Ние процессы преобразования входов в выходы 6 страница
д) по структуре — сложно (иерархически, многоуровнево и мно- гопланово) построенная проблема и структурно простая;
е) по периодичности — регулярная (постоянно возникающая при определенных условиях) или эпизодичная, случайная;
ж) по степени проблемное™ — научно-практическая (содержащая высокую степень неопределенности и потому требующая привлечения специалистов-ученых) й практическая (с малой неопределенностью и потому разрешимая собственными усилиями специалистов-практиков и хозяйственных руководителей).
В результате проведения такой работы у участников мозговой атаки создается представление о проблеме и намечаются пути ее решения.
Руководитель может обострить ситуацию, используя методы:
а) создания ситуации «цейтнота»;
б) создания игрового конфликта;
в) столкновения разных мнений и проектов и др.
Требования к игровым группам, распределению ролей и функций игроков
Руководитель обучает, формирует проблему, создает управление, обеспечивает деятельность игровых групп, дает заключение о ключевых идеях, подводит итоги игры.
Руководитель, являющийся организатором и творцом, должен быть доброжелательным, с высоким уровнем компетенции, авторитетным.
Все участники делятся на три группы:
1-я группа — группа управления — непосредственно подчиняется руководителю-ведущему и выполняет следующие функции:
а) организует условия проведения мозговой атаки;
б) осуществляет подбор группы генераторов и аналитиков;
в) отвечает за необходимые технические процедуры и средства;
г) подводит итоги и участвует в разборе игры.
В группу управления входят руководитель, его заместитель, психологи, секретарь — всего до 5—7 человек.
2- я группа — генераторы идей — не менее 6 человек. Все равны. Выдвигают идеи и предложения по решению выдвинутой проблемы. .
3- я группа — аналитики, делятся на две подгруппы: синтетики и критики. Основные функции — выявление рациональных «зерен» в предлагаемых идеях, анализ и синтез их, прогнозирование возмож-[18]ных последствий (5—10 человек).
Технология проведения деловой игры
• Подбор групп генераторов и аналитиков можно осуществить тремя путями: 1) случайное рассеивание; 2) на основе самооценки (скрытые желания участников); 3) на основе экспертной оценки (Тестирования). Предпочтителен третий путь.
• Проведение этапа гёнерации — проводит группа управления. Руководитель проводит дополнительный инструктаж, и мозговая атака начинается. Вначале генерация — разведка. Психологически поддерживаются первые идеи (подбадривание, похвала, усиление темпа и др.).
Можно допускать переформулировку проблемы, расчленение ее. Все идеи записываются на доску, и параллельную запись ведет секретарь. Общая продолжительность 15—20 минут.
• Проведение этапов синтеза и критики идей.
Синтетики классифицируют, оценивают и обобщают высказанные идеи, отмечают наиболее перспективные, отвечающие требованию полноты выполнения условий задачи.
Да содержит новизну Нет — 3 (известная идея) Да — 1 (новая, потенциально реализуемая идея) |
Критики приступают к работе с целью «разгромить» с различных позиций предложенные идеи. Алгоритм анализа выдвинутых идей и распределение их по позициям 1—3 можно описать так:
Идея четкая Нет — 2 (для дальнейшего анализа)
• Проведение завершающего этапа.
Работает группа управления. На основе экспертизы идей и их обобщения руководитель принимает решение о наиболее важных, ключевых идеях и окончательно принимает решение.
И наконец, разбор игры, оценка действий команды, отдельных игроков (10—30 минут).
Примеры $№0Т-анализа
Пример качественно составленного БМ/ОТ-анализа организации
Пример для компании, занимающейся продажей компьютерной техники на российском внутреннем рынке
Сильные стороны компании | Возможности компании |
Известная торговая марка. Дилерские договоры с известными производителями. Наличие собственной торговой площади. Наличие сервисного центра. Компания создана 10 лет назад, имеет положительный деловой имидж и постоянных клиентов среди крупных предприятий региона. Рыночная структура отдела продаж. Менеджер по персоналу полгода назад нашел директора по продажам, который за 6 месяцев увеличил продажи на 130 %. 3 месяца назад создан маркетинговый отдел, который возглавил сильный маркетолог, работает маркетинговая информационная система. Приход двух новых квалифицированных менеджеров в сервисный центр | Улучшение сервиса и сокращение времени на обслуживание. Возможность взаимодействия с органами власти по оснащению бюджетных учреждений компьютерной техникой. Развитие корпоративных клиентов и новых отраслей потребителей. Интеграция с производителями техники и получение больших скидок. Увеличение рентабельности, контроль над затратами. Создание нового бизнеса по компьютеризации организаций и учреждений «под ключ». Внедрение СКМ (системы управления работы с клиентами) |
Слабые стороны компании | Угрозы внешней среды |
Проблемы с качеством продаваемой техники (за последний год обращений в сервисный центр стало на 15 % больше, чем за предыдущий период). Нехватка оборотных средств для закупок | Нестабильность курса валюты (закупочные цены привязаны к доллару, а продают в рублях). Происходит изменение политики поставщиков |
Окончание примера
(возможно, связано с частой сменой финансовых директоров). Два месяца назад был уволен генеральный директор, временно исполняющий обязанности — зам. директора — слаб. Высокая текучесть кадров (25 % за последние полгода).
