Принципы формирования подразделений
Существует достаточно много видов организационных структур, отличающихся принципа-ми формирования подразделений.
Некоторые из них сложились давно и имеют богатый исторический опыт. Другие появились совсем недавно в связи с новыми тенденциями в развитии организаций.
Назовем следующие основные принципы формирования структуры организации:
функциональный,
Ø дивизиональный,
Ø матричный,
Ø горизонтальный,
Ø модульный,
Ø гибридный.
Дадим краткую характеристику этих основных принципов.
Функциональная структура
Функциональный принцип – это классический принцип построения организаций, успешно принимаемый многие десятилетия.
В функциональной структуре виды деятельности всех уровней организации, от нижнего до верхнего (и наоборот) объединяет выполнение общей функции.
Пример структурной схемы такой организации выглядит следующим образом:
В этом случае все конструкторы работают в конструкторском отделе (ОГК), а главный конструктор (ГК), руководящий их деятельностью, отвечает за все разработки своего отдела.
Все инженеры технологи работают в технологическом отделе (ОГТ), а главный технолог (ГТ) отвечает за его разработки и т.д.
Функциональный принцип построения организаций имеет ряд достоинств:
Ø Наличие локальных подразделений, когда все работники одного вида деятельности сосредоточены в одном месте уменьшает дублирование функций, а следовательно расходы. Таким образом, локальные функциональные подразделения экономичны.
Ø Сотрудники подразделения, находясь вместе, решая разные задачи, обмениваясь опытом, имеют возможность постоянно повышать свой профессиональный уровень и достигать высокого мастерства.
Ø Система управления достаточно четкая и определенная.
В качестве недостатков функциональной структуры можно назвать следующее:
Ø Основной недостаток – это медленное реагирование на изменение внешней среды. Это вызвано, в первую очередь, разобщенностью подразделений и слабыми горизонтальными связями между ними.
Ø Вертикальная система управления характерная для функциональной структуры при изменениях внешней среды оказывается перегруженной. На верхних уровнях накапливаются нерешенные вопросы. Топ-менеджеры не могут действовать из-за этого достаточно быстро.
Ø Функциональная система плохо восприимчива к инновациям.
Ø Сотрудники и менеджеры подразделений видят в основном свой узкий круг обязанностей и имеют слабые представления об общих целях организации.
В силу указанных недостатков функциональные структуры в настоящее время существен-но утратили свои позиции, уступив их другим.
Для крупных компаний доминирующим стал дивизиональный подход к построению организационных структур.
Дивизиональная структура
Дивизиональные структуры (от английского division – отделение, подразделение) являются наиболее совершенной разновидностью организационных структур иерархического типа.
Впервые они появились на предприятиях фирмы «Дженерал Моторс» в конце 1920-х годов, а наибольшее распространение получили в 60-70-е годы прошлого столетия.
По некоторым оценкам, от функциональных структур к дивизиональным к середине 1980-х годов в США перешли 80% всех диверсифицированных компаний, в том числе из 500 крупнейших – 95 %. В Японии такой вид структуры приняли 45 % компаний.
Дивизиональные структуры возникли как реакция на недостатки линейно – функциональных структур.
Необходимость их реорганизации была вызвана резким увеличением размеров компаний, усложнением их технических процессов, диверсификацией и интернационализацией их деятельности.
В условиях динамично изменяющейся внешней среды невозможно было управлять из единого центра непохожими друг на друга подразделениями компании.
Дивизиональные структуры – это структуры, основанные:
Ø на выделении крупных автономных производственно-хозяйственных подразделений (отделений, дивизионов) и соответствующих им уровней управления
Ø с предоставлением этим подразделениям оперативно-производственной самостоятельности
Ø и с принесением на этот уровень ответственности за получение прибыли.
Под отделением (дивизионом) при этом подразумевается организационная товарно-рыночная единица, имеющая внутри необходимые собственные функциональные подразделения.
На отделение возлагается ответственность за разработку, производство и сбыт определенного продукта и получение прибыли.
За высшим руководством остаются только стратегические задачи общекорпоративного развития, научно – исследовательских разработок, финансов, инвестиций и т.п.
Структуризация компании по отделениям производится, как правило, по одному из трех принципов:
Ø По продуктовому – с учетом особенностей выпускаемой продукцией или предоставляемой услуги.
Ø В зависимости от ориентации на конкретного потребителя.
Ø По региональному – в зависимости от обслуживаемых территорий.
Структурная схема компании с дивизионно – продуктовой структурой:
Структурная схема компании с дивизионно – продуктовой структурой:
В качестве примера организации с такой структурой, можно привести известную компанию «Microsoft» Билла Гейтса.
Современная, новейшая структура «Microsoft» включает восемь подразделений, специализирующихся на различных продуктах.
Так отдел бизнеса и предпринимательства разрабатывает и поставляет программы корпоративным клиентам, отдел домашних компьютеров и розничной торговли занимается разработкой игр, программ для домашних компьютеров и для детей, а также периферии и т.п.
