Пояснения к практическому занятию. Электровоздухораспределитель усл
Электровоздухораспределитель усл. № 305 (рис.1) применяется в пассажирских поездах с локомотивной тягой, оборудованных электропневматическими тормозами по двухпроводной электрической схеме. Электровоздухораспределитель устанавливается совместно с воздухораспределителем усл. № 292, который включается в действие в том случае, если откажет электропневматический тормоз.
Рис. 1.Электровоздухораспределитель усл. № 305.
/ - ярмо; 2,5 - винты; 3 - крышка; 4 - выпрямительный клапан (диод); б - - каркас; 7 сердечник; 8— катушка; 9— металлическая диафрагма; 10— корпус электрической части; 11,22— якоря; 12,16— зажимы; 13 - резиновая диафрагма; 14 - корпус пневматического реле; 15 - атмосферный (выпускной) клапан; 17 — питательный клапан; 18,25,30 — прокладки; 19 — манжета; 20 — нижняя крышка (цоколь); 21 — пружина; 23 — - электрические контакты; 24 — - контактная колодка; 26—- рабочая камера (РК); 27,31 -- крышки корпуса переключательного клапана; 28,29 —- уплотнения; 32 — переключательный клапан; 33 — фланец; 34 —- шпилька.
Устройство. Электровоздухораспределитель усл. № 305 состоит из четырех основных частей: рабочей камеры 26, электрической части с корпусом 10, пневматического реле с корпусом 14и переключательного клапана 32.
Рабочая камера 26предназначена для установки на ней электровоздухораспределителя и воздухораспределителя. Полость ее объемом 1,5 л является управляющим резервуаром пневматического реле. Корпус камеры имеет четыре фланца.
К одному из фланцев через прокладку 25 крепится электровоздухораспределитель усл. № 305. На этом фланце также размещена контактная колодка 24с тремя электрическими контактами 23. Спротивоположной стороны имеется фланец (на рисунке не виден), к которому на шпильках 34крепится воздухораспределитель усл. № 292. На фланце, расположенном внизу, укрепляется переключательный клапан 32. Четвертый фланец 33служит для подсоединения к тормозному цилиндру.
Виды с торца на все приваленные фланцы с изображением сечений соединительных воздушных каналов показаны на рисунке 1.
Электрическая часть является возбудительным органом электровоздухораспределителя. Изменение давления сжатого воздуха в рабочей камере, а следовательно, и действие прибора осуществляется в зависимости от возбуждения током катушек 8(см. рис. 1) электромагнитных вентилей. Корпус 10электрической части имеет три фланца, из которых боковой предназначен для привалки к камере 26, а нижний - для крепления пневматического реле. На верхнем фланце под крышкой 3расположены электромагнитные вентили, выпрямительный клапан 4(диод) и собрана электрическая цепь прибора.
Катушки вентилей тормозного ТВи отпускного 0Всоединены по схемам, показанным на рисунке 1. Колодка на рабочей камере имеет три зажима, соответствующие трем контактам на панели электровоздухораспределителя.
В системе двухпроводного электропневматического тормоза с прибором усл. № 305 к нижнему зажиму 1подключается отвод от линейного провода. Остальные два зажима 2 и 3не используются и являются резервными. На вагонах электропоездов, где применяется прибор усл. № 305, в системе четырехпроводного электропневматического тормоза используются все три зажима, при этом в прибор не ставится выпрямительный клапан ЕС.
Катушки 8вентилей (см. рис. 1) укреплены на каркасах 6 и сердечниках 7. В конструкции электромагнитов предусмотрена регулировка величины напряжения отпадания (10 В) и притягивания (30 В) якорей вентилей без отъема катушек с помощью винтов 2 и 5. Вращением этих винтов достигается изменение воздушного зазора между магнитопроводом катушки (ярмо 7, сердечник 7 и зажимной фланец) и якорями 11 и 22 впритянутом состоянии. Детали обоих электромагнитов взаимозаменяемы, за исключением винтов 2 и 5, которые различаются тем, что винт 5отпускного вентиля имеет сквозной осевой канал для прохода воздуха. Фланцы электромагнитов уплотняются металлическими диафрагмами 9и паронитовыми прокладками.