Произошло резкое снижение мотивации к работе у сотрудников, которые давно работают в компании. Постоянные конфликты между начальником отдела закупок (занимает пост 3 года) и директором по продажам (занимает пост 1,5 месяца)
Пример неграмотно составленного БУУОТ-анализа
Сильные стороны | Возможности |
Опыт. Навыки персонала. Беспристрастность. Ассортимент продукции. Эксплуатационная характеристика продукта | Рост рынка. Предпочтения покупателей. Законы. Поддержка органов власти. Поставщики |
Слабые стороны | Угрозы |
Цены. Ресурсы. Оборудование. Старение продукта | Зарубежные рынки. Акт о запрете производства в черте города. Конкуренция. Новые технологии |
Основной недостаток данного анализа состоит в пространности и нечеткости формулировок. Многие параметры носят внутренний характер и не учитывают влияние внешних социально-экономических факторов.
Примерный итоговый тест
/. Наиболее полным определением исследования является (исследование — это...):
• способ получения дополнительной информации;
• вид деятельности человека;
• способ использования знаний в практической деятельности;
• навыки анализа и проектирования;
• познание законов природы и общества.
2. Определите порядок основных элементов исследовательской деятельности:
• нахождение путей, средств и возможностей использования новых знаний;
• выявление свойств, содержания и закономерностей поведения;
• установление места проблем в системе накопленных знаний;
• распознавание проблем и ситуаций;
• определение происхождения причин противоречий.
3. Типология исследования представляет собой...
• логическую схему проведения исследования;
• совокупность типов исследования, выделенных по определенным образцам;
• классификацию разновидностей исследования;
• разделение разнообразных исследований по критериям их эффективности;
• выбор исследования, отвечающего потребностям конкретной ситуации.
4. Знание типологии исследования позволяет...
• эффективно распорядиться ресурсами;
• определить организацию исследования;
• выбрать наилучший вид исследования;
• дать объективную оценку проблемы;
• подобрать исполнителей исследования.
5. Главными особенностями исследования социально-экономических систем являются...
• сложность получения объективной информации;
• размытость границ объекта исследования;
• ограниченность возможности экспериментирования;
• решающее значение системного подхода;
• динамичность процесса функционирования;
• сложность использования количественных методов;
• стохастичность процессов.
6. Социально-экономическая система — это...
• система организации производства;
• совокупность экономических субъектов и ресурсов;
• совокупность социальных явлений и процессов;
• целостное образование, основными элементами которого являются люди и их взаимоотношения.
7. Исследование может быть функцией управления...
• в исключительных условиях антикризисного управления; . во всех случаях;
• в частных случаях на этапе разработки управленческого решения;
• если менеджер творчески относится к своей работе;
• если требуется специфическая форма обработки информации.
8. Исследование становится функцией современного менеджмента в связи с...
• повышением образовательного уровня менеджеров;
• обострением конкуренции;
• внедрением информационных технологий;
• повышением сложности решаемых проблем;
• развитием науки.
9. Целью исследования является...
• результат, который стремится получить исследователь;
• разрешение проблемы, выступающей в качестве предмета исследования;
• реализация прогноза развития системы управления;
• определение формулы практического действия по разрешению проблемы;
• использование научного аппарата для достижения эффективного решения проблемы.
13- 2659
10. Методология исследования — это...
• совокупность методов исследования;
• логическая организация деятельности человека;
• плановый подход к исследованию;
• соответствие целей, средств и методов исследования;
• эффективный прием получения знаний.
11. Взаимосвязь методологии и организации исследования состоит в том, что...
