Технологии работы со справочно-правовыми системами (на примере).
Компьютерная справочная правовая система – это программный комплекс, включающий в себя массив правовой информации и программные инструменты, позволяющие специалисту работать с этим массивом информации (производить поиск конкретных документов, формировать подборки необходимых документов, выводить информацию на печать и т.д.).
Компьютерная справочная правовая система создает единое информационно-правовое пространство государства.
СПС в странах мира
1. США LEXIS-NEXIS, WRU, WESTLAW, JURIS, FLITE
2. Великобритания PRESTEL, POLIS, LEXIS
3. Италия ITALGUIRE
4. Бельгия CREDOC
5. Германия Система Бундестага, LEXINFORM
Развитие СПС в нашей стране
• 1976г. – при Минюсте СССР создан НЦПИ, который занимался разработкой СПС и учетом нормативных актов;
• 1989г. – появилась первая СПС в нашей стране – ЮСИС;
• 1991г. – создана СПС ГАРАНТ;
• 1992г. – создана СПС КонсультантПлюс.
31. Информационная система – понятие, классификация.
Каждая наука определяет информационную систему в узком смысле как объект своего исследования. Только информатика должна это делать в общем смысле, абстрагируясь от конкретных сфер приложения данных систем.
Информатика выделяет следующие составные части ИС:
· Информация,
· Информационные технологии, реализующие информационные процессы,
· Субъекты информационных процессов.
Основное назначение ИС – реализовать информационные процессы в той области деятельности, где данная ИС функционирует.
С этой точки зрения и правовая система в целом, и отдельные ее подсистемы (например, органы прокуратуры, суд, органы внутренних дел) могут и должны рассматриваться как информационные системы.
Во внутренней структуре правовой ИС можно выделить следующие составные части:
· Субъекты информационных процессов, протекающих в правовых образованиях: специалисты различных областей знания, обеспечивающие функционирование ИС, субъекты информационно-правового взаимодействия;
· Социально-правовая информация, на основе сбора, систематизации и обработки которой ИС решает поставленные задачи;
· Информационные технологии: совокупность логико-математических, лингвистических и других методов и методик исследования информационных объектов и вычислительных, телекоммуникационных, других технических и программных средств обработки социально-правовой информации.
Автоматизированная ИС (АИС) – система для организации информационных процессов сбора, хранения, обработки и передачи информации, использующая компьютерную ИТ.
АИС является средой, составляющими элементами которой являются компьютеры, компьютерные сети, программные продукты, базы данных и другие современные ИТ и техника.
В основе современных АИС лежит совокупность структурированных данных (базы данных или базы знаний) и ИТ, реализующих информационные процессы.
В качестве признаков классификации используются:
· Область применения,
· Охватываемая территория,
· Организация информационных процессов,
· Направление деятельности,
· Структура,
· Др.
Классификация АИС по территориальному признаку:
· Геоинформационные,
· Международные,
· Общегосударственные,
· Областные,
· Республиканские,
· Окружные,
· Городские,
· Районные,
· Другие
Классификация АИС по сфере применения:
· АИС в экономике,
· АИС в промышленности,
· АИС в торговле,
· АИС на транспорте,
· АИС в правовой сфере,
· АИС в медицине,
· АИС в учебных заведениях,
· И т.п.
В рамках одной сферы АИС можно классифицировать по областям применения.
Правовые ИС можно условно разбить на:
· АИС, используемые в правотворчестве,
· АИС в правоприменительной практике,
· АИС в правоохранительной деятельности,
· АИС в правовом образовании и воспитании.
Правовые ИС можно классифицировать с точки зрения правового образования, в рамках которого они сложились и используются:
· АИС органов прокуратуры,
· АИС органов юстиции,
· АИС судов,
· Др.
АИС, основанные на системе нормативно-правовых актов:
· Информационно-поисковые системы по законодательству,
· Справочные правовые системы.
АИС, содержащие разнообразную социально-правовую информацию ненормативного характера:
· Криминологическую,
· Криминалистическую,
· Судебно-экспертную,
· Оперативно-розыскную,
· Научную правовую,
· Др.
АИС могут быть полнотекстовые и фактографические:
· Полнотекстовые АИС содержат текстовые документы,
· Фактографические АИС – описание выбранных характеристик
Существуют классификации АИС по виду используемых технических, программных, лингвистических средств, а также логико-математических методов, лежащих в основе процесса обработки информации.
Также АИС могут быть предназначены для специалистов, для широкого круга пользователей.
Классификация АИС по назначению:
· Автоматизированные информационно-справочные системы (АИСС);
· Автоматизированные информационно-логические системы (АИЛС);
· Экспертные системы(ЭС) и системы поддержки принятия решений;
· Автоматизированные рабочие места (АРМ);
· Автоматизированные системы управления (АСУ);
· Автоматизированные системы информационного обеспечения (АСИО).
АИСС – в области права – предназначена для сбора, систематизации, хранения, и поиска правовой информации по запросам пользователей:
· ИС «Эталонный банк правовых актов» - НТЦ «Система» при Государственном правовом управлении Президента РФ,
· БД по законодательству «Эталон» - научный центр правовой информации,
· СПС «Гарант» - НПО «Гарант-Сервис» - МГУ,
· ИС «Кодекс» - «Центр компьютерных разработок» – Санкт-Петербург,
· СПС «Консультант Плюс – ЗАО «Консультант Плюс».