Номенклатура показателей качества 17 страница
Экспертиза применения процедур системы качества осуществляется испытательной лабораторией на рабочих местах предприятия, обеспечивающего ЖЦ ПС. Проверки проводятся по наличию на рабочих местах специалистов–разработчиков соответствующих документов и по полноте использования их положений и рекомендаций. Анализы состояния проекта и внутренние проверки системы качества, процессов и/или продукции должны проводиться персоналом, независимым от лиц, непосредственно ответственных за выполнение этих работ.
Методики проверок качества разработки должны быть обеспечены необходимыми ресурсами для выполнения программы испытаний, методиками планирования и разработки частных процедур проверок. Методики должны содержать:
· объекты и цели испытаний;
· оцениваемые показатели качества;
· условия и порядок испытаний;
· методы обработки, анализа и оценки результатов испытаний;
· техническое обеспечение испытаний;
· отчетность.
Следует указывать технические и программные средства, используемые во время проведения испытаний, и порядок проведения испытаний, а также ожидаемые результаты проверок. Должны быть разработаны методики контроля за корректировками, действиями по исправлению дефектов, если в службу управления проверок поступит такой запрос. Служба управления программами испытаний должна разработать методики сохранения конфиденциальности любой информации об испытаниях, а также данных, имеющихся у экспертов.
Протоколы испытаний представляются заявителю и в орган по сертификации. Заявитель может представить в орган по сертификации протоколы испытаний с учетом сроков их действия, проведенных при разработке и постановке продукции на производство, или документы об испытаниях, выполненных отечественными или зарубежными испытательными лабораториями, аккредитованными или признанными в системе сертификации. На основании протоколов сертификационных испытаний оцениваются полученные результаты и обосновываются сделанные выводы о соответствии или несоответствии продукции требованиям НД.
Заключение по результатам сертификационных испытаний разрабатывается сертификаторами и содержит обобщенные сведения о результатах испытаний и обоснование целесообразности выдачи сертификата. В случае получения отрицательных результатов сертификационных испытаний принимается решение об отказе в выдаче сертификата соответствия. После доработки сертифицируемой продукции или системы качества испытания могут быть повторены.
Результаты анализа состояния технологии или качества продукции оформляются актом, в котором даются оценки по всем позициям программы испытаний и содержатся выводы, включающие общую оценку состояния производства и продукции, необходимость корректирующих мероприятий. Акт используется органом по сертификации наряду с протоколами испытаний, заявкой для выдачи и определения срока действия сертификата на программный продукт, периодичности инспекционного контроля, а также для составления корректирующих мероприятий.
По результатам сертификационных испытаний и экспертизы документации принимается решение о выдаче сертификата. В случае получения отрицательных результатов сертификационных испытаний принимается решение об отказе в выдаче сертификата соответствия. Кроме того, предприятию–заявителю может быть направлены предложения по устранению предполагаемых причин отрицательных результатов испытаний. После доработки сертифицируемой продукции испытания могут быть повторены.
Орган по сертификации после анализа протоколов испытаний, оценки производства, сертификации системы качества, анализа документации, указанной в решении по заявке, осуществляет оценку соответствия продукции установленным требованиям, оформляет сертификат на основании заключения экспертов и регистрирует его.
При внесении изменений в конструкторскую или эксплуатационную документацию, которые могут повлиять на качество системы или программный продукт, удостоверяемые при сертификации, заявитель должен известить об этом орган по сертификации, для принятия решения о необходимости проведения дополнительных испытаний.
После регистрации сертификат вступает в силу и направляется предприятию–заявителю. Одновременно с выдачей сертификата предприятию–заявителю может выдаваться лицензия на право применения знака соответствия.
За сертифицированными программными продуктами в процессе их эксплуатации в течение всего срока действия сертификата соответствия должен осуществляться инспекционный контроль. Инспекционный контроль проводится в форме периодических и внеплановых проверок соблюдения требований к качеству технологии и сертифицированной продукции. Объектами контроля, в зависимости от схемы сертификации, является сертифицированная продукция, система качества или стабильность производства предприятия–разработчика.
При определении периодичности и объема инспекционной проверки учитываются следующие факторы: степень потенциальной опасности программного продукта, стабильность производства, объем выпуска, наличие и применение системы качества при разработке, информация о результатах испытаний продукта и его производства, проведенных изготовителем, органами государственного контроля и надзора.
