Методы проведения инструктажа по охране труда и их эффективность
При проведении инструктажа по ОТ перед инструктирующим стоит задача сознательного, полного и долговременного усвоения работниками содержания инструктажа. Это во многом зависит от:
- компетентности человека, проводящего инструктаж;
- применяемых методов инструктажа;
- используемых на инструктаже средств;
- условий проведения инструктажа и др.
Инструктирующий должен уметь хорошо передать информацию, владеть голосом, скоростью речи, интонациями, паузами, делать рассказ понятным слушателю, использовать и правильно осуществлять показ средств наглядности, владеть коллективными и индивидуальными методами инструктирования.
Эдгар Дейл, будучи профессором Государственного университета штата Огайо, преподавал обучаемым один и тот же учебный материал, но разными способами. А после окончания курса выявлял и анализировал способность обучаемых воспроизводить полученную информацию. Результаты его исследований были оформлены в виде пирамиды, которая получила название «конус Дейла» (рисунок 1).
Рисунок 1. Пирамида «Конус Дейла»
Глядя на пирамиду, можно оценить какой будет результат инструктажа по охране труда в зависимости от метода его проведения:
- если инструктируемый самостоятельно прочитает документы, входящие в программу инструктажа по ОТ, он запомнит до 10% содержания;
- если документы инструктируемому прочитает инструктирующий, инструктируемый запомнит до 20% содержания;
- если инструктируемый посмотрит фото и видеоматериал, он запомнит до 30% увиденного;
- если инструктируемый посмотрит фото и видеоматериал с комментариями и пояснениями инструктирующего, он запомнит до 50% материала;
- если инструктаж будут проходить в виде беседы с активным участием инструктируемого, он запомнит до 70%;
- если инструктируемый большую часть будет сам рассказывать и при этом демонстрировать безопасные методы и приемы выполнения работ, он усвоит до 90%.
Делаем вывод, что для сознательного, полного и долговременного усвоения работниками содержания инструктажа по ОТ инструктирующий, выбирая методы проведения инструктажа по ОТ должен руководствоваться древней мудростью, сформулированной в китайской пословице:
"Скажи мне, и я забуду.
Покажи мне, и я запомню.
Позволь мне сделать, и это станет моим навсегда».
Рекомендации по проведению инструктажа
Как видно из выше указанного, инструктаж в форме чтения документов, входящих в программу инструктажа малоэффективен и не способствует усвоению в достаточной степени требований охраны труда, тем более освоению навыков безопасного проведения работ. Поэтому, инструктирующий должен построить инструктаж таким образом, чтобы инструктируемый (инструктируемые) мог не только прочитать или услышать, но и увидеть, обсудить и даже попробовать.
Для этого необходимо: