Распределенные технологии обработки и хранения данных
ОСОБЕННОСТИ БАЗ ДАННЫХ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В ФТС РОССИИ
Базы данных таможенных органов можно условно разбить на три группы:
• базы данных нормативно-справочной информации (НСИ): системы классификации и кодирования, тарификации, ограничений, правовые и нормативные акты, системы регистрации и учета;
• базы данных оперативной информации: электронные копии документов, используемых в ходе осуществления таможенных операций и контроля (ТД, ДКД, ДТС, ТПО и др.), данные оперативного характера, обеспечивающие технологические процессы (учет, контроль, аудит и т. п.);
• базы данных статистической информации, являющиеся производными от баз данных оперативной информации.
Практически каждое функциональное подразделение таможенных органов имеет собственную базу данных для текущей работы. Результаты работы подразделений по линиям передачи данных передаются в вычислительные центры региональных информационно-технических служб, на базе которых действуют региональные центры передачи электронных данных и организованы региональные базы данных. Отсюда данные передаются в ГНИВЦ, на территории которого функционирует Центральный банк данных.
Из ГНИВЦ в функциональные подразделения региональных таможенных управлений и таможен регулярно передаются корректировки НСИ.
Центральная база данных
Объем центральной базы данных ФТС России составляет сотни терабайтов: это архивы оформляемых таможенных деклараций (более 2,5 млн документов в год, по несколько десятков килобайтов каждый) плюс специализированные базы данных документов контроля доставки товаров и транспортных средств, таможенных приходных ордеров, сертификатов и нормативно-справочной информации, а также БД по участникам ВЭД.
В целях совершенствования порядка сбора, обработки, передачи электронных копий ТД, обеспечения формирования и ведения баз данных ТД таможенных органов всех уровней в рамках ЕАИС таможенных органов был издан Приказ от 23.12.2008 г. «О порядке сбора, обработки, передачи электронных копий грузовых таможенных деклараций и формирования баз данных всех уровней в рамках Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов» № 1648.
Этим Приказом утверждены:
• порядок сбора, обработки, передачи электронных копий грузовых таможенных деклараций и формирования баз данных всех уровней в рамках ЕАИС таможенных органов;
• сроки хранения электронных копий ТД, содержащихся в информационных ресурсах таможенных органов и в ГНИВЦ.
Порядок сбора, обработки, передачи электронных копий грузовых таможенных деклараций и формирования баз данных всех уровней в рамках Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов (далее — Порядок) определяет действия должностных лиц и работников таможенных органов, ГНИВЦ при сборе, обработке, передаче электронных копий ТД, а также формировании баз данных ТД на уровне таможенного поста, таможни, регионального таможенного управления (РТУ), ГНИВЦ в рамках ЕАИС таможенных органов).
В рамках Порядка проходит информационное взаимодействие структурных подразделений таможенных органов, осуществляющих таможенные операции и таможенный контроль, информационно-технических подразделений (ИТП) таможенных органов, подразделений таможенных органов и отделов ГНИВЦ, обеспечивающих сбор, хранение, обработку электронных копий ТД и бесперебойное функционирование системы сбора ТД (совокупность штатных программных средств ЕАИС таможенных органов, включенных в Фонд алгоритмов и программ ФТС России, технических и аппаратных средств, организационных мероприятий, должностных лиц и работников таможенных органов и ГНИВЦ, обеспечивающих сбор, обработку, проведение форматно-логического контроля и формирование соответствующих баз данных на уровне таможенного поста, таможни, РТУ и ГНИВЦ).
Программно-аппаратные средства, входящие в систему сбора ТД, составляют единый комплекс средств, обеспечивающих проведение операции, выполняемой в целях проверки полноты и достоверности сведении, указанных в электронной копии ТД, проводимой комплексными автоматизированными системами «АИСТ-РТ21» и «АИСТ-М» при таможенном контроле и при загрузке электронной копии ТД в центральную базу данных ТД (операция форматно-логического контроля) (далее — ФЛК), формирование электронных копий ТД, их сбор, обработку, передачу, загрузку в соответствующие базы данных таможенных органов на всех уровнях системы сбора ТД.
