От­ры­вок из со­чи­не­ния ис­то­ри­ка Н.Н. Фир­со­ва.

Вариант № 5

1.Рас­по­ло­жи­те в хро­но­ло­ги­че­ской по­сле­до­ва­тель­но­сти ис­то­ри­че­ские со­бы­тия. За­пи­ши­те цифры, ко­то­ры­ми обо­зна­че­ны ис­то­ри­че­ские со­бы­тия, в пра­виль­ной по­сле­до­ва­тель­но­сти в таб­ли­цу.

1) Крым­ская война

2) ре­фор­ма пат­ри­ар­ха Ни­ко­на

3) па­де­ние Ви­зан­тий­ской им­пе­рии

2.Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между со­бы­ти­я­ми и го­да­ми: к каж­дой по­зи­ции пер­во­го столб­ца под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца.

СО­БЫ­ТИЯ   ГОДЫ
A) со­зда­ние Воль­но­го эко­но­ми­че­ско­го об­ще­ства Б) объ­еди­не­ние Киева и Нов­го­ро­да в еди­ное го­су­дар­ство B) ис­клю­че­ние СССР из Лиги Наций Г) со­зда­ние Сла­вя­но-греко-ла­тин­ской ака­де­мии   1) 1939 г. 2) 1765 г. 3) 1934 г. 4) 1687 г. 5) 862 г. 6) 882 г.  

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам:

А Б В Г
       

3.Ниже при­ведён пе­ре­чень тер­ми­нов. Все они, за ис­клю­че­ни­ем двух, ха­рак­те­ри­зу­ют со­бы­тия, яв­ле­ния, про­ис­хо­див­шие в пе­ри­од 1964−1985 гг.

1) НЭП

2) Хель­синк­ский акт

3) «ле­нин­град­ское дело»

4) «раз­ряд­ка»

5) «за­стой»

6) пя­ти­лет­ка

Най­ди­те и за­пи­ши­те по­ряд­ко­вые но­ме­ра тер­ми­нов, от­но­ся­щих­ся к дру­го­му ис­то­ри­че­ско­му пе­ри­о­ду.

4.Ука­жи­те тер­мин, о ко­то­ром идёт речь.

Со­бра­ния-балы в домах знати с уча­сти­ем жен­щин, введённые и ре­гла­мен­ти­ро­ван­ные Пет­ром I.

5.Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между про­цес­са­ми (яв­ле­ни­я­ми, со­бы­ти­я­ми) и фак­та­ми, от­но­ся­щи­ми­ся к этим про­цес­сам (яв­ле­ни­ям, со­бы­ти­ям): к каж­дой по­зи­ции пер­во­го столб­ца под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца.

ПРО­ЦЕСС (ЯВ­ЛЕ­НИЕ, СО­БЫ­ТИЕ)   ФАКТ
А) объ­еди­не­ние рус­ских зе­мель во­круг Моск­вы Б) под­чи­не­ние церк­ви го­су­дар­ству В) ре­фор­мы 1860–1870-х гг. Г) хрущёвская «от­те­пель»   1) учре­жде­ние Съез­да на­род­ных де­пу­та­тов 2) битва на реке Сити 3) со­зда­ние Мо­на­стыр­ско­го при­ка­за 4) битва на реке Ше­лонь 5) раз­об­ла­че­ние куль­та лич­но­сти И. В. Ста­ли­на 6) со­зда­ние гу­берн­ских и уезд­ных зем­ских со­бра­ний

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам:

А Б В Г
       

6.Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между фраг­мен­та­ми ис­то­ри­че­ских ис­точ­ни­ков и их крат­ки­ми ха­рак­те­ри­сти­ка­ми: к каж­до­му фраг­мен­ту, обо­зна­чен­но­му бук­вой, под­бе­ри­те по две со­от­вет­ству­ю­щие ха­рак­те­ри­сти­ки, обо­зна­чен­ные циф­ра­ми.

ФРАГ­МЕН­ТЫ ИС­ТОЧ­НИ­КОВ

А) «И при­шли без­бож­ные... на реку Сить про­тив ве­ли­ко­го князя Юрия... Услы­шав же об этом, князь Юрий с бра­том своим Свя­то­сла­вом и с пле­мян­ни­ка­ми сво­и­ми Ва­силь­ком и Все­во­ло­дом и Вла­ди­ми­ром, и с му­жа­ми сво­и­ми пошёл про­тив них. И со­шлись обе сто­ро­ны, и была злая сеча, и по­бе­жа­ли наши перед ино­пле­мен­ни­ка­ми; и тут убит был ве­ли­кий князь Юрий...»

Б) «...При­ш­ла весть к ве­ли­ко­му князю, что царь Ахмат идет в пол­ном сборе, со своей ордой и ца­ре­ви­ча­ми, с ула­на­ми и кня­зья­ми, да еще в со­гла­ше­нии с ко­ро­лем Ка­зи­ми­ром — ибо ко­роль и на­пра­вил его про­тив ве­ли­ко­го князя, желая со­кру­шить хри­сти­ан­ство. Князь ве­ли­кий пошел на Ко­лом­ну и стал у Ко­лом­ны, а сына сво­е­го ве­ли­ко­го князя Ивана по­ста­вил у Сер­пу­хо­ва, а князя Ан­дрея Ва­си­лье­ви­ча Мень­шо­го в Та­ру­се, а про­чих кня­зей и во­е­вод в иных ме­стах, а дру­гих — по бе­ре­гу.