Пневматическое реле является рабочим органом электровоздухораспределитедя, осуществляющим наполнение тормозного цилиндра сжатым воздухом и выпуск его в атмосферу в зависимости от изменения давления в рабочей камере. Реле состоит из корпуса 14с клапаннодиафрагменным устройством. Гибкая резиновая диафрагма 13зажата по краям между фланцами корпусов электрической части и реле, а в центре — между верхним 12и нижним 16зажимами. Последний является и корпусом атмосферного резинового клапана 75, который прикреплен винтом.
Питательный клапан 11прижимается к своему седлу пружиной 27. Полость корпуса, в которой расположен питательный клапан, уплотнена резиновой прокладкой 18и манжетой 19. В нижней крышке 20имеется семь атмосферных отверстий.
Переключательный клапан 32предназначен для подключения тормозного цилиндра к каналам электровоздухораспределителя или воздухораспредлителя в зависимости от того, какое осуществляется управление тормозами — электрическое или пневматическое. Части 27 и 31установлены на прокладках 30. Площади обоих уплотнений — 28со стороны воздухораспределителя и 29со стороны электровоздухораспределителя— одинаковые, поэтому перемещение клапана из одного положения в другое происходит при незначительной разнице давлений воздуха на него с той и другой стороны.
Принцип действия
Зарядка. (рис. 2).Постоянный ток на зажимы электровоздухораспределителя не подается. Катушки электромагнитных вентилей отпускного 6 и тормозного 8обесточены, их якоря отжаты пружинами от сердечников в нижнее положение. При этом клапан 7 отпускного вентиля открыт, а клапан 9тормозного вентиля закрыт. Рабочая камера 4и полость над резиновой диафрагмой 15 через клапан 7 по каналу 5 сообщаются с атмосферой.
Сжатый воздух из магистрали 24через воздухораспределитель 25 по каналу 3поступает в запасный резервуар 23, а по каналам 13и 10заполняет пространство над питательным клапаном 72 и полость под торпедным вентилем 8. Положение зарядки соответствует отпущенному состоянию тормоза, при котором тормозной цилиндр 7 сообщается с атмосферой.
Рис. 2. Схема действия электровоздухораспределителя усл. № 305 при зарядке
Торможение. (Рис. 3 ).К электровоздухораспределителю подведен постоянный ток напряжением 50 В (« + » в рабочий провод; «—» на корпус). Катушки вентилей отпускного 6и тормозного 8возбуждаются (рис. 2), их якоря притягиваются к сердечникам.
При этом клапан 7 закрывается, разобщая полость рабочей камеры 4с атмосферным каналом 5, а клапан 9открывается. Тогда сжатый воздух из запасного резервуара 23по каналам 3, 13,10и через калиброванное отверстие в седле клапана 9проходит в полость над диафрагмой 15 и в камеру 4. Под давлением воздуха диафрагма прогибается вниз, закрывает атмосферный клапан 11 и открывает питательный клапан 12 пневматического реле.
Теперь воздух из запасного резервуара по каналам 3и 13через полость под диафрагмой 15, по каналам 14 и 16,через полость 17поступает к переключательному клапану 19, перемещает его влево до упора уплотнения 20в седло и направляется по каналам 18, 2в тормозной цилиндр 7. Одновременно клапан 19 разобщает полость 27 и канал 22 со стороны воздухораспределителя 25 от тормозного цилиндра.
