Номенклатура показателей качества 17 страница

Экспертиза применения процедур системы качества осуществляется испытательной лабо­раторией на рабочих местах предприятия, обеспечивающего ЖЦ ПС. Проверки проводятся по наличию на рабочих местах специалистов–раз­работчиков соответствующих документов и по полноте использования их положений и реко­мендаций. Анализы состояния проекта и внут­ренние проверки системы качества, процессов и/или продукции должны проводиться персона­лом, независимым от лиц, непосредственно от­ветственных за выполнение этих работ.

Методики проверок качества разработки должны быть обеспечены необходимыми ресур­сами для выполнения программы испытаний, методиками планирования и разработки част­ных процедур проверок. Методики должны со­держать:

· объекты и цели испытаний;

· оценивае­мые показатели качества;

· условия и порядок ис­пытаний;

· методы обработки, анализа и оценки результатов испытаний;

· техническое обеспече­ние испытаний;

· отчетность.

Следует указывать технические и программные средства, используемые во время проведения испытаний, и порядок проведения испытаний, а также ожида­емые результаты проверок. Должны быть разработаны методики контроля за корректировка­ми, действиями по исправлению дефектов, если в службу управления проверок поступит такой запрос. Служба управления программами испы­таний должна разработать методики сохране­ния конфиденциальности любой информации об испытаниях, а также данных, имеющихся у экспертов.

Протоколы испытаний представляются заявителю и в орган по сертификации. Заяви­тель может представить в орган по сертифика­ции протоколы испытаний с учетом сроков их действия, проведенных при разработке и поста­новке продукции на производство, или докумен­ты об испытаниях, выполненных отечественны­ми или зарубежными испытательными лабора­ториями, аккредитованными или признанными в системе сертификации. На основании прото­колов сертификационных испытаний оценива­ются полученные результаты и обосновываются сделанные выводы о соответствии или несоот­ветствии продукции требованиям НД.

Заключение по результатам сертифика­ционных испытаний разрабатывается сертифи­каторами и содержит обобщенные сведения о результатах испытаний и обоснование целесо­образности выдачи сертификата. В случае полу­чения отрицательных результатов сертификационных испытаний принимается решение об отказе в выдаче сертификата соответствия. По­сле доработки сертифицируемой продукции или системы качества испытания могут быть по­вторены.

Результаты анализа состояния техно­логии или качества продукции оформляются ак­том, в котором даются оценки по всем позициям программы испытаний и содержатся выводы, включающие общую оценку состояния произ­водства и продукции, необходимость корректи­рующих мероприятий. Акт используется орга­ном по сертификации наряду с протоколами ис­пытаний, заявкой для выдачи и определения срока действия сертификата на программный продукт, периодичности инспекционного кон­троля, а также для составления корректирую­щих мероприятий.

По результатам сертификационных испы­таний и экспертизы документации принимается решение о выдаче сертификата. В случае полу­чения отрицательных результатов сертифика­ционных испытаний принимается решение об отказе в выдаче сертификата соответствия. Кроме того, предприятию–заявителю может быть направлены предложения по устранению предполагаемых причин отрицательных резуль­татов испытаний. После доработки сертифици­руемой продукции испытания могут быть повто­рены.

Орган по сертификации после анализа протоколов испытаний, оценки производства, сертификации системы качества, анализа документации, указанной в решении по заявке, осуществляет оценку соответствия продукции установленным требованиям, оформляет сертификат на основании заключения экспертов и регистрирует его.

При внесении изменений в конструкторскую или эксплуатационную доку­ментацию, которые могут повлиять на качество системы или программный продукт, удостоверя­емые при сертификации, заявитель должен из­вестить об этом орган по сертификации, для принятия решения о необходимости проведе­ния дополнительных испытаний.

После регистрации сертификат вступает в силу и направляет­ся предприятию–заявителю. Одновременно с выдачей сертификата предприятию–заявителю может выдаваться лицензия на право примене­ния знака соответствия.

За сертифицированными программными продуктами в процессе их эксплуатации в тече­ние всего срока действия сертификата соответ­ствия должен осуществляться инспекционный контроль. Инспекционный контроль прово­дится в форме периодических и внеплановых проверок соблюдения требований к качеству технологии и сертифицированной продукции. Объектами контроля, в зависимости от схемы сертификации, является сертифицированная продукция, система качества или стабильность производства предприятия–разработчика.

