Определение годового объема работ в СЦ
Годовой объем работ включает ТО, ТР, уборочно-моечные работы, предпродажную подготовку автомобилей и выбранные на основе анализа рынка специфические услуги – Тусл. Общий годовой объем работ в СЦ определяется
(3.3)
Одним из главнейших факторов, определяющих мощность и тип городских СЦ, является число автомобилей, находящихся в зоне обслуживанияпроектируемого центра или СВОБОДНАЯ ДОЛЯ РЫНКА. На основе изучения рынка автосервисных услуг, определенных в аналитической части ДП (см. таблицу 3.1), для расчета СЦ принимаем количество автомобилей Nсц, которое может равняться свободной доле рынка Nсв или составлять от неё определенную часть.
Таблица3.2. Определение годового объема работ сервисного центра
№ п/п | Услуга | Годовой объем работ | ||||
Тюнинг и дооборудование | + | + | +/- | - | + | |
Оценка аварийных повреждений | -/+ | +/- | - | - | + | |
Подготовка автомобилей к ГТО | + | + | -/+ | - | - | |
Абонементное обслуживание автомобилей | + | + | +/- | - | -/+ | |
Посты самообслуживания | + | + | -/+ | - | + | |
Прокат автомобилей | +/- | + | + | - | + | |
Переоборудование автомобилей под автомобили спец. назначения | + | + | -/+ | - | + | |
Автошкола | + | + | +/- | - | + | |
Предпродажная подготовка новых автомобилей | + | + | +/- | + | +/- | |
Подготовка к продаже подержанного автомобиля | + | + | +/- | + | +/- | |
Послегарантийное обслуживание | + | + | -/+ | - | - | |
Утилизация | +* | + | - | - | +** | |
Автострахование | +/- | + | - | - | + | |
Хранение автомобилей и их принадлежностей | + | + | - | - | + | |
Продажа и гарантийное обслуживание автомобилей | + | + | +/- | + | - | |
Устранение деформации кузова | + | + | +/- | - | - | |
Устранение дефектов лакокрасочного покрытия | + | + | +/- | - | - | |
Оказание тех. помощи на дорогах | +/- | -/+ | - | - | + | |
Обучение экстремальному вождению | -/+ | - | - | - | + | |
Переоборудование автомобиля для работы на другом виде топлива | + | + | - | - | + | |
Ремонт и изготовление запасных частей | + | + | +/- | - | + | |
Обслуживание и ремонт прицепов, снегоходов, мототехники, моторных лодок и т.п. | + | + | -/+ | - | + |
* – агрегатный участок, дефектация и мойка деталей
** – восстановление автомобильных деталей
В зависимости от определенной в аналитической части ДП свободной доли рынка выбираем один из расчетов: либо для одной марки автомобилей (формула 3.4), либо для нескольких (формула 3.5).
Годовой объем работ по ТО и ТР при проектировании специализированного СЦ по отдельной марке автомобиля определяется:
, (3.4)
где – годовой объем работ по ТО и ТР при 100% выполнении всех видов работ по ТО иТР;
NСЦ – число автомобилей, обслуживаемых проектируемым СЦ в год;
LГ – суммарный среднегодовой пробег автомобилей;
tТОиТР – удельная трудоемкость работ по ТО и ТР, чел.-ч/1000 км.
Годовой объем работ по ТО и ТР при проектировании универсального СЦ определяется:
, (3.5)
где N1, N2, Ni – число автомобилей по каждой марке, обслуживаемых в СЦ;
L1, L2, Li –среднегодовой пробег автомобилей по каждой марке, км;
t1, t2, ti – удельная трудоемкость работ по ТО и ТР по каждой марке, чел.-ч/1000 км.
