Функциональные компоненты ЭИС. Разделение компонентов по предметному и функциональному признакам.
Функциональные компоненты (подсистемы) ЭИС представляют собой комплекс экономических задач с высокой степенью информационных обменов (связей) между задачами. При этом под задачей понимается некоторый процесс обработки информации с четко определенным множеством входной и выходной информации (например, начисление сдельной заработной платы, учет прихода материалов, оформление заказа на закупку и т.д.).
Состав функциональных компонентов во многом определяется особенностями экономической системы, ее отраслевой принадлежностью, формой собственности, размером, характером деятельности предприятия. Функциональные компоненты являются самостоятельными подсистемами ЭИС, выполняющими определенные функции управления.
Подсистемы ЭИС могут строиться по различным принципам:
· предметному;
· функциональному
· проблемному;
· смешанному (предметно-функциональному).
Так, с учетом предметной направленности использования ЭИС в хозяйственных процессах предприятия выделяют подсистемы, соответствующие управлению отдельными ресурсами:
· управление сбытом готовой продукции;
· управление производством;
· управление материально-техническим снабжением;
· управление финансами;
· управление персоналом.
При этом в подсистемах рассматривается решение задач на всех уровнях управления, обеспечивая интеграцию информационных потоков по вертикали. Для реализации функций управления выделяют следующие подсистемы:
· планирование;
· регулирование (оперативное управление);
· учет;
· анализ.
Решение задач предметно-ориентированных подсистем Таблица 1.
Уровни Управления | Процессно-оринтированные (предметные) ИС | |||
Сбыт | Производство | Снабжение | Финансы | |
Стратегический Уровень | Новые продукты и услуги. Исследования и разработки | Производственные мощности. Выбор технологии | Материальные источники. Товарный прогноз | Финансовые источники. Выбор модели уплаты налогов |
Тактический уровень | Анализ и планирование объемов сбыта | Анализ и планирование производственных программ | Анализ и планирование объемов закупок | Анализ и планирование денежных потоков |
Оперативный уровень | Обработка заказов клиентов. Выписка счетов и накладных | Обработка производственных заказов | Складские операции. Заказы на закупку | Ведение бухгалтерских книг |
Примером применения подхода к выделению функциональных подсистем на основе функций управления может служить многопользовательский сетевой комплекс (МСК) полной автоматизации корпорации “Галактика” (АО “Новый атлант”), который включает 4 контура автоматизации в соответствии с функциями управления (табл. 1):
· контур планирования;
· контур оперативного управления;
· контур учета и контроля;
· контур анализа.
Проблемный принцип формирования подсистем отражает необходимость гибкого и оперативного принятия управленческих решений по отдельным проблемам в рамках СППР, например решение задач бизнес-планирования, управления проектами. Такие подсистемы могут реализовываться в виде локальных информационных систем, импортирующих данные из корпоративной информационной системы (например, система бизнес-планирования на основе ППП Project-Expert), или в виде специальных подсистем в рамках корпоративной ЭИС (например, информационной системы руководителя).
Функциональные подсистемы МСК “Галактика” Таблица 2
Контур планирования | Контур оперативного управления | Контур учета и контроля | Контур анализа |
· Стратегическое планирование · Финансовое планирование, бюджет · Планирование маркетинговых компаний · Производственное планирование · Планирование себестоимости · Календарно-сетевое планирование · Планирование инфраструктуры предприятия · Оценка ресурсов · Баланс мощностей | · Управление · договорами · Управление финансами · Управление производством · Управление закупками · Управление запасами · Управление продажами · Управление себестоимостью · Мониторинг качества · Управление персоналом · Управление делопроизводством · Управление консигнацией и розницей · Управление автотранспортом | · Контроль планов и качества · Банковские, кассовые, валютные операции · Контроль исполнения бюджета · Учет материальных ценностей · Учет основных средств и нематериальных активов · Учет труда и заработной платы · Учет фактических затрат · Сводная и консолидированная отчетность | · Анализ выполнения планов · Финансовый анализ · Анализ оборотных средств · Анализ себестоимости · Маркетинговый анализ · Анализ качества и рекламаций |
Используя этот подход, можно выделить следующий типовой набор функциональных и предметных подсистем в общей структуре ЭИС предприятия.
Функциональный принцип:
· перспективное развитие (ПР);
· технико-экономическое планирование (ТЭП);
· бухгалтерский учет и анализ хозяйственной деятельности (БУ и АХД).
Подсистемы, построенные по функциональному принципу, охватывают все виды хозяйственной деятельности предприятия (производство, снабжение, сбыт, персонал, финансы).
Предметный принцип (подсистемы управления ресурсами):
· техническая подготовка производства (ТПП);
· управление основным производством (УОП);
· управление вспомогательным производством (УВП);
· управление качеством продукции (УКП);
· управление материально-техническим снабжением (УМТС);
· управление реализацией и сбытом готовой продукции (УС);
· управление кадрами (УК).
