Адм-е процедуры, осуществляемые гос. органами
Адм-я процедура – действия уполн-го органа, соверш-е на осн-и заявл-я заинт-го лица, по устан-ю (предост-ю, удост-ю, подтверж-ю, рег-ции, обесп-ю), изм-ю, приост-ю, сохр-ю, переходу или прекр-ю прав и (или) обязанностей, в т. ч. заканч-ся выдачей справки или др. док-та (его прин-м, согл-м, утвержд-м), либо рег-цией или учетом заинт-го лица, его имущ-ва, либо предост-м ден-х ср-в, иного имущ-а и (или) услуг за счет средств респ-го или местных бюджетов, гос-х внебюдж-х фондов, из имущества, нах-ся в респ-й или коммун-й собств-ти. Законод-во об адм-х процедурах осн-ся на Конституции РБ и сост-т из З-на от 28 октября 2008 г. № 433-З «Об основах административных процедур и ин. актов законодательства». Осн-ми принципами осущ-я адм-х процедур явл-ся: законность – осуществление уполн-м органом адм-х процедур в пределах его компетенции и в соотв-и с требованиями, предусм-ми законодат-м об адм-х процедурах; равенство заинт-х лиц перед законом – при осуществлении адм-х процедур гр-не равны перед законом независимо от пола, расы, нац-ти, языка, происхождения, имущ-го и должн-го положения, места жительства (места пребывания), отн-я к религии, убеждений, принадл-ти к пол-м партиям и иным общ-м объед-м, а юр. лица – независимо от орг.-правовой формы, формы собств-ти, подч-ти и места нахождения;приоритет интересов заинт-х лиц – в случае неясности или нечеткости предписаний прав. акта адм-е решения должны приниматься уполн-ми органами исходя из макс-го учета интересов заинт-х лиц;открытость адм-й процедуры – предост-е возможности заинт-му лицу знакомиться с мат-ми, связ-ми с рассм-м своего заявления, и принимать участие в рассмотрении такого заявления лично и (или) через своих предст-лей; операт-ть и доступность адм-й процедуры – осущ-е адм-й процедуры в кратчайшие сроки с предст-м заинт-м лицом в уполн-й орган мин-го кол-ва док-тов и (или) сведений для осущ-я адм-й процедуры;заяв-й принцип одного окна – обращение заинт-го лица с заявлением в один уполн-й орган с приложением док-в и (или) сведений, необх-х для осущ-я адм-й процедуры, к-рые мб предст-ны только заинт-м лицом;сотруд-во при осущ-и адм-х процедур – взаимодействие уполн-х органов с др. гос. органами, иными орг-циями при осущ-и адм-х процедур поср-вом напр-я запросов и пол-я док-тов и (или) сведений, необх-х для осущ-я адм-х процедур, а также в др. формах. Адм-е процедуры подведомст-ны уполн-м органам в соотв-и с их компет-й. В уполн-х органах орг-ся прием заинт-х лиц. График приема заинт-х лиц опр-ся рук-лем уполн-го органа на основе треб-й Закона, законод-ва о труде, иных актов законод-ва с учетом кол-ва и специфики заявлений заинт-х лиц, осущ-х адм-х процедур, иных обст-в и должен обеспечивать проведение приема заинт-х лиц в удобное для них время. Прием заинт-х лиц в уполн-м органе осущ-ся в порядке очередности. По решению рук-ля уполн-го органа при необх-ти осущ-ся предвар-я запись заинт-х лиц на такой прием. Запрещается отмена приема по причине временного отсутствия работника уполн-го органа, осущ-го такой прием. Рук-ль уполн-го органа обязан обеспечить своевр-е и надлежащее выполн-е ф-ций временно отсутст-го работника уполн-го органа, осущ-го прием лиц, др. работником этого органа. Уполн-е органы при осущ-и адм-х процедур: обесп-т доброжел-е, вежливое и внимат-е отн-е работников уполн-го органа к заинт-м лицам; обесп-т своевр-е и надлежащее выполнение ф-ций временно отсутст-х раб-в уполн-х органов, осущ-х прием заинт-х лиц, др. раб-ми этих органов;разъясняют обязанность уполн-х органов самост-но запрашивать док-ты и (или) сведения, необх-е для осущ-я адм-х процедур, за искл-м тех, к-рые вкл-ны в перечни док-тов и (или) сведений, предст-х заинт-ми лицами, а также права и обязанности заинт-х лиц; бесплатно предост-т заинт-м лицам предусм-е законод-м об адм-х процедурах формы (бланки) док-в, необх-х для обр-я за осущ-м адм-х процедур, и разъясняют порядок их заполнения и предст-я; запраш-т от др. гос. органов, иных орг-ций док-ты и (или) сведения, необх-е для осущ-я адм-х процедур; предост-т заинт-м лицам возможность знакомиться с мат--ми, связ-ми с рассм-м своих заявлений, в т. ч. с док-тами и (или) свед-ми, получ-ми этими органами от др. гос. органов, иных орг-ций и необх-ми для осущ-я адм-х процедур, делать из них выписки, если иное не предусм-но законод-м о гос. секретах, коммерч-й или иной охран-й законом тайне; уведомляют заинт-х лиц о принятых адм-х решениях;разъясняют заинт-м лицам порядок и сроки обжалования принятых адм-х решений; осущ-т др.