Современное представление о предмете информатики
История формирования термина «информатика»
В контексте рассматриваемых проблем, безусловно, заслуживает внимания все еще дискуссионный вопрос о наименовании современного учебного курса информатики. Вопрос этот имеет не только учебно-методологический, но и философско-научный характер, так как он самым тесным образом связан с современными представлениями о содержании предмета информатики как науки и, следовательно, о содержании предмета соответствующей этой науке учебной дисциплины. Ведь, как говорили древние, «правильно называть означает правильно понимать». А именно в этом имеются сегодня достаточно серьезные расхождения у методологов сферы образования.
Так, например, в Соединенных Штатах Америки, в Канаде и некоторых латиноамериканских странах сегодня достаточно широко распространен термин «computer science» (компьютерная наука), который и используется в качестве наименования как для научной, так и для учебной дисциплин, изучающих процессы обработки, хранения и передачи информации при помощи компьютеров и телекоммуникационных систем. Тем самым подчеркивается «компьютерная ориентация» предметной области этих научной и учебной дисциплин.
Что же касается России, стран СНГ и Западной Европы, то здесь более распространен термин французского происхождения «informatique» (информатика), который, вероятнее всего, является производным от двух других французских терминов — «informatione» (информация) и «avtomatique» (автоматика).
Термин «информатика» представляется нам сегодня более удачным для наименования рассматриваемых научной и учебной дисциплин, так как он в большей мере отражает информационную ориентацию их предметной области. Это мнение разделяют и украинские ученые. Свидетельством этому являются наименования двух недавно образованных на Украине академий наук. Одна из них — Международная академия компьютерных наук и систем — свои исследования концентрирует, в основном, на проблемах создания и эффективного использования компьютеров и систем на их основе, которые столь необходимы обществу для реализации современных и перспективных информационных технологий.
Другая академия наук — Украинская Академия информатики — основной целью своих исследований ставит изучение информации и информационных процессов в обществе, социальных последствий его информатизации.
Как видим, это две тесно связанные, но существенно различные по своему содержанию предметные области.
Учитывая вышеизложенное, сегодня можно достаточно обоснованно утверждать, что «информатика» и «компьютерная наука» — это не два разных наименования одной и той же научной и учебной дисциплины, а название двух смежных тесно связанных, но различных по своему содержанию дисциплин. При этом в связи с быстрым расширением предметной области информатики это различие будет становиться в дальнейшем все более заметным.