Ние процессы преобразования входов в выходы 6 страница

д) по структуре — сложно (иерархически, многоуровнево и мно- гопланово) построенная проблема и структурно простая;

е) по периодичности — регулярная (постоянно возникающая при определенных условиях) или эпизодичная, случайная;

ж) по степени проблемное™ — научно-практическая (содержа­щая высокую степень неопределенности и потому требующая при­влечения специалистов-ученых) й практическая (с малой неопреде­ленностью и потому разрешимая собственными усилиями специа­листов-практиков и хозяйственных руководителей).

В результате проведения такой работы у участников мозговой атаки создается представление о проблеме и намечаются пути ее ре­шения.

Руководитель может обострить ситуацию, используя методы:

а) создания ситуации «цейтнота»;

б) создания игрового конфликта;

в) столкновения разных мнений и проектов и др.

Требования к игровым группам, распределению ролей и функций игроков

Руководитель обучает, формирует проблему, создает управле­ние, обеспечивает деятельность игровых групп, дает заключение о ключевых идеях, подводит итоги игры.

Руководитель, являющийся организатором и творцом, должен быть доброжелательным, с высоким уровнем компетенции, автори­тетным.

Все участники делятся на три группы:

1-я группа — группа управления — непосредственно подчиняет­ся руководителю-ведущему и выполняет следующие функции:

а) организует условия проведения мозговой атаки;

б) осуществляет подбор группы генераторов и аналитиков;

в) отвечает за необходимые технические процедуры и средства;

г) подводит итоги и участвует в разборе игры.

В группу управления входят руководитель, его заместитель, пси­хологи, секретарь — всего до 5—7 человек.

2- я группа — генераторы идей — не менее 6 человек. Все рав­ны. Выдвигают идеи и предложения по решению выдвинутой про­блемы. .

3- я группа — аналитики, делятся на две подгруппы: синтетики и критики. Основные функции — выявление рациональных «зерен» в предлагаемых идеях, анализ и синтез их, прогнозирование возмож-[18]ных последствий (5—10 человек).

Технология проведения деловой игры

• Подбор групп генераторов и аналитиков можно осуществить тремя путями: 1) случайное рассеивание; 2) на основе самооценки (скрытые желания участников); 3) на основе экспертной оценки (Тестирования). Предпочтителен третий путь.

• Проведение этапа гёнерации — проводит группа управления. Руководитель проводит дополнительный инструктаж, и мозговая атака начинается. Вначале генерация — разведка. Психологически поддерживаются первые идеи (подбадривание, похвала, усиление темпа и др.).

Можно допускать переформулировку проблемы, расчленение ее. Все идеи записываются на доску, и параллельную запись ведет сек­ретарь. Общая продолжительность 15—20 минут.

• Проведение этапов синтеза и критики идей.

Синтетики классифицируют, оценивают и обобщают высказан­ные идеи, отмечают наиболее перспективные, отвечающие требова­нию полноты выполнения условий задачи.


Да содержит новизну Нет — 3 (известная идея) Да — 1 (новая, потенциально реализуемая идея)

Критики приступают к работе с целью «разгромить» с различ­ных позиций предложенные идеи. Алгоритм анализа выдвинутых идей и распределение их по позициям 1—3 можно описать так:

Идея четкая Нет — 2 (для дальнейшего анализа)

• Проведение завершающего этапа.

Работает группа управления. На основе экспертизы идей и их обобщения руководитель принимает решение о наиболее важных, ключевых идеях и окончательно принимает решение.

И наконец, разбор игры, оценка действий команды, отдельных игроков (10—30 минут).

Примеры $№0Т-анализа

Пример качественно составленного БМ/ОТ-анализа организации

Пример для компании, занимающейся продажей компьютерной техники на российском внутреннем рынке

Сильные стороны компании Возможности компании
Известная торговая марка. Дилерские договоры с известными про­изводителями. Наличие собственной торговой площади. Наличие сервисного центра. Компания создана 10 лет назад, имеет положительный деловой имидж и посто­янных клиентов среди крупных предпри­ятий региона. Рыночная структура отдела продаж. Менеджер по персоналу полгода назад нашел директора по продажам, который за 6 месяцев увеличил продажи на 130 %. 3 месяца назад создан маркетинговый от­дел, который возглавил сильный марке­толог, работает маркетинговая информа­ционная система. Приход двух новых квалифицированных менеджеров в сервисный центр Улучшение сервиса и сокращение времени на обслуживание. Возможность взаимодействия с ор­ганами власти по оснащению бюд­жетных учреждений компьютерной техникой. Развитие корпоративных клиентов и новых отраслей потребителей. Интеграция с производителями тех­ники и получение больших скидок. Увеличение рентабельности, кон­троль над затратами. Создание нового бизнеса по компь­ютеризации организаций и учрежде­ний «под ключ». Внедрение СКМ (системы управления работы с клиентами)
Слабые стороны компании Угрозы внешней среды
Проблемы с качеством продаваемой тех­ники (за последний год обращений в сервисный центр стало на 15 % больше, чем за предыдущий период). Нехватка оборотных средств для закупок Нестабильность курса валюты (заку­почные цены привязаны к доллару, а продают в рублях). Происходит изменение политики поставщиков