Результаты инспекционного контроля оформляются актом, в котором дается оценка результатов испытаний образцов и других проверок, делается общее заключение о состоянии производства сертифицированной продукции и возможности сохранения действия выданного сертификата. Акт хранится в органе по сертификации, а его копии направляются разработчику и в организации, принимавшие участие в инспекционном контроле. По результатам инспекционного контроля орган по сертификации может приостановить или отменить действие сертификата и аннулировать лицензию на право применения знака соответствия в случае несоответствия продукции требованиям нормативных документов, контролируемых при сертификации, а также в случаях:
· принципиальных изменений модели зрелости, профиля стандартов, нормативных документов на продукцию или метода испытаний;
· изменения конструкции (состава), комплектности продукции;
· изменения организации или технологии разработки и производства;
· невыполнения требований технологии, методов контроля и испытаний, системы качества, если изменения могут вызвать несоответствие продукции требованиям, контролируемым при сертификации.
Решение о приостановлении действия сертификата и лицензии на право применения знака соответствия не принимается в случае, если путем корректирующих мероприятий, согласованных с органом по сертификации, его выдавшим, заявитель может устранить обнаруженные причины несоответствия и подтвердить без повторных испытаний в аккредитованной лаборатории, соответствие продукта или процессов НД. Если этого сделать нельзя, то действие сертификата отменяется, и лицензия на право применения знака соответствия аннулируется.
Информация о приостановлении или отмене действия сертификата доводится органом по сертификации, его выдавшим, до сведения заявителя, потребителей и других заинтересованных организаций.
Действие сертификата и право маркирования продукции знаком соответствия могут быть возобновлены при выполнении предприятием–разработчиком следующих условий:
· выявления причин несоответствия и их устранения;
· представления в орган по сертификации отчета о проделанной работе по улучшению и обеспечению качества продукции;
· проведения по методикам и под контролем органа по сертификации дополнительных испытаний продукции и получения положительных результатов.
8.2. Документирование процессов и результатов сертификации
Состав и содержание документации для сертификации системы качествапредприятия зависят от характеристик проектирования, разработки и модификации программных средств, а также от требований к их качеству и особенностей технологической среды. Поэтому необходимый комплект документов для каждого предприятия или проекта следует выбирать и адаптировать применительно к этим характеристикам.
Оцениваемыми при сертификации показателями системы качества являются наличие соответствующих документов и практическое выполнение требований определенного уровня модели зрелости СММI или адаптированного профиля стандартов на базе ISO 9000:2000, а также, созданных на их основе, должностных инструкций специалистами предприятия–разработчика. Заявитель должен подготовить и предъявить испытательной лаборатории согласованный между заказчиком и разработчиком и утвержденный комплект документов для проверки их достоверности, достаточности состава и качества изготовления в соответствии с нормативными документами.
Ориентировочный комплект основных документов при сертификации состоит из трех групп:
· базовые НД систем качества в соответствии с номенклатурой и содержанием профиля стандартов на базе ISO 9000:2000 или модели зрелости СММI, а также подготовленные разработчиками на их основе программа, руководство и инструкции, предъявляемые испытателям (экспертам) системы качества или продукции проверяемого предприятия;
· исходные документы, характеризующие конкретное предприятие или проект, а также жизненный цикл программного средства, подготавливаемые руководством проекта для сертификации его качества;
· отчетные документы испытателей, отражающие результаты проверки (сертификации) системы качества предприятия и/или программного продукта, представляемые органу сертификации, заявителю и руководству проверяемого предприятия.
Предъявляемые на сертификацию программный продукт или система качества предприятия должны представляться в комплекте с соответствующей документацией. Перечень и приблизительное содержание групп этих документов ориентированы на общий случай проверки систем качества предприятий, обеспечивающих жизненный цикл крупных программных продуктов. Комплект документов может сокращаться и адаптироваться по согласованию между заявителем, сертификатором и руководством проверяемого предприятия в соответствии с характеристиками проектов ПС. Некоторые документы могут объединяться в интегрированные отчеты с четкой ответственностью определенных специалистов за их выполнение.
