Проектирование автоматизированных информационных систем

1. Структура автоматизированных информационных систем (см. лекции)

2. Организационные и методические принципы создания ИС

3. Жизненный цикл ЭИС

4. Адаптируемые интегрированные системы для построения КИС предприятий

5. Роль и место специалиста экономического профиля в создании ИС

Создание экономических информационных систем представля­ет собой сложный процесс проектирования, целью которого явля­ется внедрение автоматизированной системы.

В процессе проектирования:

• выявляются наиболее существенные характеристики объекта автоматизации;

• изучаются его внешние и внутренние информационные по­токи;

• создаются математические модели системы;

• определяются условия взаимодействия человека и техниче­ских средств.

Рассматривая экономический объект в технологическом аспек­те, можно выделить аппарат управления (АУ) и компоненты ИС:

• информационные технологии (ИТ);

• информационная система решения функциональных задач (ИСФЗ);

• система поддержки принятия решений (СППР) (рис. 3.1).

Объектами проектирования информационной технологии яв­ляются обеспечивающие подсистемы, реализующие процедуры сбора, передачи, накопления и хранения информации, ее обработки и формирования результатов расчетов.

Объектами проектирования информационной системы решения функциональных задач являются процессы автоматизации решения функциональных задач (например, финансового менеджмента, бух­галтерского учета и внутреннего аудита и т. п.).

Каждая из функциональных подсистем представляет собой на­бор задач, состоящих из отдельных подзадач с конкретным алго­ритмом преобразования исходной информации в итоговую.

Рис. 3.1. Структурные составляющие ИС

Обязательными элементами проектируемого технологического обеспечения ИС являются: организационное, техническое, инфор­мационное, математическое, программное, лингвистическое, пра­вовое и эргономическое обеспечение (рис 3.2).

Организационное обеспечение(ОО) — совокупность методов и средств, регламентирую-

Рис. 3.2. Структурные составляющие ИТ

щих взаимодействие работников с техни­ческими средствами и между собой в процессе разработки и экс­плуатации ЭИС. Представляет собой комплекс документов, состав­ленный в процессе проектирования ИС, утвержденный и положенный в основу эксплуатации. Регламентирует деятельность персонала ИС в условиях функционирования ИТ, ИСФЗ и СППР.

Организационное обеспечение реализует следующие функции:

• анализ существующей системы управления и выявление задач, подлежащих автоматизации (предпроектное обследование предпри­ятия);

• подготовка задач, включая техническое задание на проекти­рование ЭИС и технико-экономическое обоснование ее эффектив­ности;

• разработка решений по составу и структуре организации, функциям и взаимодействию ее работников, технологии решения управленческих задач на базе ЭИС.

 

Организационное обеспечение реализуется в виде норматив­ных, методических, технико-экономических документов и мате­риалов, распоряжений, приказов руководства, регламентирующих процессы создания, внедрения и эксплуатации ЭИС.

Техническое обеспечение(ТО) — технические средства сбора, регистрации, передачи, обработки, отображения, тиражирования информации, оргтехника, обеспечивающие работу ИС, методиче­ские и руководящие материалы, техническая документация и об­служивающий их персонал.

Информационное обеспечение(ИО) — совокупность единой системы классификации и кодирования информации, унифицированных систем документации, схем информационных потоков в организации, информационных моделей бизнес-процессов пред­приятия, а также методологии построения баз данных и средств их ведения на машинных носителях.

В состав ИО включаются два комплекса: компоненты внемашинного информационного обеспечения (обычные для предпри­ятия документы, классификаторы технико-экономической инфор­мации, схемы информационных потоков и документооборота на предприятии) и внутримашинного информационного обеспечения (экранные формы для ввода данных в ЭВМ, структуры и модели баз данных и т. п.).

Информационное обеспечение включает в себя проектные ре­шения по объемам, размещению, формам организации информации в ИС.

Математическое обеспечение(МО) — совокупность матема­тических методов, моделей и алгоритмов обработки информации, используемых при решении функциональных задач. МО включает средства моделирования процессов управления, методы и средства решения задач управления, методы оптимизации управленческих процессов и принятия решений (методы математического про­граммирования, математической статистики и т. п.).

