Раздел 2. оценка качества зерна 1 страница
Работа 2.1 ПРАВИЛА ПРИЕМКИ ЗЕРНА И МЕТОДЫ ОТБОРА ПРОБ ПО ГОСТ 13586. 3 – 83
Задание 1. Ознакомьтесь с основными правилами приёмки зерна государственными заготовительными организациями.
Задание 2. Выпишите из стандарта определения основных понятий:
Партия зерна _____________________________________________________
_________________________________________________________________ ___________________________________________________________________
Точечная проба ___________________________________________________
_________________________________________________________________
Объединённая проба _______________________________________________
_________________________________________________________________
Средняя проба ____________________________________________________
_________________________________________________________________
Навеска __________________________________________________________
__________________________________________________________________Среднесуточная проба ______________________________________________
____________________________________________________________________
Задание 3. Ознакомьтесь со щупами: конусным, цилиндрическим, мешочным, и автомобильным пробоотборником.
Задание 4. Начертите схемы отбора точечных проб зерна из кузова автомашины, насыпи в складе, при погрузке и выгрузке с помощью транспортера.
Порядок отбора точечных проб зерна, хранящегося в мешках
Количество мешков в партии, шт. | Количество мешков в выборке, из которых отбирают точечные пробы |
Задание 5. Опишите порядок составления среднесуточной пробы.
__________________________________________________________________________________
Задание 6. Ознакомьтесь с работой делителя зернового БИС-1.
______________________________________________________________________
Контрольные вопросы
1. Дайте определение понятий: партия зерна, точечная проба, объединенная проба, средняя проба, среднесуточная проба, навеска.
2. Расскажите о порядке отбора точечных проб.
3. Как формируются объединенная, средняя и среднесуточная пробы?
4. Назначение, устройство и работа делителя БИС-1.
Дата выполнения______________ Задание принято______________
Работа 2. 2 ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЗАПАХА И ЦВЕТА (СВЕЖЕСТИ) ЗЕРНА ПО ГОСТ 10967 – 90
Задание 1. Познакомьтесь с запахами по коллекции зерна разной свежести
Группа запахов | Название запаха | Причины возникновения | Нормирование стандартом |
Сорбционные запахи | |||
Запахи разложения | |||
Задание 2. Дайте характеристику дефектного зерна.
Вид дефектного зерна | Характерные особенности | ||
морфологические | биохимические | технологические | |
Морозобойное | |||
Проросшее | |||
Перегретое при сушке | |||
Самосогревшееся | |||
Розовоокрашенное зерно ржи | |||
Поврежденное клопом-черепашкой |
Задание 3. Определите показатели свежести зерна средней пробы.
Запах__________________________________________________________
Цвет__________________________________________________________
Заключение____________________________________________________
Контрольные вопросы
1. Назовите причины изменения цвета зерна и связанные с этим биохимические и технологические особенности зерна.
2. Природа происхождения посторонних запахов зерна, их характеристика и пути предупреждения.
3. При наличии каких запахов зерно может быть использовано на кормовые и продовольственные цели?
Дата выполнения ______________ Задание принято ________________
Работа 2.3ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЛАЖНОСТИ ЗЕРНА ПО ГОСТ 13586.5-93 И НА ЭЛЕКТРОВЛАГОМЕРАХ
Бюксы взвешивают с точностью до 0,01 г, навеску размолотого зерна в каждой бюксе доводят до (5,00 ± 0,05) г, охлажденные бюксы с измельченным зерном взвешивают с точностью до 0,01 г. Вычисления по формулам производят до 0,01%. Допустимое расхождение результатов двух параллельных определений не более 0,2% влажности. Конечный результат выражают с точностью до 0,1%.
Задание 1. Определите влажность зерна средней пробы в электросушильном шкафу СЭШ-3 без предварительного подсушивания.
