Принципы стратегического менеджмента
Миссия компании и стратегическое видение. Определите понятия, дополните своими примерами.
Миссия компании представляет собой качественно выраженную совокупность стратегических целей и предпринимательских способностей. Миссия помогает определить, чем в действительности занимается компания, каковы ее сущность, масштабы, перспективы и направления роста, отличия от конкурентов.
Миссия- это генеральная цель организации в котором должны присутствовать как минимум три основные составляющие:
1) это описание деятельности компании в настоящие ближайшее будущее время
2)принципы которыми руководствуются все ключевые компании
3)клиенты и пользя,приносимая социуму в целом
Миссия Формируется под воздействием:
- истории предприятия
- основных преимуществ в области конкурентной борьбы
- возможностей и угроз
- влияние стейкхолдеров( акционеры группы стратегического влияния поставщики и так далее)
Стратегическое видение - взгляды менеджеров компании на то, какими видами деятельности организация собирается заниматься и каков долгосрочный курс. Если миссия ориентируется на потребителя, то видение компании акцентирует внимание на принципах деятельности, которые позволяют реализовать эту миссию.
При разработке видения менеджеры компании должны определить:
1.как они видят будущее своей компании;
2.в каком направлении она должна развиваться;
3.какими станут в будущем используемые технологии, товар, клиенты;
4.какое положение в отрасли компания должна занять в долгосрочной перспективе.
Определение понятия рейтинг,типы рейтинга.
Рейтинг (rating) — ранжирование, расстановка приоритетов, оценка, порядок, классификация. Рейтинг означает определение какого-либо оценочного параметра или группы параметров по определенному алгоритму оценки, по заданной шкале ранжирования. Рейтинг определяется методом опроса большой целевой группы, или ограниченной группы экспертов.
Рейтинговая оценка-это место организации в классификации,либо упорядоченная,проведенная на основе какого-либо признака рейтинговая процедура.Выделяют два типа рейтинговой системы:
-упорядоченный(при его применении используется стандартные методы ранжирования совокупности объектов.Сложность данного рейтинга состоит в отборе информационных данных и трансформации разнородных показателей в интегралтных
-классиф-ый(при его построении заранее опр-ся к какому из заданных классов можно отнести ранжирование пред-ия)
При составлении рейтинга применаются 4 вида показателей:
1)абсолютные(данные фин.отчетности и их изменения)
2)относительные(фин.коэф-ты)
3)качественные(экспертные оценки,выр-ся в баллах)
4)динамические
Принципы стратегического менеджмента
Принципы стратегического менеджмента — основные правила деятельности организации для достижения поставленных целей. К ним относятся:
1. Единство направления. Организация, действующая в динамичных условиях внешней среды, должна обладать единством целей, интересов и принципов управления.
2. Научность.
3. Выделение доминанты развития. Определение перспективы, которая открывается перед организацией с точки зрения роста, нормы прибыли, стабильности и технологии; выделение на этой основе стратегических зон хозяйствования и стратегических хозяйственных центров
4. Экономичность и эффективность. Разработка и реализация стратегии организации строится исходя из имеющихся ресурсов и нацелена на превышение результатов над затратами в определенном плановом периоде.
5. Подчиненность личных интересов общим. Интересы, одного работника или группы работников не должны превалировать над интересами организации.
6. Оптимальные пропорции между централизацией и децентрализацией( в зависимости от конкретных условий, обеспечивающие реализацию целей организации, рациональное использование существующего потенциала и восприимчивость к требованиям внешней среды.)
7. Мотивация персонала.
8. Разделение труда( нацелено на выполнение работы, большей по объему и лучшей по качеству, при одних и тех же условиях. Это достигается за счет сокращения числа задач, на решение которых должны быть направлены внимание и усилия.)
9. Корпоративность, обеспечивает гармонизацию интересов всего персонала, а гармония интересов в свою очередь способствует достижению намеченных организацией целей.
Модель пяти сил М.Портера
Модель пяти сил Портера позволяет оценить,на сколько привлекательная та или иная отрасль в компании. При помощи этой модели выявляют основыне потенциальные проблемы,угрозы,с которыми может столкнуться компания в отрасли,кроме того,проводя анализ можно выявить конкурентное преимущество компании. Пять сил,которые оказывают влияние на компанию в отрасли(барьеры входа):
-новые конкуренты-новые игроки на рынке
-сущ-щие конкуренты
-товарозаменители
-влияние поставщиков
-влияние покупателей
Новые игроки на рынке-Появление новых игроков на рынке всегда воспринимается текущими с опаской. На то есть ряд причин, среди которых особенно стоит выделить ᴨᴏᴛенциальную возможность снижения прибыли за счет повышающейся конкуренции. Это связано не только с тем, что конкурент может переманить к себе часть клиенᴛᴏʙ, но и с тем, что его приход поспособствует снижению среднерыночных цен в отрасли.
компании, выходящие на новый для себя рынок, всегда сталкиваются с рядом проблем.
- Экономия на масштабе
- Дифференциация
- Дополнительные излержки
-Дистрибуция
-Патенты
- Государственные субсидии
- Преданность бренду
Существующие конкуренты-Майкл Портер считает, что в конкурентной гонке ситуация обостряется в тех случаях, когда в отрасли присутствует много конкуренᴛᴏʙ или же эти конкуренты просто равны по силам.
Товароземенители- продукты из разных отраслей могут конкурировать между собой,если они способны выполнять одну и ту же функцию.
Власть покупателей-Майкл Портер был первым, кто впервые заявил, что покупателей можно рассматривать, как конкуренᴛᴏʙ отрасли. Ведь, именно они требуют постоянного снижения цен, повышения качества продукᴛᴏʙ и услуг, повышение качества обслуживания, - удовлетворение всех этих аспекᴛᴏʙ происходит за счет того, что компании в отрасли снижают свою прибыль.
Влияние поставщиков на отрасль очень велико. При работе с поставщиком следует обратить внимание на такие факторы:
- обладает ли он известным брендом?
- каков спектр ᴛᴏʙаров, которыми он торгует?
- велико ли его влияние на установку средних цен по стᴘẚʜᴇ (региону);
- каково финансовое положение поставщика? Очень важно, чтобы понять - а будет ли он поднимать или опускать цены.
- доминирование на рынке поставщика;
Основной конкурирующей силой яв-ся соперничество внутри отрасли.Необходимо отметить влияние трех факторов на интенсивность концепции в целом:
1)рост спроса в отрасли
2)снижение роста вызывает большую конкуренцию(компании пыт-ся забрать рынок у конкурента)
3)уменьшение спроса,главная опасность