При определении периодичности и объема инспек­ционной проверки учитываются следующие факторы: степень потенциальной опасности программного продукта, стабильность произ­водства, объем выпуска, наличие и применение системы качества при разработке, информация о результатах испытаний продукта и его произ­водства, проведенных изготовителем, органами государственного контроля и надзора.

Результаты инспекционного контроля оформляются актом, в котором дается оценка результатов испытаний образцов и других проверок, делается общее заключение о состоянии производства сертифицированной продукции и возможности сохранения действия выданного сертификата. Акт хранится в органе по серти­фикации, а его копии направляются разработ­чику и в организации, принимавшие участие в инспекционном контроле. По результатам ин­спекционного контроля орган по сертификации может приостановить или отменить действие сертификата и аннулировать лицензию на пра­во применения знака соответствия в случае несоответствия продукции требованиям нормативных документов, контролируемых при сер­тификации, а также в случаях:

· принципиальных изменений модели зрело­сти, профиля стандартов, нормативных до­кументов на продукцию или метода испыта­ний;

· изменения конструкции (состава), ком­плектности продукции;

· изменения организации или технологии разработки и производства;

· невыполнения требований технологии, ме­тодов контроля и испытаний, системы каче­ства, если изменения могут вызвать несоответствие продукции требова­ниям, контролируемым при сертификации.

Решение о приостановлении действия сертификата и лицензии на право применения знака соответствия не принимается в слу­чае, если путем корректирующих мероприятий, согласованных с органом по сертификации, его выдавшим, заявитель может устранить обнару­женные причины несоответствия и подтвердить без повторных испытаний в аккредитованной лаборатории, соответствие продукта или про­цессов НД. Если этого сделать нельзя, то действие сертификата отме­няется, и лицензия на право применения знака соответствия аннулируется.

Информация о при­остановлении или отмене действия сертификата доводится органом по сертификации, его выдав­шим, до сведения заявителя, потребителей и других заинтересованных организаций.

Дейст­вие сертификата и право маркирования продук­ции знаком соответствия могут быть возобнов­лены при выполнении предприятием–разработ­чиком следующих условий:

· выявления причин несоответствия и их уст­ранения;

· представления в орган по сертификации от­чета о проделанной работе по улучшению и обеспечению качества продукции;

· проведения по методикам и под контролем органа по сертификации дополнительных испытаний продукции и получения положи­тельных результатов.

8.2. Документирование процессов и результатов сертификации

Состав и содержание документации для серти­фикации системы качествапредприятия зави­сят от характеристик проектирования, разра­ботки и модификации программных средств, а также от требований к их качеству и особен­ностей технологической среды. Поэтому необ­ходимый комплект документов для каждого предприятия или проекта следует выбирать и адаптировать применительно к этим характе­ристикам.

Оцениваемыми при сертификации показателями системы качества являются нали­чие соответствующих документов и практичес­кое выполнение требований определенного уровня модели зрелости СММI или адаптиро­ванного профиля стандартов на базе ISO 9000:2000, а также, созданных на их основе, должностных инструкций специалистами предприятия–разработчика. Заявитель должен под­готовить и предъявить испытательной лабо­ратории согласованный между заказчиком и разработчиком и утвержденный комплект доку­ментов для проверки их достоверности, доста­точности состава и качества изготовления в соответствии с нормативными документами.

Ориентировочный комплект основных документов при сертификации состоит из трех групп:

· базовые НД систем качества в соответствии с номенклатурой и содержанием профиля стандартов на базе ISO 9000:2000 или модели зрелости СММI, а также подготовленные разработчиками на их основе программа, руководство и инст­рукции, предъявляемые испытателям (экс­пертам) системы качества или продукции проверяемого предприятия;

· исходные документы, характеризующие конкретное предприятие или проект, а так­же жизненный цикл программного средст­ва, подготавливаемые руководством проек­та для сертификации его качества;

· отчетные документы испытателей, отража­ющие результаты проверки (сертифика­ции) системы качества предприятия и/или программного продукта, представляемые органу сертификации, заявителю и руко­водству проверяемого предприятия.

Предъявляемые на сертификацию про­граммный продукт или система качества пред­приятия должны представляться в комплекте с соответствующей документацией. Перечень и приблизительное содержание групп этих доку­ментов ориентированы на общий случай проверки систем качества предприятий, обеспечи­вающих жизненный цикл крупных программ­ных продуктов. Комплект документов может сокращаться и адаптироваться по согласованию между заявителем, сертификатором и руковод­ством проверяемого предприятия в соответствии с характеристиками проектов ПС. Некоторые документы могут объеди­няться в интегрированные отчеты с четкой от­ветственностью определенных специалистов за их выполнение.

