Транспортные коридоры – роль и значение в Международных интеграционных связях Украины
В последние годы одним из основных направлений транспортной политики европейских стран является активизация общих усилий, направленных на создание и развитие международных транспортных коридоров (ТК), состоящих из автодорожных, железнодорожных, водных и комбинированных транспортных инфраструктур, включая пути сообщения, пограничные переходы, сервисные пункты, грузовые и пассажирские терминалы, системы для управления движением и другие объекты, обеспечивающие перевозки определенными маршрутами.
Создание международных транспортных коридоров предусматривает не просто слияние существующих магистралей в единый комплекс, но и приспособление действующей коммерческой практики к международным стандартам, удаление любых ненужных торговых барьеров в свете экономических, социальных и политических концепций, действующих в той или другой стране.
Группа экспертов комитета по внутреннему транспорту ЕЭК приняла следующее определение международного транспортного коридора: «Международный транспортный коридор — это часть национальной или международной транспортной системы, которая обеспечивает значительные международные грузовые и пассажирские перевозки между отдельными географическими районами, включает в себя подвижной состав и стационарные устройства всех видов транспорта, работающего на данном направлении, а также совокупность технологических, организационных и правовых условий осуществления этих перевозок».
Исключительно выгодное географическое положение Украины создает перспективы для того, чтобы существующие и будущие транспортные артерии Украины в интересах нашего государства стали составной частью сети международных транспортных коридоров. Это обеспечит наиболее выгодные условия для осуществления грузовых и пассажирских перевозок во внутреннем и межгосударственном сообщении и позволит увеличить валютные поступления в Украину.
Учитывая, что ТК в значительной степени представляют интерес для Украины, Министерство транспорта Украины в 1996 году инициировало принятие Кабинетом Министров Украины Постановления от 16 декабря 1996 года № 151-2 "О первоочередных мерах относительно создания национальной сети международных транспортных коридоров".
Данным Постановлением утверждены: План первоочередных мер относительно создания национальной сети международных транспортных коридоров в Украине, перечень транспортных коридоров Украины, которые по решению второй Панъевропейской конференции министров транспорта европейских стран включены как составная часть в сеть международных ТК.
Главная задача - установить основы развития международной транспортной сети Украины по наземным видам транспорта во взаимодействии с водным транспортом, увязав ее с создаваемой общеевропейской сетью, с учетом Постановлений Кабинета Министров Украины (от 30 ноября 1996 г. № 1324 и от 16 декабря 1996 г. № 1512), а также подписанные Украиной меморандумы, соглашения, протоколы, проведенные работы и исследования по ТК.
Актуальность Концепции обусловлена необходимостью интеграции транспортных сетей и транспорта Украины в международную транспортную систему с целью привлечения дополнительных объемов перевозок и валютных поступлений, сокращение транспортных затрат, приближение к международным стандартам перевозок пассажиров и грузов, энергетических и экологических показателей работы транспорта и увеличение части экспортного потенциала Украины на международном рынке транспортных услуг путем значительного повышения конкурентоспособности украинских перевозчиков; поддержание оперативной готовности транспортной системы Украины к использованию ее в интересах повышения обороноспособности государства.
Согласно концепции за основу рекомендуется принять принципы международной транспортной политики, применяемые в Европейском Сообществе, включая политические аспекты, социальный прогресс, отношения между государством и транспортом, коммерческие аспекты, тарифную политику, организацию перевозок, развитие инфраструктуры и сервиса, пересечение государственных границ, технические и технологические проблемы, либерализацию и гармонизацию транспортного рынка, экологические требования и безопасность и т. д. Переход на эти принципы должен быть постепенным, поэтапным, учитывая принятие в Украине соответствующей законодательной и правовой базы.
В международной практике при создании ТК готовится и утверждается специальный документ — Меморандум взаимопонимания. В этом документе оговариваются: цели, основные правила исследований, обмен информацией, технические нормы, сотрудничество при пересечении границ, степень участия частного капитала, исполнительный комитет, создание рабочих групп и т. д. Меморандум подписывается на уровне министров транспорта. Учитывая, что рассматриваемые ТК являются частью общих международных коридоров, требования к транспортной инфраструктуре принимаются на основе существующих в ЕС международных документов и соглашений.
При определении направлений коридоров за основу взят подготовленный ЕС Перечень девяти международных ТК, который был принят и утвержден на Критской Конференции в 1994 г. Среди них:
Коридор 1. Таллинн — Рига — Варшава;
Коридор 2. Берлин — Варшава — Минск — Москва;
Коридор 3. Берлин (Дрезден) — Вроцлав — Львов — Киев;
Коридор 4. Берлин (Нюрнберг) — Прага — Будапешт — Констанца — Стамбул;
Коридор 5. Триест — Любляна — Будапешт — Братислава—Ужгород—Львов;
Коридор 6. Гданьск — Варшава — Жилина;
Коридор 7. Дунайский (водный);
Коридор 8. Дурас — Тирана — Скопье — София — Варна;
Коридор 9. Хельсинки — Киев (Москва) — Одесса (Кишинев) — Димитровград.
Также учитывалась созданная в рамках Черноморского экономического сотрудничества (ЧЭС) с участием специалистов-экспертов Украины транспортная сеть стран ЧЭС, которая частично совпадает с сетью ЕС. Сеть ЧЭС представлена одним основным коридором — кольцевым — вокруг Черного моря и боковыми — радиальными ответвлениями от кольцевого к портам и другим важным пунктам стран-участниц.
Технические понятия коридоров включают: автодорожные, железнодорожные, водные, смешанные транспортные пути и инфраструктуру, включая вспомогательные сооружения, подъездные пути, приграничные комплексы, сервисные пункты, грузовые и пассажирские терминалы, системы для управления движением транспорта и другие устройства и объекты, которые обеспечивают транспортный процесс.