Раздел 2. оценка качества зерна 1 страница

Работа 2.1 ПРАВИЛА ПРИЕМКИ ЗЕРНА И МЕТОДЫ ОТБОРА ПРОБ ПО ГОСТ 13586. 3 – 83

Задание 1. Ознакомьтесь с основными правилами приёмки зерна государственными заготовительными организациями.

Задание 2. Выпишите из стандарта определения основных понятий:

Партия зерна _____________________________________________________

_________________________________________________________________ ___________________________________________________________________

Точечная проба ___________________________________________________

_________________________________________________________________

Объединённая проба _______________________________________________

_________________________________________________________________

Средняя проба ____________________________________________________

_________________________________________________________________

Навеска __________________________________________________________

__________________________________________________________________Среднесуточная проба ______________________________________________

____________________________________________________________________

Задание 3. Ознакомьтесь со щупами: конусным, цилиндрическим, мешочным, и автомобильным пробоотборником.

Задание 4. Начертите схемы отбора точечных проб зерна из кузова автомашины, насыпи в складе, при погрузке и выгрузке с помощью транспортера.

Порядок отбора точечных проб зерна, хранящегося в мешках

Количество мешков в партии, шт. Количество мешков в выборке, из которых отбирают точечные пробы
     
     
     
     

Задание 5. Опишите порядок составления среднесуточной пробы.

__________________________________________________________________________________

Задание 6. Ознакомьтесь с работой делителя зернового БИС-1.

______________________________________________________________________

Контрольные вопросы

1. Дайте определение понятий: партия зерна, точечная проба, объединенная проба, средняя проба, среднесуточная проба, навеска.

2. Расскажите о порядке отбора точечных проб.

3. Как формируются объединенная, средняя и среднесуточная пробы?

4. Назначение, устройство и работа делителя БИС-1.

Дата выполнения______________ Задание принято______________

Работа 2. 2 ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЗАПАХА И ЦВЕТА (СВЕЖЕСТИ) ЗЕРНА ПО ГОСТ 10967 – 90

Задание 1. Познакомьтесь с запахами по коллекции зерна разной свежести

Группа запахов Название запаха Причины возникновения Нормирование стандартом
Сорбционные запахи        
       
       
       
       
Запахи разложения        
       
       
       

Задание 2. Дайте характеристику дефектного зерна.

Вид дефектного зерна Характерные особенности
морфологические биохимические технологические
Морозобойное          
Проросшее          
Перегретое при сушке        
Самосогревшееся        
Розовоокрашенное зерно ржи      
Поврежденное клопом-черепашкой      

Задание 3. Определите показатели свежести зерна средней пробы.

Запах__________________________________________________________

Цвет__________________________________________________________

Заключение____________________________________________________

Контрольные вопросы

1. Назовите причины изменения цвета зерна и связанные с этим биохимические и технологические особенности зерна.

2. Природа происхождения посторонних запахов зерна, их характеристика и пути предупреждения.

3. При наличии каких запахов зерно может быть использовано на кормовые и продовольственные цели?

Дата выполнения ______________ Задание принято ________________

Работа 2.3ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЛАЖНОСТИ ЗЕРНА ПО ГОСТ 13586.5-93 И НА ЭЛЕКТРОВЛАГОМЕРАХ

Бюксы взвешивают с точностью до 0,01 г, навеску размолотого зерна в каждой бюксе доводят до (5,00 ± 0,05) г, охлажденные бюксы с измельченным зерном взвешивают с точностью до 0,01 г. Вычисления по формулам производят до 0,01%. Допустимое расхождение результатов двух параллельных определений не более 0,2% влажности. Конечный результат выражают с точностью до 0,1%.

Задание 1. Определите влажность зерна средней пробы в электросушильном шкафу СЭШ-3 без предварительного подсушивания.