Окончание примера

(возможно, связано с частой сменой фи­нансовых директоров). Два месяца назад был уволен генераль­ный директор, временно исполняющий обязанности — зам. директора — слаб. Высокая текучесть кадров (25 % за по­следние полгода).

Произошло резкое снижение мотивации к работе у сотрудников, которые давно работают в компании. Постоянные конфликты между началь­ником отдела закупок (занимает пост 3 года) и директором по продажам (занимает пост 1,5 месяца)

Пример неграмотно составленного БУУОТ-анализа

Сильные стороны Возможности
Опыт. Навыки персонала. Беспристрастность. Ассортимент продукции. Эксплуатационная характеристика продукта Рост рынка. Предпочтения покупателей. Законы. Поддержка органов власти. Поставщики
Слабые стороны Угрозы
Цены. Ресурсы. Оборудование. Старение продукта Зарубежные рынки. Акт о запрете производства в черте города. Конкуренция. Новые технологии

Основной недостаток данного анализа состоит в пространности и нечеткости формулировок. Многие параметры носят внутренний характер и не учитывают влияние внешних социально-экономиче­ских факторов.

Примерный итоговый тест

/. Наиболее полным определением исследования является (исследова­ние — это...):

• способ получения дополнительной информации;

• вид деятельности человека;

• способ использования знаний в практической деятельности;

• навыки анализа и проектирования;

• познание законов природы и общества.

2. Определите порядок основных элементов исследовательской дея­тельности:

• нахождение путей, средств и возможностей использования но­вых знаний;

• выявление свойств, содержания и закономерностей поведения;

• установление места проблем в системе накопленных знаний;

• распознавание проблем и ситуаций;

• определение происхождения причин противоречий.

3. Типология исследования представляет собой...

• логическую схему проведения исследования;

• совокупность типов исследования, выделенных по определен­ным образцам;

• классификацию разновидностей исследования;

• разделение разнообразных исследований по критериям их эф­фективности;

• выбор исследования, отвечающего потребностям конкретной ситуации.

4. Знание типологии исследования позволяет...

• эффективно распорядиться ресурсами;

• определить организацию исследования;

• выбрать наилучший вид исследования;

• дать объективную оценку проблемы;

• подобрать исполнителей исследования.

5. Главными особенностями исследования социально-экономических систем являются...

• сложность получения объективной информации;

• размытость границ объекта исследования;

• ограниченность возможности экспериментирования;

• решающее значение системного подхода;

• динамичность процесса функционирования;

• сложность использования количественных методов;

• стохастичность процессов.

6. Социально-экономическая система — это...

• система организации производства;

• совокупность экономических субъектов и ресурсов;

• совокупность социальных явлений и процессов;

• целостное образование, основными элементами которого явля­ются люди и их взаимоотношения.

7. Исследование может быть функцией управления...

• в исключительных условиях антикризисного управления; . во всех случаях;

• в частных случаях на этапе разработки управленческого решения;

• если менеджер творчески относится к своей работе;

• если требуется специфическая форма обработки информации.

8. Исследование становится функцией современного менеджмента в связи с...

• повышением образовательного уровня менеджеров;

• обострением конкуренции;

• внедрением информационных технологий;

• повышением сложности решаемых проблем;

• развитием науки.

9. Целью исследования является...

• результат, который стремится получить исследователь;

• разрешение проблемы, выступающей в качестве предмета ис­следования;

• реализация прогноза развития системы управления;

• определение формулы практического действия по разрешению проблемы;

• использование научного аппарата для достижения эффектив­ного решения проблемы.

13- 2659

10. Методология исследования — это...

• совокупность методов исследования;

• логическая организация деятельности человека;

• плановый подход к исследованию;

• соответствие целей, средств и методов исследования;

• эффективный прием получения знаний.

11. Взаимосвязь методологии и организации исследования состоит в том, что...