Царь Ахмат, услы­шав, что князь ве­ли­кий стоит у Оки на бе­ре­гу со всеми си­ла­ми, пошел к Ли­тов­ской земле, об­хо­дя реку Оку и ожи­дая на по­мощь себе ко­ро­ля или его силы, и опыт­ные про­вод­ни­ки вели его к реке Угре на броды. Князь же ве­ли­кий сына сво­е­го, и брата, и во­е­вод по­слал на Угру со всеми си­ла­ми, и, придя, они стали на Угре и за­ня­ли броды и пе­ре­во­зы. А сам князь ве­ли­кий по­ехал из Ко­лом­ны на Моск­ву к церк­вам Спаса и Пре­чи­стой Бо­го­ро­ди­цы и к свя­тым чу­до­твор­цам, прося по­мо­щи и за­щи­ты пра­во­слав­но­му хри­сти­ан­ству, желая об­су­дить и об­ду­мать это с отцом своим мит­ро­по­ли­том Ге­рон­ти­ем, и со своей ма­те­рью ве­ли­кой кня­ги­ней Мар­фой, и своим дядей Ми­ха­и­лом Ан­дре­еви­чем, и со своим ду­хов­ным отцом ар­хи­епи­ско­пом ро­стов­ским Вас­си­а­ном, и со сво­и­ми бо­яра­ми — ибо все они тогда пре­бы­ва­ли в осаде в Москве. И мо­ли­ли его ве­ли­ким мо­ле­ни­ем, чтобы он креп­ко стоял за право-слав­ное хри­сти­ан­ство про­тив ба­сур­ман».

ХА­РАК­ТЕ­РИ­СТИ­КИ

1) дан­ный фраг­мент яв­ля­ет­ся от­рыв­ком из «По­ве­сти о ра­зо­ре­нии Ря­за­ни Ба­ты­ем».

2) Кня­зем, участ­во­вав­шим в опи­сы­ва­е­мых со­бы­ти­ях, был при­нят Су­деб­ник 1497 г.

3) В дан­ном ис­точ­ни­ке опи­сы­ва­ют­ся со­бы­тие, про­изо­шед­шее 4 марта 1238 г.

4) Опи­сы­ва­е­мое со­бы­тие от­но­сит­ся к XI в.

5) Участ­ник со­бы­тия - тре­тий сын ве­ли­ко­го князя Все­во­ло­да Боль­шое Гнез­до.

6) Ма­те­ри­ал взят из «По­ве­сти о сто­я­нии на Угре».

Фраг­мент А Фраг­мент Б
       
       

7.Какие три со­бы­тия от­но­сят­ся к по­ли­ти­че­ской ис­то­рии СССР 1930-х гг.?

Ответ за­пи­ши­те циф­ра­ми, без про­бе­лов.

1) су­деб­ный про­цесс над Г. Е. Зи­но­вье­вым и Л. Б. Ка­ме­не­вым

2) убий­ство С. М. Ки­ро­ва

3) на­зна­че­ние И. В. Ста­ли­на ге­не­раль­ным сек­ре­та­рем ЦК РКП (б)

4) казнь цар­ской семьи

5) из­да­ние «Крат­ко­го курса ис­то­рии ВКП(б)»

6) убий­ство П. А. Сто­лы­пи­на

8.За­пол­ни­те про­пус­ки в дан­ных пред­ло­же­ни­ях, ис­поль­зуя при­ведённый ниже спи­сок про­пу­щен­ных эле­мен­тов: для каж­до­го пред­ло­же­ния, обо­зна­чен­но­го бук­вой и со­дер­жа­ще­го про­пуск, вы­бе­ри­те номер нуж­но­го эле­мен­та.

A) ______________ был два­жды удо­сто­ен выс­ше­го пол­ко­вод­че­ско­го ор­де­на «По­бе­да».

Б) ______________ был ко­ман­ду­ю­щим Цен­траль­ным фрон­том во время Кур­ской битвы.

B) ______________ был ко­ман­ду­ю­щим Вол­хов­ским фрон­том, от­ли­чил­ся в про­ры­ве бло­ка­ды Ле­нин­гра­да в ходе опе­ра­ции «Искра».

Про­пу­щен­ные эле­мен­ты:

1) К. Е. Во­ро­ши­лов

2) К. К. Ро­кос­сов­ский

3) Г. К. Жуков

4) Ф. С. Ок­тябрь­ский

5) К. А. Ме­рец­ков

6) Л. З. Мех­лис

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам:

А Б В
     

9.Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между го­су­дар­ствен­ны­ми де­я­те­ля­ми на­ча­ла XX в. и их де­я­тель­но­стью.

