Классификация ситуационных переменных внешней среды
В управленческой мысли представления о значении внешней среды для работы любой организации появились в конце 50-х г.г. XX века. Наряду с принципом рассмотрения организации как системы это явилось одним из важнейших вкладов системного подхода в науку об управлении.
В своей книге «Основы менеджмента» М. Мескон, М. Альберт и Ф. Хедоури приводят слова Элвара Элбинга: «Внешнее окружение организации все больше становится источником проблем для современного руководителя. По сути дела, руководители самых важных для общества организаций – деловых, образовательных, государственных – под влиянием недавних событий в мире были вынуждены сосредоточить внимание на быстро изменяющейся среде и ее воздействии на внутреннее состояние организации».
Внешняя среда может быть определена как совокупность условий, возникающих вне зависимости от деятельности конкретной организации, но оказывающих воздействие на ее функционирование.
Ведущими исследователями в области науки управления неоспоримо доказано влияние (прямое и косвенное) элементов внешней среды на работу конкретного предприятия. И все они практически единодушны в необходимости приспособления организации к внешней среде.
Так, М. Мескон, М. Альберт и Ф. Хедоури отмечают: «...организации подобны биологическим организмам. Согласно теории эволюции Чарльза Дарвина, сохранившиеся виды выжили потому, что смогли эволюционировать и приспособиться к изменениям в своей среде. И организации вынуждены приспосабливаться к своей среде, чтобы выжить и сохранить эффективность. Таким образом, руководитель должен исповедовать дарвинизм в среде организации, чтобы в мире быстрых изменений, где выживают только приспособившиеся, его организация не оказалась в числе исчезнувших».
И. Ансофф предлагает такое обоснование влияния внешней среды: «Деловая организация рассматривается прежде всего как открытая система; главные предпосылки успеха деятельности фирмы отыскиваются не внутри, а вне ее, то есть успех связывается с тем, насколько удачно фирма приспосабливается к своему внешнему окружению –экономическому, научно-техническому, социально-политическому и т.п. Сумеет ли фирма вовремя распознать угрозу для ее существования, будет ли устойчива к «ударам судьбы», не упустит ли возможности, возникающей в ее среде, сможет ли она извлечь максимум выгоды из этих возможностей – вот главные критерии эффективности всей системы управления, по отношению к которым внутренняя рациональная организация производства и управления (разумеется, при всей ее важности) все же отходит на второй план. Из такого мышления логично вытекает ситуационный подход к управлению, согласно которому все внутрифирменное построение системы управления есть не что иное, как ответ на различные по своей природе воздействия со стороны внешней среды фирмы и некоторых других характеристик ее организационного контекста в части технологии производства и качества ее человеческих ресурсов».
Ведущий японский бизнесмен, основатель компании «Омрон Татеиси Электроник К°» Кадзума Татеиси также отмечает: «...Если та или иная компания рассчитывает выжить в наше время бурных перемен, то ей следует приспособить всю свою деятельность к изменениям в окружающей среде – в политике, экономике, обществе, технологии».
Ричард Дафт практически повторяет его слова: «В условиях глобализации резко возрастает роль внешних факторов… Эффективный менеджер обязан отслеживать происходящие во внешней среде изменения и адекватно реагировать на них».
Исследователи в области менеджмента разделяют внешнюю среду на две группы факторов: прямого и косвенного воздействия (табл.1).
Таблица 2 Классификации факторов внешней среды организации
Источник | Факторы внешней среды | |
Прямого воздействия | Косвенного воздействия | |
М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури | 1. Поставщики (трудовых ресурсов, материалов, оборудования, капитала). 2. Потребители. 3. Конкуренты. 4. Законы и государственные органы. 5. Профсоюзы. | 1. Состояние экономики. 2. Социально-культурные факторы. 3. Политические факторы. 4. Научно-технический прогресс. 5. Международные события |
И.Н. Герчикова | 1. Характер и состояние рыночных отношений. 2. Хозяйственные связи фирмы. | 1. Регулирование предпринимательской деятельности. 2. Общеэкономические факторы. 3. Общеполитические факторы. |
Менеджмент и рынок: германская модель | 1. Поставщики. 2. Покупатели. 3. Заменяющая продукция. 4, Потенциальная конкуренция. 5, Соперничество продающих. 8. Промышленные взаимоотношения (промышленная политика) | 1. Географическое окружение. 2. Экономическое окружение 3. Техническое окружение 4. Экологическое окружение 5. Правовое окружение 6. Общественно-политическое окружение. |
З.П. Румянцева, Н.А. Саломатин | 1. Экономические факторы. 2. Политические факторы. 3. Рыночные факторы. 4. Технологические факторы. 5. Конкурентные факторы. 6. Социальные факторы. 7. Международные факторы. |
Таким образом, при существовании достаточного количества разнообразных классификаций ситуационных переменных внешней среды их авторы в той или иной степени придерживаются мнения о возможности разделения внешнего окружения предприятия на две группы: микросреду (факторы прямого воздействия) и макросреду (факторы косвенного воздействия).
Однако при дальнейшем углублении классификации мнения резко расходятся. Поэтому снова возникает вопрос о признаках классификации. Здесь целесообразным представляется в качестве признака первого уровня декомпозиции принять характер организации конкретной переменной. Действительно, факторы микросреды в большинстве своем представляют различного рода институты (деловые, государственные или социальные), в то время как макросреда – это по большей части факторы, не оформившиеся в какой то определенный институт. С этой точки зрения в дальнейшем факторы микросреды будем называть также институциональными факторами, а факторы макросреды – неинституциональными.
В этом случае микросреда может быть разделена в зависимости от характера взаимоотношений конкретного фактора и предприятия, и это может быть принято в качестве признака декомпозиции внешней среды прямого воздействия. Таким образом выделяются поставщики, потребители (клиенты), конкуренты, государственные институты и институты производственной и социальной инфраструктуры.
В рамках макросреды целесообразно выделять сферы общественной жизни и деятельности: социальную (social), технологическую (technological), экономическую (economical), экологическую (environmental), и политическую (political). Здесь мы получаем достаточно известную в мировой практике управления STEEP-классификацию. К ней на равных основаниях могут быть добавлены природно-климатическая среда и международное окружение.
Ниже ситуационные переменные внешней среды будут рассмотрены более подробно.