Базовые документы системы качества предприятия и ЖЦ ПС включают:
· концепция, терминология, требования и руководство по улучшению деятельности – системы менеджмента качества – ISO 9000:2000 или версия модели зрелости СММI;
· адаптированные версии или перечень разделов и рекомендаций стандартов ISO/IEC 12207, ISO 15504, их изменений и руководств по применению, выделенных при адаптации и обязательных для использования в системе качества конкретного предприятия или проекта ПС;
· адаптированная версия или перечень разделов и рекомендаций стандарта ISO 9003, выделенных при адаптации и обязательных для применения в системе качества предприятия, выпускающего ПС;
· базовые характеристики и атрибуты качества проекта ПС, выделенные, адаптированные и конкретизированные на основе стандартов ISO 12182, ISO 9126, ISO 14598, ISO 25000;
· адаптированная версия и утвержденная редакция руководства по сопровождению и конфигурационному управлению на основе рекомендаций стандартов ISO 14764, ISO 10007, ISO 15846;
· комплект должностных инструкций, определяющих ответственность, полномочия и порядок взаимодействия всего руководящего, выполняющего и проверяющего работу персонала, участвующего в процедурах системы качества предприятия для конкретного проекта ПС.
Исходные документы, отражающие особенности ЖЦ конкретного ПС:
· описание характеристик программных продуктов, создаваемых на предприятии, системы и внешней среды их ЖЦ, необходимых для адаптации и подготовки рабочих версий стандартов и требований проекта ПС и системы качества предприятия в соответствии с рекомендациями стандартов ISO/IEC 12207, ISO 15504, ISO 9003 и ISO 9126;
· описание целей, требований и обязательств предприятия–разработчика в области системы качества, критериев качества процессов и продуктов разработки, поставки и поддержки всего ЖЦ ПС;
· комплект эксплуатационных документов, поставляемых заказчику и пользователям для обеспечения ЖЦ и применения конкретной версии программного продукта на основе адаптированных стандартов ISO 9294, ISO 15910, ISO 18019;
· документация и средства автоматизации проектирования, разработки, модификации, контроля и испытаний, используемых для обеспечения ЖЦ программного продукта;
· планы и методики испытаний применения и оценки эффективности процессов системы качества предприятия и программного продукта;
· методики сопровождения, идентификации компонентов программного продукта и документации, анализа и утверждения версий комплексов программ и данных;
· методика конфигурационного управления, утверждения, хранения, защиты, копирования версий программного продукта и сопровождающих документов, а также накопления и хранения, зарегистрированных в архиве предприятия данных о характеристиках качества в течение ЖЦ версий программного продукта.
Результирующие документы испытаний – сертификации системы качества предприятия и/или программного продукта:
· отчет о наличии, актуальности и систематичности оформления документации, адаптированной к требованиям и положениям системы качества предприятия, обеспечивающей интегрированный процесс гарантии качества на протяжении всего ЖЦ программного продукта.
· результаты контроля и испытаний состояния и применения системы качества, проводимых периодически для определения ее пригодности и эффективности;
· отчет о наличии и поддержании в рабочем состоянии методик проведения проверок и документально оформленных отчетов о результатах достигнутого качества выполнения требований договора на сертификацию с заказчиком;
· результаты регистрации достигнутых характеристик качества комплекса программ: идентификация, накопление, хранение зарегистрированных данных о характеристиках и атрибутах качества программного продукта и его компонентов;
· результаты реализации плана разработки, документально оформленных входных и выходных данных этапов разработки и протоколов проверки реализации ЖЦ ПС;
· результаты практического выполнения программы качества и осуществления регламентированной деятельности в области качества на всех этапах ЖЦ ПС;
· результаты аттестации имитаторов внешней среды и генераторов тестов, а также оценка их достаточности для выполнения сертификационных испытаний ПС;
· результаты анализа выполнения планов и методик проведения испытаний, протоколы испытаний, оценки соответствия результатов испытаний предъявляемым требованиям, а также результаты испытаний, утвержденные представителями заявителя, заказчика и поставщика;
· акт результатов проверок реальных характеристик ЖЦ ПС и системы качества предприятия, выводы о их соответствии требованиям к сертификации производства программного продукта;
· сертификат системы качества предприятия и/или ПС и обеспечения его ЖЦ, лицензия на применение знаков соответствия.
Вопросы по теме
1. Порядок и содержание работ по сертификации программных продуктов.
