Этапы разработки автоматизированных информационных технологий.
Тема 4. Проектирование и организация информационных систем менеджмента.
ПЛАН
Этапы разработки автоматизированных информационных технологий. 3
Технология постановки задач. 7
Основные понятия, цели и задачи технологического обеспечения. 12
Роль пользователя в создании АИС и АИТ. 12
Режимы автоматизированной обработки информации. 14
Выводы.. 17
Список литературы.. 19
Этапы разработки автоматизированных информационных технологий.
Жизненный цикл (ЖЦ) АИТ/АИС — период создания и использования АИС (АИТ), охватывающий ее различные состояния, начиная с момента возникновения необходимости в данной автоматизированной системе и заканчивая моментом ее полного выхода из употребления у пользователей.
Стадии создания АИС и АИТ:
I. Предпроектная стадиявключает два этапа:
Первый этап: сбор материалов для проектирования (формирование требований, изучение объекта проектирования, разработка и выбор варианта концепции системы); приемы: опрос, анкетирование, наблюдение, измерение, оценка, рупповое обсуждение, анализ задач, анализ производственных, управленческих и информационных процессов.
Второй этап: анализ материалов и формирование документации (создание и утверждение технико-экономического обоснования и технического задания на проектирование системы на основе анализа собранных материалов обследования)
II. Проектирование делится на:
техническое проектирование - ведется поиск наиболее рациональных проектных решений по всем аспектам разработки, создаются и описываются все компоненты системы, а результаты работы отражаются в техническом проекте
рабочее проектирование - в его процессе осуществляется разработка и доводка программ, корректировка структур БД, создание документации на поставку, установка технических средств и инструкций по их эксплуатации, подготовка для каждого пользователя инструкционного материала; проектирование паролей, программ, сценариев диалога пользователя с ПВМ
Проектирование АИС и АИТ - процесс создания и внедрения проектов комплексного решения экономических задач по новой технологии, т.е. детальная разработка отдельных проектных решений, их анализ, апробация и внедрение. В каждом подразделении организации должен быть назначен сотрудник, ответственный за проектирование и внедрение АИС и АИТ, который собирает нужную информацию, подбирает технику и программные средства, ведет обучение персонала, руководит внедрением и анализом функционирования ИС.
III. Внедрение включает в себя:
1-й этап — подготовка к внедрению — установка и ввод в эксплуатацию технических средств, загрузка баз данных и опытная эксплуатация программ, обучение персонала;
2-й этап — проведение опытных испытаний всех компонентов системы перед передачей в промышленную эксплуатацию, обучение персонала;
3-й этап — сдача в промышленную эксплуатацию; оформляется актами приема-сдачи работ. ввод системы в действие, подготовка к внедрению, проведение опытных испытаний, сдача в промышленную эксплуатацию
IV. Анализ функционирования/эксплуатации предполагает промышленную эксплуатацию — кроме повседневного функционирования включает сопровождение программных средств и всего проекта, оперативное обслуживание и администрирование баз данных.
На каждом этапе ЖЦ формируется определенный набор документов и технических решений, при этом для каждого этапа исходными являются документы и решения, полученные на предыдущем этапе. Этап завершается проверкой предложенных решений и документов на их соответствие сформулированным требованиям и начальным условиям.
Основополагающими принципами создания АИТ/АИС являются следующие:
Принцип системности: система - совокупность взаимосвязанных элементов, подчиненных определенной цели.