Существует четыре уровня системы сбора ТД: таможенный пост; таможня; РТУ; ГНИВЦ.
Контроль инсталляции, настройки и организации интерфейса взаимодействия программных средств системы сбора ТД в подразделениях таможенных органов осуществляет начальник ИТП таможни или РТУ, в обязанности которого в целях бесперебойного функционирования системы сбора ТД входит обеспечение контроля за своевременным переходом подчиненных таможенных органов на работу с новыми версиями программных средств ЕАИС таможенных органов, входящих в систему сбора ТД и рассылаемых ГНИ ВЦ.
В рамках ЕАИС таможенных органов осуществляется ведение следующих информационных ресурсов, содержащих электронные копии ТД:
1) на уровне таможенного поста:
а) базы данных ТД (только для таможенных органов, оснащенных АИС «АИСТ-М»),1представляющей собой информационный ресурс таможенного органа, содержащий электронные копии ТД, хранимые и обрабатываемые с применением КПС «Сбор информации по ГТД», и используемый должностным лицом таможенного органа в аналитической работе (далее — база данных ТД);
б) операционной базы данных ТД, представляющей собой информационный ресурс таможенного органа, содержащий электронные копии ТД, хранимые и обрабатываемые с применением системы ТОиТК, и используемый должностным лицом таможенного органа при таможенном оформлении и таможенном контроле (далее — операционная база данных);
2) на уровне таможни:
а) операционной базы данных ТД (только для таможенных органов, оснащенных КАСТО «АИСТ-РТ21»);
б) базы данных ТД;
3) на уровне РТУ — базы данных ТД;
4) на уровне ГНИВЦ — центральной базы данных ТД (далее — ЦБД ТД).
Сроки хранения информации в указанных информационных ресурсах приведены в табл. 1.
Таблица 1. Сроки хранения электронных копий ТД, содержащихся в информационных ресурсах таможенных органов и в ГНИВЦ
№ п/п | Уровень системы сбора ТД | Информационный ресурс | Срок хранения информации в оперативном доступе | |
Таможенный пост | Операционная база данных | Не менее 3 лет | ||
База данных | Зарегистрированные ТД | Не менее 1 года | ||
Оформленные ТД | Не менее 3 лет | |||
Таможня | Операционная база данных | Не менее 7 лет | ||
База данных | Зарегистрированные ТД | Не менее 1 года | ||
Оформленные ТД | Не менее 7 лет | |||
РТУ | База данных | Зарегистрированные ТД | Не менее 1 года | |
Оформленные ТД | Не менее 15 лет | |||
ГНИВЦ | Центральная база данных | Бессрочно |
Для обеспечения бесперебойного функционирования системы сбора ТД выполняют:
1) уполномоченное должностное лицо отдела таможенного оформления и таможенного контроля таможенного поста, осуществляющее таможенные операции и таможенный контроль (далее — уполномоченное должностное лицо ОТОиТК таможенного поста):
а) ФЛК электронных копий ТД;
б) заполнение протокола завершения контроля (совокупность данных, содержащая разъяснения, формируемые уполномоченным должностным лицом ОТОиТК таможенного поста в случае обнаружения расхождений между алгоритмами работы систем ТОиТК, осуществляющих ФЛК, и решениями, принятыми на этапе проведения документального контроля);
в) контроль выгрузки электронной копии ТД, принятие которой оформлено путем присвоения ей регистрационного номера (далее — электронная копия зарегистрированной ТД), и электронной копии ТД, по которой в отношении товаров и транспортных средств таможенным органом принято решение, соответствующее классификатору решений, принимаемых таможенными органами, и указываемое в графе «D» комплекта бланков ТД 1 и в графе «D/J» комплекта бланков ТД 3 (далее — электронная копия оформленной ТД), из систем ТОиТК в автоматическом или ручном режимах для их передачи в КП С «Сбор информации по ГТД»;
г) контроль полноты и достоверности сведений, содержащихся в электронных копиях зарегистрированных и оформленных ТД;
д) внесение необходимых исправлений в электронную копию оформленной ТД в соответствии с требованием о технической корректировке, содержащим совокупность данных об ошибках в заполнении электронной копии оформленной ТД, выявленных в ходе проведения ФЛК на этапе загрузки в ЦБД ТД (далее — требование о технической корректировке);