2. Состав и содержание документации для сертификации системы качества предприятия.
3. Состав базовых документов системы качества предприятия и жизненного цикла программных средств.
4. Какие исходные документы отражают особенности жизненного цикла конкретного программного средства?
5. Какие вы знаете результирующие документы сертификации системы качества предприятия и/или программного продукта?
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
практическая работа № 1
ВЫБОР ХАРАКТЕРИСТИК И МЕР КАЧЕСТВА ПРОГРАММНОГО СРЕДСТВА по стандарту isO 9126
Цель выполнения работы: приобретение практических навыков к выбору характеристик качества программных средств различного назначения согласно требований стандарта ISO 9126 и его обоснованию.
План практического занятия
1. Получить у преподавателя задание – программное средство, для которого будут разрабатываться требования к характеристикам и мерам качества.
2. Изучить теоретический материал Главы 4 «Выбор мер и шкал характеристик качества программных средств», обратив особое внимание на следующие вопросы:
· общие принципы выбора характеристик качества ПС (п.4.1);
· выбор свойств и атрибутов качества функциональных возможностей ПС (п.4.2);
· выбор количественных и качественных атрибутов характеристик качества ПС, их меры и шкалы (п.4.3, 4.4);
· этапы процесса выбора и установления мер и шкал характеристик качества ПС (п.4.5).
3. Ответить на вопросы теста по теории Главы 4.
4. В зависимости от назначения и функций ПС – задания, выполнить этапы процесса выбора и установления мер и шкал характеристик качества ПС (рис.4.1):
· на первом этапе:
¨ используется вся базовая номенклатура характеристик, субхарактеристик и атрибутов стандарта ISO 9126;
¨ их описания упорядочиваются по приоритетам с учетом назначения и сферы применения конкретного ПС;
¨ далее ранжируется номенклатура характеристик с учетом специализации и профессиональных интересов по приоритетам потребителей ПС; результаты ранжирования представляются в таблице вида табл.4.4;
· на втором этапе:
¨ для каждого из выбранных показателей качества устанавливается мера и шкала оценок субхарактеристик и их атрибутов для конкретного ПС и потребителя;
¨ выбранные значения характеристик качества и их атрибутов проверяются на их реализуемость с учетом доступных ресурсов конкретного проекта и при необходимости корректируются по составу и значениям.
В результате формируется полный набор требуемых характеристик, атрибутов, их мер и значений качества ПС. Их удобно представить таблицами вида табл. 4.2 – для количественных метрик ПС, вида табл. 4.3 – для качественных метрик.
5. Оформить отчет по практической работе, который имеет следующую структуру:
· титульный лист;
· задание на практическую работу;
· описание этапов процесса выбора и установления мер и шкал характеристик качества ПС (с обоснованием принятых решений);
· выводы.
практическая работа № 2
РАЗРАБОТКА ТЕХНИЧЕСКОГО ЗАДАНИЯ НА СОЗДАНИЕ ПРОГРАММНОГО СРЕДСТВА
Цель выполнения работы: приобретение практических навыков по разработке технического задания (ТЗ) на создание программные средства различного назначения согласно требованиям стандартов ЕСПД.
Результаты анализа и выбора номенклатуры и мер характеристик качества ПС должны быть документированы в ТЗ. Данная практическая работа является продолжением работы № 1, т.е. результаты анализа и выбора номенклатуры и мер характеристик качества ПС должны быть документированы в ТЗ. При этом должны быть выполнены все требования по структуре, содержанию и оформлению ТЗ.
План практического занятия
1. Изучить теоретический материал Главы 6 «Единая система программной документации» (п.п.6.1–6.9), обратив особое внимание на следующие вопросы:
· структура ЕСПД (п.6.1);
· виды программ и программных документов (п.6.2);
· обозначение программ и программных документов (п.6.5);
· требования к оформлению программных документов (п.6.6–6.8);
· требования к содержанию и оформлению ТЗ (п.6.9).
2. Ответить на вопросы теста по теории.
3. Используя результаты практической работы № 1, разработать техническое задание на заданное ПС, выполнив требования ЕСПД (п.6.9) к содержанию и оформлению ТЗ.
4. Отчетом по практической работе является оформленное ТЗ.