Базовые документы системы качества предприятия и ЖЦ ПС включают:

· концепция, терминология, требования и ру­ководство по улучшению деятельности – системы менеджмента качества – ISO 9000:2000 или версия модели зрелости СММI;

· адаптированные версии или перечень раз­делов и рекомендаций стандартов ISO/IEC 12207, ISO 15504, их изменений и руководств по применению, выделенных при адаптации и обязательных для использования в системе качества конкретного предприятия или про­екта ПС;

· адаптированная версия или перечень раз­делов и рекомендаций стандарта ISO 9003, выделенных при адаптации и обязательных для применения в системе качества пред­приятия, выпускающего ПС;

· базовые характеристики и атрибуты каче­ства проекта ПС, выделенные, адаптирован­ные и конкретизированные на основе стан­дартов ISO 12182, ISO 9126, ISO 14598, ISO 25000;

· адаптированная версия и утвержденная ре­дакция руководства по сопровождению и конфигурационному управлению на основе рекомендаций стандартов ISO 14764, ISO 10007, ISO 15846;

· комплект должностных инструкций, опре­деляющих ответственность, полномочия и порядок взаимодействия всего руководяще­го, выполняющего и проверяющего работу персонала, участвующего в процедурах сис­темы качества предприятия для конкретного проекта ПС.

Исходные документы, отражающие особенности ЖЦ конкретного ПС:

· описание характеристик программных продуктов, создаваемых на предприятии, системы и внешней среды их ЖЦ, необходимых для адаптации и подго­товки рабочих версий стандартов и требова­ний проекта ПС и системы качества пред­приятия в соответствии с рекомендациями стандартов ISO/IEC 12207, ISO 15504, ISO 9003 и ISO 9126;

· описание целей, требований и обязательств предприятия–разработчика в области систе­мы качества, критериев качества процессов и продуктов разработки, поставки и под­держки всего ЖЦ ПС;

· комплект эксплуатационных документов, поставляемых заказчику и пользователям для обеспечения ЖЦ и применения кон­кретной версии программного продукта на основе адаптированных стандартов ISO 9294, ISO 15910, ISO 18019;

· документация и средства автоматизации проектирования, разработки, модификации, контроля и испытаний, используемых для обеспечения ЖЦ про­граммного продукта;

· планы и методики испытаний применения и оценки эффективности процессов систе­мы качества предприятия и программного продукта;

· методики сопровождения, идентификации компонентов программного продукта и до­кументации, анализа и утверждения версий комплексов программ и данных;

· методика конфигурационного управления, утверждения, хранения, защиты, копирова­ния версий программного продукта и сопро­вождающих документов, а также накопле­ния и хранения, зарегистрированных в архиве предприятия данных о характерис­тиках качества в течение ЖЦ версий программного продукта.

Результирующие документы испытаний – сертификации системы качества предприятия и/или программного продукта:

· отчет о наличии, актуальности и система­тичности оформления документации, адап­тированной к требованиям и положениям системы качества предприятия, обеспечи­вающей интегрированный процесс гарантии качества на протяжении всего ЖЦ программного продукта.

· результаты контроля и испытаний состоя­ния и применения системы качества, прово­димых периодически для определения ее пригодности и эффективности;

· отчет о наличии и поддержании в рабочем состоянии методик проведения проверок и документально оформленных отчетов о результатах достигнутого качества выполне­ния требований договора на сертификацию с заказчиком;

· результаты регистрации достигнутых ха­рактеристик качества комплекса программ: идентификация, накопление, хранение зарегистрированных данных о характеристи­ках и атрибутах качества программного продукта и его компонентов;

· результаты реализации плана разработки, документально оформленных входных и выходных данных этапов разработки и протоколов проверки реализации ЖЦ ПС;

· результаты практического выполнения про­граммы качества и осуществления регла­ментированной деятельности в области ка­чества на всех этапах ЖЦ ПС;

· результаты аттестации имитаторов внеш­ней среды и генераторов тестов, а также оценка их достаточности для выполнения сертификационных испытаний ПС;

· результаты анализа выполнения планов и методик проведения испытаний, протоколы испытаний, оценки соответствия результа­тов испытаний предъявляемым требовани­ям, а также результаты испытаний, утверж­денные представителями заявителя, заказ­чика и поставщика;

· акт результатов проверок реальных харак­теристик ЖЦ ПС и системы качества предприятия, выводы о их соответ­ствии требованиям к сертификации произ­водства программного продукта;

· сертификат системы качества предприятия и/или ПС и обеспече­ния его ЖЦ, лицензия на применение знаков соответствия.