ГО­СУ­ДАР­СТВЕН­НЫЕ ДЕ­Я­ТЕ­ЛИ   ДЕ­Я­ТЕЛЬ­НОСТЬ
A) ве­ли­кий князь Ни­ко­лай Ни­ко­ла­е­вич Б) С. Ю. Витте B) С. В. Зу­ба­тов Г) П. А. Сто­лы­пин   1) со­зда­ние ра­бо­чих ор­га­ни­за­ций, под­кон­троль­ных по­ли­ции 2) под­го­тов­ка ма­ни­фе­ста об учре­жде­нии за­ко­но­да­тель­ной Го­су­дар­ствен­ной думы 3) ру­ко­вод­ство пра­ви­тель­ством в годы Пер­вой ми­ро­вой войны 4) ру­ко­вод­ство ар­ми­ей в годы Пер­вой ми­ро­вой войны 5) под­го­тов­ка указа о праве кре­стьян вы­хо­дить из об­щи­ны с на­де­лом

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам:

A Б В Г
       

10.Про­чти­те от­ры­вок из ис­то­ри­че­ско­го ис­точ­ни­ка и ука­жи­те фа­ми­лию ав­то­ра.

«Тов. Ста­лин, сде­лав­шись ген­се­ком, со­сре­до­то­чил в своих руках не­объ­ят­ную власть, и я не уве­рен, су­ме­ет ли он все­гда до­ста­точ­но осто­рож­но поль­зо­вать­ся этой вла­стью. С дру­гой сто­ро­ны, тов. Троц­кий, как до­ка­за­ла уже его борь­ба про­тив ЦК в связи с во­про­сом о НКПС, от­ли­ча­ет­ся не толь­ко вы­да­ю­щи­ми­ся спо­соб­но­стя­ми. Лично он, по­жа­луй, самый спо­соб­ный че­ло­век в на­сто­я­щем ЦК но и чрез­мер­но хва­та­ю­щий са­мо­уве­рен­но­стью и чрез­мер­ным увле­че­ни­ем чисто ад­ми­ни­стра­тив­ной сто­ро­ной дела.

Эти два ка­че­ства двух вы­да­ю­щих­ся во­ждей со­вре­мен­но­го ЦК спо­соб­ны не­на­ро­ком при­ве­сти к рас­ко­лу, и если наша пар­тия не при­мет мер к тому, чтобы этому по­ме­шать, то рас­кол может на­сту­пить не­ожи­дан­но.

Я не буду даль­ше ха­рак­те­ри­зо­вать дру­гих чле­нов ЦК по их лич­ным ка­че­ствам. На­пом­ню лишь, что ок­тябрь­ский эпи­зод Зи­но­вье­ва и Ка­ме­не­ва, ко­неч­но, не яв­лял­ся слу­чай­но­стью, но что он также мало может быть ста­вим им в вину лично, как не­боль­ше­визм Троц­ко­му.

Из мо­ло­дых чле­нов ЦК хочу ска­зать не­сколь­ко слов о Бу­ха­ри­не и Пя­та­ко­ве. Это, по-моему, самые вы­да­ю­щи­е­ся силы (из самых мо­ло­дых сил), и от­но­си­тель­но их надо бы иметь в виду сле­ду­ю­щее: Бу­ха­рин не толь­ко цен­ней­ший и круп­ней­ший тео­ре­тик пар­тии, он также за­кон­но счи­та­ет­ся лю­бим­цем всей пар­тии, но его тео­ре­ти­че­ские воз­зре­ния очень с боль­шим со­мне­ни­ем могут быть от­не­се­ны к впол­не марк­сист­ским, ибо в нем есть нечто схо­ла­сти­че­ское (он ни­ко­гда не учил­ся и, думаю, ни­ко­гда не по­ни­мал впол­не диа­лек­ти­ки)».

11.За­пол­ни­те пу­стые ячей­ки таб­ли­цы, ис­поль­зуя пред­став­лен­ные в при­ведённом ниже спис­ке дан­ные. Для каж­дой ячей­ки, обо­зна­чен­ной бук­вой, вы­бе­ри­те номер нуж­но­го эле­мен­та.

По­ня­тие Дата Ру­ко­во­ди­тель стра­ны
__________(А) 1921 г. __________(Б)
__________(В) __________(Г) Н. С. Хрущёв
Про­грам­ма мира 1971 г. __________(Д)
Ближ­нее за­ру­бе­жье __________(Е) Б. Н. Ель­цин

Про­пу­щен­ные эле­мен­ты:

1) во­ен­ный ком­му­низм

2) И. В. Ста­лин

3) сов­нар­хоз

4) 1985 г.

5) Л. И. Бреж­нев

6) 1992 г.

7) 1957 г.

8) В. И. Ленин

9) нэп

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам:

А Б В Г Д Е
           

12.Про­чти­те от­ры­вок из ле­то­пи­си.

