:
S=Н(1,0),
где S — условное обозначение системы;
Н (1,0) — условное обозначение состояний системы;
1 — система обладает свойством целостности;
0 — система не обладает этим свойством.
Системаесть организованное множество:
S=(ОРГ, М),
где ОРГ — оператор организации;
М — оператор множества.
Системаесть множество вещей, свойств и отношений:
S=(m, n, r),
где m — вещи;
n — свойства;
r — отношения.
Системаесть множество входов, выходов и состояний:
S=(е, ST, ВЕ, Е),
где е — элементы;
ST — структуры;
ВЕ — поведение;
Е — среда.
S=(Х, G, S, d, l),
где X — входы;
G — выходы;
S — состояния;
d — функции переходов;
l — функции выходов.
Системаимеет генетическое (родовое) начало, условия существования, обменные явления, развитие, функционирование и репродукцию:
S=(GN, KD, МВ, EV, FC, RP),
где GN — генетическое начало;
KD — условия существования;
МВ — обменные явления;
ЕV — развитие;
FC — функционирование;
RP — репродукция.
Системаимеет свойства моделирования, связей, пересчитывания элементов, обучения, самоорганизации, возбуждения:
S=(F, SC, R, FL, FO, CO),
где F — моделирование;
SC — наличие связи;
R — пересчитывание;
FL — обучение;
FO — самоорганизация;
CO — возбуждение.
Системафункционирует во времени, имеет входы и выходы, состояния, классы функций на входах и выходах, связи между выходами и входами:
S= (Т, X, G, S, W, V, l, m),
где Т — время;
X — входы;
G — выходы;
S — состояния;
W — классы функций на входе;
V — классы функций на выходе;
l, m — функциональные связи между выходом и входом.
Системаучитывает цели, планы, ресурсы, исполнителей, процесс, помехи, контроль, управление, мотивацию, результат, эффективность:
S=(РL, SV, RQ, RI, ЕХ, РR, DТ, RG, М, R, ЕF),
где PL — цели;
SV — планы;
RQ — ресурсы;
RI — исполнители;
ЕХ — процесс;
РR — помехи;
DT — контроль;
RG — управление;
М — мотивация;
R — результат;
ЕF — эффективность.
Классифицируют системы в соответствии со следующими основными признаками:
· по виду отображаемого объекта —технические, биологические, социальные, экономические, комбинированные и др. Например, автомобиль — техническая система; человек — система биологическая; производственный коллектив — социальнаясистема; производственное предприятие — экономическая система, включающая в качестве подсистем технические, социальные подсистемы и т. д.;
· по виду научного направления—математические, физические. Математическая модель предприятия — это математическая система. Натурная модель предприятия — это система физическая;
· по виду формализованного аппарата —детерминированные, статистические. Если в системе преобладают неслучайные процессы, явления, факторы, то говорят, что система детерминированная. Если процессы, протекающие в системе, зависят от факторов случайных и точно нельзя предсказать результат функционирования системы, то говорят, что система статистическая;
· по степени сложности— простые, сложные. Автомобиль — это сложная система. Он состоит из целого ряда подсистем, связанных между собой. В свою очередь, каждая подсистема состоит из элементов. Человек очень сложная система. Сложной системой является также и вселенная. Простые системы, как правило, состоят из одного или нескольких элементов, связанных простыми отношениями;
· по степени открытости—открытые, закрытые. Открытые системы, как правило, связаны с внешними системами верхнего, нижнего и смежного уровней. Эти системы организуются и функционируют с учетом внешних условий Экономическая система России — это открытая система. Экономическая система государства, имеющего эмбарго, является закрытой или же условно закрытой системой;
· по степени организованности— хорошо организованные, плохо организованные, самоорганизующиеся. Управляемая система, работающая без сбоев, — это система хорошо организованная. Управление такой системой осуществляется внешним органом. Если внешнего органа управления нет и система сама определяет себе цели, задачи, реализует функции управления, то это система самоорганизующаяся.