Рис. 3. Схема действия электровоздухораспределителя усл. № 305. при торможении
Перекрыша. (рис. 4). По достижении в рабочей камере 4и в тормозном цилиндре 7 требуемого давления изменяют полярность постоянного тока, подаваемого на зажимы электровоздухораспределителя: «—» подключается на рабочий провод, «+» — на корпус. При такой полярности ток не проходит в катушку тормозного вентиля 8,этому препятствует включенный последовательно с ней селеновый выпрямительный клапан 26. В результате якорь вентиля 8отпадает, клапан 9закрывается и разобщает камеру 4, а также полость над диафрагмой 15 с запасным резервуаром 23. Катушка же отпускного вентиля 6, в цепи которой выпрямителя нет, возбуждена, якорь ее притянут и атмосферный канал 5 закрыт клапаном 7.
Благодаря этому в камере 4устанавливается постоянное давление. Давление же в тормозном цилиндре 1продолжает повышаться, так как питательный клапан 12открыт. Как только давление в полости под диафрагмой 15, а следовательно, и в тормозном цилиндре 1сравняется с давлением в камере 4,диафрагма 15,выпрямляясь, переходит в среднее положение. Питательный клапан 12 под действием пружины закрывается и прекращает дальнейшее поступление воздуха из запасного резервуара 23в тормозной цилиндр 1. Таким образом устанавливается положение перекрыши.
Рис. 4. Схема действия электровоздухораспределителя усл. № 305. при перекрыше
Отпуск. (рис. 5). Катушки обоих электромагнитных вентилей не питаются постоянным током и их якоря находятся в нижнем положении. При этом клапан 9 тормозного вентиля 8закрыт, а клапан 7 отпускного вентиля 6открыт. Полость над диафрагмой 15 и рабочая камера 4сообщаются с атмосферой через канал 5 в сердечнике вентиля 6.
Давление воздуха над диафрагмой снижается и она под избыточным давлением воздуха со стороны тормозного цилиндра 1прогибается вверх, открывая клапан 11. Сжатый воздух из тормозного цилиндра поступает в полость 17переключательного клапана 19и затем через открытый под диафрагмой клапан 11выходит в атмосферу. В результате этого происходит отпуск тормоза.
Одновременно осуществляется зарядка через воздухораспределитель 25усл. № 292, т. е. наполнение сжатым воздухом запасного резервуара 23из тормозной магистрали 24.
Время полного отпуска определяется объемом рабочей камеры (1,5 л) и размером калиброванного отверстия в седле клапана 7. При диаметре отверстия 1,3 мм время отпуска с давления 3,5 до 0,4 кгс/см2 составляет 8-10 с независимо от диаметра тормозного цилиндра и выхода его штока.
Если для регулирования скорости движения поезда требуется произвести не полный, а ступенчатый отпуск тормозов, то вначале катушки обоих вентилей 6и 8должны быть обесточены, а затем подается ток в катушку вентиля 6. При этом выход воздуха в атмосферу из рабочей камеры 4прекращается, так как якорь вентиля 6притянется и своим клапаном 7 закроет атмосферный канал 5.
Рис. 5. Схема действия электровоздухораспределителя усл. № 305. при отпуске
Воздух из тормозного цилиндра 7 будет уходить в атмосферу до тех пор, пока давление в нем не снизится до давления, сохранившегося в рабочей камере. В этот момент диафрагма 15 выпрямится, клапан 11 закроет атмосферный канал и выпуск воздуха из тормозного цилиндра прекратится. Для получения нескольких ступеней отпуска описанный процесс повторяют необходимое число раз.
Таким образом, длительность обесточивания катушки отпускного вентиля определяет величину ступени отпуска (минимальная ступень 0,2кгс/см2), а количество таких обесточиваний — число ступеней отпуска.
Контрольные вопросы по опросным карточкам
Практическое занятие №16
Тема: «Проверка действия крана машиниста»
Цель: Закрепить теоретический материал, изучить практически принцип проверки органов управления тормозами при контрольной проверке.
Оборудование: пневматический стенд органов управления тормозами, компьютерная обучающая программа.
Порядок выполнения:
1. Пояснить порядок проведения контрольной проверки тормозов.
2. Указать технологические требования при контроле органов управления.
3. Произвести фактическую проверку органов управления тормозами. Сравнить полученные показатели с нормативными.
4. Сделать выводы по результатам проверки.