Выполните задания по тексту.
ВСР по русскому языку
II курс
Общий план ВСР.
Сроки сдачи: конец I полугодия – ВСР №1-3,
Конец II полугодия – ВСР №4-8
· ВСР №1 «Комплексный анализ текста».
· ВСР №2 «Обособленные члены предложения».
· ВСР №3 «Знаки препинания при сравнительных оборотах и вводных словах».
· ВСР №4 «Знаки препинания в СПП, ССП, БСП, СП с разными видами связи».
· ВСР №5 «Виды грамматических ошибок».
· ВСР №6 «Сочинение-рассуждение».
· ВСР №7 «Сочинение-рассуждение».
· ВСР №8 «Тест по материалам ЕГЭ».
ВСР №1.
«Комплексный анализ текста».
Прочтите текст и выполните задания к нему 1-10.
Отрывок из произведения Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц».
(1)Вот тут-то и появился Лис.
– (2)3дравствуй, – сказал он.
– (3)Здравствуй, – вежливо ответил Маленький принц. – (4)Кто ты? (5)Какой ты красивый!
– (6)Я – Лис, – сказал Лис.
– (7)Поиграй со мной, – попросил Маленький принц. – (8)Мне так грустно...
– (9)Не могу я с тобой играть, – сказал Лис. – (10)Я не приручён.
– (11)А как это – приручить? – спросил Маленький принц.
– (12)Это давно забытое понятие, – объяснил Лис. – (13)Ты для меня пока всего лишь маленький мальчик, точно такой же, как сто тысяч других мальчиков. (14)Я для тебя всего только лисица, точно такая же, как сто тысяч других лисиц. (15)Но, если ты меня приручишь, мы станем нужны друг другу. (16)Ты будешь для меня единственным в целом свете, и я буду для тебя один в целом свете...
– (17)Я начинаю понимать, – сказал Маленький принц.
– (18)Скучная у меня жизнь, но, если ты меня приручишь, моя жизнь изменится, солнцем озарится, – продолжал Лис. – (19)Твои шаги я стану различать среди тысяч других. (20)Заслышав людские шаги, я всегда убегаю и прячусь. (21)Но твоя походка позовёт меня, точно музыка, и я выйду из своего убежища.
(22)Лис замолчал и долго смотрел на Маленького принца. (23)Потом сказал:
– (24)Пожалуйста, приручи меня!
– (25)Я бы рад, – отвечал Маленький принц, – но у меня так мало времени. (26)Мне ещё надо найти друзей и узнать разные вещи.
– (27)Узнать можно только те вещи, которые приручишь, – сказал Лис. – (28)У людей уже не хватает времени что-либо узнавать. (29)Они покупают вещи готовыми в магазинах. (30)Но таких магазинов, где торговали бы друзьями, конечно, нет, и потому люди больше не имеют друзей. (31)Если хочешь, чтобы у тебя был друг, приручи меня!
– (32)А что для этого надо делать? – спросил Маленький принц.
– (33)Надо запастись терпением, – ответил Лис. – (34)Сперва сядь вон там, поодаль. (35)Но с каждым днём садись немножко ближе...
(36)Так Маленький принц приручил Лиса.
(37)И вот настал час прощания.
– (38)Я буду плакать о тебе, – вздохнул Лис.
– (39)Я ведь не хотел, чтобы тебе было больно, – сказал Маленький принц. – (40)Ты сам пожелал, чтобы я тебя приручил...
– (41)Да, конечно, – сказал Лис. (42)Он умолк. (43)Потом прибавил:
– (44)Поди взгляни ещё раз на розы, а когда вернёшься, чтобы проститься со мной, я открою тебе один секрет. (45)Это будет мой тебе подарок.
(46)Когда Маленький принц возвратился к Лису, тот сказал:
– (47)Вот мой секрет, он очень прост: зорко одно лишь сердце. (48)Самого главного глазами не увидишь.
– (49)Самого главного глазами не увидишь, – повторил Маленький принц, чтобы лучше запомнить.
– (50)Твоя роза так дорога тебе потому, что ты отдавал ей всю душу.
– (51)Потому что я отдавал ей всю душу... – повторил Маленький принц, чтобы лучше запомнить.
– (52)Люди забыли эту истину, – сказал Лис, – но ты не забывай: ты навсегда в ответе за всех, кого приручил.
(По А. Сент-Экзюпери)*
* Антуан де Сент-Экзюпери (1900 – 1944) – французский писатель, поэт и профессиональный лётчик.
Выполните задания по тексту.
1. Укажите тип и стиль речи.
2. Укажите тему приведенного отрывка.
3. Почему Лис сказал, что будет плакать о Маленьком принце?
4.Укажите номера предложений, в котором средством выразительности речи является сравнение.
5.Из предложений 37 – 44 выпишите слово, в котором правописание согласной в приставке не зависит от последующего согласного звука.
6.Из предложений 7 – 14 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В кратких страдательных причастиях прошедшего времени пишется одно Н».
7.Выпишитеграмматическую основупредложения 45.
8.Выпишите номера предложений с обособленным обстоятельством.
9.Среди предложений24 -32найдите предложение с вводным словом, выпишите это слово.
10.Среди предложений 27 – 31 найдите сложноподчиненное предложение с последовательным подчинением придаточных. Выпишите это предложение, сделайте синтаксический разбор и составьте нему схему.
ВСР №2.
«Обособленные члены предложения».