«В год 6472 (ле­то­ис­чис­ле­ние от Со­тво­ре­ния мира). Когда Свя­то­слав вырос и воз­му­жал, стал он со­би­рать много во­и­нов храб­рых, и быст­рым был, слов­но пар­дус (ге­пард), и много во­е­вал. В по­хо­дах же не возил за собою ни возов, ни кот­лов, не варил мяса, но, тонко на­ре­зав ко­ни­ну, или зве­ри­ну, или го­вя­ди­ну и за­жа­рив на углях, так ел; не имел он шатра, но спал, по­сти­лая пот­ник с сед­лом в го­ло­вах, — та­ки­ми же были и все осталь­ные его воины, И по­сы­лал в иные земли со сло­ва­ми: "Хочу на вас идти". И пошел на Оку реку и на Волгу, и встре­тил вя­ти­чей, и ска­зал вя­ти­чам: "Кому дань даете?". Они же от­ве­ти­ли: "Ха­за­рам - по ще­ля­гу (се­реб­ря­ная мо­не­та не­из­вест­но­го до­сто­ин­ства) с сохи даем".

В год 6473. Пошел Свя­то­слав на хазар. Услы­шав же, ха­за­ры вышли нав­стре­чу во главе со своим кня­зем Ка­га­ном и со­шлись бить­ся, и в битве одо­лел Свя­то­слав хазар, и сто­ли­цу их и Белую Вежу взял. И по­бе­дил ясов и ка­со­гов.

В год 6474. Вя­ти­чей по­бе­дил Свя­то­слав и дань на них воз­ло­жил.

В год 6475. Пошел Свя­то­слав на Дунай на бол­гар. И би­лись обе сто­ро­ны, и одо­лел Свя­то­слав бол­гар, и взял го­ро­дов их 80 по Дунаю, и сел кня­жить там в Пе­ре­я­с­лав­це, беря дань с гре­ков.»

Ис­поль­зуя от­ры­вок, вы­бе­ри­те в при­ведённом спис­ке три вер­ных суж­де­ния. За­пи­ши­те в ответ цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) мать Свя­то­сла­ва кня­ги­ня Ольга уго­во­ри­ла сына при­нять пра­во­сла­вие

2) вя­ти­чи се­ли­лись в ниж­нем те­че­нии Дне­пра

3) кроме хазар Свя­то­слав окон­ча­тель­но раз­гро­мил пе­че­не­гов

4) Свя­то­сла­ву не уда­лось за­кре­пить­ся на Дунае в про­ти­во­бор­стве с Ви­зан­тий­ской им­пе­ри­ей

5) дан­ный текст ле­то­пи­си рас­ска­зы­ва­ет о со­бы­ти­ях X в.

6) отцом Свя­то­сла­ва был князь Игорь

13.Рас­смот­ри­те схему и вы­пол­ни­те за­да­ние

От­ры­вок из со­чи­не­ния ис­то­ри­ка Н.Н. Фир­со­ва. - student2.ru

На­зо­ви­те стра­ну, про­тив ко­то­рой были на­прав­ле­ны ука­зан­ные на схеме во­ен­ные дей­ствия СССР.

14.Рас­смот­ри­те схему и вы­пол­ни­те за­да­ние

От­ры­вок из со­чи­не­ния ис­то­ри­ка Н.Н. Фир­со­ва. - student2.ru

На­пи­ши­те фа­ми­лию ру­ко­вод­ителя СССР в пе­ри­од со­бы­тий, ука­зан­ных на схеме.

15.Рас­смот­ри­те схему и вы­пол­ни­те за­да­ние

От­ры­вок из со­чи­не­ния ис­то­ри­ка Н.Н. Фир­со­ва. - student2.ru

Ука­жи­те на­зва­ние ука­зан­ной под циф­рой 3 во­ен­но-мор­ской базы, по­лу­чен­ной в арен­ду СССР по ито­гам дан­ной войны.

16. От­ры­вок из со­чи­не­ния ис­то­ри­ка Н.Н. Фир­со­ва. - student2.ru

Какие суж­де­ния, от­но­ся­щи­е­ся к войне, ко­то­рой по­свя­ще­на схема, яв­ля­ют­ся вер­ны­ми? Вы­бе­ри­те три суж­де­ния из шести пред­ло­жен­ных. За­пи­ши­те в таб­ли­цу цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) на­ча­ло войны от­но­сит­ся к 1939 г.

2) со­юз­ни­ка­ми СССР в этой войне были США и Ве­ли­ко­бри­та­ния

3) ре­зуль­та­том войны стало при­со­еди­не­ние к СССР тер­ри­то­рии с го­ро­дом Вы­бор­гом

4) ос­нов­ные во­ен­ные дей­ствия в этой войне при­шлись на зим­ний пе­ри­од

5) СССР не по­лу­чил в ре­зуль­та­те войны тер­ри­то­ри­аль­ных при­об­ре­те­ний

6) в ходе войны про­тив­ник не ока­зал со­вет­ским вой­скам се­рьез­но­го со­про­тив­ле­ния

17.Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между па­мят­ни­ка­ми куль­ту­ры и их крат­ки­ми ха­рак­те­ри­сти­ка­ми: к каж­дой по­зи­ции пер­во­го столб­ца под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца.