е) внесение необходимых изменений в электронную копию оформленной ТД при проведении корректировки ТД после выпуска товаров и транспортных средств;
ж) контроль сверки информации, содержащейся в операционной базе данных таможенного поста или в операционной базе данных ОТОиТК таможенного поста и базе данных таможенного поста на первом уровне системы сбора ТД;
з) контроль загрузки в базу данных таможенного поста в автоматическом или ручном режимах электронных копий зарегистрированных и оформленных ТД, а также за выгрузкой электронных копий зарегистрированных и оформленных ТД из базы данных таможенного поста в автоматическом или ручном режимах для их передачи в таможню, РТУ и ГНИВЦ;
2) уполномоченное должностное лицо ИТП таможни или РТУ в части информационно-технического обеспечения:
а) контроль формирования файла пакета передачи данных, представляющего собой поименованную совокупность данных, предназначенную для передачи по каналам связи ВИТС ФТС России (далее — ФППД), содержащего электронные копии зарегистрированных и оформленных ТД, и за его передачей на вышестоящие уровни системы сбора ТД;
б) регламентные работы по архивированию и резервному копированию операционной базы данных таможенного поста или операционной базы данных ОТОиТК таможенного поста и базы данных таможенного поста, таможни, РТУ в автоматическом или ручном режимах, а при необходимости их восстановление после сбоев;
в) установку и настройку программно-аппаратных средств ЕАИС таможенных органов, входящих в систему сбора ТД, с учетом интерфейса взаимодействия между ними, а также контроль их бесперебойного функционирования;
г) контроль сбора, обработки и загрузки в базу данных таможни и РТУ в автоматическом или ручном режимах электронных копий зарегистрированных и оформленных ТД, а также другой информации, передаваемой в системе сбора ТД;
д) контроль выгрузки из базы данных таможни и РТУ в автоматическом или ручном режимах информации, передаваемой в системе сбора ТД;
е) контроль формирования протоколов обработки ТД, содержащих совокупность данных о загрузке электронных копий зарегистрированных и оформленных ТД в базу данных вышестоящего уровня системы сбора ТД (далее — протокол обработки) в автоматическом или ручном режимах;
3) уполномоченное должностное лицо отдела таможенной статистики (ОТС) таможни, РТУ2в части усиления контроля за полнотой и достоверностью сведений, содержащихся в электронной копии оформленной ТД:
а) контроль сроков внесения изменений в электронную копию оформленной ТД в соответствии с требованиями о технической корректировке;
б) контроль сверки информации, содержащейся в базе данных таможни и РТУ (операционной базе данных таможни при ее наличии) на втором и третьем уровнях системы сбора ТД;
в) анализ протоколов завершения контроля, заполняемых должностными лицами ОТОиТК таможенного поста, и подготовку предложений об изменении алгоритмов ФЛК;
г) контроль сроков внесения изменений в электронную копию оформленной ТД при проведении ее корректировки после выпуска товаров и транспортных средств;
4) уполномоченный работник ГНИВЦ в части загрузки ЦБД ТД:
а) контроль сбора, обработки и загрузки в ЦБД ТД в автоматическом или ручном режимах электронных копий зарегистрированных и оформленных ТД;
б) контроль формирования требований о технической корректировке и протоколов обработки;
в) контроль исправления электронных копий оформленных ТД, не прошедших ФЛК на этапе загрузки информации в ЦБД ТД;
г) контроль проведения сверки информации, содержащейся в базах данных РТУ, таможен, непосредственно подчиненных ФТС России, и в ЦБД ТД;
д) формирование аналитических материалов и отчетов по результатам загрузки информации в ЦБД ТД.
ТД, появившись на таможне назначения, становится тем документом, вокруг которого в дальнейшем проводятся все проверки, а сведения, осевшие в БД грузовых таможенных деклараций, подвергаются различной обработке (рис. 39). Помимо проверки правильности оформления ТД и при необходимости ее корректировки центральная БД ФТС России предусматривает возможности перекрестной проверки данных ТД и других специализированных документов, проведения статистической обработки информации о поступивших в Россию товарах и их объемах.
