Технологии работы со справочно-правовыми системами (на примере).

Компьютерная справочная правовая система – это программный комплекс, включающий в себя массив правовой информации и программные инструменты, позволяющие специалисту работать с этим массивом информации (производить поиск конкретных документов, формировать подборки необходимых документов, выводить информацию на печать и т.д.).

Компьютерная справочная правовая система создает единое информационно-правовое пространство государства.

СПС в странах мира

1. США LEXIS-NEXIS, WRU, WESTLAW, JURIS, FLITE

2. Великобритания PRESTEL, POLIS, LEXIS

3. Италия ITALGUIRE

4. Бельгия CREDOC

5. Германия Система Бундестага, LEXINFORM

Развитие СПС в нашей стране

• 1976г. – при Минюсте СССР создан НЦПИ, который занимался разработкой СПС и учетом нормативных актов;

• 1989г. – появилась первая СПС в нашей стране – ЮСИС;

• 1991г. – создана СПС ГАРАНТ;

• 1992г. – создана СПС КонсультантПлюс.

31. Информационная система – понятие, классификация.

Каждая наука определяет информационную систему в узком смысле как объект своего исследования. Только информатика должна это делать в общем смысле, абстрагируясь от конкретных сфер приложения данных систем.

Информатика выделяет следующие составные части ИС:

· Информация,

· Информационные технологии, реализующие информационные процессы,

· Субъекты информационных процессов.

Основное назначение ИС – реализовать информационные процессы в той области деятельности, где данная ИС функционирует.

С этой точки зрения и правовая система в целом, и отдельные ее подсистемы (например, органы прокуратуры, суд, органы внутренних дел) могут и должны рассматриваться как информационные системы.

Во внутренней структуре правовой ИС можно выделить следующие составные части:

· Субъекты информационных процессов, протекающих в правовых образованиях: специалисты различных областей знания, обеспечивающие функционирование ИС, субъекты информационно-правового взаимодействия;

· Социально-правовая информация, на основе сбора, систематизации и обработки которой ИС решает поставленные задачи;

· Информационные технологии: совокупность логико-математических, лингвистических и других методов и методик исследования информационных объектов и вычислительных, телекоммуникационных, других технических и программных средств обработки социально-правовой информации.

Автоматизированная ИС (АИС) – система для организации информационных процессов сбора, хранения, обработки и передачи информации, использующая компьютерную ИТ.

АИС является средой, составляющими элементами которой являются компьютеры, компьютерные сети, программные продукты, базы данных и другие современные ИТ и техника.

В основе современных АИС лежит совокупность структурированных данных (базы данных или базы знаний) и ИТ, реализующих информационные процессы.

В качестве признаков классификации используются:

· Область применения,

· Охватываемая территория,

· Организация информационных процессов,

· Направление деятельности,

· Структура,

· Др.

Классификация АИС по территориальному признаку:

· Геоинформационные,

· Международные,

· Общегосударственные,

· Областные,

· Республиканские,

· Окружные,

· Городские,

· Районные,

· Другие

Классификация АИС по сфере применения:

· АИС в экономике,

· АИС в промышленности,

· АИС в торговле,

· АИС на транспорте,

· АИС в правовой сфере,

· АИС в медицине,

· АИС в учебных заведениях,

· И т.п.

В рамках одной сферы АИС можно классифицировать по областям применения.

Правовые ИС можно условно разбить на:

· АИС, используемые в правотворчестве,

· АИС в правоприменительной практике,

· АИС в правоохранительной деятельности,

· АИС в правовом образовании и воспитании.

Правовые ИС можно классифицировать с точки зрения правового образования, в рамках которого они сложились и используются:

· АИС органов прокуратуры,

· АИС органов юстиции,

· АИС судов,

· Др.

АИС, основанные на системе нормативно-правовых актов:

· Информационно-поисковые системы по законодательству,

· Справочные правовые системы.

АИС, содержащие разнообразную социально-правовую информацию ненормативного характера:

· Криминологическую,

· Криминалистическую,

· Судебно-экспертную,

· Оперативно-розыскную,

· Научную правовую,

· Др.

АИС могут быть полнотекстовые и фактографические:

· Полнотекстовые АИС содержат текстовые документы,

· Фактографические АИС – описание выбранных характеристик

Существуют классификации АИС по виду используемых технических, программных, лингвистических средств, а также логико-математических методов, лежащих в основе процесса обработки информации.

Также АИС могут быть предназначены для специалистов, для широкого круга пользователей.

Классификация АИС по назначению:

· Автоматизированные информационно-справочные системы (АИСС);

· Автоматизированные информационно-логические системы (АИЛС);

· Экспертные системы(ЭС) и системы поддержки принятия решений;

· Автоматизированные рабочие места (АРМ);

· Автоматизированные системы управления (АСУ);

· Автоматизированные системы информационного обеспечения (АСИО).

АИСС – в области права – предназначена для сбора, систематизации, хранения, и поиска правовой информации по запросам пользователей:

· ИС «Эталонный банк правовых актов» - НТЦ «Система» при Государственном правовом управлении Президента РФ,

· БД по законодательству «Эталон» - научный центр правовой информации,

· СПС «Гарант» - НПО «Гарант-Сервис» - МГУ,

· ИС «Кодекс» - «Центр компьютерных разработок» – Санкт-Петербург,

· СПС «Консультант Плюс – ЗАО «Консультант Плюс».

Наши рекомендации