Зерновая культура _______________ Продолжительность размола ________

Температура высушивания _____ Продолжительность высушивания _______

Номер бюксы   Масса бюксы, г Усушка, г (m1-m2) Влажность,%
пустой с навеской повтор- ностей средняя
до высушивания (m1) после высуши-вания (m2)
               
             

Влажность зерна в процентах, без предварительного подсушивания (W), вычисляют по формуле:

W = 100(m1 – m2): М + К,

где К - поправочный коэффициент на неполноту высушивания, для пшеницы, ржи, ячменя 0,2%, овса – 0,35, гороха, кукурузы, фасоли – 0,45%.

M – масса навески зерна, взятая для высушивания, г.

При влажности зерна более 17% его влажность предварительно оценивают с помощью электровлагомера и определяют с предварительным подсушиванием.

Задание 2. Определите влажность зерна на электровлагомерах.

Название влагомера Отсчет по шкале прибора Влажность, % (для Трансгигро с поправкой на температуру зерна)
Среднее
Трансгигро            
ВЛК – 01            

Задание 3. Выпишите из стандартов градации для состояний по влажности семян различных культур.

Состояние по влажности В л а ж н о с т ь, %
Пшеница, рожь, ячмень, гречиха Горох Лён
Сухое        
Средней сухости        
Влажное      
Сырое      

Контрольные вопросы

1. Дайте определение понятия «влажность зерна».

2. Охарактеризуйте состояния влаги в зерне.

3. Что понимают под критическим уровнем влажности и каково его значение для зерновых, бобовых и масличных культур?

4. Методы определения влажности, их достоинства и недостатки.

5. Назовите градации состояний по влажности для семян пшеницы, гороха и льна.

6. Раскройте технологическое и экономическое значения влажности.

Дата выполнения______________ Задание принято____________________

Работа 2.4ОПРЕДЕЛЕНИЕ НАТУРЫ ЗЕРНА НА ЛИТРОВОЙ ПУРКЕ

ПО ГОСТ 10840-64

Для каждой пробы натуру определяют 2 раза из разных порций зерна. Мерку с зерном взвешивают с точностью до 0,5 г и округляют до 1,0 г. Разница в результатах двух параллельных определений не должна превышать для овса 10, для остальных культур 5 г. Результаты определения натуры проставляют в документах о качестве зерна с точностью до 1,0 г. При расчётах денежных скидок и надбавок натуру округляют до целых десятков.

Задание 1. Определите натуру вашей средней пробы и дополнительных образцов.

  Образец   Значение натуры, г/л Класс зерна по натуре
      Среднее
Пшеница          
Рожь          
Ячмень          
Овес          

Задание 2. Вычислите «расчетную натуру» (Нрас.) для яровой и озимой краснозерной пшеницы при влажности зерна 18% и фактической натуре (Нфак.) равной 740 г/л.

Нрас. яровая пш.=

Нрас. озимая пш. =

Справка. За каждый процент влажности сверх нормированной натура увеличивается для яровой пшеницы (І, ІІ, ІІІ типов) на 5 г/л, для озимой пшеницы (ІV типа) – на 3 г/л.

Нрас.= Нфак. + а(Wфакт. – Wнорм.)

где а, равно 5 или 3 г/л, соответственно, для яровой или озимой пшеницы. Wфакт. – фактическая и Wнорм. –нормированная влажность зерна.

Задание 3. Используя определенную в задании 1 натуру зерна, рассчитайте потребную ёмкость складского помещения при ожидаемом валовом сборе зерновых в количестве 5000 т.

Культура Масса партии зерна, т Натура, г/л Масса 1 м3 зерна, т Потребная ёмкость хранилища, м3
Пшеница      
Ячмень      
Овес      
Рожь      
Итого      

Контрольные вопросы

1. Дайте определение понятию «натура зерна».

2. Как влияют на натуру выполненность, выравненность по крупноте, влажность, засоренность и форма зерна?

3. Охарактеризуйте технологическое и экономическое значение натуры.