ПА­МЯТ­НИ­КИ КУЛЬ­ТУ­РЫ   ХА­РАК­ТЕ­РИ­СТИ­КИ
А) Собор Ва­си­лия Бла­жен­но­го Б) «Слово о полку Иго­ре­ве» В) Дон­ская бо­го­ма­терь Г) «Ар­хи­пе­лаг Гулаг»   1) Дан­ное тво­ре­ние от­но­сит­ся к XII в. 2) Дан­ное тво­ре­ние со­зда­но в честь по­бе­ды на Ку­ли­ко­вом поле. 3) Автор дан­но­го тво­ре­ния был вы­нуж­ден по­ки­нуть СССР. 4) Этот ше­девр со­здан в честь при­со­еди­не­ния Ка­за­ни. 5) Ав­то­ром дан­но­го тво­ре­ния яв­ля­ет­ся В. Ша­ла­мов. 6) Ав­то­ром дан­но­го тво­ре­ния яв­ля­ет­ся Ан­дрей Руб­лев.

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам:

А Б В Г
       

18.Рас­смот­ри­те изоб­ра­же­ние и вы­пол­ни­те за­да­ние

От­ры­вок из со­чи­не­ния ис­то­ри­ка Н.Н. Фир­со­ва. - student2.ru

Какой мо­ну­мент был со­здан тем же скуль­пто­ром, ав­тор­ству ко­то­ро­го при­над­ле­жит па­мят­ник на мо­не­те? В от­ве­те за­пи­ши­те цифру, под ко­то­рой этот мо­ну­мент ука­зан.

От­ры­вок из со­чи­не­ния ис­то­ри­ка Н.Н. Фир­со­ва. - student2.ru

19.На­зо­ви­те пре­об­ра­зо­ва­те­ля, о де­я­тель­но­сти ко­то­ро­го идёт речь. Ука­жи­те годы его прав­ле­ния. На­пи­ши­те на­зва­ние преж­них цен­траль­ных го­су­дар­ствен­ных учре­жде­ний, про­пу­щен­ное в тек­сте.

Про­чти­те от­ры­вок из ис­то­ри­че­ско­го ис­точ­ни­ка и крат­ко от­веть­те на во­про­сы С1–С3. От­ве­ты пред­по­ла­га­ют ис­поль­зо­ва­ние ин­фор­ма­ции из ис­точ­ни­ка, а также при­ме­не­ние ис­то­ри­че­ских зна­ний по курсу ис­то­рии со­от­вет­ству­ю­ще­го пе­ри­о­да.

От­ры­вок из со­чи­не­ния ис­то­ри­ка Н.Н. Фир­со­ва.

«Пре­об­ра­зо­ва­тель был ис­пол­нен веры в спа­си­тель­ность для на­ро­да хо­ро­ших учре­жде­ний. Кроме того, преж­ние [цен­траль­ные го­су­дар­ствен­ные учре­жде­ния – ] __________ сами по себе не могли уже удо­вле­тво­рять новым по­треб­но­стям

опе­ряв­ше­го­ся го­су­дар­ства. Ло­ги­че­ская схема го­су­дар­ствен­но­го управ­ле­ния, со­став­лен­ная Лейб­ни­цем, а также фи­нан­со­вые нужды го­су­дар­ства – это было для [пре­об­ра­зо­ва­те­ля] кри­те­ри­умом того, что и в какой ком­би­на­ции сле­до­ва­ло

за­им­ство­вать из за­пад­но-ев­ро­пей­ских об­раз­цов. Яви­лись кол­ле­гии…

… В до­пол­не­ние к учре­жде­ни­ям швед­ско­го об­раз­ца при­бав­ля­ет­ся целая си­сте­ма ма­ги­стра­тов с кол­ле­ги­аль­ным стро­ем…, за­им­ство­ван­ная из Гер­ма­нии… Всё это де­ла­лось для поль­зы го­су­дар­ства, вы­став­лен­но­го …впер­вые как цель, к ко­то­рой до почти пол­но­го за­бве­ния своей лич­но­сти долж­ны были по мысли пре­об­ра­зо­ва­те­ля, стре­мить­ся все об­ще­ствен­ные эле­мен­ты».

20.Про­чти­те от­ры­вок из ис­то­ри­че­ско­го ис­точ­ни­ка и крат­ко от­веть­те на во­про­сы С1-СЗ. От­ве­ты пред­по­ла­га­ют ис­поль­зо­ва­ние ин­фор­ма­ции из ис­точ­ни­ка, а также при­ме­не­ние ис­то­ри­че­ских зна­ний по курсу ис­то­рии со­от­вет­ству­ю­ще­го пе­ри­о­да.

Из вос­по­ми­на­ний со­вре­мен­ни­ка

«Рас­ска­зы­вая о строй­ках тех лет, хочу за­сви­де­тель­ство­вать, что не­да­ром го­во­рят и пишут: в годы пер­вой пя­ти­лет­ки вся наша стра­на пре­вра­ти­лась в гро­мад­ней­шую стро­и­тель­ную пло­щад­ку. ... Каж­дый кол­лек­тив, каж­дая пар­тий­ная, ком­со­моль­ская, проф­со­юз­ная ор­га­ни­за­ция на своём участ­ке ра­бо­ты де­ла­ла всё воз­мож­ное, чтобы вы­пол­нить во­вре­мя за­ка­зы для удар­ных стро­ек. ...