практическая работа № 3
РАЗРАБОТКА ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ НА ПРОГРАММНОЕ СРЕДСТВО
Цель выполнения работы: приобретение практических навыков по разработке технологической проектной документации на программные средства различного назначения согласно требованиям стандартов ЕСПД.
Предлагается разработать следующую технологическую документацию с соблюдением требований ЕСПД по их структуре и содержанию:
· описание программы;
· описание применения;
· пояснительная записка;
· программа и методика испытаний;
· спецификация.
В зависимости от предметной области и вида ПС, выданного в качестве задания, возможно изменение преподавателем состава и содержания технологической документации.
Пояснительная записка является достаточно объемным документом. Поэтому для сложных ПС по согласованию с преподавателем можно сократить объем некоторых разделов, но, описав при этом, по 1–2 объекта.
В документации обязательно должны быть приведены таблицы, схемы, иллюстрации, копии экранов, поясняющие положения документов. Если в документации требуется привести блок-схемы алгоритмов, тексты программ, их требуется оформить согласно требованиям соответствующих стандартов ЕСПД.
План практического занятия
1. Изучить теоретический материал Главы 6 «Единая система программной документации» (п.п.6.10–6.15).
2. Ответить на вопросы теста по теории.
3. Используя результаты практической работы № 2, последовательно разработать технологическую документацию на заданное ПС, выполнив требования ЕСПД к ее содержанию и оформлению.
4. Отчетом по практической работе является оформленная документация.
практическая работа № 4
РАЗРАБОТКА ЭКСПЛУАТАЦИОННОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ НА ПРОГРАММНОЕ СРЕДСТВО
Цель выполнения работы: приобретение практических навыков по разработке эксплуатационной документации на программные средства различного назначения согласно требованиям стандартов ЕСПД.
Предлагается разработать следующую эксплуатационную документацию с соблюдением требований ЕСПД по их структуре и содержанию:
· руководство системного программиста;
· руководство программиста;
· руководство оператора;
· руководство по техническому обслуживанию.
В зависимости от предметной области и вида ПС, выданного в качестве задания, возможно изменение преподавателем состава и содержания технологической документации. Например, возможна разработка руководства пользователя, которое может рассматриваться как документ, объединяющий руководства системного программиста, программиста и оператора.
В документации обязательно должны быть приведены таблицы, схемы, иллюстрации, копии экранов, поясняющие положения документов.
План практического занятия
1. Изучить теоретический материал Главы 6 «Единая система программной документации» (п.п.6.16–6.19).
2. Ответить на вопросы теста по теории.
3. Используя результаты практической работы № 3, последовательно разработать эксплуатационную документацию на заданное ПС, выполнив требования ЕСПД к ее содержанию и оформлению.
4. Отчетом по практической работе является оформленная документация.
практическая работа № 5
Оценивание качества программного продукта по стандарту ГОСТ 28195
Цель выполнения работы: приобретение практических навыков по оценке качества программных средств различного назначения согласно требованиям стандарта ГОСТ 28195.
Стандарт ГОСТ 28195 устанавливает общие положения по оценке качества ПС: номенклатуру и применяемость показателей качества по подклассам и по фазам жизненного цикла.
Основные задачи, решаемые при оценке качества ПС:
· планирование номенклатуры показателей качества;
· планирование уровней показателей качества;
· выбор методов контроля показателей качества ПС;
· контроль значений показателей качества;
· принятие решения о соответствии реальных значений показателей качества установленным требованиям.
Согласно стандарту методы определения показателей качества ПС различаются:
· по методам получения информации о показателе:
¨ измерение,
¨ регистрация,
¨ расчет,
¨ восприятие человеком;
· по источникам получения информации о ПС:
¨ непосредственное наблюдение за их функционированием в процессе работы (традиционный);
¨ обработка заключений экспертов (экспертный).
Номенклатура показателей качества
Показатели качества представляют собой иерархическую многоуровневую систему, в которой показатели вышестоящих уровней определяются через показатели нижестоящих уровней. Только на последнем уровне оценка значений показателей осуществляется на основе информации, относящейся непосредственно к ПС.
Номенклатура первого и второго уровней показателей качества и характеризуемые ими свойства ПС приведены в табл.1.