Подсистемы, построенные по предметному принципу, относятся в основном к оперативному уровню управления ресурсами. На практике чаще всего применяется смешанный предметно-функциональный подход, согласно которому построение функциональной структуры ЭИС - это разделение ее на подсистемы по характеру хозяйственной деятельности, которое должно соответствовать структуре объекта и системе управления, а также характеру выполняемых функций управления.
55. Построение структуры ЭИС по смешанному: предметно-функциональному принципу.Рассмотрим структуру подсистем ЭИС, выделенных по функционально-предметному принципу, более подробно (рис. 7).
Рис. 7. Структура функциональных подсистем ЭИС
Целью создания подсистемы «Перспективное развитие» являются прогнозирование и стратегическое планирование финансово-хозяйственной деятельности предприятия на ближайшую и отдаленную перспективу. В подсистеме проводятся следующие исследования: рынка сбыта продукции, развития технологий производства и сырьевого рынка, собственных резервов, направлений реконструкции и модернизации предприятия, территориального распределения и нового строительства экономических объектов и др. Проведение перспективных исследований предполагает решение задач долгосрочного прогноза (5-10 лет) и разработки перспективного плана (на 5 лет) на основе аналитических данных, подготавливаемых в подсистеме “Бухгалтерский учет и анализ хозяйственной деятельности”, за ряд лет. Результаты решения задач подсистемы “Перспективное развитие” используются прежде всего при решении задач технико-экономического планирования и технической подготовки производства.
В подсистеме «Техническая подготовка производства» автоматизируются функции управления процессом проектирования, изготовления и внедрения новых конструкций изделий, оснастки, инструмента или модернизации действующего производства, а также выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Основной целью создания подсистемы ТПП (Являются сокращение сроков подготовки и выпуска новой продукции, модернизация освоенной продукции, минимизация материальных, трудовых и финансовых затрат на их выпуск. К задачам, решаемым в подсистеме, относятся: конструирование новых видов изделий и получение их чертежей, разработка технологической документации по их изготовлению и организация их производства. В подсистеме ТПП используются прогнозные и плановые данные подсистемы ПР и текущие аналитические данные подсистемы БУ и АХД. Результаты решения задач подсистемы используются в подсистемах технико-экономического планирования, управления ресурсами, бухгалтерского учета и анализа хозяйственной деятельности.
Целью выделения подсистемы «Технико-экономическое планирование»является формирование годовых производственных программ на основе использования экономико-математических методов, позволяющих увязывать прогнозируемый объем сбыта продукции с имеющимися производственными мощностями, материальными, трудовыми и финансовыми ресурсами, а также распределение годовой производственной программы по плановым периодам. В результате технико-экономического планирования составляется комплекс планов сбыта, основного и вспомогательного производства, материально-технического снабжения, управления качеством, использования финансовых средств, набора кадров и т.д. Технико-экономическое планирование осуществляется на основе данных, получаемых в подсистемах ПР, ТПП, БУ и АХД. Результаты технико-экономического планирования непосредственно используются в подсистемах управления ресурсами.
Подсистема «Управление реализацией и сбытом готовой продукции»предназначена для оперативного управления сбытом продукции в соответствии с технико-экономическим планом, определенным портфелем договоров и заказов, пропускной способностью каналов сбыта, перечнем номенклатуры товаров и производственными возможностями. Целью создания подсистемы «Управление сбытом готовой продукции» является комплексная автоматизация задач оперативного планирования, учета, контроля, анализа и регулирования процесса реализации готовой продукции, в том числе: формирование, контроль и анализ графика отгрузки готовой продукции; анализ и регулирование портфеля заказов; анализ и регулирование запасов готовой продукции на складе и т.д. Результаты решения задач подсистемы УС поступают для учета в подсистему БУ и АХД, в подсистему оперативного управления основным производством для формирования и контроля за производственными заданиями, в другие подсистемы управления ресурсами.
В подсистеме «Управление основным производством»решаются задачи оперативного планирования, учета и регулирования выполнения производственных заданий, которые последовательно формируются в соответствии с технологическим процессом обработки сырья, материалов, полуфабрикатов для изготовления готовой продукции. Целью подсистемы УОП является обеспечение выполнения заказов на выпуск готовой продукции при полном и эффективном использовании оборудования, материальных, трудовых и финансовых ресурсов, максимальном сокращении длительности производственного цикла и объема незавершенного производства. Решение задач УОП предполагает разработку календарно-плановых нормативов; составление плановых заданий на общезаводском, межцеховом и внутрицеховом уровнях; оперативный учет и анализ; диспетчерское регулирование производства. Выходные данные подсистемы УОП учитываются в подсистеме БУ и АХД, используются для формирования и контроля заказов на закупку материалов и комплектующих деталей в подсистеме УМТС, а также в других подсистемах оперативного управления ресурсами.