Зерновая культура _______________ Продолжительность размола ________
Температура высушивания _____ Продолжительность высушивания _______
Номер бюксы | Масса бюксы, г | Усушка, г (m1-m2) | Влажность,% | |||
пустой | с навеской | повтор- ностей | средняя | |||
до высушивания (m1) | после высуши-вания (m2) | |||||
Влажность зерна в процентах, без предварительного подсушивания (W), вычисляют по формуле:
W = 100(m1 – m2): М + К,
где К - поправочный коэффициент на неполноту высушивания, для пшеницы, ржи, ячменя 0,2%, овса – 0,35, гороха, кукурузы, фасоли – 0,45%.
M – масса навески зерна, взятая для высушивания, г.
При влажности зерна более 17% его влажность предварительно оценивают с помощью электровлагомера и определяют с предварительным подсушиванием.
Задание 2. Определите влажность зерна на электровлагомерах.
Название влагомера | Отсчет по шкале прибора | Влажность, % (для Трансгигро с поправкой на температуру зерна) | |||
Среднее | |||||
Трансгигро | |||||
ВЛК – 01 |
Задание 3. Выпишите из стандартов градации для состояний по влажности семян различных культур.
Состояние по влажности | В л а ж н о с т ь, % | ||
Пшеница, рожь, ячмень, гречиха | Горох | Лён | |
Сухое | |||
Средней сухости | |||
Влажное | |||
Сырое |
Контрольные вопросы
1. Дайте определение понятия «влажность зерна».
2. Охарактеризуйте состояния влаги в зерне.
3. Что понимают под критическим уровнем влажности и каково его значение для зерновых, бобовых и масличных культур?
4. Методы определения влажности, их достоинства и недостатки.
5. Назовите градации состояний по влажности для семян пшеницы, гороха и льна.
6. Раскройте технологическое и экономическое значения влажности.
Дата выполнения______________ Задание принято____________________
Работа 2.4ОПРЕДЕЛЕНИЕ НАТУРЫ ЗЕРНА НА ЛИТРОВОЙ ПУРКЕ
ПО ГОСТ 10840-64
Для каждой пробы натуру определяют 2 раза из разных порций зерна. Мерку с зерном взвешивают с точностью до 0,5 г и округляют до 1,0 г. Разница в результатах двух параллельных определений не должна превышать для овса 10, для остальных культур 5 г. Результаты определения натуры проставляют в документах о качестве зерна с точностью до 1,0 г. При расчётах денежных скидок и надбавок натуру округляют до целых десятков.
Задание 1. Определите натуру вашей средней пробы и дополнительных образцов.
Образец | Значение натуры, г/л | Класс зерна по натуре | ||
Среднее | ||||
Пшеница | ||||
Рожь | ||||
Ячмень | ||||
Овес |
Задание 2. Вычислите «расчетную натуру» (Нрас.) для яровой и озимой краснозерной пшеницы при влажности зерна 18% и фактической натуре (Нфак.) равной 740 г/л.
Нрас. яровая пш.=
Нрас. озимая пш. =
Справка. За каждый процент влажности сверх нормированной натура увеличивается для яровой пшеницы (І, ІІ, ІІІ типов) на 5 г/л, для озимой пшеницы (ІV типа) – на 3 г/л.
Нрас.= Нфак. + а(Wфакт. – Wнорм.)
где а, равно 5 или 3 г/л, соответственно, для яровой или озимой пшеницы. Wфакт. – фактическая и Wнорм. –нормированная влажность зерна.
Задание 3. Используя определенную в задании 1 натуру зерна, рассчитайте потребную ёмкость складского помещения при ожидаемом валовом сборе зерновых в количестве 5000 т.
Культура | Масса партии зерна, т | Натура, г/л | Масса 1 м3 зерна, т | Потребная ёмкость хранилища, м3 |
Пшеница | ||||
Ячмень | ||||
Овес | ||||
Рожь | ||||
Итого |
Контрольные вопросы
1. Дайте определение понятию «натура зерна».
2. Как влияют на натуру выполненность, выравненность по крупноте, влажность, засоренность и форма зерна?