При создании дивизиональных структур, ориентированных на потребителя, подразделения нацелены на определенные группы потребителей.
В качестве примера организаций, использующих такие структуры можно привести коммерческие банки. Основными группами потребителей услуг банков являются:
Ø индивидуальные клиенты,
Ø компании,
Ø другие банки,
Ø международные финансовые организации.
Если деятельность распространена на несколько регионов, в которых требуется использование различных стратегий, то целесообразно формировать дивизионную структуру управления по территориальному (географическому) принципу, т.е. применять дивизионально - региональную структуру.
Такая структура облегчает решение проблем, связанных с местными обычаями, особенностями законодательства и социально-экономической среды региона.
Подводя итог рассмотрения дивизиональных структур отметим их основные положительные стороны.
Ø Эти структуры достаточно хорошо приспособлены к нестабильному окружению, быстро реагируют на изменения рынка, успешно адаптируют требования индивидуальных потребителей и регионов. Это вызвано принятием решений на низовых уровнях, небольшими размерами подразделений и близости их к потребителям.
Ø Уменьшается сложность управления организацией. Оперативное управление отделяется от стратегического, в результате чего высшее руководство организации концентрируется на стратегическом управлении и планировании.
В качестве недостатков дивизиональных структур можно назвать следующее:
Ø Недостаточно эффектное использование ресурсов, невозможность их использовать в полной мере, вследствие дробления и закрепления за конкретными подразделениями.
Ø Увеличение затрат на содержание управленческого аппарата вследствие дублирования одних и тех же функций в разных подразделениях и соответствующего увеличения численности персонала.
Ø Дробление штата специалистов и их материальной базы по подразделениям ослабляет их творческий потенциал и ограничивает профессиональное развитие.
Ø Изолированность подразделений и затруднение вследствие этого координации работ.
Обычно дивизиональные структуры успешно работают в крупных организациях, производящих много товаров и услуг, располагающих штатами, достаточными для работы раздельных функциональных единиц.
Матричная структура
Во многих организациях в силу сложившихся особенностей имеют место две тенденции.
С одной стороны, в силу ограниченности ресурсов: материальных и кадровых, в организации сложилась и действует функциональная структура с вертикальными связями.
С другой стороны, в силу разнообразия продуктов или потребителя, организация имеет тенденцию к горизонтальным связям.
В таких случаях возможно построение так называемой матричной двойной структуры, с двумя направлениями связей (управления) – вертикальными и горизонтальными.
В этом случае устанавливается разделение прав менеджеров, осуществляющих управление функциональными подразделениями, и менеджеров руководящих выполнением проектов.
У сотрудников, поэтому имеется одновременно два руководителя, перед которыми они должны отчитываться.
На следующем рисунке в качестве примера представлена матричная структура компании по производству бытовой техники:
Ø продукт А – электрические чайники,
Ø продукт В – электроутюги,
Ø продукт С – электроплиты.
Каждое направление деятельности компании обслуживает свой рынок и своих потребителей.
Ко всем этим направлениям привлекаются специалисты из всех функциональных отделов: маркетингового, конструкторского, и производственного.
Матричная структура формирует горизонтальные команды, существующие наряду с традиционной, вертикальной иерархией, и старается уравновесить их работу.
Многие компании находят, что трудно устанавливать и поддерживать уравновешенную работу матриц, поэтому та, или иная линия связи может доминировать.
Вследствие этого появилось два варианта матричной структуры:
Ø функциональная матрица,
Ø продуктовая матрица.
В функциональной матрице преимущественным авторитетом пользуются руководители отделов, а менеджеры проектов, или продукт – менеджеры просто координируют свою работу по своим направлениям.
Наоборот, при использовании продуктовой матрицы властью располагают менеджеры проектов и продукт – менеджеры, а руководители подразделений просто направляют сотрудников на определенные проекты и, в случае необходимости, осуществляют специальную экспертизу.
К достоинствам матричной структуры следует отнести:
Ø Способность организации удовлетворять требованиям, как потребителей, так и внешней среды.
Ø Ресурсы (люди и оборудование) могут гибко распределяться между различными направлениями работы и организации могут быстро адаптироваться к меняющимся требованиям среды.
Ø Матричная структура дает возможность работникам в зависимости от интересов развивать свое мастерство, осваивать как специальные, так и общие навыки управления.
К недостаткам матричной структуры следует отнести:
Ø Двойное подчинение работников, способное вызвать напряжение и путаницу.
Ø Работники должны обладать прекрасными навыками межличностного общения и разрешения конфликтов, что, возможно потребует специального обучения.
Ø Работа структуры может требовать много времени на частные заседания и согласования различных конфликтов.
Лучше всего матричная структура работает в организациях средних размеров, производящих несколько видов изделий.
Модульная структура
При модульной структуре организация передает многие, или большую часть основных направлений работы другим самостоятельным компаниям – субподрядчикам, хорошо знающим свое конкретное дело, оставляя за собой координирующую и направляющую деятельность.
Тем самым значительные результаты могут быть достигнуты относительно малыми усилиями.