Рис. 39. Информационная система сбора и обработки информации
Перечень информационных ресурсов ЦБД ЕАИС ФТС России составляют следующие базы данных:
• электронных копий грузовых таможенных деклараций (открытый и закрытый сегменты);
• электронных копий документов контроля доставки;
• автоматизированной системы «Авто-контроль»;
• электронных копий таможенных приходных ордеров;
• валютного контроля;
• временного ввоза (вывоза) товаров по процедуре карнет-АТА;
• агрегированных данных таможенной статистики внешней торговли;
• мониторинга таможенных операций;
• конфиската;
• штрафов;
• электронной корреспонденции;
• профилей рисков;
• нормативно-справочной информации.
Решение задач, связанных с организацией и управлением доступом должностных лиц структурных подразделений ФТС России и таможенных органов к ЦБД ЕАИС ФТС России, осуществляют:
• администратор регистрации, отвечающий за организацию технологического процесса доступа пользователей к информационным ресурсам ЦБД ЕАИС ФТС России и регистрацию пользователей;
• администратор данных, отвечающий за информационное наполнение ЦБД ЕАИС ФТС России и целевое использование информации;
• администратор базы данных, отвечающий за системное администрирование и управление ЦБД ЕАИС ФТС России;
• администратор ЛВС, отвечающий за системное администрирование ЛВС ГНИВЦа ФТС России;
• администратор безопасности, отвечающий за информационную безопасность ЦБД ЕАИС ФТС России;
• администраторы локальных сетей и безопасности таможенных органов.
ЦБД многократно продублирована: в частности, каждая региональная БД хранит всю информацию, накопленную РТУ за все время работы, и каждая таможня имеет полную информацию о своей деятельности. Такое многоуровневое резервирование позволяет в любой момент восстановить информацию, если что случится с ЦБД.
Доступ к ЦБД опосредован промежуточными Intel-серверами. Современные операционные системы позволяют непосредственно работать с массивами информации, что предопределяет возможность несанкционированного доступа к хранящейся информации. Поэтому в ФТС России, прежде всего, формализована специфика работы каждого таможенного подразделения, и должностные лица могут работать только с определенными полями таможенных деклараций в соответствии со своими задачами. Например, управление контроля таможенной стоимости работает с полями «Стоимость», «Вес нетто», «Вес брутто», а также с количеством наименований товаров. При этом сведения, которые запрашивает пользователь, выгружаются на промежуточный сервер, и обратного хода нет. Таким образом, исходная информация ЦБД развязана с теми данными, которые обрабатываются в повседневной деятельности.
Работа с ЦБД и ее обслуживание ведется с помощью Центрального вычислительного комплекса (ЦБК) на базе мощных серверов с большими вычислительными ресурсами. Глубина оперативного функционирования баз данных составляет 4—5 лет и определяется потребностью в информационном обеспечении центрального аппарата ФТС, органов Правительства, администрации Президента и других государственных структур.
Для обеспечения эффективного выполнения задач ФТС России на базе двух центральных вычислительных комплексов (ЦБК «Комсомольская» и ЦБК «Фили») создана надежная отказоустойчивая система с реализацией кластерного решения, включающая два разнесенных в пространстве вычислительных комплекса и предполагающая следующую организацию работы:
• ЦБК «Комсомольская» — первичная обработка данных, поступающих из таможенных органов, реализация обратной связи с таможенными органами для формирования достоверной информации, формирование центральной базы данных статистической отчетности ЕАИС, выполнение регламентных отчетных работ и пр.;
• ЦБК «Фили» — резервный центр, предназначенный для выполнения оперативных запросов и работ ФТС России, зеркальная база данных и пр.
Основная нагрузка в ЦБК приходится на многопроцессорные серверы Alpha Server.
Ведение баз данных НСИ осуществляется администратором системы баз данных и реализуется посредством генератора программных приложений НСИ, оформленного в виде пакета прикладных программ — «АРМ НСИ».
