Информационно техническая политика ФТС РФ
Реализуемая на практике система целей, задач, принципов, критериев и вытекающих из них согласованных организационных и технических мер, связанных с разработкой, внедрением и применением информационно технических средств в деятельности ТО.
Нормативная база развития информационно-технического там оформления и контроля:
- Федеральный закон «Об информации и информатизации и защите информации»
-ФЗ «Об электронной цифровой подписи»
- Федеральная целевая программа «Электронная Россия» (2002-2010)
Обеспечение инф.-тех. Политики ФТС РФ:
- Организационное
- Правовое
- Информационно-аналитическое
- Научное
- Финансово-экономическое
Структура инф-тех службы ФТС :
Руководитель ФТС ГНИВЦ
Заместитель Руководителя
ГУИТ
Инф-тех службы реион управлений
Инф-тех службы таможни
Таможенных постов
Информационно-технические средства – средства информатизации и телекоммуникации, оборудование, средства связи, технические средства таможенного контроля, таможенного расследования и т.д.
Основные задачи ГУИТ:
- Разработка и проведение единой научно-технической политики ФТС в рамках создания и развития ЕАИС и ВИТЦ, а также создание вычислительных центров.
- Разработка, согласование и реализация создания развития инф-тех структуры
- Организация планирования заказов, контроля выполнения и внедрения НИР.
- Согласование планов НИР и их координация с ведомственными программами
- Разработка, реализация, основных направлений интеграции информационных ресурсов ФТС
- Оперативное руководство ГНИВЦ
- Организация и координация выполнения проекта модернизации инф системы ТО.
Основные задачи выполняемые ГНИВЦ определены приказом ФТС от 20.10.2004 № 179
Лекция.15 Организация инф.-техн. работы в РТУ и таможнях.
Цели и осн. задачи ГНИВЦ.
ГНИВЦ явл-ся головным управлением ФТС в обл. реализации программ автоматизации и информатизации там. органов.
Осн. цель ГНИВЦ: содействие там. органам, повышение эффективности и их работы, обеспечение заданного уровня безопасности при передаче и обработке с использ-м ЕАИС.
Осн. функции:
- участие в планир-ии и контроле выполнения научно-исслед. и опытно-конструкторских работ
- разработка и внедрение программного и технического обеспечения ЕАИС
- сбор и обработка там. информации, централизованное ведение баз данных, нормативно-справ. инф-ии, ведомственных систем классификации и кодификации, а также гос. и отраслевых справочников
- участие в разработке норм.-прав. обеспечения ЕАИС, стандартизации электронного документооборота и электронного взаимодействия с инф. системами других ведомств
- обслуживание и ремонт средств вычислительной техники
- подготовка и переподготовка специалистов по вопросам эксплуатации инф.-техн. средств и инф. технологий
- ведение фонда алгоритмов и программ ФТС
- осущ-ие норм контроля хранения проектной документации ЕАИС
- формирование массивов данных там. инф-ии
- издание сборников и бюллетеней статистики ВЭД
- оказание методической помощи инф.-техн. подразделениям там. органов
- осущ-ие мероприятий по обеспечению достоверности и безопасности в ЕАИС
Перспектива разв-ия инф.-там. технологий.
Осн. задачи:
- продолжение работ по оснащению там. органов современными техническими средствами программного обеспечения, обеспечивающими там. контроль, обработку инф-ии и оперативную передачу в пункты назначения
- участие в проектировании и создании единой межведомственной инф. автоматизированной системы сбора, хранения и обработки инф-ии, необходимой для осущ-ия ВЭД
- внедрение автоматизированной системы контроля за там. транзитом АСКТТ2
- участие в работах по совершенствованию системы управления рисками
- создание единой базы данных ценовой инф-ии
Лекция. 16 Защита инф-ии в АИТ.
№ 1. Необходимость в защите инф-ии.
Примеры утечки инф-ии:
Лазерная система подслушивания, телекамера, магнитофон, система считывания с экрана ПЭВМ, «читающий» автомат, закладка в выключателе освещения, телефонная закладка, инфракрасное устройство считывания.
Высокая степень автоматизации порождает риск снижения безопасности инф-ии.
Практика показывает, что доступность и широкое распространение ИТ делает ЭВМ уязвимыми в области хранения инф-ии.
Субъекты производственно-хоз. отношений вступают в инф. отношения, поэтому обеспечение инф. безопасности явл-ся гарантией удовлетворения их прав.
Субъекты инф. отношений: государство, общественные или коммерческие организации, предприятия, отдельные граждане.
Эти субъекты могут выступать в качестве:
- источники инф-ии
- пользователи инф-ии
- собственники инф-ии
- владельцы сбора, приема, обработки инф-ии
Субъекты должны быть обеспечены:
- своевременность доступа за приемлемое время
- конфиденциальность
- достоверность
- защита от навязывания ложной инф-ии
- защита от незаконного тиражирования
- разграничение законных прав субъектов, использующих инф-ию
- система контроля и управления процессами обработки и передачи инф-ии
Инф-ия по уровню важности:
- жизненно-важная: ее наличие необходимо для функционирования организации
- важная: может быть восстановлена или заменена, но с большими затратами времени и средств
- полезная: трудно восстановить, но без нее организация в состоянии функционировать
- несущественная: организации не нужна
№ 2. Основные понятия о защите инф-ии.
Защита инф-ии: совокупность мероприятий, методов и средств, обеспечивающих проверку и сохранность целостности инф-ии, а также исключающих несанкционированный доступ и использование хранящихся в ЭВМ программ и данных.
Утечка инф-ии: ознакомление постороннего лица с содержанием конфиденциальной инф-ии.
Модификация инф-ии: несанкционированное изменение инф-ии, корректное по форме и содержанию, но другое по смыслу.
Утрата инф-ии: физическое уничтожение инф-ии.