4. Как определяется «расчётная натура»?

Дата выполнения___________________ Задание принято________________

Работа 2.5 ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЗАРАЖЕННОСТИ ЗЕРНА ВРЕДИТЕЛЯМИ ХЛЕБНЫХ ЗАПАСОВ ПО ГОСТ 13586. 4 – 83

Задание 1. Укажите систематику основных вредителей хлебных запасов.

Тип членистоногие, класс насекомые, отряд жуки

Семейства (виды)

1._______________________________________________________________

2._______________________________________________________________

3._______________________________________________________________

4._______________________________________________________________

5._______________________________________________________________

Отряд бабочки

Семейства (виды)

1.______________________________________________________________

2.______________________________________________________________

3.______________________________________________________________

Класс паукообразные, отряд клещи

Семейства (виды)

1.______________________________________________________________

2.______________________________________________________________

3.______________________________________________________________

4.______________________________________________________________

Задание 2. Проведите анализ вашей средней пробы на зараженность зерна вредителями хлебных запасов.

Название вредителей хлебных запасов Обнаружено, шт./кг Для клещей и долгоносиков степень зараженности
     
     
     
     

Скрытая форма зараженности, %_____________________________________

Заключение _______________________________________________________

____________________________________________________________________

Контрольные вопросы

1. Дайте определение понятия «зараженность зерна вредителями хлебных запасов».

2. Назовите ущерб, причиняемый вредителями хлебных запасов.

3. Охарактеризуйте основные виды клещей и насекомых, которые относятся к вредителям хлебных запасов.

4. Как нормируется зараженность зерна вредителями хлебных запасов национальными стандартами?

5. Перечислите методы определения скрытой формы зараженности зерна.

6. Какие существуют методы борьбы с вредителями хлебных запасов?

Дата выполнения__________________ Задание принято________________

Работа 2.6 ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРИМЕСЕЙ В ТОВАРНОМ ЗЕРНЕ ПШЕНИЦЫ ПО ГОСТ 30483-97

Отдельные фракции сорной и зерновой примесей взвешивают с точностью до 0,01 г и рассчитывают их содержание с точностью до 0,01 %. Итоговое значение сорной и зерновой примеси записывают с точностью до 0,1.

Задание 1. Определите состав примесей в навеске зерна озимой пшеницы массой 50,0 г.

Наименование фракций сорной примеси Содержание
г %

Проход через сито с отверстиями

диаметром 1 мм ____________________________

Минеральна примесь ___________________________

Сорные семена (в т.ч. семена культурных

растений, не отнесенные к зерновой

примеси) ___________________________

Зёрна пшеницы, ржи и ячменя с явно

испорченным или полностью выеденным

эндоспермом ____________________________

Прочая органическая примесь ___________________________

Вредная примесь ___________________________

Всего сорной примеси ____________________________

Наименование фракций зерновой примеси Содержание
г %

Зёрна пшеницы изъеденные и битые

(50% от их общего количества) ____________________________

Проросшие ____________________________

Захваченные морозом ____________________________

Поврежденные самосогреванием или

сушкой (заплесневелые, раздутые) ____________________________

Щуплые, зелёные, давленые ____________________________

Зёрна ржи и ячменя _____________________________

Всего зерновой примеси _____________________________

Наименование фракций основного зерна Содержание
г %

Зёрна пшеницы нормальные (крупные

и мелкие) ______________________________

Изъеденные и битые (50%

от их общего количества) _______________________________

Наклюнувшиеся при прорастании _______________________________

Всего основного зерна _______________________________

Задание 2. По ГОСТ Р 52554-2006 выпишите как нормируется примесь в зерне мягкой пшеницы.

Наименование примеси Ограничительная норма для классов, %
1-го – 4-го 5-го

Сорная __________________________________________________________

Зерновая_________________________________________________________

Вредная _________________________________________________________

Задание 3. Рассчитайте скидки (надбавки) за найденное вами содержание сорной примеси от физической массы партии зерна равной 50 т.