• методология определяет вид и форму организации;
• организация определяет выбор методологии исследования;
• связь соответствует по критерию эффективности исследования;
• методология определяет получение информации, организация — ее обработку.
12. Выбор объекта исследования определяется...
• особенностью изучаемой проблемы;
• областью проявления и существования изучаемой проблемы;
• целью и функциями управления;
• приоритетами в управленческой деятельности менеджера;
• типичностью проблемы.
13. Предметом исследования в управлении является...
• управленческое решение;
• основные свойства и характеристики управления;
• проблема, возникающая в процессе управления;
• деятельность менеджера.
14. Проблема в исследовании представляет собой...
• кризисные ситуации в развитии управления;
• направление исследования;
• совокупность информации о состоянии системы;
• противоречие, требующее разрешения;
• тенденцию развития управления системой.
15. Особенностями проблемы исследования в отличие от задачи является...
• неопределенность постановки;
• необходимость использования творческого потенциала;
• отсутствие возможности применять готовые алгоритмы;
• сложность разрешения;
• длительность поиска решения.
16. Под целью исследования понимается...
• выбор предмета исследования;
• главная направленность исследования;
• проблема развития;
• познание тенденций развития;
• поиск путей эффективного развития.
17. Методы исследования представляют собой...
• средства оптимизации исследования;
• определение состава проблем;
• способы проведения исследования;
• исследовательскую деятельность менеджера;
• алгоритм исследования.
18. Укажите последовательность этапов построения проблемы:
• стратификация;
• локализация;
• композиция;
• верификация.
19. Гипотеза представляет собой...
• прогноз развития системы управления;
• вероятностное знание при недостатке информации;
• противоречие, требующее разрешения;
• констатация результата исследования;
• предположение о характере исследования.
20. Концепция исследования — это...
• парадигма его проведения;
• главная характеристика его организации;
• комплекс ключевых положений, определяющих методологию и организацию исследования;
• совокупность гипотез, определяющих программу исследования;
• свойство целостности исследования.
21. Обозначьте последовательность процессуально-методологической схемы исследования, содержащей следующие элементы:
• результат;
• цель;
• предмет;
• задачи;
• гипотеза;
• объект;
• актуальность;
• выбор метода.
22. Основными признаками системы являются...
• целостность;
• наличие связей;
• жесткая структура;
• организация;
• наличие элементов;
• самоорганизация;
• совокупность свойств каждого элемента системы характеризует систему в целом.
23. Отличительные черты системного подхода проявляются в...
• использовании средств математического моделирования;
• решающей роли человеческого фактора — мышления исследователя;
• установлении системообразующих факторов по любой проблеме исследования.
24. Главным в системном подходе к исследованию является...
• тип мышления менеджера;
• знание предмета исследования;
• возможность имитационного моделирования явлений;
• определение целостности и связи явлений;
• наличие всей необходимой информации.
25. Системой управления является...
• структура органов и звеньев управления;
• совокупность взаимосвязанных элементов, образующих целостность;
• организационная форма управления;
• совокупность действий персонала управления, направленных на достижение целей;
• комплекс характеристик, отражающих состояние управления.
26. Структура системы — это:
• строение системы, сохраняющееся неизменным при ее функционировании;
• свойство системы обнаруживать взаимосвязанное поведение частей системы;
• совокупность частей системы;
• совокупность образующих систему элементов и связей между ними.
27. Открытые системы характеризуются...
• сложностью связей между элементами;
• наличием связей с внешней средой;
• высокой степенью организации;
• наличием большого числа элементов.
28. Системный анализ представляет собой...
• конструктивное направление исследования процессов управления;
• совокупность методов и моделей, направленных на решение задач исследования организации;
• методы изучения задач системы управления.
29. Завершите перечисление принципов системного анализа: единства, развития, глобальной цели, децентрализации, иерархии, неопределенности, измерения, эквифинальности, связности...
• интерактивности;
• модульного построения;
• структурности;
• централизации;
• функциональности.
30. Основными недостатками метода моделирования являются:
• ограниченные возможности построения моделей;
• применение моделирования значительно увеличивает время и материальные затраты исследования;
• методы моделирования очень сложны в практическом применении;
• перенос результатов моделирования на реальный объект не всегда корректен;
• при моделировании высока вероятность субъективизма исследователя.
31. Основными требованиями, предъявляемыми к моделям, являются:
• простота построения;
• отображение всех свойств реального объекта;
• реалистичность отображения действительности;
• адекватность модели;
• удобство использования модели;
• физическое воплощение модели.