Удельная трудоемкость ТО и ТР автомобилей (tТОиТР, t1, t2, ti) при проектировании принимается в соответствии с ГОСТ 21624-81 (см. таблицы 3.3-3.7) и в соответствии с нормами технологического проектирования предприятий автомобильного транспорта (ОНТП 01-91) (см. таблицу 3.10):
Таблица 3.3 – Трудоемкость технического обслуживания и текущего ремонта автомобилей легковых
Автомобили класса | Рабочий объем двигателя, л | Масса (сухая), кг | Нормативная трудоемкость (по ГОСТ 21624-81) | ||
ЕО чел.-ч | ТО чел.-ч/1000 км пробега | ТР чел.-ч/1000 км пробега | |||
Особо малого | До 1,2 | До 850 | 0,25 | 0,7 | 1,7 |
Малого | Св. 1,2 до 1,8 | Св.850 до 1150 | 0,35 | 0,8 | 2,0 |
Среднего | Св. 1,8 до 3,5 | Св. 1150 до 1500 | 0,5 | 1,0 | 2,3 |
Таблица 3.4 – Трудоемкость технического обслуживания и текущего ремонта автобусов
Класс | Длина, м | Нормативная трудоемкость (по ГОСТ 21624-81) | ||
ЕО чел.-ч | ТО чел.-ч/1000 км пробега | ТР чел.-ч/1000 км пробега | ||
Особо малый | До 5,0 | 0,50 | 2,00 | 3,6 |
Малый | Св. 6,0 до 7,5 | 0,70 | 2,50 | 4,0 |
Средний | Св. 8,0 до 9,5 | 0,95 | 3,00 | 4,5 |
Большой | Св. 10,05 до 12,0 | 1,20 | 3,90 | 4,9 |
Таблица 3.5 – Трудоемкость технического обслуживания и текущего ремонта автомобилей грузовых общего назначения с колесной формулой 4х2 и 6х4
Грузоподъемность | Полезная нагрузка, т | Нормативная трудоемкость (по ГОСТ 21624-81) | ||
ЕО чел.-ч | ТО чел.-ч/1000 км пробега | ТР чел.-ч 1000 км пробега | ||
Особо малая | От 0,5 до 1,0 | 0,20 | 0,90 | 2,0 |
Малая | Св. 1,0 до 3,0 | 0,40 | 1,20 | 2,7 |
Средняя | Св. 3,0 до 4,0 | 0,55 | 1,40 | 3,2 |
Св. 4,0 до 5,0 | 0,55 | 1,80 | 3,5 | |
Большая | Св. 5,0 до 8,0 | 0,65 | 2,00 | 5,0 |
Св. 8,0 до 10,0 | 0,80 | 2,50 | 5,5 | |
Особо большая | Св. 10,0 до 16,0 | 1,00 | 2,60 | 7,0 |
Таблица 3.6 – Трудоемкость технического обслуживания и текущего ремонта прицепов и полуприцепов
Тип | Грузоподъемность | Полезная нагрузка, т | Нормативная трудоемкость (по ГОСТ 21624-81) | ||
ЕО чел.-ч | ТО чел.-ч/1000 км пробега | ТР чел.-ч/1000 км пробега | |||
Прицепы одноосные | Малая и средняя | До 3,0 | 0,12 | 0,35 | 0,4 |
Прицепы двухосные | Средняя и большая | До 8,0 | 0,22 | 0,70 | 1,2 |
Особо большая | 8,0 и более | 0,34 | 0,90 | 1,8 | |
Полуприцепы одноосные | Средняя и большая | До 8,0 | 0,22 | 0,70 | 1,2 |
Особо большая | 8,0 и более | 0,22 | 0,75 | 1,2 | |
Полуприцепы многоосные | Особо большая | 8,0 до 16,0 | 0,34 | 1,00 | 1,6 |
Таблица 3.7 – Трудоемкость технического обслуживания и текущего ремонта автомобилей полноприводных односкатных с колесной формулой 4х4 и 6х6
Грузоподъемность | Полезная нагрузка, т | Нормативная трудоемкость (по ГОСТ 21624-81) | ||
ЕО чел.-ч | ТО чел.-ч/1000 км пробега | ТР чел.-ч/1000 км пробега | ||
Особо малая | От 0,3 до 1,0 | 0,35 | 1,50 | 3,2 |
Малая | Св. 1,0 до 3,0 | 0,45 | 1,80 | 3,8 |
Средняя | Св. 3,0 до 4,0 | 0,60 | 2,00 | 4,5 |
Св. 4,0 до 6,0 | 0,65 | 2,40 | 5,2 | |
Большая | Св. 6,0 до 8,0 | 0,70 | 2,80 | 6,8 |
Таблица 3.8 – Коэффициенты корректирования периодичности технического обслуживания и удельной трудоемкости текущего ремонта в зависимости от природно-климатических районов эксплуатации изделий автомобильной техники*
Природно-климатический район | Коэффициент корректирования | |
периодичности ТО | удельной трудоемкости ТР | |
С умеренно холодным климатом | 1,0 | 1,0 |
С умеренно теплым, умеренно теплым влажным и теплым влажным климатом | 1,0 | 0,9 |
С жарким сухим, очень жарким сухим климатом | 0,9 | 1,1 |
С холодным климатом при средней температуре января: от – 15°С до – 20 °С от – 20°С до – 35 °С | 0,9 0,9 | 1,1 1,2 |
С очень холодным климатом при средней температуре января ниже – 35 °С | 0,8 | 1,3 |
Примечание. *При работе автомобилей в условиях с высокой агрессивностью окружающей среды периодичность TО уменьшают на 10%, а удельную трудоемкость ТР увеличивают на 10%.
К условиям с высокой агрессивностью окружающей среды приравнивается работа изделий автомобильной техники по перевозке химических грузов, вызывающих интенсивную коррозию.