Скидка (-) или надбавка (+) ____________________%,_________________т

Задание 4. Укажите состав вредной примеси.

Грибные болезни растений_________________________________________

________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Ядовитые семена сорных растений ___________________________________

__________________________________________________________________

Примесь животного происхождения _______________________________________

Контрольные вопросы

1. По какому принципу примесь в товарном зерне делится на сорную, вредную и зерновую?

2. Назовите состав сорной и зерновой примеси.

3. В чем состоит технологическое и экономическое значение сорной, зерновой и вредной примеси?

4. С какой точностью проводят расчеты при определении содержания примеси?

Дата выполнения ___________________ Задание принято_____________

Работа 2.7 ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОЛИЧЕСТВА И КАЧЕСТВА СЫРОЙ КЛЕЙКОВИНЫ В ЗЕРНЕ ПШЕНИЦЫ ПО ГОСТ 13586.1 – 68

Навеску размолотого зерна и клейковину взвешивают с точностью до 0,1 г. Содержание сырой клейковины округляют до 1,0%. Показания прибора ИДК-1 записывают с точностью до 1 деления шкалы. Цена деления шкалы 5 условных единиц. Если стрелка прибора не достигла короткого штриха, то за отсчет измерения принимают значение отсчета предыдущего деления, а если стрелка остановилась на коротком штрихе или перешла его, то результат измерения записывают по следующему за стрелкой делению. Приборы ИДК-2 и ИДК-3 имеют цифровое отсчетное устройство.

Задание 1. Укажите характеристику клейковины по прибору ИДК

Группа клейковины Характеристика клейковины Показатель, единицы ИДК
ІІІ      
І І      
І      
І І      
ІІІ      

Примечание. Клейковину крошащуюся, которая не формируется в шарик относят к ІІІ группе качества без определения на приборе.

Задание 2. Определите содержание и качество сырой клейковины в зерне пшеницы вашей средней пробы.

Навеска шрота ____________г Количество воды ____________ см3

Отлёжка теста ______ мин Нахождение клейковины в воде ________ мин

Количество сырой клейковины Качество клейковины
г % Ед. ИДК Группа по ГОСТ
       

Цвет полученной клейковины_____________________________________

Справка. По цвету клейковина бывает светлая, серая и тёмная.

Задание 3.По ГОСТ Р 52554-2006 укажите классы мягкой и твердой пшеницы в зависимости от количества, качества сырой клейковины, общей стекловидности и числа падения

Пшеница мягкая Класс Содержание сы-рой клейкови-ны,%, не менее Качество, (ед. ИДК) и группа клейковины Общая стекл., %, не менее Число падения, с, не менее
  сильная          
         
ценная          
рядовая          
         
Пшеница твердая          
         
         
         
         

Контрольные вопросы.

1. Что называется сырой клейковиной?

2. Укажите химический состав и физические свойства клейковины.

3. Как выполняется оценка упругости клейковины на приборе ИДК?

4. Какие факторы влияют на количество и качество клейковины?

5. В чем технологическое и экономическое значение сильных, ценных и твердых пшениц? Охарактеризуйте показатели силы пшениц.

Дата выполнения _____________ Задание принято_____________

Работа 2.8 ОПРЕДЕЛЕНИЕ СТЕКЛОВИДНОСТИ ПО ГОСТ 10987-76, ТИПОВ И ПОДТИПОВ ПШЕНИЦЫ ПО ГОСТ 10940-64

Стекловидность определяют двумя способами: по поперечному срезу зерна и на диафаноскопе. Общую стекловидность вычисляют с точностью 0,1% и округляют до целых процентов. Расхождения между двумя параллельными определениями не должны превышать 5%.

Срез стекловидного зерна имеет стекловидный блеск, похож на срез воска, у мучнистого зерна он напоминает поверхность куска мела. В срезе частично стекловидного зерна заметны мучнистая и стекловидная области.