Вопросы по теме

1. Порядок и содержание работ по сертификации программных продуктов.

2. Состав и содержание документации для сертификации системы качества предприятия.

3. Состав базовых документов системы качества предприятия и жизненного цикла программных средств.

4. Какие исходные документы отражают особенности жизненного цикла конкретного программного средства?

5. Какие вы знаете результирующие документы сертификации системы качества предприятия и/или программного продукта?

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

практическая работа № 1

ВЫБОР ХАРАКТЕРИСТИК И МЕР КАЧЕСТВА ПРОГРАММНОГО СРЕДСТВА по стандарту isO 9126

Цель выполнения работы: приобретение практических навыков к выбору характеристик качества программных средств различного назначения согласно требований стандарта ISO 9126 и его обоснованию.

План практического занятия

1. Получить у преподавателя задание – программное средство, для которого будут разрабатываться требования к характеристикам и мерам качества.

2. Изучить теоретический материал Главы 4 «Выбор мер и шкал характеристик качества программных средств», обратив особое внимание на следующие вопросы:

· общие принципы выбора характеристик качества ПС (п.4.1);

· выбор свойств и атрибутов качества функциональных возможностей ПС (п.4.2);

· выбор количественных и качественных атрибутов характеристик качества ПС, их меры и шкалы (п.4.3, 4.4);

· этапы процесса выбора и установления мер и шкал характеристик качества ПС (п.4.5).

3. Ответить на вопросы теста по теории Главы 4.

4. В зависимости от назначения и функций ПС – задания, выполнить этапы процесса выбора и установления мер и шкал характеристик качества ПС (рис.4.1):

· на первом этапе:

¨ используется вся базовая номенклатура характеристик, субхарактеристик и атрибутов стандарта ISO 9126;

¨ их описания упорядочиваются по приоритетам с учетом назначения и сферы применения конкретного ПС;

¨ далее ранжируется номенклатура характеристик с учетом специализации и профессиональных интересов по приоритетам потребителей ПС; результаты ранжирования представляются в таблице вида табл.4.4;

· на втором этапе:

¨ для каждого из выбранных показателей качества устанавливается мера и шкала оценок субхарактеристик и их атрибутов для конкретного ПС и потребителя;

¨ выбранные значения характеристик качества и их атрибутов проверяются на их реализуемость с учетом доступных ресурсов конкретного проекта и при необходимости корректируются по составу и значениям.

В результате формируется полный набор требуемых характеристик, атрибутов, их мер и значений качества ПС. Их удобно представить таблицами вида табл. 4.2 – для количественных метрик ПС, вида табл. 4.3 – для качественных метрик.

5. Оформить отчет по практической работе, который имеет следующую структуру:

· титульный лист;

· задание на практическую работу;

· описание этапов процесса выбора и установления мер и шкал характеристик качества ПС (с обоснованием принятых решений);

· выводы.

практическая работа № 2

РАЗРАБОТКА ТЕХНИЧЕСКОГО ЗАДАНИЯ НА СОЗДАНИЕ ПРОГРАММНОГО СРЕДСТВА

Цель выполнения работы: приобретение практических навыков по разработке технического задания (ТЗ) на создание программные средства различного назначения согласно требованиям стандартов ЕСПД.

Результаты анализа и выбора номенклатуры и мер характеристик качества ПС должны быть документированы в ТЗ. Данная практическая работа является продолжением работы № 1, т.е. результаты анализа и выбора номенклатуры и мер характеристик качества ПС должны быть документированы в ТЗ. При этом должны быть выполнены все требования по структуре, содержанию и оформлению ТЗ.

План практического занятия

1. Изучить теоретический материал Главы 6 «Единая система программной документации» (п.п.6.1–6.9), обратив особое внимание на следующие вопросы:

· структура ЕСПД (п.6.1);

· виды программ и программных документов (п.6.2);

· обозначение программ и программных документов (п.6.5);

· требования к оформлению программных документов (п.6.6–6.8);

· требования к содержанию и оформлению ТЗ (п.6.9).