• методология определяет вид и форму организации;

• организация определяет выбор методологии исследования;

• связь соответствует по критерию эффективности исследования;

• методология определяет получение информации, организа­ция — ее обработку.

12. Выбор объекта исследования определяется...

• особенностью изучаемой проблемы;

• областью проявления и существования изучаемой проблемы;

• целью и функциями управления;

• приоритетами в управленческой деятельности менеджера;

• типичностью проблемы.

13. Предметом исследования в управлении является...

• управленческое решение;

• основные свойства и характеристики управления;

• проблема, возникающая в процессе управления;

• деятельность менеджера.

14. Проблема в исследовании представляет собой...

• кризисные ситуации в развитии управления;

• направление исследования;

• совокупность информации о состоянии системы;

• противоречие, требующее разрешения;

• тенденцию развития управления системой.

15. Особенностями проблемы исследования в отличие от задачи явля­ется...

• неопределенность постановки;

• необходимость использования творческого потенциала;

• отсутствие возможности применять готовые алгоритмы;

• сложность разрешения;

• длительность поиска решения.

16. Под целью исследования понимается...

• выбор предмета исследования;

• главная направленность исследования;

• проблема развития;

• познание тенденций развития;

• поиск путей эффективного развития.

17. Методы исследования представляют собой...

• средства оптимизации исследования;

• определение состава проблем;

• способы проведения исследования;

• исследовательскую деятельность менеджера;

• алгоритм исследования.

18. Укажите последовательность этапов построения проблемы:

• стратификация;

• локализация;

• композиция;

• верификация.

19. Гипотеза представляет собой...

• прогноз развития системы управления;

• вероятностное знание при недостатке информации;

• противоречие, требующее разрешения;

• констатация результата исследования;

• предположение о характере исследования.

20. Концепция исследования — это...

• парадигма его проведения;

• главная характеристика его организации;

• комплекс ключевых положений, определяющих методологию и организацию исследования;

• совокупность гипотез, определяющих программу исследования;

• свойство целостности исследования.

21. Обозначьте последовательность процессуально-методологической схемы исследования, содержащей следующие элементы:

• результат;

• цель;

• предмет;

• задачи;

• гипотеза;

• объект;

• актуальность;

• выбор метода.

22. Основными признаками системы являются...

• целостность;

• наличие связей;

• жесткая структура;

• организация;

• наличие элементов;

• самоорганизация;

• совокупность свойств каждого элемента системы характеризу­ет систему в целом.

23. Отличительные черты системного подхода проявляются в...

• использовании средств математического моделирования;

• решающей роли человеческого фактора — мышления исследо­вателя;

• установлении системообразующих факторов по любой пробле­ме исследования.

24. Главным в системном подходе к исследованию является...

• тип мышления менеджера;

• знание предмета исследования;

• возможность имитационного моделирования явлений;

• определение целостности и связи явлений;

• наличие всей необходимой информации.

25. Системой управления является...

• структура органов и звеньев управления;

• совокупность взаимосвязанных элементов, образующих цело­стность;

• организационная форма управления;

• совокупность действий персонала управления, направленных на достижение целей;

• комплекс характеристик, отражающих состояние управления.

26. Структура системы — это:

• строение системы, сохраняющееся неизменным при ее функ­ционировании;

• свойство системы обнаруживать взаимосвязанное поведение частей системы;

• совокупность частей системы;

• совокупность образующих систему элементов и связей между ними.

27. Открытые системы характеризуются...

• сложностью связей между элементами;

• наличием связей с внешней средой;

• высокой степенью организации;

• наличием большого числа элементов.

28. Системный анализ представляет собой...

• конструктивное направление исследования процессов управ­ления;

• совокупность методов и моделей, направленных на решение задач исследования организации;

• методы изучения задач системы управления.

29. Завершите перечисление принципов системного анализа: единства, развития, глобальной цели, децентрализации, иерархии, неопреде­ленности, измерения, эквифинальности, связности...

• интерактивности;

• модульного построения;

• структурности;

• централизации;

• функциональности.

30. Основными недостатками метода моделирования являются:

• ограниченные возможности построения моделей;

• применение моделирования значительно увеличивает время и материальные затраты исследования;

• методы моделирования очень сложны в практическом приме­нении;

• перенос результатов моделирования на реальный объект не всегда корректен;

• при моделировании высока вероятность субъективизма иссле­дователя.

31. Основными требованиями, предъявляемыми к моделям, являются:

• простота построения;

• отображение всех свойств реального объекта;

• реалистичность отображения действительности;

• адекватность модели;

• удобство использования модели;

• физическое воплощение модели.