Стра­на была охва­че­на па­фо­сом стро­и­тель­ства. По­ра­зи­те­лен ге­ро­изм стро­и­те­лей в годы пер­вой пя­ти­лет­ки. Ты­ся­чи и ты­ся­чи людей от­да­ва­ли ре­во­лю­ции, со­ци­а­лиз­му все силы и саму жизнь...

Сей­час уже труд­но пред­ста­вить усло­вия, в ко­то­рых на­чи­на­лись эти ги­гант­ские ра­бо­ты. Ведь ме­ха­ни­за­ции не су­ще­ство­ва­ло почти ни­ка­кой. Име­лись лишь краны-уко­си­ны, бе­то­но­ме­шал­ки и не­ко­то­рые дру­гие про­стые устрой­ства. Зем­ля­ные ра­бо­ты по пла­ни­ров­ке пло­ща­док, рытью кот­ло­ва­нов под фун­да­мен­ты цехов вы­пол­ня­лись ар­те­ля­ми гра­ба­рей. ...И вся их «тех­ни­ка» со­сто­я­ла из телег-гра­ба­рок, в ко­то­рые впря­га­ли ло­ша­дей, и обык­но­вен­ной сов­ко­вой ло­па­ты. ...

С развёрты­ва­ни­ем ши­ро­ко­го фрон­та работ ос­нов­ной по­ли­ти­че­ской за­да­чей пар­тий­ная ор­га­ни­за­ция стро­и­тель­ства счи­та­ла борь­бу за вы­со­кие темпы. Ло­зун­гом дня стало: "До­гнать и пе­ре­гнать аме­ри­кан­ские темпы в стро­и­тель­стве". Вот тут и на­ча­лось со­ци­а­ли­сти­че­ское со­рев­но­ва­ние.

На строй­ку при­шло много молодёжи, ком­со­моль­цев, ко­то­рые стали ак­тив­ны­ми ор­га­ни­за­то­ра­ми удар­ных бри­гад. ...

Ши­ро­ко раз­вер­нув­ше­е­ся со­рев­но­ва­ние рож­да­ло новые, про­грес­сив­ные ме­то­ды труда. Была объ­яв­ле­на на­сто­я­щая война ру­ти­не. Пер­вым её шагом было вве­де­ние не­пре­рыв­ной ра­бо­чей не­де­ли. Дело это было на­столь­ко новое, что не­ко­то­рые ра­бо­чие, осо­бен­но се­зон­ни­ки, за­вол­но­ва­лись. Мол, и отцы наши, и деды чтили вос­крес­ный день, от­ды­ха­ли, нель­зя от этого от­сту­пать. Не­ко­то­рые даже ушли со строй­ки - не могли сми­рить­ся с на­ру­ше­ни­ем "за­ве­та отцов"».

Как на­зы­ва­ет­ся про­цесс эко­но­ми­че­ско­го раз­ви­тия, про­ис­хо­див­ший в первую пя­ти­лет­ку, участ­ни­ком ко­то­рой был автор тек­ста? Ука­жи­те годы осу­ществ­ле­ния пер­во­го пя­ти­лет­не­го плана. Кто был ру­ко­во­ди­те­лем стра­ны в эти годы?

21.Про­чти­те от­ры­вок из ис­то­ри­че­ско­го ис­точ­ни­ка и крат­ко от­веть­те на во­про­сы С1-СЗ. От­ве­ты пред­по­ла­га­ют ис­поль­зо­ва­ние ин­фор­ма­ции из ис­точ­ни­ка, а также при­ме­не­ние ис­то­ри­че­ских зна­ний по курсу ис­то­рии со­от­вет­ству­ю­ще­го пе­ри­о­да.

Из вос­по­ми­на­ний со­вре­мен­ни­ка

«Рас­ска­зы­вая о строй­ках тех лет, хочу за­сви­де­тель­ство­вать, что не­да­ром го­во­рят и пишут: в годы пер­вой пя­ти­лет­ки вся наша стра­на пре­вра­ти­лась в гро­мад­ней­шую стро­и­тель­ную пло­щад­ку. ... Каж­дый кол­лек­тив, каж­дая пар­тий­ная, ком­со­моль­ская, проф­со­юз­ная ор­га­ни­за­ция на своём участ­ке ра­бо­ты де­ла­ла всё воз­мож­ное, чтобы вы­пол­нить во­вре­мя за­ка­зы для удар­ных стро­ек. ...

Стра­на была охва­че­на па­фо­сом стро­и­тель­ства. По­ра­зи­те­лен ге­ро­изм стро­и­те­лей в годы пер­вой пя­ти­лет­ки. Ты­ся­чи и ты­ся­чи людей от­да­ва­ли ре­во­лю­ции, со­ци­а­лиз­му все силы и саму жизнь...