2. Ответить на вопросы теста по теории.

3. Используя результаты практической работы № 1, разработать техническое задание на заданное ПС, выполнив требования ЕСПД (п.6.9) к содержанию и оформлению ТЗ.

4. Отчетом по практической работе является оформленное ТЗ.

практическая работа № 3

РАЗРАБОТКА ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ НА ПРОГРАММНОЕ СРЕДСТВО

Цель выполнения работы: приобретение практических навыков по разработке технологической проектной документации на программные средства различного назначения согласно требованиям стандартов ЕСПД.

Предлагается разработать следующую технологическую документацию с соблюдением требований ЕСПД по их структуре и содержанию:

· описание программы;

· описание применения;

· пояснительная записка;

· программа и методика испытаний;

· спецификация.

В зависимости от предметной области и вида ПС, выданного в качестве задания, возможно изменение преподавателем состава и содержания технологической документации.

Пояснительная записка является достаточно объемным документом. Поэтому для сложных ПС по согласованию с преподавателем можно сократить объем некоторых разделов, но, описав при этом, по 1–2 объекта.

В документации обязательно должны быть приведены таблицы, схемы, иллюстрации, копии экранов, поясняющие положения документов. Если в документации требуется привести блок-схемы алгоритмов, тексты программ, их требуется оформить согласно требованиям соответствующих стандартов ЕСПД.

План практического занятия

1. Изучить теоретический материал Главы 6 «Единая система программной документации» (п.п.6.10–6.15).

2. Ответить на вопросы теста по теории.

3. Используя результаты практической работы № 2, последовательно разработать технологическую документацию на заданное ПС, выполнив требования ЕСПД к ее содержанию и оформлению.

4. Отчетом по практической работе является оформленная документация.

практическая работа № 4

РАЗРАБОТКА ЭКСПЛУАТАЦИОННОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ НА ПРОГРАММНОЕ СРЕДСТВО

Цель выполнения работы: приобретение практических навыков по разработке эксплуатационной документации на программные средства различного назначения согласно требованиям стандартов ЕСПД.

Предлагается разработать следующую эксплуатационную документацию с соблюдением требований ЕСПД по их структуре и содержанию:

· руководство системного программиста;

· руководство программиста;

· руководство оператора;

· руководство по техническому обслуживанию.

В зависимости от предметной области и вида ПС, выданного в качестве задания, возможно изменение преподавателем состава и содержания технологической документации. Например, возможна разработка руководства пользователя, которое может рассматриваться как документ, объединяющий руководства системного программиста, программиста и оператора.

В документации обязательно должны быть приведены таблицы, схемы, иллюстрации, копии экранов, поясняющие положения документов.

План практического занятия

1. Изучить теоретический материал Главы 6 «Единая система программной документации» (п.п.6.16–6.19).

2. Ответить на вопросы теста по теории.

3. Используя результаты практической работы № 3, последовательно разработать эксплуатационную документацию на заданное ПС, выполнив требования ЕСПД к ее содержанию и оформлению.

4. Отчетом по практической работе является оформленная документация.

практическая работа № 5

Оценивание качества программного продукта по стандарту ГОСТ 28195

Цель выполнения работы: приобретение практических навыков по оценке качества программных средств различного назначения согласно требованиям стандарта ГОСТ 28195.

Стандарт ГОСТ 28195 устанавливает общие положения по оценке качества ПС: номенклатуру и применяемость показателей качества по подклассам и по фазам жизненного цикла.

Основные задачи, решаемые при оценке качества ПС:

· планирование номенклатуры показателей качества;

· планирование уровней показателей качества;

· выбор методов контроля показателей качества ПС;

· контроль значений показателей качества;

· принятие решения о соответствии реальных значений показателей качества установленным требованиям.

Согласно стандарту методы определения показателей качества ПС различаются:

· по методам получения информации о показателе:

¨ измерение,

¨ регистрация,

¨ расчет,

¨ восприятие человеком;

· по источникам получения информации о ПС:

¨ непосредственное наблюдение за их функционированием в процессе работы (традиционный);

¨ обработка заключений экспертов (экспертный).

Номенклатура показателей качества

Показатели качества представляют собой иерархическую многоуровневую систему, в которой показатели вышестоящих уровней определяются через показатели нижестоящих уровней. Только на последнем уровне оценка значений показателей осуществляется на основе информации, относящейся непосредственно к ПС.

Номенклатура первого и второго уровней показателей качества и характери­зуемые ими свойства ПС приведены в табл.1.