Принцип развития: АИС создается с учетом возможности постоянного пополнения и обновления функций системы и видов ее обеспечений
Принцип совместимости: обеспечение способности взаимодействия систем различных видов, уровней в процессе совместного функционирования
Принцип стандартизации и унификации: необходимость применения типовых, унифицированных и стандартизированных элементов функционирования АИС
Принцип эффективности: достижение рационального соотношения между затратами на создание системы и целевым эффектом, получаемым при ее функционировании
А также несколько частных принципов:
§ Принцип декомпозиции основан на разделении системы на части, а также выделении отдельных комплексов работ
§ Принцип первого руководителя предполагает закрепление ответственности при создании системы за заказчиком - будущим пользователем
§ Принцип новых задач состоит в поиске постоянного расширения возможностей системы, совершенствовании процесса управления, получении дополнительных результативных показателей с целью оптимизации управленческих решений
§ Принцип автоматизации информационных потоков и документооборота
А также организационно-технологические принципы:
Принцип абстрагирования, т.е. выделение наиболее существенных (с конкретной позиции рассмотрения) аспектов системы;
Принцип формализации: необходимость строгого методического подхода к решению проблемы, применению формализованных методов описания и моделирования изучаемых и проектируемых процессов;
Принцип концептуальной общности, т.е. неукоснительное следование единой методологии проектирования;
Принцип непротиворечивости и полноты, т.е. наличие всех необходимых элементов в создаваемой системе и их согласованное взаимодействие;
Принцип независимости данных от процессов их обработки, их физической структуры и распределения в технической среде;
Принцип структурирования данных;
Принцип доступа конечного пользования, т.е. пользователь должен иметь средства доступа в БД, которые он может использовать непосредственно (без программирования).
В качестве альтернативных подходов к созданию системы может быть выбран один из методов:
1. Метод "от задачи". Позволяет внедрять каждую задачу по отдельности, практически не принимая во внимание проектные решения, найденные для др. задач.
2. Метод интеграции. Заключается в создании целостной автоматизированной информационной системы, конструируемой из относительно независимых функциональных подсистем, при решении задач которых используются общие массивы для обмена данными определенных видов.
При проектировании автоматизированная информационная технология рассматривается в пяти взаимосвязанных аспектах.
1. Техническом — как аппаратно-коммуникационный комплекс, имеющий конкретную конфигурацию и служащий для обработки и передачи информации.
2. Программно-математическом — как набор статистических, математических, инфологических, алгоритмических и прочих машинно-ориентированных моделей, а также реализующих их компьютерных программ.
3. Методическом — как совокупность средств реализации функций управления по отношению к экономическому объекту — предприятию, объединению, региональному хозяйству.
4. Организационном — как описание документооборота и регламента деятельности аппарата управления.
5. Пооперационном — как совокупность технологических, логических и арифметических операций, реализуемых в автоматическом режиме.
Исходя из реальных условий конкретной предметной области формулируются основные требования к АИТ.
Создание автоматизированных информационных систем и технологий в экономике может осуществляться по двум вариантам. Первый вариант предполагает, что этой работой занимаются специализированные фирмы, имеющие профессиональный опыт подготовки программных продуктов конкретной ориентации (бухгалтерский промышленный учет, бухгалтерский учет в банках, автоматизация конкретных банковских операций и т.п.), их продажи и дальнейшего сопровождения в организациях, эксплуатирующих поставленные программные средства и системы. Если АИС и АИТ создаются по второму варианту, проектированием и созданием разработок в этой области занимаются проектировщики-программисты, находящиеся в штате предприятий и организаций, где осуществляется переход на использование новых технических средств, создаются новые информационные технологии и системы.
CASE — набор инструментов и методов программной инженерии для проектирования программного обеспечения, который помогает обеспечить высокое качество программ, отсутствие ошибок и простоту в обслуживании программных продуктов.
Также под CASE понимают совокупность методов и средств проектирования информационных систем с использованием CASE-инструментов.
В функции CASE входят средства анализа, проектирования и программирования программных средств, проектирования интерфейсов, документирования и производства структурированного кода на каком-либо языке программирования.
Классификация по типам отражает функциональную ориентацию средств на те или иные процессы жизненного цикла разработки программного обеспечения, и, в основном, совпадают с компонентным составом крупных интегрированных CASE-систем, и включает следующие типы:
ü средства анализа — предназначены для построения и анализа модели предметной области;
ü средства проектирования баз данных;
ü средства разработки приложений;
ü средства реинжиниринга процессов;
ü средства планирования и управления проектом;
ü средства тестирования;
ü средства документирования.