Программное обеспечение(ПО) включает совокупность про­грамм, реализующих функции и задачи ИС. В состав программного обеспечения входят общесистемные и специальные программы.

К общесистемному ПО относятся комплексы программ, пред­назначенные для расширения функциональных возможностей ком­пьютеров, контроля и управления процессом обработки данных (операционные системы, оболочки и утилиты). Специальное ПО составляют комплексы программ, разработанные для создании конкретной ЭИС. Такое программное обеспечение или создается по заказу предприятия, или поставляется в виде тиражируемого программного продукта (например, программные комплексы 1 С-Предприятие, Галактика).

Лингвистическое обеспечениепредставляет собой совокуп­ность языковых средств, терминов, используемых на различных стадиях создания и эксплуатации ЭИС для повышения эффективности разработки и обеспечения общения человека и ЭВМ. В част­ности, это информационно-поисковые языки, языки операционных сред, алгоритмические языки, языки моделирования экономиче­ских процессов и др. С помощью лингвистического обеспечения осуществляется общение человека с машиной.

Правовое обеспечение— правовые нормы, определяющие создание, юридический статус, функционирование ЭИС; регламен­тирующие порядок получения, преобразования и использования информации. В состав общей части правового обеспечения входят законы, указы и постановления государственных органов власти, инструкции и другие нормативные документы организаций, ве­домств и местных органов власти. Локальная часть правового обеспечения этапов разработки ЭИС включает нормативные акты, связанные с договорными отношениями разработчика и заказчика. Правовое обеспечение этапов функционирования информационной системы включает: статус ЭИС; права, обязанности и ответствен­ность персонала; правовые положения отдельных видов процесса управления; порядок создания и использования информации и др.

Эргономическое обеспечение(ЭО) — совокупность методов и средств, используемых на разных этапах разработки и функциони­рования ИС и ИТ, для создания оптимальных условий высокоэф­фективной деятельности человека в ИТ и ее быстрейшего освоения.

Рассмотренные обеспечивающие подсистемы, как правило, аналогичны по составу для информационных систем различных предприятий и организаций. Набор функциональных подсистем, входящих в состав ИС, зависит от типа основной деятельности объектов (производственная, административная, сбытовая и т. п.), сферы их функционирования (производящие продукцию, оказы­вающие услуги и т. п.) и уровней управленческой деятельности (общегосударственный, региональный, муниципальный).

В процессе проектирования ИС учитываются, в первую оче­редь, требования работников среднего звена управления (специа­листов-менеджеров), поскольку они реализуют свои функции на конкретных участках и являются активными участниками инфор­мационного процесса в организации.

Система поддержки принятия решений (СППР)проектиру­ется как информационная система для обслуживания финансовых менеджеров и руководителей верхнего звена управления. Она рас­считана на аналитическую работу менеджеров и использует пол­ный набор технических, математических, программных средств и информационных ресурсов.

АРМ специалистов-менеджеровпроектируется с учетом спе­цифических особенностей решаемых ими задач:

• периодичность формирования документов;

• четко определенные алгоритмы решения задач;

• использование нормативно-справочной и оперативной ин­формации.

АРМ руководителей верхнего уровня управления (руководите­лей фирм, предприятий, организаций) проектируются с расчетом решения стратегических и прогнозных задач. Такими задачами мо­гут быть: установление стратегических целей, планирование мате­риальных ресурсов, выбор источников финансирования, формиро­вание инвестиционной политики и т. п. Задачи СППР имеют, как правило, нерегулярный характер, им свойственны недостаточность имеющейся информации, ее противоречивость, неточность, преоб­ладание качественных оценок целей и ограничений, слабая формализованность алгоритмов решения. Поэтому АРМ руководителя должен оснащаться программными средствами для составления аналитических отчетов произвольной формы, реализации задач математико-статистического анализа, экспертных оценок и систем, математического и имитационного моделирования, вывода резуль­татов анализа в виде разнообразных графиков и т. п.

Наши рекомендации