Тема урока: Озера, пруды, болота. Байкал- жемчужина России.
Цели урока:развить эмоциональное, эстетическое и сознательное отношение к ценностям природы, умение работать с текстовой и графической информацией, с рисунками, схемами.
Планируемые результаты:
Личностные: выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения; формирование устойчивого учебно-познавательного интереса к новым способам решения задач, желание продолжать учебу;
Метапредметные: Учиться планировать учебную деятельность на уроке; высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике); работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).
Предметные: учащиеся научатся обсуждать вопросы, аргументировать, делать выводы.
Оборудование: учебник «Окружающий мир» О.Т. Поглазова 2 часть, тетради для самостоятельной работы, презентация;
№ | Этап. Методы приемы | Время | Содержание. Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1. | Орг. момент.: беседа | 1 мин | Ну-ка проверь, дружок, Ты готов начать урок? Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят? Все ль на месте? Все ль в порядке? Учебник, ручка и тетрадка? Соберись и улыбкой поделись! | Слушают, приветствуют; | Взаимно приветствовать. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2. | Формулировка цели урока | 3 мин | -Давайте повторим то, что изучали с помощью кроссворда и узнаем новую тему.
водоём. Как он называется?
-Назовите ключевое слово.(водоём) - Что вы знаете о водоеме? И что хотели бы узнать? -И так какая наша тема урока? (Водоемы: озера, пруды, болота. Байкал-жемчужина России). -Какие цели поставим на урок? Что поможет нам на уроке? (Помогут нам в этом ваше внимание, смекалка, ваши знания и умения.) | Отвечают на вопросы; | П: строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях. П:Определение темы урока; | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4. | Усвоение новых знаний.: ответы на вопросы. Практическое. Работа с учебником. Слово учителя. | 15 мин | -Что такое река? (Естественный поток воды, постоянно текущий в разработанном из углублении-русле). Назовите ее части.( Исток, устье, приток, русло.) -Какими бываю реки? Чем различаются горные потоки в горной и равнинной реках? -Какой вкус речной воды? В каких еще водоемах есть пресная вода? -Давайте ознакомимся с параграфом и ответим на вопросы. (Чтение по цепочке). - Что такое озеро? (Естественный водоем, заполненное водой углубление на поверхности суши). -Какими бывают озера? (Равнинные, гористые, вулканические и т.д). Чем они отличаются друг от друга? (Местом расположения). -Назовите самое большое озеро? (Каспийское) В чем особенность этого озера? (оно соленое) -Назовите самое глубокое озеро на Земле? (Байкал) -Ребята внимательно смотрите на экран и прослушайте интересную информацию про Байкал. -Считается, что российское озеро Байкал - самое древнее озеро на Земле. Некоторые учёные утверждают, что ему около 25 миллионов лет. А ещё это самое глубокое озеро в мире. Его максимальная глубина - и ручьев, а вытекает единственная река - Ангара. Общая площадь Байкала - около 32 тысяч квадратных километров. Это площадь Бельгии со всеми ее городами. Байкальская вода необыкновенно чиста. Весной можно увидеть даже то, что находится на глубине 40 метров. Это объясняется тем, что вода по своему составу близка к дистиллированной (самой очищенной). Когда-то вода из озера Байкал считалась целебной. Одна из особенностей озера - необычайное разнообразие животного и растительного мира окружающей природы. Множество обитающих в озере животных и растений не встречается больше ни в одном водоёме мира. В Байкале обитают 52 вида рыб, среди них омуль - небольшая рыбка, живущая только здесь. На 30 островах Байкала гнездятся чайки, гоголи, скопы, орланы-белохвосты. На каменистых берегах можно увидеть лёжки байкальской нерпы - типично морского и единственного млекопитающего, которое обитает в озере. А в горной тайге Прибайкалья встречается самый маленький олень - кабарга. Объем воды в Байкале - 23 тысячи кубических километров, что составляет 90% российских запасов пресной воды. Поэтому, Байкал называют жемчужиной России. | Смотрят; Отвечают на вопросы. Отвечают на вопросы; Называют особенности; Слушают и воспринимают информацию. Слушают и воспринимают информацию. | П: устанавливать причинно-следственные связи. П: строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях. Осмысленно читают упражнение, стоят речевые высказывания, строят синтез. П: устанавливать причинно-следственные связи. Анализируют объекты с выделением существенных признаков. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5. | Физминутка | 2 мин | На уроке отдохнём – На рыбалку мы пойдём! Накопаем мы червей, Удочку возьмём скорей, И вприпрыжку побежим – Порыбачить мы хотим. В воду удочку закинем, Посидим тихонько. Рыбка, кажется, клюёт? Вытащим легонько. Ах, какая красота – Рыбка небольшая. Пусть живёт себе в реке, Выпущу тебя я! Быстро в школу побежим – Вот такой у нас режим. | Выполняют упражнение; | Р: Саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и к преодолению препятствий; | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Усвоение новых знаний.: практическая работа; наблюдение за практической работой учащихся; объяснение; Работа с книгой. Работа с картой. Работа в раб.тетр. | 15 мин | -Давайте познакомимся с остальным параграфом. -Что такое пруд?(Небольшой искусственный водоем.) Для чего он создан? (Для отдыха людей, разведения рыб, противопожарной безопасности). -Обсудите в парах со своим соседом, в чем сходство и в чем различие пруда и озера? Ответ обоснуйте. -Прежде чем продолжить знакомство со следующим водоемом, отгадайте загадку: Это место для лягушек. Здесь нет улиц, нет избушек. Лишь – куда ни поглядишь – Кочки, ряска и камыш. (Болото) -Начнем чтение по цепочке. -Что такое болото? (Переувлажненные участки суши). -Где появляются в основном болота?( Там, где на земной поверхности скапливается непроточная вода) -Почему по болоту опасно ходить?( Может затянуть в трясину). -Приходилось ли вам видеть болото? -Чем полезно болото?( Во время засухи болота отдают воду, когда много впитывают и многие реки берут начало из болот). -Сейчас отправимся в путешествие по рисунку-схеме. Посмотрите внимательно на рисунок и назовите, как называются те или иные водоемы и их признаки. -Ответьте на вопросы про водоемы по отдельности: Вода в нём солёная? Какой размер водоёма? Общается с Мировым океаном или нет? Вода текучая или стоячая? Какое животное любит этот водоём? Какое растение любит жить в этом водоёме? -Давайте прочитаем дополнительный материал. -Что нового из него вы узнали? О чем именно? -Посмотрите внимательно на карту Челябинской области. Назовите реки, озера. Что можете сказать про водоемы в нашей области? -Изобразите у себя в тетради один из водоемов. -Откройте рабочую тетрадь на стр.26. Выполните в парах задание №45.(Фронтальная проверка). | Читают, Отвечают на вопросы; отвечают на вопросы с помощью используемых в тексте выражений Отвечают на вопросы. Работать по карте. Выполняют задание. | П: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. Развиваем умение слушать и понимать других. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. Развиваем умение слушать и понимать других. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6. | Подведение итогов | 5 мин | - Какова наша тема урока? Назовите цели сегодняшнего урока? Что нового узнали? У кого были затруднения на уроке? Что понравилось на уроке в своей работе? Достигли этих целей? Что хотели повторить, а чему научиться? Молодцы. | Подводят итог; Отвечают на вопросы; | Р: осуществлять итоговый контроль по результату. |