32. Функциями моделирования являются...

• описание;

• планирование;

• оценке;

• прогнозирование поведения реальной системы;

• объяснение.

33. Реализация проекта моделирования социально-экономической сис­темы предполагает формирование логической модели на этапе:

• исследования предметной области и содержательного описа­ния моделируемого объекта;

• анализа и формализации операций;

• разработки структуры баз данных и алгоритмов обработки ин­формации;

• программирования, выпуска сопроводительной документации и апробации системы;

• проверки адекватности и корректировки модели при необхо­димости;

• внедрения и оптимизации;

• эксплуатационной поддержки.

34. Управление — это:

• процесс формирования целенаправленного поведения системы путем информационных воздействий, вырабатываемых челове­ком или устройством;

• взаимодействие субъекта и объекта управления;

• вид деятельности, призванный осуществлять контроль за про­исходящими явлениями, процессами.

35. Определите последовательность внедрения результатов исследова­ния в практику управления:

• синтез;

• декомпозиция;

• анализ.

36. Принципы структурного анализа ориентированы:

• на восприятие системы управления как множества независи­мых задач, легких для восприятия и решения;

• на восприятие системы управления как совокупности иерархи­чески распределенных задач, легких для восприятия и решения;

• на восприятие системы управления как единого объекта управления с выделенными существенными свойствами.

37. ЗАйТ — это...

• методология анализа и проектирования систем;

• программное обеспечение деятельности организации;

• метод исследования социально-экономических процессов.

38. Основная цель построения функциональной модели:

• выявление наиболее слабых и уязвимых мест деятельности ор­ганизации;

• прогнозирование тенденций развития социально-экономиче­ских систем;

• выявление преимуществ функциональных подсистем управле­ния.

39. Назовите явления, которые можно отнести к социальным про­цессам:

• социализация;

• процессы обмена;

• производство;

• процесс организации группы;

• процессы ассимиляции;

• воспитание;

• процессы распределения ресурсов.

40. Источниками социального процесса являются:

• параметры, которые вызывают социальный процесс и опреде­ляют само его содержание; 1

• параметры, которые сами по себе не вызывают социального процесса, но без которых он не может существовать;

• параметры, которые влияют на социальный процесс, изменяя его отдельные характеристики.

41. Назовите явления, которые относятся к социально-экономическим процессам:

• социализация;

• процессы обмена;

• производство;

• процесс организации группы;

• процессы ассимиляции;

• воспитание;

• процессы распределения ресурсов.

42. Определите последовательность основных функций управления со­циально-экономическими процессами:

• организация процессов социально-экономического регулиро­вания;

• прогнозирование тенденций развития действующих процессов;

• стратегическое планирование развития экономических и соци­альных процессов;

• анализ и оценка;

• реализация проектных и нормативных решений для достиже­ния поставленных целей.

43. Проектирование систем управления осуществляется с целью:

• анализа систем управления;

• оптимизации систем управления;

• изменения штатного расписания.

44. К факторам внешней среды организации относятся:

• маркетинговая политика организации;

• конкуренция;

• социальные нормы;

• налоговая политика;

• потребители;

• природно-климатические условия;

• профессионализм работников;

• поставщики;

• экономическая стабильность; система мотивации персонала.

45. Определите последовательность этапов организационного проек­тирования:

• анализ, оценка, прогнозирование;

• структурное проектирование, экономическое моделирование;

• сбор информации, обследование;

• организация преобразований, бизнес-планирование.

46. Сущность реинжиниринга состоит:

• в фундаментальном переосмыслении и радикальном перепро­ектировании структуры управления предприятием;

• в долгосрочном и всеобъемлющем процессе изменений и раз­вития организации и ее сотрудников;

• в совершенствовании имеющейся системы управления.

47. К социологическим методам исследований относят:

• анкетирование;

• тестирование;

• 8\УОТ-анализ;

• интервью;

• социометрию;

• деловую игру;

• моделирование;

• наблюдение.

48. Расположите методы исследования в зависимости от сложности проведения:

• наблюдение;

• лабораторный эксперимент;

• социометрия;

• модельный эксперимент;

• мысленный эксперимент.

49. Метод опроса является методом:

• анализа информации;

• обработки информации;

• сбора информации;

• построения теории.

50. Определите последовательность видов исследования в зависимости от возможностей охвата аудитории (от меньшего к большему):

• анкетирование;

• наблюдение;

• интервью;

• социометрия.

51. Использование деловой игры как метода исследования целесообраз­но в случаях, если...