· по виду деятельности — системы выработки и принятия решений; планирования деятельности и т. д.;
· по принадлежности к тем или иным системам управления—автоматические системы управления, автоматизированные системы управления. Например, техническая система регулирования подачи топлива в котлы ТЭЦ (при изменении температуры наружного воздуха) является автоматической системой. Она функционирует без вмешательства человека. Автоматизированная система — система, в контур управления которой включен человек. Примером такой системы может быть транспортное средство;
· по структуре —системы последовательные, параллельные, линейные, кольцевые, звездные, шинные, иерархические, смешанные. Характерными примерами таких систем являются системы электроснабжения, автоматизированные информационные системы, работающие в сетях и др.;
· по наличию обратной связи — разомкнутые, замкнутые. Разомкнутые системы не имеют обратной связи. Для таких систем действует принцип "что-то сделал и забыл". Например, экономическая система, в которой не осуществляется анализ рынка. Эту систему можно классифицировать как разомкнутую, или же условно разомкнутую. Система, при выработке управляющих воздействий в которой учитывается состояние рынка, будет замкнутой;
· по расположению системы в иерархической структуре — системы верхнего уровня; нижнего уровня; смежные системами. Если рассматривать в качестве экономической системы, например, отрасль, то можно выделить смежные предприятия, предприятия, выпускающие аналогичную продукцию, — смежные системы. Предприятия-поставщики в отрасли — системы нижнего уровня. Системы верхнего уровня — это министерства или управляющие компании;
· по важности выполняемых задач —основные; вспомогательные; обеспечивающие и резервные системы. Если предприятие рассматривать как совокупность систем (подсистем), то основное производство — основная система, вспомогательное производство — вспомогательная система. Резервное производство (такое может быть в ряде случаев) — резервная система;
· по наличию антагонистических противоречий целей —противоборствующие; конкурирующие; взаимодействующие с единой целью (действующие совместно); взаимодействующие с различными целями. Например, системы, участвующие в вооруженной борьбе или же в каких-либо экономических операциях, являются противоборствующими. Предприятия, принадлежащие различным собственникам и выпускающие один и тот же вид продукции, являются, как правило, конкурирующими. Предприятия — поставщики материалов и комплектующих изделий на предприятие своей отрасли являются системами, взаимодействующими с единой целью. Если поставки осуществляются предприятиями различных отраслей, то цели могут быть различны;
· по уровню реализации функций управления системы могут быть управляющими и управляемыми. Управляющая компания в холдинге — это управляющая система. Все остальные предприятия, входящие в холдинг, — управляемые системы.
Основные категории систем
Понятие "система" содержит следующие категории:
Элемент— простейшая неделимая часть системы.
Подсистема— делимая часть системы. Эта часть может самостоятельно выполнять определенные функции.
Структура— расположение элементов или групп элементов системы и связи (взаимосвязи) между элементами, т. е. совокупность функциональных элементов системы, объединенных связями.
Структуры системы бывают: случайными; произвольными; иерархическими; последовательными; параллельными; смешанными; с сильными связями; слабыми связями; линейными; кольцевыми; радиальными; шинными. Примеры некоторых структур приведены на рис. 1 (а-е). Структуры изображаются в виде теоретико-множественных описаний, матриц, графов и др.
Рис. 1.Возможные структуры систем:
а — последовательная структура; б — параллельная структура ;в — шинная структура;
г — радиальная структура; д — иерархическая структура; е — кольцевая структура
Связь. Понятие "связь" входит в любое определение системы наряду с понятием элемент. Связь обеспечивает возникновение и сохранение структуры и свойств системы. Связи между элементами системы могут быть физическими, информационными, мысленными, фиктивными. Связь может быть прямой и обратной.
Прямая связь предназначена для заданной функциональной передачи ресурсов.
Обратная связь выполняет в основном функции управления процессами.
Обратные связимогут быть положительными (усиливают результат первоначального воздействия) и отрицательными (ослабляют результат первоначального воздействия).
Среда— то, в чем функционирует система. Среда бывает двух видов: физическая и абстрактная.
Физическая среда включает пространство и время, в котором располагается система. Например, географическое расположение, температура, влажность, давление, партнеры, конкуренты и др.
Абстрактная среда включает правовую и законодательную среду существования системы, нравственную, моральную среду, традиции и нормы поведения в системе, рынок и нормы поведения в рыночных условиях. Например, в экономике средой предприятия являются партнеры, конкуренты, рынок, время года и др.
Параметры управления— совокупность условий, характеризующих режим работы системы. Для технической системы, гример автомобиля, параметрами управления являются угол поворота руля, положение педали газа и др. Для экономической темы одним из многих параметров управления является величина средств, выделяемых на каждую из статей бюджета.
Ограничения—условия и связи, сужающие область функционирования системы. Практически любая система функционирует в системе ограничений. Этими ограничениями могут быть:
— указания и распоряжение вышестоящего органа управления;
— предельные возможности объекта управления;
— возможности органа управления и т. д.
Преобразующий элемент системы — элемент, осуществляющий преобразование входа системы (с учетом обратной связи) с целью формирования выхода системы.