полномочия, предусм-е Законом и ин. актами законод-ва об адм-х процедурах. Сроки при осущ-ии АП опр-ся календ-й датой, истеч-м п-да времени, исчисл-го месяцами, неделями или днями, а также указ-м на событие, к-рое должно неизбежно наступить. Течение срока нач-ся со дня соверш-я действия или наступл-я события, к-рым определено его начало. АП осущ-ся в срок, опр-й исходя из времени, треб-го для пол-я и обр-ки всех док-в и (или) сведений, необх-х для осущ-я АП. Срок осуществления АП АП не может превышать пятнадцати дней, а в сл. направления уполн-м органом запроса в др. гос. органы, иные орг-ции – 1 месяца, если иной срок не предусм-н законод-ми актами, постан-ми СМ РБ. Днем начала осущ-я АП считается день рег-ции заявления заинт-го лица с приложением всех док-в и (или) сведений, вкл-х в перечень док-в и (или) сведений, предст-х заинт-м лицом. Днем оконч-я осущ-я АП счит-ся день исп-ния адм-го решения. Если для исполн-я адм-го решения необх-мо выдать заинт-му лицу справку или др. док-т и заинт-е лицо не явилось за их получ-м до истечения устан-го срока осущ-я АП, днем окончания осущ-я АП считается день, когда справка или др. док-т были подгот-ны уполн-м органом, при усл. надлежащего уведомл-я об этом заинт-го лица. При рассм-и заявл-я заинт-го лица уполн-м органом прин-ся одно из след-х адм-х реш-й: об отказе в принятии заявления заинт-го лица; об осущ-и адми-й процедуры; об отказе в осущ-и адм-й процедуры. Уполн-й орган отказ-т в осущ-и АП: если отсутс-т предусм-е законод-м об адм-х процедурах основания для ее осущ-я; если заинт-м лицом предст-ны док-ты и (или) сведения, не соотв-е требованиям законод-ва, в т. ч. подложные, поддельные или недейст-е документы; в ин. сл., предусм-х законод-ми актами. Адм-е решение, принятое в ходе приема заинт-го лица в устной форме, подлежит объявлению заинт-му лицу. В ин. сл. адм-е решение выдаётся заинт-му лицу или направл-ся курьером, по почте, в виде электр. док-та или заинт-е лицо уведомл-ся о принятом решении иным способом не позднее 5 дней со дня принятия такого решения. В сл. направл-я заинт-му лицу адм-го решения, либо выписки из него, либо извещ-я о принятом адм-м решении по почте, в виде электр. док-та заинт-е лицо считается получ-м адм-е решение либо выписку из него (увед-м о принятом адм-м решении) по истечении 3 дней со дня направл-я таких решения. Адм-е решение вступает в силу со дня его принятия, если иной срок не уст-н в таком решении. Гос. органы, ин. орг-ции в пределах своей комп-ции осущ-т контроль за осущ-м адм-х проц-р. Рук-ли уполн-х органов или уполн-е ими раб-ки регул-но, но не реже 1 раза в квартал, анал-т замеч-я и предложения заинт-х лиц, кас-ся осущ-я АП в уполн-х органах, в целях опт-ции деят-ти этих органов и устранения имеющ-ся в их работе недостатков. За нарушение законод-ва об АП рук-ли и иные раб-ки уполн-го органа, др. гос.органов и иных орг-ций несут ответст-ть в соотв-и с законод-ми актами.
38. Мониторинг населения: оценка качества предоставляемых государственных услуг
Мониторинг граждан по вопросу удовлетворенности качеством предоставляемых услуг:
1. персонал
2. процесс, в т.ч.:
2.1 предварительный этап
2.2 в процессе оказания
3. места оказания услуг.
Важным явл. оценка оптимальности оказываемых административных процедур. Для совершенствования данного процесса необходимо выявить основные недостатки, минусы в работе гос.органа и разработать направления и способы их устранения. Деятельность гос.органов может оцен-ся на основании (по результатам) опроса граждан, записей в книгах жалоб и по публикациям в газетах.
1. Персонал : необходимо оценить: компетентность служащих, квалификацию, этические сост-щие (отношение к гражданам, охотно ли объясняют, внешний вид и поведение персонала), насколько доступно объясняется информация, владеют ли необх-ой инф-цией, насколько быстро и эфф-но выполняют свои обяз-ти.
2. Процесс :
2.1 предварительный этап: оценка возможности получения инф-ции о предост-ых услугах, степень освещенности и доступности инф-ции, обеспеченность актуальной информацией, возможность получения информации на веб-сайте, получение инф-ции о необх-ых к предоставлению документов, получ-е инф-ии о плате за услуги, получ-е инф-ии о часах приема, насколько быстро можно получить справочную информацию.
2.2 Выполняются ли сроки оказания услуг (насколько они оптимальны), анализ часов приема, есть ли очереди, использование современ. информ.технологий, направленных на ускорение процесса оказания услуги, время подготовки и выдачи документов.
3. Наличие в местах оказания услуг информационных стендов, разъясняющих, работа веб-сайтов, насколько удобно место для ожидания, наличие справочного отдела, информация отделов и киосков.