Внешняя и внутренняя среда предприятия
Предприятие пронизано множеством информационных потоков. Эти потоки можно выделить укрупнено как внешнюю и внутреннюю информационную среду предприятия. Внешние информационные потоки отражают отношения между предприятием и экономическими и политическими субъектами, действующими за его пределами. Они определяют взаимодействие между предприятием, его реальными и потенциальными клиентами, а также конкурентами. Фирма должна постоянно следить за основными компонентами внешней среды, к которым относятся экономические, технологические, политико-правовые, социально-культурные и физико-экологические факторы.
Внутренние информационные потоки определяются отношениями, сложившимися в трудовом коллективе, а также производственными знаниями (ноу-хау). К внутренним параметрам относятся производственные и кадровые. Производственные параметры включают характеристики стратегических хозяйственных областей, организации и хода производственного процесса, фирменной культуры, применяемой техники и т. п. К кадровым параметрам можно отнести психологические особенности персонала, личные амбиции, возможности профессионального развития, готовность к кооперации.
Информационные технологии изменяют возможности предпринимателя, обеспечивают оперативный и эффективный поиск изменений, делают его систематическим и целенаправленным, что способствует быстрому реагированию на изменения и принятию эффективных решений. Изменения в предпринимательстве реализуются через инновации. Изменения и инновации - основа предпринимательских идей. Предприниматели, как правило, сами не генерируют, изменений, но, и это главное, ведут их поиск. Можно выделить наиболее важные области изменений в деловой среде, на которые реагируют предприниматели, используя изменения как источник достижения успеха:
· неожиданные события (успех или провал);
· несоответствие прогнозируемых событий реальной ситуации;
· потребности (или симптомы), которые должны быть удовлетворены (или устранены) внутри предприятия;
· внешнее давление на предприятие;
· последствия демографических изменений;
· изменения, которые вызывают трансформацию восприятия работников, их настроений и жизненных ценностей;
· научно-информационные изменения, связанные с расширением границ познания мира.
Инновации в предпринимательстве — это коммерческое использование экономических, технических и социальных новшеств. Предприниматель внедряет инновации при создании нового товара, использовании нового сырья, применении новой технологии и т. д. Основной проблемой бизнеса является решение вопроса о том, где и как сосредоточить производственные ресурсы. Владение необходимой информацией помогает сконцентрировать ресурсы в нужном месте и в нужное время. Таким образом, знания и информация являются основными стратегическими ресурсами бизнеса.
Результатом применения новых информационных технологий является предоставление пользователю интересующих его данных в виде информационных услуг на базе информационных продуктов. Появление информационных услуг расширило спрос на информационные продукты. Возникла необходимость продвижения информационных продуктов и услуг на рынок, проведения ряда специальных маркетинговых мероприятий, т. е. развития информационного маркетинга. Основными методами продвижения информационных услуг на рынок являются:
· рекламная деятельность;
· распространение справочных материалов;
· консультирование пользователей;
· предоставление ценовых льгот и др.
Динамичное развитие внутренней и внешней среды предприятия требует изменения требований к информационным технологиям, что выражается в следующем:
· с переходом от централизованного управления к децентрализованному встал вопрос о создании такой информационной технологии, с помощью которой можно было бы обеспечивать необходимой информацией менеджеров и их партнеров, принимающих решения в условиях децентрализации;
· использование информационной технологии должно нивелировать организационную сложность предприятия;
· использование информационной технологии должно обеспечить коммерчески выгодные интерфейсы и сжатие внутрифирменной и внешней информации;
· выбранная информационная технология должна обеспечить соответствующую коммуникационную структуру, в том числе коммуникационную структуру виртуальных предприятий (реализация современных высокопроизводительных организационных проектов, например, создание виртуальных организаций, без жесткой привязки производственных участков к определенному месту требует полного использования потенциала информационных технологий с помощью телекоммуникационных средств);
· информационная технология должна обеспечить интеграцию децентрализованных систем (организационным рычагом могут стать виртуальные межотраслевые предпринимательские группы).
Понятие бизнес-процесса
В последние годы происходит активное внедрение методов менеджмента, основанных на новых представлениях о способах управления. Основными причинами развития такого процесса являются:
· рост сложности новых процессов и услуг;
· ограничения на увеличение численности управленческого персонала (для решения управленческих задач);
· низкая отдача от вложений в компьютерные системы и информационные технологии.
Сложилась ситуация, когда иерархическая система управления, организованная по функциональному признаку, стала тормозом на пути выживания производителей. Появилась необходимость в переосмыслении деятельности предприятий и организаций с ориентацией их не на функции, а на процессы.
Подбизнес-процессом понимают серию логически взаимосвязанных действий, при которых ресурсы предприятий или организаций используются для создания или получения полезного для потребителя продукта или услуги в фиксированный промежуток времени. Иными словами, это поток работы, переходящий от одного работника к другому (от одного отдела к другому). Процессы можно описать на разных уровнях, но они всегда имеют начало, определенное число шагов и четко очерченный конец. Не существует стандартного перечня процессов.
Макро-процесс можно разбить на субпроцессы. Основные процессы обеспечивают производство продукции (выход системы), которую требуют потребители. Вспомогательные процессы обеспечивают осуществление основных процессов. Работу предприятия следует рассматривать как совокупность пронизывающих его бизнес-процессов.