Примечания
1 Если таможенный пост и таможня размещены в пределах одного здания, при наличии технической возможности допускается ведение базы данных только на уровне таможни.
2 По мотивированному решению начальника таможенного органа данные обязанности могут быть возложены на должностное лицо другого структурного подразделения.
РАСПРЕДЕЛЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБРАБОТКИ И ХРАНЕНИЯ ДАННЫХ
При использовании информационных сетевых технологий становится возможной реализация территориального распределения обработки информации.
Для руководства таможенного органа безразлично, где именно находится тот или иной таможенный пост или где производится та или иная операция по таможенному оформлению или контролю. Появляются совсем другие проблемы, такие как бесперебойность и качество работы коммутационных машин и каналов передачи информации.
Одной из важнейших сетевых технологий является распределенная обработка данных. Персональные компьютеры стоят на рабочих местах, т. е. на местах возникновения и использования информации. Они соединены каналами связи. Это дало возможность распределить их ресурсы по отдельным функциональным сферам деятельности и изменить технологию обработки данных в направлении децентрализации. Распределенная обработка данных позволила повысить эффективность удовлетворения изменяющейся информационной потребности должностного лица таможенного органа и тем самым обеспечить гибкость принимаемых им решений. Преимущества распределенной обработки данных: большое число взаимодействующих между собой пользователей, выполняющих функции сбора, регистрации, хранения, передачи и выдачи информации; снятие пиковых нагрузок с централизованной базы путем распределения обработки и хранения локальных баз данных на разных ЭВМ для обеспечения доступа информационного работника к вычислительным ресурсам сети ЭВМ; обеспечение симметричного обмена данными между удаленными пользователями.
Введение классификации моделей представления данных на иерархические, сетевые и реляционные отразилось на архитектуре систем управления базами данных (СУБД) и технологии их обработки. Архитектура СУБД описывает ее функционирование как взаимодействие информационных процессов двух типов: клиента и сервера.
Распределенная обработка и распределенная база данных — не синонимы. Если прираспределенной обработке производится работа с базой, то подразумевается, что представление данных, их содержательная обработка, работа с базой на логическом уровне выполняются на персональном компьютере клиента, а поддержание базы в актуальном состоянии — на сервере. В случае использования распределенной базы данных последняя размещается на нескольких серверах. Работа с ней осуществляется на тех же персональных компьютерах или на других, и для доступа к удаленным данным надо использовать сетевую СУБД.
В системе распределенной обработки клиент может послать запрос к собственной локальной базе или удаленной. Удаленный запрос — единичный запрос к одному серверу. Несколько удаленных запросов к одному серверу объединяются в удаленную транзакцию. Если отдельные запросы транзакции обрабатываются различными серверами, то транзакция называется распределенной. При этом один запрос транзакции обрабатывается одним сервером. Распределенная СУБД позволяет обрабатывать один запрос несколькими серверами. Такой запрос называется распределенным. Только обработка распределенного запроса поддерживает концепцию распределенной базы данных.
Созданы распределенные базы данных по всем направлениям человеческой деятельности: финансовой, экономической, научно-технической, электронной документации, кредитной, статистической, маркетинга, газетных сообщений, правительственных распоряжений, патентной информации, библиографической и т. д. Таможенные информационные технологии опираются на базы нормативно-справочной информации.
Рис. 40. Централизованная организация хранения данных
Организация обработки данных зависит от способа их распределения. Существуют централизованный, децентрализованный и смешанный способы распределения данных.
Централизованная организация данных является самой простой для реализации (рис. 40). На одном сервере находится единственная копия базы данных. Все операции с базой данных обеспечиваются этим сервером. Доступ к данным выполняется с помощью удаленного запроса или удаленной транзакции. Достоинством такого способа является легкая поддержка базы данных в актуальном состоянии, а недостатком — то, что размер базы ограничен размером внешней памяти; все запросы направляются к единственному серверу с соответствующими затратами на стоимость связи и временную задержку. Отсюда — ограничение на параллельную обработку. База может быть недоступной для удаленных пользователей при появлении ошибок связи и полностью выходит из строя при отказе центрального сервера.
