Правописание безударных гласных и парных
СОГЛАСНЫХ В КОРНЕ СЛОВА. ПРАВИЛА ПЕРЕНОСА СЛОВ
Ц е л ь: развивать умения написания слов с орфограммами – гласными и согласными – в корне, формировать представления о новых правилах переноса слов.
Х о д у р о к а
I. Чистописание.
Ираида Иванко Израиль
Река Иртыш протекает в Сибири.
– Объясните встретившиеся в предложении орфограммы.
– Поставьте знаки ударения в словах; разберите по членам предложения.
II. Формирование новых умений и навыков.
1. Установление способа словообразования. (Упр. 50, 51.)
2. Классификация букв. На доске карточки:
– Какая из гласных всегда находится в сильной позиции? (У.)
– Расскажите алгоритм проверки безударных гласных в корне.
– Как проверять правописание звонких, глухих согласных в корне слова?
Если слышишь парный звук,
Будь внимателен, мой друг,
Парный сразу проверяй,
Слово смело изменяй:
Зуб на зубы, лед на льды –
Будешь грамотным и ты.
Дети проговаривают орфограмму своими словами.
3. Комментированное наблюдение и формулировка учащимися правил переноса слов. (Упр. 52, 55.)
Физкультминутка |
4. Самостоятельная работа. (Упр. 56.)
– Объясните пропущенные орфограммы.
5. Комментированный разбор. (Упр. 53.)
Перед Петей Ошибкиным стоит задача: выписать слова с двумя безударными гласными, подобрать проверочные, поставить знак ударения. Поможем Пете.
Запись н а д о с к е:
к..л..сок, д..р..вянный, в..ч..реет, з..л..нел, в..с..лился.
С л о в а д л я с п р а в о к: дерево, зелень, колосья, вечер, весело, деревья, колос, вечерний, зеленый, веселый.
III. Итог урока.
– Сформулируйте правила переноса слов, ориентируясь на состав слова. (При переносе слов нельзя отрывать от корня первую согласную букву.)
Домашнее задание.Упражнение 57.
Урок 6 (2)
ПРАВИЛА БЕЗУДАРНЫХ ГЛАСНЫХ И ПАРНЫХ СОГЛАСНЫХ
В КОРНЕ СЛОВА
Ц е л ь: развивать умения проверять слова с безударными гласными, глухими, звонкими согласными в корне; формировать навыки правописания корня на основе сопоставления двух правил.
Х о д у р о к а
I. Чистописание.
– Отправимся сегодня в деревню Простоквашино по приглашению дяди Федора. Чтобы попасть в деревню, необходимо выполнить задания героев книги Э. Успенского.
– Задание прислал почтальон Печкин.
– Дайте характеристику букве «п»; звуку [п] в сочетаниях слов пя, пу.
1) Списывание, установление способа словообразования. (Упр. 59.)
2) Словарная работа.
Один ученик заполняет кроссворд у доски, остальные записывают ответы в тетради через запятую.
По горизонтали:
1. И от ветра, и от зноя, 2. Он на вокзале есть всегда,
От дождя тебя укроет. К нему подходят поезда,
А как спать в ней сладко! Двойное Р содержит он
Что это? (Палатка.) И называется… (перрон).
По вертикали:
3. Вперевалку шел со льдин 5. Я антоним к слову зной,
К нам на утренник… (пингвин). Я в реке, в тени густой
И в бутылке лимонада,
4. Я хотел устроить бал А зовут меня… (прохлада).
И гостей к себе… (позвал).
– Какое слово «лишнее»? Почему? (Позвал – глагол.)
Физкультминутка |