• решаются проблемы инновационного характера;

• противоречия возникают в системе управления;

• существует высокая мотивация игрового взаимодействия чле­нов коллектива;

• необходимо исследовать лидерский потенциал организации;

• в коллективе имеются подготовленные игротехники и тренеры;

• необходимо приобрести навыки решения проблем.

52. Содержанием метода 5\УОТ-анализа выступает...

• метод структурирования экспертных оценок;

• метод матричного сопоставления противоположных оценок;

• метод расчета показателей состояния системы управления;

• метод определения тенденций развития системы управления;

• особая форма социологического исследования.

53. Определите последовательность этапов проведения мозгового штурма:

• каскадная генерация идей;

• критика идей;

• синтез идей;

• генерация—разведка;

• мобилизация групп;

• постановка проблемы;

• конструктивная проработка.

54. Эффективность использования метода мозгового штурма опреде­ляется...

• временным регулированием работы исследовательской группы;

• сочетанием методологии и организации работы исследователь­ской группы;

• организационными условиями реализации творческого потен­циала каждого из членов исследовательской группы;

• подбором исследовательской группы;

• информационным обеспечением работы исследовательской группы.

55. Операторы синектики (аналогии) в зависимости от привлечения творческого воображения расположены в последовательности:

• субъективная;

• прямая;

• символическая;

• фантастическая.

56. Какие элементы предполагает структура программы исследования:

• виды исследовательской деятельности, регламенты, ответст­венность, проблема, исполнители;

• цель исследования, проблема, ресурсы, результат, гипотеза;

• время, требования к персоналу, проблема, концепция, ре­зультат;

• цель исследования, организация, ресурсы, проблема, концепция;

• план исследования, приоритеты, результат, управление, расчет времени.

57. Расположите формы организации исследования в зависимости от уменьшения сложности решаемой проблемы:

• увеличение нагрузки основного персонала за счет добавления исследовательских функций;

• внешний консалтинг;

• внутренний консалтинг;

• создание творческих временных групп из имеющегося персо­нала.

58. Что характеризует технология исследования:

• вариант использования методов исследования;

• систему нормативов проведения исследования;

• понимание исследуемой проблемы и путей ее решения;

• комбинацию и последовательность действий исследователя;

• распределение времени по видам исследовательских работ.

59. Расположите в порядке уменьшения сложности технологические схемы проведения исследования:

• циклическая;

• линейная;

• адаптивная;

• параллельная;

• рационального разветвления.

60. Какое определение понятия «эффективность исследования» наибо­лее корректно:

• подтверждение рабочей гипотезы полученным результатом ис­следования;

• сопоставление результата исследования с затратами на его по­лучение;

• степень достижения поставленной цели исследования;

• возможность практического использования результатов иссле­дования;

• рекомендации, принятые к практическому использованию.

61. Чем определяется роль показателей в исследовании?

• математической формой представления фактов;

• количественной определенностью информации об исследуе­мой проблеме;

• позволяют оценивать явления; без оценки невозможно пони­мание проблемы;

• показатель — это средство организации информации о про­блеме;

• показатели определяют методологию исследования.

62. Эффективность управления — это:

• одни из итоговых характеристик управления;

• соотношение результата управленческой деятельности и затра­ченных ресурсов;

• показатель деятельности отдельных исполнителей и руководи­телей.

Содержание

Введение....................................................................................................................... 3

Тема 1. Исследования и их роль в управлении

социально-экономическими системами............................ 6

1.1. Основные термины, понятия и определения......... 6

1.2. Типология исследований . . ................ ....................... 8

1.3. Характеристика исследований .................................. 9

1.4. Роль исследований в управлении социально-экономическими системами.

Основные направления исследований........................... 11

Тема 2. Методологические основы исследования ................................... 15

2.1. Сущность методологии исследования ................................. 15

2.2. Принципы и проблема исследования ............................ 17

2.3. Разработка гипотезы и концепции исследования ... 21

2.4. Процессуально-методологические схемы исследования . . 23

Тема 3. Системный подход как общеметодологический

принцип исследования социально-экономических систем .... 26

3.1. Сущность системного подхода. Понятие «система» .. 27

3.2. Строение и функционирование системы ............................ 28

3.3. Классификация систем................................................. 31

3.4. Характеристика социально-экономической

системы как объекта исследования.................................. 36

3.5. Общие принципы и логика системного анализа .... 40

Тема 4. Моделирование в исследовании систем управления............... 46

4.1. Моделирование: основные понятия, термины... 46

4.2. Характеристики и требования, предъявляемые

к моделям .................................................................................... 49

Наши рекомендации