32. Функциями моделирования являются...
• описание;
• планирование;
• оценке;
• прогнозирование поведения реальной системы;
• объяснение.
33. Реализация проекта моделирования социально-экономической системы предполагает формирование логической модели на этапе:
• исследования предметной области и содержательного описания моделируемого объекта;
• анализа и формализации операций;
• разработки структуры баз данных и алгоритмов обработки информации;
• программирования, выпуска сопроводительной документации и апробации системы;
• проверки адекватности и корректировки модели при необходимости;
• внедрения и оптимизации;
• эксплуатационной поддержки.
34. Управление — это:
• процесс формирования целенаправленного поведения системы путем информационных воздействий, вырабатываемых человеком или устройством;
• взаимодействие субъекта и объекта управления;
• вид деятельности, призванный осуществлять контроль за происходящими явлениями, процессами.
35. Определите последовательность внедрения результатов исследования в практику управления:
• синтез;
• декомпозиция;
• анализ.
36. Принципы структурного анализа ориентированы:
• на восприятие системы управления как множества независимых задач, легких для восприятия и решения;
• на восприятие системы управления как совокупности иерархически распределенных задач, легких для восприятия и решения;
• на восприятие системы управления как единого объекта управления с выделенными существенными свойствами.
37. ЗАйТ — это...
• методология анализа и проектирования систем;
• программное обеспечение деятельности организации;
• метод исследования социально-экономических процессов.
38. Основная цель построения функциональной модели:
• выявление наиболее слабых и уязвимых мест деятельности организации;
• прогнозирование тенденций развития социально-экономических систем;
• выявление преимуществ функциональных подсистем управления.
39. Назовите явления, которые можно отнести к социальным процессам:
• социализация;
• процессы обмена;
• производство;
• процесс организации группы;
• процессы ассимиляции;
• воспитание;
• процессы распределения ресурсов.
40. Источниками социального процесса являются:
• параметры, которые вызывают социальный процесс и определяют само его содержание; 1
• параметры, которые сами по себе не вызывают социального процесса, но без которых он не может существовать;
• параметры, которые влияют на социальный процесс, изменяя его отдельные характеристики.
41. Назовите явления, которые относятся к социально-экономическим процессам:
• социализация;
• процессы обмена;
• производство;
• процесс организации группы;
• процессы ассимиляции;
• воспитание;
• процессы распределения ресурсов.
42. Определите последовательность основных функций управления социально-экономическими процессами:
• организация процессов социально-экономического регулирования;
• прогнозирование тенденций развития действующих процессов;
• стратегическое планирование развития экономических и социальных процессов;
• анализ и оценка;
• реализация проектных и нормативных решений для достижения поставленных целей.
43. Проектирование систем управления осуществляется с целью:
• анализа систем управления;
• оптимизации систем управления;
• изменения штатного расписания.
44. К факторам внешней среды организации относятся:
• маркетинговая политика организации;
• конкуренция;
• социальные нормы;
• налоговая политика;
• потребители;
• природно-климатические условия;
• профессионализм работников;
• поставщики;
• экономическая стабильность; система мотивации персонала.
45. Определите последовательность этапов организационного проектирования:
• анализ, оценка, прогнозирование;
• структурное проектирование, экономическое моделирование;
• сбор информации, обследование;
• организация преобразований, бизнес-планирование.
46. Сущность реинжиниринга состоит:
• в фундаментальном переосмыслении и радикальном перепроектировании структуры управления предприятием;
• в долгосрочном и всеобъемлющем процессе изменений и развития организации и ее сотрудников;
• в совершенствовании имеющейся системы управления.
47. К социологическим методам исследований относят:
• анкетирование;
• тестирование;
• 8\УОТ-анализ;
• интервью;
• социометрию;
• деловую игру;
• моделирование;
• наблюдение.
48. Расположите методы исследования в зависимости от сложности проведения:
• наблюдение;
• лабораторный эксперимент;
• социометрия;
• модельный эксперимент;
• мысленный эксперимент.
49. Метод опроса является методом:
• анализа информации;
• обработки информации;
• сбора информации;
• построения теории.
50. Определите последовательность видов исследования в зависимости от возможностей охвата аудитории (от меньшего к большему):
• анкетирование;
• наблюдение;
• интервью;
• социометрия.
51. Использование деловой игры как метода исследования целесообразно в случаях, если...