Изображение простейшей системы (вход, выход, обратная связь, преобразующий элемент, сравнивающие устройство, среда, параметры управления) приведено на рис. 2.
Рис. 2.Схема простейшей системы
Важнейшими понятиями теории систем является результат функционирования системы (показатель выхода системы), затраты. Под результатом понимается состояние, которое достигнуто в ходе функционирования системы.
Основными признаками классификации результата могут быть: вид объекта (реальный объект, информационный объект, объект сознания); физический смысл ощущения результата (температура в холодильной системе, угол поворота в следящей системе, объем продаж в экономической системе и т. д.); время фиксации результата (текущий результат, результат конечный); фактор случайности проявления результата (детерминированный, случайный, чисто случайный); степень и знак влияния результата на функционирование систем более высокого, низкого или смежного уровней (сильное и слабое влияние, положительное и отрицательное влияние); степень влияния на потенциал системы—отрицательный и положительный результат (прибыль и убытки в экономике).
Основным признаком классификации затрат может быть вид затрат (реальные, информационные, интеллектуальные). Реальные затраты — это затраты сил, средств и времени. Информационные затраты — объем и качество информации, необходимый для функционирования системы. Интеллектуальные затраты — величина интеллектуального потенциала, реализуемого при разработке и функционировании системы. Элементами системы могут быть:
— реальные объекты (вещество, энергия и др.), т. е. все то, что воспринимается или регистрируется с помощью специальной аппаратуры или органов чувств;
— информация — совокупность сведений о состоянии элементов системы и системы в целом;
— объекты сознания (психика) — представления в сознании о поведении чего-либо.
Состояние элементов(статическое, динамическое, переходное):
— вектор фактического состояния системы,
— вектор желаемого состояния системы;
— вектор условий;
— вектор управления системой;
Ограничения системы также характеризуются некоторой совокупностью параметров:
— вектор ограничений.
Система находится в статическом состоянии, если вектор фактического состояния системы равен вектору желаемого состояния, значения параметров, характеризующих вектор управления, равны нулю, и значения производных от параметров, характеризующих вектор условий, также равны нулю.
Система находится в динамическом состоянии, если непрерывно изменяются вектор фактического состояния, или вектор желаемого состояния, или вектор условий (или все вместе) и непрерывно вырабатывается вектор управления системой.
Система находится в переходном состоянии, если вектор желаемого состояния системы не равен вектору фактического состояния, изменился вектор условий и задано значение вектора управления системой.
Теория системоперирует следующими основными понятиями:
1. Цель — желаемый результат, который может иметь место при функционировании системы.
Функция— совокупность задач, работ и мероприятий, выполняемых системой.
Задача — то, что необходимо сделать для достижения цели функционирования системы.
Работа — действие, связанное с затратами ресурсов: людских, материально-технических, финансовых средств и времени.
Мероприятие — совокупность действий, связанных с затратами ресурсов.
Событие — факт достижения пели или выполнения какой-либо задачи или какой-либо работы (мероприятия, функции, процесса).
Процесс — совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих видов деятельности, преобразующая входы в выходы.
Проблема — различие между полученным результатом и тем, что хочется получить.
Несоответствие — различие между полученным результатом и тем, что должно быть в соответствии с требованиями к процессу или системе.
Вариант функционирования—совокупность условий, параметров управления (работ, мероприятий), ограничений, при которых осуществляется функционирование системы.
2. Состояние — "срез" системы. Состояние системы характеризуется совокупностью параметров.
Поведение -— реакция системы на внешние воздействия и управления. Поведение системы характеризуется изменениями параметров системы во времени и пространстве.
Равновесие — равенство (условное) условий, возмущающих и стабилизирующих систему.
Устойчивость — сохранение параметров функционирования системы при не незапланированных воздействиях.
Развитие — улучшение показателей, характеризующих состояние системы (совершенствование системы).
Управляемость — способность системы изменять свое состояние.
3. Объект управления— элемент системы, воздействие на который приводит к изменению показателей ее функционирования, что в конечном итоге оказывает влияние на степень достижения системой в целом.
Орган управления— элемент системы, оказывающий воздействие на объект управления.
Переходный процесс — процесс перехода из начального в конечное состояние в результате управляющего воздействия, которое происходит в течение определенного времени, называемого лагом, или временем релаксации.
Лаг— задержка между моментами времени управляющего действия и перехода системы в конечное состояние. Известны вида лагов: сосредоточенный и распределенный. Сосредоточенный лаг равен времени между началом управляющего воздействия и временем получения конечного результата.
Распределенный лаг характеризует динамику переходного процесса из начального в конечное состояние системы.