Децентрализованная организация данных предполагает разбиение информационной базы на несколько физически распределенных. Каждый клиент пользуется своей базой данных, которая может быть либо частью общей информационной базы (рис. 41, а), либо копией информационной базы в целом (рис. 41, б), что приводит к ее дублированию для каждого клиента.
Распределение данных на основе разбиения. База данных размещается на нескольких серверах. Существование копий отдельных частей недопустимо. Достоинства этого метода: большинство запросов удовлетворяются локальными базами, что сокращает время ответа; увеличиваются доступность данных и надежность их хранения; стоимость запросов на выборку и обновление снижается по сравнению с централизованным распределением; система останется частично работоспособной, если выйдет из строя один сервер. Имеются и недостатки: часть удаленных запросов или транзакций может потребовать доступ ко всем серверам, что увеличивает время ожидания и цену обслуживания; необходимо иметь сведения о размещении данных в различных БД. Однако доступность и надежность увеличатся. Расчлененные базы данных наиболее подходят к случаю совместного использования локальных и глобальных компьютерных сетей.
Распределение данных на основе дублирования заключается в том, что в каждом сервере сети размещается полная база данных. Это обеспечивает наибольшую надежность хранения данных. Недостатки способа: повышенные требования к объему внешней памяти; усложнение корректировки баз, так как требуется синхронизация в целях согласования копий. Достоинства — все запросы выполняются локально, что обеспечивает быстрый доступ. Данный способ используется, когда фактор надежности является критическим, база небольшая, интенсивность обновления невелика.
Смешанная организациях хранения данных объединяет два способа распределения: разбиение и дублирование (рис. 42), приобретая при этом и преимущества, и недостатки обоих способов. Появляется необходимость хранить информацию о том, где находятся данные в сети. При этом достигается компромисс между объемом памяти под базу в целом и под базу в каждом сервере, чтобы обеспечить надежность и эффективность ее работы; легко реализуется параллельная обработка, т. е. обслуживание распределенного запроса, или транзакции. Несмотря на гибкость смешанного способа организации данных, остается проблема взаимозависимости факторов, влияющих на производительность системы, проблема ее надежности и выполнения требований к памяти. Смешанный способ организации данных можно использовать лишь при наличии сетевой СУБД.
В базах данных коллективного пользования центральным технологическим звеном становятся серверы баз данных. Программные средства серверов баз данных обеспечивают реализацию многопользовательских приложений, централизованное хранение, целостность и безопасность данных. Производительность серверов баз данных на порядок выше по сравнению с файл-серверами, которые используются в локальных сетях. Локальные вычислительные сети создавались для совместного использования дорогостоящего периферийного оборудования. Использование сервера баз данных обеспечило доступ многих пользователей к одним и тем же файлам. Это и стало предпосылкой создания сетевых СУБД.
Рис. 41. Децентрализованная организация данных: а — способом разделения: б — способом дублирования
Мощность сетевых СУБД, основанных на файл-сервере, недостаточна. В нагруженной сети неизбежно падает производительность, нарушаются безопасность и целостность данных. Проблема производительности возникла не потому, что процессоры ЭВМ не обладают достаточной мощностью, а потому, что файл-серверы реализуют принцип «все или ничего». Полные копии файлов базы перемещаются взад-вперед по сети. Проблемы с безопасностью, целостностью возникли из-за того, что с самого начала файл-серверы не были сконструированы с учетом сохранения целостности данных и их восстановления в случае аварии.
Рис. 42. Смешанная организация данных
Технология «клиент-сервер», как более мощная, заменила технологию «файл-сервер». Она позволила совместить достоинства однопользовательских систем (высокий уровень диалоговой поддержки, дружественный интерфейс, низкая цена) с достоинствами более крупных компьютерных систем (поддержка целостности, защита данных, многозадачность).