Основной целью подсистемы «Управление материально-техническим снабжением»является оперативное обеспечение потребностей производства в материальных ресурсах при минимальных затратах на их приобретение, транспортировку и хранение. Автоматизации подлежат задачи оперативного планирования и учета материальных ресурсов, таких как: расчет потребности в сырье, материалах, полуфабрикатах, комплектующих изделиях на производственные задания; заключение договоров и оформление заказов на поставку необходимой продукции; формирование, контроль и анализ графика снабжения; анализ и регулирование запасов сырья и комплектующих деталей на складах и т.д. Результаты решения задач этой подсистемы используются в других подсистемах управления ресурсами и в подсистеме БУ и АХД.
Целью создания подсистемы «Управление качеством продукции»является автоматизация задач оперативного планирования, регулирования, учета и анализа качества продукции, к которым относятся следующие задачи: оперативное планирование объема выпуска продукции по категориям качества; расчет оптимальных значений показателей качества; диагностика показателей качества и надежности изделий; оперативный учет брака; оперативный учет сдачи бездефектной продукции; оперативный учет рекламаций и претензий к качеству; оперативный учет качества труда работников. При решении задач данной подсистемы необходима информация из подсистем УС, УОП, УМТС, УВП, УК, которым, в свою очередь, передаются данные о результатах проверки качества. Результаты решения задачи учитываются в подсистеме БУ и АХД.
Подсистема «Управление вспомогательным производством» предназначена для автоматизации оперативного управления инструментальным производством, ремонтным и транспортным хозяйством и энергетическим обеспечением предприятия. Целью разработки подсистемы является автоматизация трудоемких расчетов по оперативному планированию и регулированию в инструментальном, ремонтном производствах и транспортном хозяйстве. Деятельность вспомогательных служб предприятия планируется и регулируется на основе потребностей основного производства, материально-технического снабжения и сбыта. Данные подсистемы УВП используются в подсистемах УКП, У К и учитываются в подсистеме БУ и АХД.
Подсистема «Управление кадрами» предназначена для реализации функций оперативного планирования и учета личного состава, учета и функционального анализа движения кадров, повышения квалификации кадров и т.д. Подсистема имеет двухсторонние связи со всеми подсистемами оперативного управления ресурсами. Выходные данные подсистемы используются в подсистеме БУ и АХД при учете труда и заработной платы.
Целью создания подсистемы «Бухгалтерский учет и анализ хозяйственной деятельности» служат повышение оперативности и достоверности учетной информации, расширение и усиление аналитических и контрольных функций учета. В подсистеме объединены оперативный, бухгалтерский и управленческий виды учета благодаря использованию общего плана счетов. В подсистеме автоматизируются задачи учета основных средств, труда и расчета заработной платы; учета основного производства, материалов, затрат на производство; учета готовой продукции; сводного учета и составления отчетности; финансовые расчеты. В процессе обработки информации данная подсистема получает информацию из подсистем оперативного управления ресурсами для собственно учета операций, ПР и ТЭП для анализа хозяйственной деятельности предприятия, а также осуществляет информационное обеспечение подсистем ПР, ТПП, ТЭП.
Кроме перечисленных функциональных и предметно-ориентированных подсистем требуется организовать взаимодействие обеспечивающих подсистем ЭИС. Все обеспечивающие подсистемы связаны между собой и с базовыми компонентами ЭИС.
Подсистема «Организационное обеспечение» определяет порядок разработки и внедрения ЭИС, организационную структуру ЭИС и состав работников, правовые инструкции для которых содержатся в подсистеме «Правовое обеспечение».
Функциональные подсистемы определяют состав и постановки задач, математические модели и алгоритмы, решения которых разрабатываются в подсистеме «Математическое обеспечение» (МО) и, в свою очередь, служат базой для разработки прикладных программ, входящих в состав подсистемы «Программное обеспечение» (ПО).
Состав функциональных подсистем, а также компоненты МО и ПО определяют принципы организации классификаторов экономической информации, документооборот и состав информационной базы.
Структура информационной базы позволяет интегрировать все задачи в единую экономическую информационную среду, функционирующую по принципам, сформированным в документах организационного и правового обеспечения.
Объемы данных, потоков информации вместе с расчетными данными относительно степени сложности разрабатываемых алгоритмов и программ позволяют выбрать и рассчитать компоненты технического обеспечения.
Выбранный комплекс технических средств дает возможность определить тип операционной системы, а разработанное программное, информационное обеспечение позволяет организовать технологию обработки информации для решения задач, входящих в соответствующие функциональные подсистемы.