• решаются проблемы инновационного характера;
• противоречия возникают в системе управления;
• существует высокая мотивация игрового взаимодействия членов коллектива;
• необходимо исследовать лидерский потенциал организации;
• в коллективе имеются подготовленные игротехники и тренеры;
• необходимо приобрести навыки решения проблем.
52. Содержанием метода 5\УОТ-анализа выступает...
• метод структурирования экспертных оценок;
• метод матричного сопоставления противоположных оценок;
• метод расчета показателей состояния системы управления;
• метод определения тенденций развития системы управления;
• особая форма социологического исследования.
53. Определите последовательность этапов проведения мозгового штурма:
• каскадная генерация идей;
• критика идей;
• синтез идей;
• генерация—разведка;
• мобилизация групп;
• постановка проблемы;
• конструктивная проработка.
54. Эффективность использования метода мозгового штурма определяется...
• временным регулированием работы исследовательской группы;
• сочетанием методологии и организации работы исследовательской группы;
• организационными условиями реализации творческого потенциала каждого из членов исследовательской группы;
• подбором исследовательской группы;
• информационным обеспечением работы исследовательской группы.
55. Операторы синектики (аналогии) в зависимости от привлечения творческого воображения расположены в последовательности:
• субъективная;
• прямая;
• символическая;
• фантастическая.
56. Какие элементы предполагает структура программы исследования:
• виды исследовательской деятельности, регламенты, ответственность, проблема, исполнители;
• цель исследования, проблема, ресурсы, результат, гипотеза;
• время, требования к персоналу, проблема, концепция, результат;
• цель исследования, организация, ресурсы, проблема, концепция;
• план исследования, приоритеты, результат, управление, расчет времени.
57. Расположите формы организации исследования в зависимости от уменьшения сложности решаемой проблемы:
• увеличение нагрузки основного персонала за счет добавления исследовательских функций;
• внешний консалтинг;
• внутренний консалтинг;
• создание творческих временных групп из имеющегося персонала.
58. Что характеризует технология исследования:
• вариант использования методов исследования;
• систему нормативов проведения исследования;
• понимание исследуемой проблемы и путей ее решения;
• комбинацию и последовательность действий исследователя;
• распределение времени по видам исследовательских работ.
59. Расположите в порядке уменьшения сложности технологические схемы проведения исследования:
• циклическая;
• линейная;
• адаптивная;
• параллельная;
• рационального разветвления.
60. Какое определение понятия «эффективность исследования» наиболее корректно:
• подтверждение рабочей гипотезы полученным результатом исследования;
• сопоставление результата исследования с затратами на его получение;
• степень достижения поставленной цели исследования;
• возможность практического использования результатов исследования;
• рекомендации, принятые к практическому использованию.
61. Чем определяется роль показателей в исследовании?
• математической формой представления фактов;
• количественной определенностью информации об исследуемой проблеме;
• позволяют оценивать явления; без оценки невозможно понимание проблемы;
• показатель — это средство организации информации о проблеме;
• показатели определяют методологию исследования.
62. Эффективность управления — это:
• одни из итоговых характеристик управления;
• соотношение результата управленческой деятельности и затраченных ресурсов;
• показатель деятельности отдельных исполнителей и руководителей.
Содержание
Введение....................................................................................................................... 3
Тема 1. Исследования и их роль в управлении
социально-экономическими системами............................ 6
1.1. Основные термины, понятия и определения......... 6
1.2. Типология исследований . . ................ ....................... 8
1.3. Характеристика исследований .................................. 9
1.4. Роль исследований в управлении социально-экономическими системами.
Основные направления исследований........................... 11
Тема 2. Методологические основы исследования ................................... 15
2.1. Сущность методологии исследования ................................. 15
2.2. Принципы и проблема исследования ............................ 17
2.3. Разработка гипотезы и концепции исследования ... 21
2.4. Процессуально-методологические схемы исследования . . 23
Тема 3. Системный подход как общеметодологический
принцип исследования социально-экономических систем .... 26
3.1. Сущность системного подхода. Понятие «система» .. 27
3.2. Строение и функционирование системы ............................ 28
3.3. Классификация систем................................................. 31
3.4. Характеристика социально-экономической
системы как объекта исследования.................................. 36
3.5. Общие принципы и логика системного анализа .... 40
Тема 4. Моделирование в исследовании систем управления............... 46
4.1. Моделирование: основные понятия, термины... 46
4.2. Характеристики и требования, предъявляемые
к моделям .................................................................................... 49