Основная идея технологии «клиент-сервер» заключается в том, чтобы серверы расположить на мощных машинах, а приложения клиентов, использующих язык, — на менее мощных машинах. Тем самым будут задействованы ресурсы более мощного сервера и менее мощных машин клиентов. Ввод-вывод к базе основан не на физическом дроблении данных, а на логическом, т. е. сервер отправляет клиентам не полную копию базы, а только логически необходимые порции, тем самым сокращая трафик сети. Трафик сети — это поток сообщений сети. В технологии «клиент-сервер» программы клиента и его запросы хранятся отдельно от СУБД. Сервер обрабатывает запросы клиентов, выбирает необходимые данные из базы данных, посылает их клиентам по сети, производит обновление информации, обеспечивает целостность и сохранность данных. Рассмотрим основные виды технологии распределенной обработки данных.
1. Технология «клиент-сервер», ориентированная на автономный компьютер, т. е. и клиент и сервер размещены на одной ЭВМ. По функциональным возможностям такая система аналогична централизованной СУБД. Ни распределенная обработка, ни распределенная СУБД не поддерживаются.
2. Технология «клиент-сервер», ориентированная на централизованное распределение. При использовании этой технологии клиент получает доступ к данным одиночного удаленного сервера, данные могут только считываться, динамический доступ к данным реализуется посредством удаленных транзакций и запросов, их число должно быть невелико, чтобы не снизилась производительность системы.
3. Технология «клиент-сервер», ориентированная на локальную вычислительную сеть. Эта технология характеризуется следующими особенностями: единственный сервер обеспечивает доступ к базе; клиент формирует процесс, отвечающий за содержательную обработку данных, их представление и логический доступ к базе; доступ к базе данных замедлен, так как клиент и сервер связаны через локальную сеть.
4. Технология «клиент-сервер», ориентированная на изменения данных в одном месте. В случае применения этой технологии реализуется обработка распределенной транзакции; удаленные серверы не связаны между собой сетью ЭВМ, т. е. отсутствует сервер-координатор; клиент может изменять данные только в своей локальной базе; возникает опасность «смертельных объятий», т. е. ситуация, когда задача А ждет запись, заблокированную задачей В, а задача В ждет запись, заблокированную задачей А. Поэтому распределенная СУБД должна иметь средство контроля совпадений противоречивых запросов. Распределение данных реализует метод расчленения.
5. Технология «клиент-сервер», ориентированная на изменение данных в нескольких местах. В отличие от предыдущей технологии здесь имеется сервер-координатор, поддерживающий протокол передачи данных между различными серверами. Возможна обработка распределенных транзакций в разных удаленных серверах. Это создает предпосылки разработки распределенной СУБД. Реализуется стратегия смешанного распределения путем передачи копий с помощью СУБД.
6. Технология «клиент-сервер», ориентированная на распределенную СУБД. Она обеспечивает стратегию разбиения и дублирования, позволяет получить более быстрый доступ к данным. Распределенная СУБД обеспечивает независимость клиента, места размещения сервера, глобальную оптимизацию, распределенный контроль целостности базы, распределенное административное управление.
Во всех технологиях существуют два способа связи прикладных программ клиента и сервера баз данных: прямой и непрямой. При прямом соединении прикладная программа клиента связывается непосредственно с сервером базы данных, а при непрямом — доступ к удаленному серверу обеспечивается средствами локальной базы. Возможно объединение обоих способов.
Использование технологии «клиент-сервер» позволяет перенести часть работы с сервера на компьютер клиента, оснащенный инструментальными средствами для выполнения его профессиональных обязанностей. Тем самым данная технология позволяет независимо наращивать возможности сервера баз данных и совершенствовать инструментальные средства клиента. Недостаток технологии «клиент-сервер» заключается в повышении требований к производительности ЭВМ-сервера, в усложнении управления вычислительной сетью, а при отсутствии сетевой СУБД — в сложности организации распределенной обработки.
Под операционной средой сервера баз данных понимают возможности операционной системы (ОС) компьютера сетевой ОС. Каждый сервер баз данных может работать на определенном типе компьютера и сетевой ОС. В настоящее время наиболее употребительными являются около десяти серверов, в частности в таможенных органах используются SQL-server, SQLBASE-server, ORACLE-server и др.
Серверы баз данных рассчитаны на поддержку большого числа различных типов приложений. Для реализации интерфейса с сервером базы данных можно использовать объектно-ориентированные средства, электронные таблицы, текстовые процессоры, графические пакеты, настольные издательства и другие информационные технологии.