На диафаноскопе подсчитывают количество стекловидных (полностью просвечивающихся) и число мучнистых (полностью не просвечивающихся) зёрен. Остальные зёрна относят к частично стекловидным.

Общую стекловидность (Ос) вычисляют по формуле:

Ос = Пс + Чс/2

где Пс и Чс - полностью стекловидные и частично стекловидные зерна.

Задание 1. Определите стекловидность зерна пшеницы вашей средней пробы.

Способ определе-ния Взято зёрен для анализа, шт. Количество зёрен, шт.: Общая стекловидность, %
стекло-видных мучнис-тых частично стекловидных повтор-ностей средняя
  По срезу            
         
На диафаноскопе            
         

Задание 2. Определите тип и подтип пшеницы вашей средней пробы. Анализируемая проба пшеницы относится к типу (номер и наименование типа)_____________________________________________________________

Подтип анализируемого образца устанавливают по общей стекловидности и оттенку цвета зерна.

Общая стекловидность, % ______________________________

Оттенок цвета по эталону _______________________________

Подтип анализируемого образца _________________________

Отличные признаки зерна мягкой и твердой пшеницы: у мягкой пшеницы на конце, противоположном зародышу, имеется хорошо заметное опушение (бородка), у твердой бородка практически не заметна; зерно мягкой пшеницы красное с оттенками или белое, зерно твердой – янтарное; поперечный срез зерна мягкой пшеницы округло-овальный, твердой – угловато-ребристый; у мягкой пшеницы зародыш вогнутый, у твердой – прямой, выступающий за зерновку; зерно мягкой пшеницы разное по стекловидности, зерно твердой – полностью стекловидное.

Если цвет зерна мягкой пшеницы не ясно выражен, зёрна на 15 минут замачивают в 5% -ном водном растворе NаОН или КОН. Белозерная пшеница приобретает светло-кремовую окраску, а краснозерная – красно-бурую. Тот же результат получают при 20-минутном кипячении зёрен в воде.

Контрольные вопросы

1. Как определяют общую стекловидность?

2. Какова связь между стекловидностью и качеством зерна? На какие цели используют стекловидное зерно?

3. Какие ботанические и биологические признаки положены в основу товарной классификации зерна пшеницы? С какой целью предусмотрена эта классификация?

4. Назовите отличительные признаки зерна мягкой и твёрдой пшеницы.

5. Дайте характеристику типов и подтипов пшеницы.

6. Назовите типы и подтипы, к которым относится сильная пшеница.

7. Какие основные сорта мягкой (озимой и яровой) и твердой (озимой и яровой) пшеницы наиболее распространены в нашей стране и Смоленской области?

Дата выполнения__________________ Задание принято_______________

Работа 2.9ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЧИСЛА ПАДЕНИЯ МИКРОМЕТОДОМ

В основе метода лежит определение вязкости клейстеризованной прогревом водно-мучной суспензии по скорости опускания в ней специального штока-мешалки (спицы с колесиком). Чем выше автолитическая активность зерна, тем сильнее разжижается водно-мучная суспензия при прогреве и требуется меньше времени для падения в ней штока.

В пробирку прибора для определения числа падения приливают 2 см3 воды, вносят 2 г цельноразмолотого зерна, добавляют еще 8 см3 воды, закрывают резиновой пробкой и сильно встряхивают 20 раз до получения однородной суспензии. Затем пробку вынимают, в пробирку вставляют шток с колесиком, пробирку вертикально помещают в кипящую водяную баню прибора, включают секундомер и штоком-мешалкой по всей высоте перемешивают суспензию, делая два движения вверх и два вниз за одну секунду. При испытании ржи перемешивание продолжается 45с, для пшеницы – 60с. Затем стержень штока поднимают и дают ему свободно падать через клейстеризованную массу. При достижении колесиком дна пробирки, секундомер останавливают.

Наши рекомендации