Снижение прочности земляного полотна на участках с неудовлетворительным водно-тепловым режимом
Кафедра Аэродромов и дорог
УТВЕРЖДАЮ
Начальник кафедры № 4
Полковник
В.Савицкий
«___»_____________ 200__г.
ЛЕКЦИЯ №6
по дисциплине: «Реконструкция автомобильных дорог»
для специальности 291000:«Автомобильные дороги и аэродромы»
ТЕМА 5: «МЕРОПРИЯТИЯ ПО ПОВЫШЕНИЮ ПРОЧНОСТИ ЗЕМЛЯНОГО ПОЛОТНА».
АВТОР: старший преподаватель п/п-к ХИМИЧ А.Н.
Время: 2 часа.
Обсуждено на заседании
ПМК №1
«__»____________200_г.
Протокол №___
г.Балашиха – 2006 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Учебные вопросы:
1. Снижение прочности земляного полотна на участках с неудовлетворительным водно-тепловым режимом.
2. Повышение прочностных характеристик земляного полотна.
3. Повышение устойчивости откосов земляного полотна.
Заключение
ЛИТЕРАТУРА:
1. А.П.Васильев и др. «Реконструкция автомобильных дорог. Технология и организация работ» Уч. пособ. М: МАДИ, 1998г.
2. В.Ф.Бабков и др. «Реконструкция автомобильных дорог», учебник, М., Транспорт, 1978 г.
3. Н.В.Горелышев и др. «Технология и организация строительства автомобильных дорог», учебник, М , Транспорт, 1992 г.
4. В.В.Савицкий, А.Н.Химич «Реконструкция автомобильных дорог». Курс лекций. Балашиха, ВТУ, 2005г.
Наглядные пособия и ТСО:
Лектор 2000, плакаты и слайды по теме лекции.
Задание на самоподготовку:
Изучить рекомендованную литературу и дополнить конспект.
Введение
Влажность и плотность грунтов в течение года претерпевают существенные изменения, которые отражаются на условиях работы дорожных одежд и сокращают срок их службы, в нем могут возникать деформации, вызванные морозным пучением, оплывами откосов насыпей и выемок, их размывом. Чтобы вылечить подверженное деформациям "больное" земляное полотно при его реконструкции, необходимо знать его водно-тепловой режим.
В осенне-зимний период влажность верхних слоев земляного полотна увеличивается в результате проникания поверхностных вод через трещины покрытия, обочины и разделительную полосу, а также в результате перемещения влаги под действием разности температур из глубинных слоев грунта и боковых канав под дорожную одежду. Промерзание грунта земляного полотна представляет собой тепло-массообменный процесс, связанный с непрерывной миграцией влаги в двухфазном состоянии (жидкая фаза и пар) и фазовыми превращениями: льдообразованием, испарением и конденсацией.
Земляное полотно промерзает по ширине неравномерно. Влага из нижней его части и с боков перемещается по направлению к дорожной одежде, где температура грунта более низкая. Коэффициент температурной проводимости дорожной одежды в 1,5-2 раза выше, чем грунта на обочинах и, особенно, грунта разделительной полосы. Влага под действием разности температур перемещается наверх. В зависимости от продолжительности зимы и температуры ледяные кристаллы в течение нескольких месяцев увеличиваются в объеме в 1,09 раза и покрытие подвергается морозному пучению. На поверхности проезжей части появляются деформации.
В данной лекции будут рассмотрены вопросы как противостоять вышеизложенным природным явлениям, например как повысить прочностные характеристики земляного полотна и как повышается устойчивость откосов земляного полотна.
СНИЖЕНИЕ ПРОЧНОСТИ ЗЕМЛЯНОГО ПОЛОТНА НА УЧАСТКАХ С НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНЫМ ВОДНО-ТЕПЛОВЫМ РЕЖИМОМ
В процессе эксплуатации дороги под влиянием природных сил и воздействия транспортных нагрузок прочность земляного полотна на участках с неудовлетворительным вводно-тепловым режимом значительно снижается.
Влажность и плотность грунтов в течение года претерпевают существенные изменения, которые отражаются на условиях работы земляного полотна, дорожных одежд и сокращают срок их службы. В них могут возникать деформации, вызванные морозным пучением, оплывами откосов насыпей и выемок, их размывом и т.д. Чтобы вылечить подверженное деформациям больное земляное полотно необходимо знать особенности его водно-теплового режима.
Пучинистыми называют деформации дорожных одежд и земляного полотна, проявляющиеся зимой в виде взбугривания, растрескивания с потерей ровности покрытия, а в период оттаивания - в виде проломов дорожной одежды под нагрузкой из-за снижения прочности переувлажненных грунтов.
Пучины на дорогах возникают при одновременном сочетании трех факторов:
§ наличие пучинистых грунтов;
§ интенсивное влагонакопление до относительной влажности более 0,75 от влажности на границе текучести грунта в период морозного влагонакопления;
§ медленное и глубокое промерзание грунтов под дорожной одеждой (на глубину более 0,5м.).
При отсутствии любого из этих факторов пучины не возникают.
Процесс пучинообразования проходит последовательно пять стадий.
Первая стадия – начальная, связанная с осенним периодом увлажнения. Влажность верхней части земляного полотна, вследствие инфильтрации свободной воды повышается до Wе ≤ (0,65-0,7) Wт, где Wт – влажность на границе текучести грунта. Стадия продолжается до установления среднесуточной температуры воздуха – 5°С. В это время пучение еще не наблюдается.