Сей­час уже труд­но пред­ста­вить усло­вия, в ко­то­рых на­чи­на­лись эти ги­гант­ские ра­бо­ты. Ведь ме­ха­ни­за­ции не су­ще­ство­ва­ло почти ни­ка­кой. Име­лись лишь краны-уко­си­ны, бе­то­но­ме­шал­ки и не­ко­то­рые дру­гие про­стые устрой­ства. Зем­ля­ные ра­бо­ты по пла­ни­ров­ке пло­ща­док, рытью кот­ло­ва­нов под фун­да­мен­ты цехов вы­пол­ня­лись ар­те­ля­ми гра­ба­рей. ...И вся их «тех­ни­ка» со­сто­я­ла из телег-гра­ба­рок, в ко­то­рые впря­га­ли ло­ша­дей, и обык­но­вен­ной сов­ко­вой ло­па­ты. ...

С развёрты­ва­ни­ем ши­ро­ко­го фрон­та работ ос­нов­ной по­ли­ти­че­ской за­да­чей пар­тий­ная ор­га­ни­за­ция стро­и­тель­ства счи­та­ла борь­бу за вы­со­кие темпы. Ло­зун­гом дня стало: "До­гнать и пе­ре­гнать аме­ри­кан­ские темпы в стро­и­тель­стве". Вот тут и на­ча­лось со­ци­а­ли­сти­че­ское со­рев­но­ва­ние.

На строй­ку при­шло много молодёжи, ком­со­моль­цев, ко­то­рые стали ак­тив­ны­ми ор­га­ни­за­то­ра­ми удар­ных бри­гад. ...

Ши­ро­ко раз­вер­нув­ше­е­ся со­рев­но­ва­ние рож­да­ло новые, про­грес­сив­ные ме­то­ды труда. Была объ­яв­ле­на на­сто­я­щая война ру­ти­не. Пер­вым её шагом было вве­де­ние не­пре­рыв­ной ра­бо­чей не­де­ли. Дело это было на­столь­ко новое, что не­ко­то­рые ра­бо­чие, осо­бен­но се­зон­ни­ки, за­вол­но­ва­лись. Мол, и отцы наши, и деды чтили вос­крес­ный день, от­ды­ха­ли, нель­зя от этого от­сту­пать. Не­ко­то­рые даже ушли со строй­ки - не могли сми­рить­ся с на­ру­ше­ни­ем "за­ве­та отцов"».

Какие осо­бен­но­сти опи­сан­но­го про­цес­са на­зва­ны в тек­сте? Ука­жи­те любые три осо­бен­но­сти.

22.Про­чти­те от­ры­вок из ис­то­ри­че­ско­го ис­точ­ни­ка и крат­ко от­веть­те на во­про­сы С1-СЗ. От­ве­ты пред­по­ла­га­ют ис­поль­зо­ва­ние ин­фор­ма­ции из ис­точ­ни­ка, а также при­ме­не­ние ис­то­ри­че­ских зна­ний по курсу ис­то­рии со­от­вет­ству­ю­ще­го пе­ри­о­да.

Из вос­по­ми­на­ний со­вре­мен­ни­ка

«Рас­ска­зы­вая о строй­ках тех лет, хочу за­сви­де­тель­ство­вать, что не­да­ром го­во­рят и пишут: в годы пер­вой пя­ти­лет­ки вся наша стра­на пре­вра­ти­лась в гро­мад­ней­шую стро­и­тель­ную пло­щад­ку. ... Каж­дый кол­лек­тив, каж­дая пар­тий­ная, ком­со­моль­ская, проф­со­юз­ная ор­га­ни­за­ция на своём участ­ке ра­бо­ты де­ла­ла всё воз­мож­ное, чтобы вы­пол­нить во­вре­мя за­ка­зы для удар­ных стро­ек. ...

Стра­на была охва­че­на па­фо­сом стро­и­тель­ства. По­ра­зи­те­лен ге­ро­изм стро­и­те­лей в годы пер­вой пя­ти­лет­ки. Ты­ся­чи и ты­ся­чи людей от­да­ва­ли ре­во­лю­ции, со­ци­а­лиз­му все силы и саму жизнь...

Сей­час уже труд­но пред­ста­вить усло­вия, в ко­то­рых на­чи­на­лись эти ги­гант­ские ра­бо­ты. Ведь ме­ха­ни­за­ции не су­ще­ство­ва­ло почти ни­ка­кой. Име­лись лишь краны-уко­си­ны, бе­то­но­ме­шал­ки и не­ко­то­рые дру­гие про­стые устрой­ства. Зем­ля­ные ра­бо­ты по пла­ни­ров­ке пло­ща­док, рытью кот­ло­ва­нов под фун­да­мен­ты цехов вы­пол­ня­лись ар­те­ля­ми гра­ба­рей. ...И вся их «тех­ни­ка» со­сто­я­ла из телег-гра­ба­рок, в ко­то­рые впря­га­ли ло­ша­дей, и обык­но­вен­ной сов­ко­вой ло­па­ты. ...