Таблица 1

Номенклатура показателей качества программных средств

Наименование группы и комплексных показателей качества Обозначение показателя Характеризуемое свойство
1. Надежность   Характеризует способность ПС в конкретных областях применения выполнять заданные функции в соответствии с программными документами в условиях возникновения отклонений в среде функционирования, вызванных сбоями технических средств, ошибками во входных данных, ошибками обслуживания и другими дестабилизирующими воздействиями
1.1. Устойчивость функциониро­вания Н1 Способность обеспечивать продолжение работы программы после возникновения отклонений, вызванных сбоями технических средств, ошибками во входных данных и ошибками обслуживания
1.2. Работоспособ­ность Н2 Способность программы функционировать в заданных режимах и объемах обрабатываемой информации в соответствии с программными документами при отсутствии сбоев технических средств
2. Сопровождае­мость   Характеризует технологические аспекты, обеспечивающие простоту устранения ошибок в программе и программных документах и поддержания ПС в актуальном состоянии
2.1. Структурность С1 Организация всех взаимосвязанных частей программы в единое целое с использованием логических структур «последовательность», «выбор», «повторение»
2.2. Простота конструкции С2 Построение модульной структуры программы наиболее рациональным, с точки зрения воспри­ятия и понимания, образом
2.3. Наглядность С3 Наличие и представление в наиболее легко воспринимаемом виде исходных модулей ПС, полное их описание в соответствующих программных документах
2.4. Повторяемость С4 Степень использования типовых проектных решений или компонентов, входящих в ПС
2.5. Полнота документации   С5 Наличие документов, необходимых для понимания всех технических решений, принятых на фа­зах проектирования, реализации, тестирования и изготовления жизненного цикла ПС
3. Удобство использования     Характеризует свойства ПС, способствующие быстрому освоению, применению и эксплуатации ПС с минимальными трудозатратами с учетом характера решаемых задач и требований к квалификации обслуживающего персонала
3.1. Легкость освоения У1 Представление программных документов и программы в виде, способствующем пониманию логики функционирования программы в целом и ее частей
3.2. Доступность программных документов У2 Понятность, наглядность и полнота описания взаимодействия пользователя с программой в программных документах
3.3. Удобство эксплуатации и обслуживания У3 Соответствие процесса обработки данных и форм представления результатов характеру решае­мых задач
4. Эффективность   Характеризует степень удовлетворения потребности пользователя в обработке данных с учетом экономических, людских ресурсов и ресурсов системы обработки информации
4.1. Уровень автоматизации Э1 Уровень автоматизации функций процесса обработки данных с учетом рациональности функциональной структуры программы с точки зрения взаимодействия с ней пользователя и использова­ния ресурсов системы обработки информации
4.2. Временная эффективность Э2 Способность программы выполнять заданные действия в интервале времени, отвечающем заданным требованиям
4.3. Ресурсоем­кость Э3 Минимально необходимые ресурсы системы обработки информации и число обслуживающего персонала для эксплуатации ПС
5. Универсальность   Характеризует адаптируемость ПС к новым функциональным требованиям, возникающим вследствие изменения условий функционирования
5.1. Гибкость Г1 Возможность использования ПС в различных областях применения
5.2. Мобильность Г2 Возможность применения ПС без существенных дополнительных трудозатрат на ЭВМ аналогичного класса
5.3. Модифицируе­мость Г3 Обеспечение простоты внесения необходимых изменений и доработок в программу в процессе эксплуатации
6. Функциональ­ность   Характеризует степень соответствия ПС требованиям, установленным в ТЗ, требованиям к обработке данных и общесистемным требованиям
6.1. Полнота реализации К1 Полнота реализации заданных функций ПС и достаточность их описания в программной докумен­тации
6.2. Согласован­ность К2 Однозначное, непротиворечивое описание и использование тождественных объектов, функций, терминов, определений, идентификаторов и т.д. в различных частях программных документов и текста программы
6.3. Логическая корректность К3 Функциональное и программное соответствие процесса обработки данных при выполнении задания общесистемным требованиям
6.4. Проверенность К4 Полнота проверки возможных маршрутов выполнения программы в процессе тестирования
6.5. Защищенность К5 Способность программного средства предотвращать несанкционированный доступ к програм­мам и данным, а также степень удобства и полноты обнаружения результатов такого доступа или дейст­вий по разрушению программ и данных

Наши рекомендации