3. Охарактеризуйте технологическое и экономическое значение натуры.
4. Как определяется «расчётная натура»?
Дата выполнения___________________ Задание принято________________
Работа 2.5 ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЗАРАЖЕННОСТИ ЗЕРНА ВРЕДИТЕЛЯМИ ХЛЕБНЫХ ЗАПАСОВ ПО ГОСТ 13586. 4 – 83
Задание 1. Укажите систематику основных вредителей хлебных запасов.
Тип членистоногие, класс насекомые, отряд жуки
Семейства (виды)
1._______________________________________________________________
2._______________________________________________________________
3._______________________________________________________________
4._______________________________________________________________
5._______________________________________________________________
Отряд бабочки
Семейства (виды)
1.______________________________________________________________
2.______________________________________________________________
3.______________________________________________________________
Класс паукообразные, отряд клещи
Семейства (виды)
1.______________________________________________________________
2.______________________________________________________________
3.______________________________________________________________
4.______________________________________________________________
Задание 2. Проведите анализ вашей средней пробы на зараженность зерна вредителями хлебных запасов.
Название вредителей хлебных запасов | Обнаружено, шт./кг | Для клещей и долгоносиков степень зараженности |
Скрытая форма зараженности, %_____________________________________
Заключение _______________________________________________________
____________________________________________________________________
Контрольные вопросы
1. Дайте определение понятия «зараженность зерна вредителями хлебных запасов».
2. Назовите ущерб, причиняемый вредителями хлебных запасов.
3. Охарактеризуйте основные виды клещей и насекомых, которые относятся к вредителям хлебных запасов.
4. Как нормируется зараженность зерна вредителями хлебных запасов национальными стандартами?
5. Перечислите методы определения скрытой формы зараженности зерна.
6. Какие существуют методы борьбы с вредителями хлебных запасов?
Дата выполнения__________________ Задание принято________________
Работа 2.6 ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРИМЕСЕЙ В ТОВАРНОМ ЗЕРНЕ ПШЕНИЦЫ ПО ГОСТ 30483-97
Отдельные фракции сорной и зерновой примесей взвешивают с точностью до 0,01 г и рассчитывают их содержание с точностью до 0,01 %. Итоговое значение сорной и зерновой примеси записывают с точностью до 0,1.
Задание 1. Определите состав примесей в навеске зерна озимой пшеницы массой 50,0 г.
Наименование фракций сорной примеси | Содержание |
г | % |
Проход через сито с отверстиями
диаметром 1 мм ____________________________
Минеральна примесь ___________________________
Сорные семена (в т.ч. семена культурных
растений, не отнесенные к зерновой
примеси) ___________________________
Зёрна пшеницы, ржи и ячменя с явно
испорченным или полностью выеденным
эндоспермом ____________________________
Прочая органическая примесь ___________________________
Вредная примесь ___________________________
Всего сорной примеси ____________________________
Наименование фракций зерновой примеси | Содержание |
г | % |
Зёрна пшеницы изъеденные и битые
(50% от их общего количества) ____________________________
Проросшие ____________________________
Захваченные морозом ____________________________
Поврежденные самосогреванием или
сушкой (заплесневелые, раздутые) ____________________________
Щуплые, зелёные, давленые ____________________________
Зёрна ржи и ячменя _____________________________
Всего зерновой примеси _____________________________
Наименование фракций основного зерна | Содержание |
г | % |
Зёрна пшеницы нормальные (крупные
и мелкие) ______________________________
Изъеденные и битые (50%
от их общего количества) _______________________________
Наклюнувшиеся при прорастании _______________________________
Всего основного зерна _______________________________
Задание 2. По ГОСТ Р 52554-2006 выпишите как нормируется примесь в зерне мягкой пшеницы.
Наименование примеси | Ограничительная норма для классов, % |
1-го – 4-го | 5-го |
Сорная __________________________________________________________
Зерновая_________________________________________________________
Вредная _________________________________________________________
Задание 3. Рассчитайте скидки (надбавки) за найденное вами содержание сорной примеси от физической массы партии зерна равной 50 т.