С развёрты­ва­ни­ем ши­ро­ко­го фрон­та работ ос­нов­ной по­ли­ти­че­ской за­да­чей пар­тий­ная ор­га­ни­за­ция стро­и­тель­ства счи­та­ла борь­бу за вы­со­кие темпы. Ло­зун­гом дня стало: "До­гнать и пе­ре­гнать аме­ри­кан­ские темпы в стро­и­тель­стве". Вот тут и на­ча­лось со­ци­а­ли­сти­че­ское со­рев­но­ва­ние.

На строй­ку при­шло много молодёжи, ком­со­моль­цев, ко­то­рые стали ак­тив­ны­ми ор­га­ни­за­то­ра­ми удар­ных бри­гад. ...

Ши­ро­ко раз­вер­нув­ше­е­ся со­рев­но­ва­ние рож­да­ло новые, про­грес­сив­ные ме­то­ды труда. Была объ­яв­ле­на на­сто­я­щая война ру­ти­не. Пер­вым её шагом было вве­де­ние не­пре­рыв­ной ра­бо­чей не­де­ли. Дело это было на­столь­ко новое, что не­ко­то­рые ра­бо­чие, осо­бен­но се­зон­ни­ки, за­вол­но­ва­лись. Мол, и отцы наши, и деды чтили вос­крес­ный день, от­ды­ха­ли, нель­зя от этого от­сту­пать. Не­ко­то­рые даже ушли со строй­ки - не могли сми­рить­ся с на­ру­ше­ни­ем "за­ве­та отцов"».

На какую осо­бен­ность от­но­ше­ния части ра­бо­чих к про­ис­хо­дя­ще­му об­ра­ща­ет вни­ма­ние автор? Ука­жи­те две при­чи­ны та­ко­го от­но­ше­ния.

23.Вес­ной 1853 г., ещё до объ­яв­ле­ния войны, Рос­сия на­ча­ла во­ен­ные дей­ствия про­тив Тур­ции, уве­рен­ная в своём успе­хе. Од­на­ко в 1854 г. на сто­ро­не Тур­ции в войну всту­пи­ли Ан­глия и Фран­ция. Ука­жи­те любые три при­чи­ны, по­бу­див­шие эти дер­жа­вы вес­ной 1854 г. объ­явить войну Рос­сии.

24.В ис­то­ри­че­ской науке су­ще­ству­ют дис­кус­си­он­ные про­бле­мы, по ко­то­рым вы­ска­зы­ва­ют­ся раз­лич­ные, часто про­ти­во­ре­чи­вые, точки зре­ния. Ниже при­ве­де­на одна из спор­ных точек зре­ния, су­ще­ству­ю­щих в ис­то­ри­че­ской науке:

«Цар­ство­ва­ние Петра III было че­ре­дой безумств и оши­бок, край­не не­га­тив­но ска­зав­ших­ся на Рос­сии».

Ис­поль­зуя ис­то­ри­че­ские зна­ния, при­ве­ди­те два ар­гу­мен­та, ко­то­ры­ми можно под­твер­дить дан­ную точку зре­ния, и два ар­гу­мен­та, ко­то­ры­ми можно опро­верг­нуть её.

Ответ за­пи­ши­те в сле­ду­ю­щем виде.

Ар­гу­мен­ты в под­твер­жде­ние:

1) …

2) …

Ар­гу­мен­ты в опро­вер­же­ние:

1) …

2) …

25.Вам не­об­хо­ди­мо на­пи­сать ис­то­ри­че­ское со­чи­не­ние об ОДНОМ из пе­ри­о­дов ис­то­рии Рос­сии:

1) 957—972 гг.;

2) 1645—1676 гг.;

3) 1917—1923 гг.

В со­чи­не­нии не­об­хо­ди­мо:

— ука­зать не менее двух со­бы­тий (яв­ле­ний, про­цес­сов), от­но­ся­щих­ся к дан­но­му пе­ри­о­ду ис­то­рии;

— на­звать две ис­то­ри­че­ские лич­но­сти, де­я­тель­ность ко­то­рых свя­за­на с ука­зан­ны­ми со­бы­ти­я­ми (яв­ле­ни­ям, про­цес­са­ми), и, ис­поль­зуя зна­ние ис­то­ри­че­ских фак­тов, оха­рак­те­ри­зо­вать роль этих лич­но­стей в со­бы­ти­ях (яв­ле­ни­ях, про­цес­сах) дан­но­го пе­ри­о­да ис­то­рии Рос­сии;

— ука­зать не менее двух при­чин­но-след­ствен­ных свя­зей, су­ще­ство­вав­ших между со­бы­ти­я­ми (яв­ле­ни­я­ми, про­цес­са­ми) в рам­ках дан­но­го пе­ри­о­да ис­то­рии.

Ис­поль­зуя зна­ние ис­то­ри­че­ских фак­тов и (или) мне­ний ис­то­ри­ков, дайте одну ис­то­ри­че­скую оцен­ку зна­чи­мо­сти дан­но­го пе­ри­о­да для ис­то­рии Рос­сии. В ходе из­ло­же­ния не­об­хо­ди­мо ис­поль­зо­вать ис­то­ри­че­ские тер­ми­ны, по­ня­тия, от­но­ся­щи­е­ся к дан­но­му пе­ри­о­ду.

Наши рекомендации