Таблица 3.9 – Коэффициенты корректирования периодичности технического обслуживания и удельной оперативной трудоемкости текущего ремонта в зависимости от категории условий эксплуатации изделий автомобильной техники
Категории условий эксплуатация по ГОСТ 21624-81 | Коэффициент корректирования | |
периодичности ТО, не менее | удельной трудоемкости. ТР, не более | |
I | 1,0 | 1,0 |
II | 0,9 | 1,1 |
III | 0,8 | 1,2 |
IV | 0,7 | 1,4 |
V | 0,6 | 1,5 |
Таблица 3.10 – Разовая трудоёмкость ТО и TP автомобилей в СЦ (по ОНТП-01-91)*
Тип СЦ и подвижного состава | Разовая трудоёмкость на один заезд по видам работ, чел.-ч | ||||
ТО и ТР | Мойка и уборка | Приёмка и выдача | Пред-продажная подго-товка | Противо-коррози-онная обработка | |
Городской СЦ легковых автомобилей: | |||||
особо малого класса | - | 0,15 | 0,15 | 3,5 | 3,0 |
малого класса | - | 0,20 | 0,20 | 3,5 | 3,0 |
среднего класса | - | 0,25 | 0,25 | 3,5 | 3,0 |
Дорожный СЦ: | |||||
легковых автомобилей всех классов | 2,0 | 0,20 | 0,20 | - | - |
автобусов и грузовых автомобилей независимо от класса и грузоподъёмности | 2,8 | 0,25 | 0,30 | - | - |
Примечание:
* Трудоёмкости могут быть скорректированы при соответствующем обосновании.
** Без учёта уборочно-моечных работ и противокоррозионной обработки.
Годовой объем уборочно-моечных работ ТУМР (в чел.-ч.) определяется исходя из числа заездов d в СЦ автомобилей в год и средней трудоемкости работ tУМР.
(3.6)
Число заездов автомобилей на мойку исключительно для технологических целей представлено в таблице 3.11.
Однако, обычно в СЦ уборочно-моечные работы выполняются не только перед ТО и ТР, но и как самостоятельный вид услуг. В этом случае Nсц включает общее количество автомобилей, выполняющих коммерческую и мойку перед ТО и ТР. Если коммерческая мойка не выполняется в расчетах учитывается только число обслуживаемых автомобилей. Общее число заездов на уборочно-моечные работы d при выполнении коммерческой мойки принимается из расчета одного заезда на 800-1000 км.
Средняя трудоемкость одного заезда при механизированной (в зависимости от используемого оборудования) мойке составляет tУМР = 0,15-0,25чел.-ч.
Таблица 3.11 – Частота заездов в СЦ
Показатель | Единица измерения | Значение показателя |
Городские СТОА | ||
Число заездов автомобилей на ТО и TP, приходящихся на один комплексно обслуживаемый автомобиль | Заезды в год | |
Число заездов автомобилей на уборочно-моечные работы, приходящихся на один комплексно обслуживаемый автомобиль | Тоже | |
Число заездов автомобилей на выполнение работ по антикоррозионной защите кузовов | ||
Дорожные СТОА | ||
Число заездов легковых автомобилей в сутки в процентах от интенсивности движения по дороге в наиболее напряженном месяце года | % | 4,0/5,5* |
* В числителе приведено число заездов на ТО и TP, в знаменателе — на посты мойки автомобилей. |
Годовой объем работ по противокоррозионной обработке кузовов автомобилей ТПК (в чел.-ч) вычисляется аналогично по формуле 3.6. Показатели значения разовых трудоёмкостей противокоррозионной обработки tПК представлены в таблице 3.10, а число заездов d=1 в СЦ (см. таблицу 3.11).
Если на предприятии автосервиса продаются автомобили, то в общем объеме выполненных работ необходимо предусмотреть работы, связанные с предпродажной подготовкой автомобилей.
Годовой объем работ при предпродажной подготовке ТПП(в чел.-ч) определяется числом продаваемых автомобилей в год NП, которое устанавливается при разработке аналитической части ДП в результате анализа данных, и трудоемкостью их обслуживания.
,(3.7)
где tППст– удельная трудоемкость работ при стандартном выполнении работ по предпродажной подготовке, по оценке экспертов tППст=3,5 чел.-ч.
В годовой объем работ при выполнении предпродажной подготовки не входят дополнительные пожелания клиента, например по установке защиты картера, противокоррозионной обработке кузова, установке сигнализации и т.д. Если такие работы планируется выполнять, тогда общий годовой объем работ при выполнении предпродажной подготовки рассчитываются отдельно
(3.8)
(3.9)
где – удельная трудоемкость работ при дополнительном выполнении работ по предпродажной подготовке берется из разработанных технологических карт и из таблицы 3.10.
Годовой объем работ на участке, предназначенном для выполнения услуги определяется, например для услуги по тюнингу и дооборудованию (в чел.-ч) Тусл
, (3.10)
гдеTусл – годовой объем работ по предоставляемой услуге;
– соответственно годовой объем работ по дооборудованию, внешнему, внутреннему или техническому тюнингу;
Подробный расчет годового объема работ на участке тюнинг и дооборудование приведен в разделе 3.2.7. Аналогично определяется годовой объем работ для других услуг.