Скидка (-) или надбавка (+) ____________________%,_________________т
Задание 4. Укажите состав вредной примеси.
Грибные болезни растений_________________________________________
________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Ядовитые семена сорных растений ___________________________________
__________________________________________________________________
Примесь животного происхождения _______________________________________
Контрольные вопросы
1. По какому принципу примесь в товарном зерне делится на сорную, вредную и зерновую?
2. Назовите состав сорной и зерновой примеси.
3. В чем состоит технологическое и экономическое значение сорной, зерновой и вредной примеси?
4. С какой точностью проводят расчеты при определении содержания примеси?
Дата выполнения ___________________ Задание принято_____________
Работа 2.7 ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОЛИЧЕСТВА И КАЧЕСТВА СЫРОЙ КЛЕЙКОВИНЫ В ЗЕРНЕ ПШЕНИЦЫ ПО ГОСТ 13586.1 – 68
Навеску размолотого зерна и клейковину взвешивают с точностью до 0,1 г. Содержание сырой клейковины округляют до 1,0%. Показания прибора ИДК-1 записывают с точностью до 1 деления шкалы. Цена деления шкалы 5 условных единиц. Если стрелка прибора не достигла короткого штриха, то за отсчет измерения принимают значение отсчета предыдущего деления, а если стрелка остановилась на коротком штрихе или перешла его, то результат измерения записывают по следующему за стрелкой делению. Приборы ИДК-2 и ИДК-3 имеют цифровое отсчетное устройство.
Задание 1. Укажите характеристику клейковины по прибору ИДК
Группа клейковины | Характеристика клейковины | Показатель, единицы ИДК |
ІІІ | ||
І І | ||
І | ||
І І | ||
ІІІ |
Примечание. Клейковину крошащуюся, которая не формируется в шарик относят к ІІІ группе качества без определения на приборе.
Задание 2. Определите содержание и качество сырой клейковины в зерне пшеницы вашей средней пробы.
Навеска шрота ____________г Количество воды ____________ см3
Отлёжка теста ______ мин Нахождение клейковины в воде ________ мин
Количество сырой клейковины | Качество клейковины | ||
г | % | Ед. ИДК | Группа по ГОСТ |
Цвет полученной клейковины_____________________________________
Справка. По цвету клейковина бывает светлая, серая и тёмная.
Задание 3.По ГОСТ Р 52554-2006 укажите классы мягкой и твердой пшеницы в зависимости от количества, качества сырой клейковины, общей стекловидности и числа падения
Пшеница мягкая | Класс | Содержание сы-рой клейкови-ны,%, не менее | Качество, (ед. ИДК) и группа клейковины | Общая стекл., %, не менее | Число падения, с, не менее |
сильная | |||||
ценная | |||||
рядовая | |||||
Пшеница твердая | |||||
Контрольные вопросы.
1. Что называется сырой клейковиной?
2. Укажите химический состав и физические свойства клейковины.
3. Как выполняется оценка упругости клейковины на приборе ИДК?
4. Какие факторы влияют на количество и качество клейковины?
5. В чем технологическое и экономическое значение сильных, ценных и твердых пшениц? Охарактеризуйте показатели силы пшениц.
Дата выполнения _____________ Задание принято_____________
Работа 2.8 ОПРЕДЕЛЕНИЕ СТЕКЛОВИДНОСТИ ПО ГОСТ 10987-76, ТИПОВ И ПОДТИПОВ ПШЕНИЦЫ ПО ГОСТ 10940-64
Стекловидность определяют двумя способами: по поперечному срезу зерна и на диафаноскопе. Общую стекловидность вычисляют с точностью 0,1% и округляют до целых процентов. Расхождения между двумя параллельными определениями не должны превышать 5%.
Срез стекловидного зерна имеет стекловидный блеск, похож на срез воска, у мучнистого зерна он напоминает поверхность куска мела. В срезе частично стекловидного зерна заметны мучнистая и стекловидная области.