В качестве сильных сторон модульной структуры можно отметить следующее:
Ø Позволяет даже небольшим организациям становиться глобальными: использовать ресурсы со всего мира, обеспечивать высокое качество продукции и оптимальный уровень цен, реализовать свои товары и услуги в любом регионе.
Ø Дает возможность получения прибыли без крупных вложений в предприятие, оборудование или торговое помещение.
Ø Обладает предельной гибкостью, возможностью реагирования на меняющиеся запросы среды.
Ø Позволяет свести до минимума накладные административные расходы из-за отсутствия необходимости в громоздком управленческом аппарате.
Недостатки структуры:
Ø Главным недостатком модульной структуры является отсутствие должного контроля.
Ø Существует также риск, связанный с работой партнера: невыполнение обязательств или выход из бизнеса.
Ø В модульной организации трудно формировать прочную корпоративную культуру.
Ø Приверженность сотрудников компании достаточно слабая.
Гибридная структура
На практике для того, чтобы избежать недостатков отдельных структурных схем и воспользоваться их преимуществами, многие организации комбинируют характеристики разных структур.
Такие структуры называют гибридными.
Один из наиболее часто используемых гибридов сочетает в себе характеристики функциональной и дивизиональной структур.
Это происходит, как правило, когда размеры организации увеличиваются, и она начинает выпускать несколько видов продукции или работать на различных рынках.
В этом случае она обычно организуется по самостоятельным дивизионным направлениям.
Функции необходимые для работы по каждому изделию или рынку, децентрализуются и передаются самостоятельным структурным единицам.
При этом некоторые функции, особенно требующие специализации, остаются относительно неизменными и их гораздо экономичнее не выносить за рамки функционального деления.
Примером может служить структура компании Sun Petrolium Products:
Вице – президенты, ответственные за производство конкретного вида продукции, выполняют все необходимые для этого функции, т.е. занимаются маркетингом, планированием, снабжением, сбытом и производством.
Однако в целях экономии кадровое, юридическое, технологическое и финансовое направления работ не дублируются, а осуществляются централизованно.
Второй вид гибридной структуры, все активнее используемой в последнее время, – это комбинирование характеристик функциональной и горизонтальной структур.
Примером такого гибрида служит подразделение Ford Motors Company по работе с клиентами:
Согласно этой структуре некоторые группы, организованные по горизонтали являются многопрофильными командами, отвечающими за определенное направление деятельности (процесс), например, за снабжение и логистику (быстрое и эффективное приобретение запчастей и доставку их дилерам).
В каждой группе есть ответственный исполнитель, следящий за тем, чтобы команда выполняла свои задачи
В то же время сервисная служба Ford Motors Company сохранила ряд функциональных подразделений:
Ø финансовый отдел,
Ø отдел по работе с персоналом,
Ø отдел стратегии и коммуникации.
Они решают вопросы, связанные с работой сервисной службы в целом.
Значение структуры
Каждый рассмотренный выше тип структуры применяется в определенных ситуациях и отвечает различным потребностям.
Выбранный вариант структуры, должен служить менеджерам инструментом, помогающим им в зависимости от требований ситуации сделать организацию более эффективной.
Самое важное при выборе структуры правильное соотношение между контролем по вертикали и координацией по горизонтали, которое соответствовало бы потребностям организации.
Вертикальный контроль связан с целями производительности и стабильности.
Горизонтальная координация связана с обучением, инновациями и гибкостью.
На следующем рисунке представлена схема, на которой структуры организаций выстроены в ряд от функциональной до модульной согласно соотношению в них контроля по вертикали и координации по горизонтали.
Функциональная структура полезна, когда работа организации должна координироваться вертикальной иерархией и для достижения целей организации важна ее экономическая эффективность.
Функциональная структура связана со специализацией задач и жесткой последовательностью команд для продуктивного использования ограниченных ресурсов.
Однако она не позволяет организации быть гибкой или инновационной.
Напротив горизонтальная структура уместна в условиях значительной потребности организации в координации функций для реализации нововведений и содействий обучению.
Горизонтальная структура позволяет организации быстро реагировать на изменения.
Модульная структура обладает даже большей гибкостью и потенциалом для быстрых ответов, чем горизонтальная.
Структуры других типов, как видно на рисунке, занимают промежуточные позиции на пути организации к росту эффективности или к инновациям и обучению.
Высшее руководство должно периодически анализировать структуру организации, чтобы определить, соответствует ли она изменившимся потребностям.
Многие организации сначала используют один тип структуры, а затем проводят реорганизацию, стараясь найти желаемое соответствие между внутренними отношениями отчетности и нуждами внешнего окружения.
Так, например компания Compaq Computer Corporation при разработке нового продукта почти на год перешла от функциональной структуры к дивизиональной.
По истечению этого срока она опять вернулась к функциональной структуре, что уменьшило конкуренцию между производством различных типов продукции.
Как правило, когда структура организации не отвечает ее потребностям, можно увидеть симптомы структурного несоответствия.