Сущность и взаимосвязь функций менеджмента предприятий сервиса и туризма
Функции менеджмента – это конкретный вид управленческой деятельности, который осуществляется специальными приемами и способами, а также соответствующая организация и контроль деятельности.
Функции управления можно представить как виды управленческого труда, связанные с воздействием на управляемый объект. Считается, что в процессе управления выполняются следующие основные функции: планирование, организация, мотивация и контроль.
Каждая из четырех функций управления является для организации жизненно важной.
В процессе планирования принимается решение о том, какими должны быть цели организации и что должны делать ее члены, чтобы достичь этих целей.
Эффективность планирования как функции управления во многом зависит от того, какими принципами руководствуются при составлении планов. Принципы планирования: полнота п., экономичность п., непрерывность п., ясность п., точность п.
Планирование предполагает использование всех методов, тактик процедур, которые менеджеры используют для планирования, прогнозирования и контроля будущих событий. Все виды техники планирования варьируются от таких традиционных методов, как бюджетные методы, до более сложных – моделирование, разработка планов и или отдельных его разделов на основе теории игр и проектов сценариев.
Планирование помогает менеджерам лучше справиться с неопределенностью и более эффективно на нее реагировать.
Организация как функция управления обеспечивает упорядочение технической, экономической, социально – психологической и правовой сторон деятельности любой организации. Функция организации нацелена на упорядочивание деятельности менеджера и исполнителей.
Через организаторскую деятельность, т.е. через распределение задач и компетенций, должно целенаправленно происходить управление отношениями в каждой организации. Организация – это средство достижения целей организации.
Функция мотивации. Поведение человека всегда мотивировано и может иметь любые формы проявления. Всегда следует искать мотив поведения.
Эффективный управленческий контроль создается на основе его соединения с процессом стратегического планирования. Он обеспечивает наблюдение за осуществлением стратегических планов таким образом, чтобы менеджеры могли определить насколько хорошо они выполняются и где необходимо сделать изменения или применить регулирующие меры.
Контроль – это процесс соизмерения (сопоставления) фактически достигнутых результатов с запланированными.
В основу создания всех систем контроля должны быть положены следующие основные требования - критерии:
1) Эффективность контроля – определяется успешность, полезность контроля;
2) Эффект влияния на людей – выясняется вопрос, вызывает ли у работников применяемая технология контроля положительные стимулы или негативные, стрессовые реакции;
3) Выполнение задач контроля – контроль должен определить совпадения или отклонения в системе управления организацией, способствовать устранению отклонений, вырабатывая эффективные решения;
4) Определение границ контроля.
Характеристика основных функций менеджмента в социально-культурном сервисе и туризме.
Основные функции:
Планирование в туризме - это один из способов, с помощью которого руководство обеспечивает единое направление усилий всех членов туристской организации к достижению ее общих целей.
Организация туризма - значит, создание некоторой структуры. Существует много элементов, которые необходимо структурировать, чтобы организация могла выполнять свои планы и тем самым достигать свои цели. 1 из элементов организации является работа, конкретные задания организации.
Мотивация туристской деятельности. Ее задача заключается в том, чтобы работники организации выполняли работу в соответствии с делегированными им обязанностями и сообразуясь с планами. Руководитель всегда осуществляет функцию мотивации своих работников, осознавали они это сами или нет.