На диафаноскопе подсчитывают количество стекловидных (полностью просвечивающихся) и число мучнистых (полностью не просвечивающихся) зёрен. Остальные зёрна относят к частично стекловидным.
Общую стекловидность (Ос) вычисляют по формуле:
Ос = Пс + Чс/2
где Пс и Чс - полностью стекловидные и частично стекловидные зерна.
Задание 1. Определите стекловидность зерна пшеницы вашей средней пробы.
Способ определе-ния | Взято зёрен для анализа, шт. | Количество зёрен, шт.: | Общая стекловидность, % | |||
стекло-видных | мучнис-тых | частично стекловидных | повтор-ностей | средняя | ||
По срезу | ||||||
На диафаноскопе | ||||||
Задание 2. Определите тип и подтип пшеницы вашей средней пробы. Анализируемая проба пшеницы относится к типу (номер и наименование типа)_____________________________________________________________
Подтип анализируемого образца устанавливают по общей стекловидности и оттенку цвета зерна.
Общая стекловидность, % ______________________________
Оттенок цвета по эталону _______________________________
Подтип анализируемого образца _________________________
Отличные признаки зерна мягкой и твердой пшеницы: у мягкой пшеницы на конце, противоположном зародышу, имеется хорошо заметное опушение (бородка), у твердой бородка практически не заметна; зерно мягкой пшеницы красное с оттенками или белое, зерно твердой – янтарное; поперечный срез зерна мягкой пшеницы округло-овальный, твердой – угловато-ребристый; у мягкой пшеницы зародыш вогнутый, у твердой – прямой, выступающий за зерновку; зерно мягкой пшеницы разное по стекловидности, зерно твердой – полностью стекловидное.
Если цвет зерна мягкой пшеницы не ясно выражен, зёрна на 15 минут замачивают в 5% -ном водном растворе NаОН или КОН. Белозерная пшеница приобретает светло-кремовую окраску, а краснозерная – красно-бурую. Тот же результат получают при 20-минутном кипячении зёрен в воде.
Контрольные вопросы
1. Как определяют общую стекловидность?
2. Какова связь между стекловидностью и качеством зерна? На какие цели используют стекловидное зерно?
3. Какие ботанические и биологические признаки положены в основу товарной классификации зерна пшеницы? С какой целью предусмотрена эта классификация?
4. Назовите отличительные признаки зерна мягкой и твёрдой пшеницы.
5. Дайте характеристику типов и подтипов пшеницы.
6. Назовите типы и подтипы, к которым относится сильная пшеница.
7. Какие основные сорта мягкой (озимой и яровой) и твердой (озимой и яровой) пшеницы наиболее распространены в нашей стране и Смоленской области?
Дата выполнения__________________ Задание принято_______________
Работа 2.9ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЧИСЛА ПАДЕНИЯ МИКРОМЕТОДОМ
В основе метода лежит определение вязкости клейстеризованной прогревом водно-мучной суспензии по скорости опускания в ней специального штока-мешалки (спицы с колесиком). Чем выше автолитическая активность зерна, тем сильнее разжижается водно-мучная суспензия при прогреве и требуется меньше времени для падения в ней штока.
В пробирку прибора для определения числа падения приливают 2 см3 воды, вносят 2 г цельноразмолотого зерна, добавляют еще 8 см3 воды, закрывают резиновой пробкой и сильно встряхивают 20 раз до получения однородной суспензии. Затем пробку вынимают, в пробирку вставляют шток с колесиком, пробирку вертикально помещают в кипящую водяную баню прибора, включают секундомер и штоком-мешалкой по всей высоте перемешивают суспензию, делая два движения вверх и два вниз за одну секунду. При испытании ржи перемешивание продолжается 45с, для пшеницы – 60с. Затем стержень штока поднимают и дают ему свободно падать через клейстеризованную массу. При достижении колесиком дна пробирки, секундомер останавливают.