Таблица 1
Номенклатура показателей качества программных средств
Наименование группы и комплексных показателей качества | Обозначение показателя | Характеризуемое свойство |
1. Надежность | Характеризует способность ПС в конкретных областях применения выполнять заданные функции в соответствии с программными документами в условиях возникновения отклонений в среде функционирования, вызванных сбоями технических средств, ошибками во входных данных, ошибками обслуживания и другими дестабилизирующими воздействиями | |
1.1. Устойчивость функционирования | Н1 | Способность обеспечивать продолжение работы программы после возникновения отклонений, вызванных сбоями технических средств, ошибками во входных данных и ошибками обслуживания |
1.2. Работоспособность | Н2 | Способность программы функционировать в заданных режимах и объемах обрабатываемой информации в соответствии с программными документами при отсутствии сбоев технических средств |
2. Сопровождаемость | Характеризует технологические аспекты, обеспечивающие простоту устранения ошибок в программе и программных документах и поддержания ПС в актуальном состоянии | |
2.1. Структурность | С1 | Организация всех взаимосвязанных частей программы в единое целое с использованием логических структур «последовательность», «выбор», «повторение» |
2.2. Простота конструкции | С2 | Построение модульной структуры программы наиболее рациональным, с точки зрения восприятия и понимания, образом |
2.3. Наглядность | С3 | Наличие и представление в наиболее легко воспринимаемом виде исходных модулей ПС, полное их описание в соответствующих программных документах |
2.4. Повторяемость | С4 | Степень использования типовых проектных решений или компонентов, входящих в ПС |
2.5. Полнота документации | С5 | Наличие документов, необходимых для понимания всех технических решений, принятых на фазах проектирования, реализации, тестирования и изготовления жизненного цикла ПС |
3. Удобство использования | Характеризует свойства ПС, способствующие быстрому освоению, применению и эксплуатации ПС с минимальными трудозатратами с учетом характера решаемых задач и требований к квалификации обслуживающего персонала | |
3.1. Легкость освоения | У1 | Представление программных документов и программы в виде, способствующем пониманию логики функционирования программы в целом и ее частей |
3.2. Доступность программных документов | У2 | Понятность, наглядность и полнота описания взаимодействия пользователя с программой в программных документах |
3.3. Удобство эксплуатации и обслуживания | У3 | Соответствие процесса обработки данных и форм представления результатов характеру решаемых задач |
4. Эффективность | Характеризует степень удовлетворения потребности пользователя в обработке данных с учетом экономических, людских ресурсов и ресурсов системы обработки информации | |
4.1. Уровень автоматизации | Э1 | Уровень автоматизации функций процесса обработки данных с учетом рациональности функциональной структуры программы с точки зрения взаимодействия с ней пользователя и использования ресурсов системы обработки информации |
4.2. Временная эффективность | Э2 | Способность программы выполнять заданные действия в интервале времени, отвечающем заданным требованиям |
4.3. Ресурсоемкость | Э3 | Минимально необходимые ресурсы системы обработки информации и число обслуживающего персонала для эксплуатации ПС |
5. Универсальность | Характеризует адаптируемость ПС к новым функциональным требованиям, возникающим вследствие изменения условий функционирования | |
5.1. Гибкость | Г1 | Возможность использования ПС в различных областях применения |
5.2. Мобильность | Г2 | Возможность применения ПС без существенных дополнительных трудозатрат на ЭВМ аналогичного класса |
5.3. Модифицируемость | Г3 | Обеспечение простоты внесения необходимых изменений и доработок в программу в процессе эксплуатации |
6. Функциональность | Характеризует степень соответствия ПС требованиям, установленным в ТЗ, требованиям к обработке данных и общесистемным требованиям | |
6.1. Полнота реализации | К1 | Полнота реализации заданных функций ПС и достаточность их описания в программной документации |
6.2. Согласованность | К2 | Однозначное, непротиворечивое описание и использование тождественных объектов, функций, терминов, определений, идентификаторов и т.д. в различных частях программных документов и текста программы |
6.3. Логическая корректность | К3 | Функциональное и программное соответствие процесса обработки данных при выполнении задания общесистемным требованиям |
6.4. Проверенность | К4 | Полнота проверки возможных маршрутов выполнения программы в процессе тестирования |
6.5. Защищенность | К5 | Способность программного средства предотвращать несанкционированный доступ к программам и данным, а также степень удобства и полноты обнаружения результатов такого доступа или действий по разрушению программ и данных |