Избыток свободной воды в грунте отсутствует. Модуль упругости грунта при водонепроницаемых покрытиях и хорошем состоянии задернованных обочин всего на 10-15% меньше, чем летом.
Вторая стадия – зимнее накопление влаги. При промерзании грунта накопленная с осени влага перераспределяется. Под действием разности температур она перемещается наверх. При сильных морозах (скорость промерзания по оси проезжей части не менее 4,5-5,0см./сутки) граница промерзания опускается быстро и влага не успевает переместиться. Но при медленном промерзании (меньше 2,5см./сутки) в грунте происходит интенсивное влагонакопление до Wе > (0,75-0,85) Wт и льдообразование, сопровождающееся неравномерным морозным пучением покрытия, приводящим к ухудшению его транспортно-эксплуатационных качеств.
Третья стадия – вымерзание воды из песчаного подстилающего слоя дорожной одежды и установление равновесного состояния влаги в грунтах верхней части земляного полотна. В этот период наблюдается наиболее низкая температура. Глубина промерзания и величина морозного пучения достигает максимума. Влажность земляного полотна практически не изменяется, влажность подстилающего слоя может снижается из-за происходящего вымерзания.
Четвертая стадия – насыщение земляного полотна влагой. По мере оттаивания влажность грунта резко повышается. Одновременно снижается модуль упругости грунта "Ео". Избыток свободной воды "g", выделяющийся в земляном полотне, отжимается по трещинам и порам грунта в корыто под действием движущихся грузовых автомобилей.
Процесс изменения влажности земляного полотна зависит от скорости оттаивания. В годы с затяжной весной при эффективной работе дренирующего слоя деформации на покрытиях почти не наблюдаются. При дружной весне, характеризуемой скоростью оттаивания 7-8см./сутки, наоборот, увеличивается количество деформаций на покрытиях из-за снижения прочности грунта и материала подстилающего слоя.
Осадки, выпадающие в период дружной весны, особенно если их количество превышает 60мм., способствуют дополнительному увлажнению грунтов, которое может достигнуть величины, превышающей (0,85-0,9) Wт.
Пятая стадия – восстановление летнего водно-теплового режима земляного полотна при полном оттаивании за счет высокой испаряющей способности земляного полотна, особенно в насыпях, и снижением уровня грунтовых вод. В грунтах остается лишь, местами капиллярно-разомкнутая (подвешенная) вода, горизонт, которой в центральных и северо-западных районах европейской части страны, обычно расположен глубже 1м.
Опыт свидетельствует, что постоянная миграция воды в земляном полотне с неблагоприятным вводно-тепловым режимом приводит к тому, что непучинистые грунты постепенно заиливаются и приобретают пучинистые свойства.
Особенно остро пучинообразование проявляется при расположении дорожных одежд в корыте. В таких конструкциях морозозащитные слои остаются защемленными грунтом земляного полотна. За срок службы 15-20 и более лет песчаные морозозащитные слои значительно теряют фильтрующую способность (ниже Кф < 0,2м./с.). Последние исследования показали, что и в щебеночных основаниях за 10-20 лет службы (особенно из малопрочных каменных материалов – марок 300-400) образуются слои из мелкозема толщиной в 30-70% от толщины слоя основания. Эти материалы притягивают влагу и тоже способствуют образованию пучин.
Циклическое изменение водно-теплового режима земляного полотна, особенно в зоне хвойно-лиственных лесов с подзолистыми и заболоченными грунтами, может сопровождаться также усиленным протеканием процессов оглеения.
Происходит это, в основном, на дорогах с водонепроницаемыми покрытиями из-за того, что с течением времени существенно уменьшается воздухообмен грунтов верхней части земляного полотна с атмосферой. В условиях повышенной влажности грунта пылеватые покровные суглинки через 15-20 лет превращаются в оглеенные. Связные грунты как бы "стареют" в земляном полотне, прочность их постепенно снижается.
Откосы глубоких выемок и высоких насыпей также подвержены деформациям. К ним относят:
§ сползание дернового покрова по откосу выемки (в связных грунтах после оттаивания);
§ воронкообразные или трубчатые выносы, которые образуются в местах выклинивания грунтовой воды или размывов на участках, где песок залегает под менее фильтрующим грунтом;
§ поверхностные сплывы пластических грунтов при значительном расходе просачивающейся из откосов грунтовой воды.
Природа поверхностных деформаций выемок и высоких насыпей чаще всего связана с образованием в грунте в течение зимы ледяных линз и прослоек, ориентированных параллельно откосам, т.е. поверхностям, по которым происходит теплообмен. При оттаивании, особенно в дождливое время, когда грунт дополнительно насыщается влагой, верхняя часть откосов сползает. Плоскость сползания обычно совпадает с границей сезонного промерзания.
Плохо уплотненное земляное полотно подвержено размывам, особенно при отсыпке его из макропористых грунтов, черноземов и пылеватых грунтов в районах с большим количеством выпадающих осадков и пересеченным рельефом местности. В степных районах и центральных черноземных областях, нередки случаи, когда неукрепленные водоотводные канавы при продольном уклоне, превышающем 20-30‰, в течение года превращаются в глубокие рвы.