Стоимостные характеристики it-проектов и проектов иб
Основными направлениями снижения ТСО можно назвать:
- внедрение аутсорсинга;.
- максимальную централизацию обработки и хранения информации, централизация средств администрирования (Site Protector);
- уменьшение числа специализированных элементов (прежде всего компьютеров с прикладным ПО);
- перенос прикладного ПО на серверы приложений;
- обеспечение возможности входа в систему с любой точки;
- обеспечение единообразного доступа, как по внутренней, так и по внешней телекоммуникационным сетям.
Конечный смысл оценки TCO в том, чтобы заранее определить узкие места и минимизировать затраты, заранее предвидеть все сложности и сообщить о них клиенту, а главное, попытаться предупредить эти проблемы еще на этапе внедрения. Ключевым моментом является сравнение ТСО данного IT-проекта (например, ТСО в пересчете на одного пользователя системы) с ТСО других компаний аналогичного профиля. Сравнение происходит как правило со средними показателями по отрасли (аналогичным компаниям) и с «лучшими в группе». Средние и лучшие показатели рассчитываются и отслеживаются экспертами Gartner Group по многим предприятиям различных отраслей.
МЕТОДИКА GARTNER GROUP
В основу модели ТСО положены две категории расходов: прямые (бюджетные) и косвенные. Источниками покрытия этих расходов служат бюджеты соответствующих подразделений компании (если существует многоуровневая система бюджетов).
Прямые расходы включают в себя следующие группы затрат:
- проектные работы;
- капитальные затраты (оборудование и ПО), закупка программно-технических средств защиты (МЭ, криптография, антивирусы, сервера и т.д.)
- расходы на техническую поддержку (конфигурирование, проведение регламентных, профилактических работ, администрирование безопасности);
- обеспечение физической безопасности;
- обучение персонала;
- аудит ИБ;
- расходы на аутсорсинг;
- командировочные расходы;
- расходы на услуги связи;
- и др. (обычно выделяется до 10 групп расходов).
Косвенные расходы:
- расходы, определяемые неработоспособностью системы (плановое время неработоспособности и сверхнормативное);
- расходы, определяемые непроизводительными усилиями пользователя, связанные с информационными технологиями (самостоятельное восстановление работоспособности, самообучение и т.п.).
Какие данные нужны для расчета ТСО? В соответствии с методикой Gartner Group необходимо собрать следующую информацию:
- о бюджете предприятия (валовый доход, прибыль и т.п.);
- общие данные о рабочих местах (количество, закупочная стоимость доступные сервисы такие как печать файловый сервисы электронная почта и т.п.);
- данные об оборудовании и программном обеспечении (детальная информация о прямых и косвенных затратах, в том числе по модернизации и ремонту);
- данные о платежах за услуги (каналы связи аренда оборудования и т.п.);
МЕТОДИКА GARTNER GROUP
- данные об управлении информационной инфраструктурой (корпоративной сетью, информационными системами, хранением данных, эксплуатацией);
- данные о разработке ПО (создание, тестирование, документирование, адаптация и доработка);
- данные о действиях конечного пользователя влияющих на ТСО.
Более подробно можно становиться на определении стоимости «человеческого фактора» в ТСО. Методика Gartner Group учитывает следующие составные части этого вклада:
- время, затрачиваемое административным персоналом на решение проблем пользователей;
- время, затрачиваемое пользователем на самообразование взаимопомощь вместо обращения в службу поддержки;
- время, затрачиваемое пользователями в связи с неоптимальными приемами работы;
- Время, затрачиваемое пользователями на праздное время провождение и использование компьютера в личных целях;
- расход времени, связанный с подключением переносных компьютеров (подключение к сети, инсталляция ПО, перенос данных и т.п.);
- расходы, связанные с пропажей критически важных данных из компьютера пользователя ( в связи с вирусной атакой, аппаратным или программным сбоем или случайно удаленным пользователем);
- расход времени на запланированные простои (модернизация обрудования, сети, обновление ПО);
- расход времени на незапланированные простои (по техническим причинам, из-за вирусных атак, в связи с использованием устаревшей техники).
Итак, согласно методике Gartner Group, TCOвключает в себя:
- стоимость компьютеров и программного обеспечения;
- техническое обслуживание программно-аппаратных комплексов;
- затраты на обучение и переобучение сотрудников;
МЕТОДИКА GARTNER GROUP
- затраты на установку новых версий ПО;
- стоимость потребляемой электроэнергии;
- зарплата сотрудников IT-департаментов;
- оплата сотрудникам вынужденного безделья во время простоя компьютеров;
- «товарищеская» помощь пользователей друг другу при возникновении трудностей;
- потери рабочего времени при самостоятельном устранении мелких неполадок.
- конфигурацию сети;
- однородность/неоднородность серверных, сетевых и клиентских платформ;
- различное энергопотребление рабочих станций и экономичных «блокнотных» ПК;
- квалификацию пользователя;
- сложность вычислительной среды, в которой ведется работа;
- методы управления корпоративной сетью;
- организация работы информационных технологий;
- распределенность сети.
Существует также методика оценки TCO Dell Systems, которая включает в себя:
- стоимость компьютеров;
- стоимость программного обучения;
- обучение;
- затраты электроэнергии (рассчитываются по техническим характеристикам серверов, рабочих станций, мониторов, ноутбуков);
- зарплата руководства и технических сотрудников информационных отделов;
- потери компании от вирусных атак ( по данным NCSA, один из ста ПК подвергается атакам раз в месяц, при этом в 46% случаев восстановление занимает 19 дней);
- повышение квалификации;
- оплата простоев персонала из-за неисправности компьютерной техники или сетей (в среднем отказы компьютеров и серверов brand-name «белой сборки» составляют 3% в первые три года эксплуатации и 6% при среднем времени ремонта одна неделя);
- потери компании из-за использования устаревшей компьютерной техники и ПО (за основу берется предположение, что 100% устаревания парка потери рабочего времени составляют 15%);
МЕТОДИКА GARTNER GROUP
- затраты на устранение неисправностей;
- содержание рабочих мест технических работников IT-отдела ( с учетом оборудования, приобретаемого для диагностики и ремонта, стоимость одного места может составить $400 в год);
- транспортные расходы на доставку компьютеров в ремонт при невозможности провести его силами своих сотрудников.