Пассажирские электропоезда и электровозы
Об инновационном развитии
Инновационное развитие ОАО "РЖД" осуществляется в соответствии с задачами, которые определены Стратегией развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года.
Цель инновационного развития компании - достижение эффективности результатов при постоянном росте качества предоставляемых услуг, высоком уровне инноваций и безопасности перевозок.
РЖД разработана Стратегия инновационного развития ОАО "РЖД" , в рамках которой разработана Концепция программы инновационного развития холдинга "РЖД".
также утверждена Программа инновационного развития ОАО "РЖД"
В ходе актуализации Программы уточнены показатели эффективности ее реализации, сформирован среднесрочный план по ее реализации, в состав которого вошли мероприятия, в том числе связанные с освоением новой техники и технологий, что предполагает повышение производительности труда, а также создание и модернизацию высокопроизводительных рабочих мест, в первую очередь, у производителей этой техники.
Стратегические направления инновационного развития ОАО "РЖД":
· совершенствование системы управления перевозочным процессом и транспортной логистики,
· обновление инфраструктуры,
· обновление подвижного состава,
· совершенствование системы управления и обеспечения безопасности движения поездов, снижение рисков чрезвычайных ситуаций,
· повышение надежности работы и увеличение эксплуатационного ресурса технических средств,
· корпоративной системы управления качеством, охраны окружающей среды, системы технического регулирования,
· развитие высокоскоростного движения,
· повышение экономической эффективности деятельности компании,
· повышение энергетической эффективности деятельности компании,
· разработка и внедрение новых технологий по охране окружающей среды,
· совершенствование системы технического регулирования,
· внедрение инновационных спутниковых и геоинформационных технологий.
· доведение уровня технического развития ОАО "РЖД" до лучших мировых показателей,
· обеспечение технологического лидерства холдинга "РЖД" и сохранение ключевых компетенций,
· обеспечение качества предоставляемых услуг и эффективности производственной деятельности,
· повышение уровня безопасности производственных процессов.
Основой для реализации программы инновационного развития является дальнейшее укрепление научно-технического сотрудничества с высшими учебными заведениями, Российской академией наук, научными организациями, государственными корпорациями, ведущими отечественными и мировыми производителями. Важная роль отводится такому направлению, как формирование и обеспечение непрерывного процесса образования для подготовки кадров и воспитание молодежи.
Одним из главных направлений инновационной политики компании является энергосбережение и повышение энергетической эффективности. Повышению энергоэффективности холдинга способствует переход в автономной тяге на газовые технологии, газотурбовозы и газотепловозы, с созданием инфраструктуры газоснабжения, а в последующем – переход на топливные элементы и другие альтернативные виды энергоресурсов.
В рамках реализации задач по повышению энергоэффективности Компании создан первый в мире магистральный грузовой газотурбовоз ГТ1 на сжиженном природном газе мощностью 8300 кВт. Вредные выбросы газотурбинной установки более чем в 5 раз ниже нормативных требований к дизелям, а уровень внешнего шума соответствует требованиям ГОСТов. Газотурбовоз направлен на Московскую ж.д. для продолжения эксплуатационных испытаний.
Еще одним примером внедрения инновационных энергоэффективных технологий тяжеловесного движения является организация движения грузовых поездов весом 6000 т на всем полигоне от Кузбасса до порта Ванино с применением тепловоза «Витязь» с асинхронным приводом. Эксплуатация этих локомотивов позволит обеспечить вождение тяжелых поездов по всей трассе БАМа.
Одним из самых эффективных направлений энергосбережения является работа по переводу пассажирских поездов на энергооптимальные графики
Надо признать, что по ряду направлений современные зарубежные образцы железнодорожной техники значительно превосходят российские аналоги Совместные разработки ОАО «РЖД» с зарубежными и отечественными компаниями позволяют создавать новые модели подвижного состава с эксплуатационными показателями мирового уровня.
Так, в сотрудничестве с Трансмашхолдингом и компанией «Альстом» разработан двухсистемный скоростной пассажирский электровоз нового поколения ЭП20 с увеличенным в 2,5 раза максимальным пробегом по сравнению с существующими моделями
В сотрудничестве с компанией «Сименс» и Группой «Синара» разработан и изготовлен опытный образец грузового электровоза с асинхронным двигателем серии 2ЭС10 «Гранит». Применение асинхронного тягового привода, других инновационных разработок российских и зарубежных специалистов позволил создать локомотив с принципиальными новыми эксплуатационными характеристиками
Продолжается сотрудничество с хорошо зарекомендовавшим себя партнером – компанией Siemens. Разработка и поставка 38 электропоездов «Ласточка» на платформе «Дезиро» компании «Сименс» является одним из ключевых проектов ОАО «РЖД». Особенность этого двухсистемного поезда – безопасная эксплуатация в горном режиме с руководящими подъемами до 40‰, что значительно выше требований, реализуемых в европейских странах.
При участии ОАО «РЖД», ЗАО «Тихвинский вагоностроительный завод» совместно с американскими партнерами разработаны образцы новых грузовых вагонов.
Продолжается внедрение инновационных технологий и технических решений в области инфраструктуры. Наиболее ответственным объектом инфраструктуры является железнодорожный путь. Внедрение новых технологий в хозяйстве пути позволит увеличить срок службы верхнего и нижнего строения, снизить стоимость жизненного цикла при повышении уровня безопасности.
Появление новых технологических задач в работе железнодорожного транспорта потребовало нового инновационного подхода к созданию систем управления и обеспечения безопасности движения.В первую очередь это – автоматизированная система управления скоростным движением,
На сети железных дорог все больше используются спутниковые технологии. Уже сейчас они позволяют организовывать работу подвижного состава, получать и оперативно контролировать проведение ремонта пути. Все новые локомотивы сейчас оборудуются системами диагностики, которые позволяют по множеству параметров контролировать работу локомотивов по всей сети.
В настоящий момент применение спутниковых и энергосберегающих технологий реализуется на участке Туапсе – Сочи – Адлер – Красная Поляна. Сложность работы в условиях интенсивного графика движения, а также необходимость обеспечения высокой надежности и безопасности перевозки пассажиров потребовали применения инновационных решений по созданию нового продукта управления движением «Автодиспетчер» с использованием цифровых сетей связи GSM-R, спутниковой навигации ГЛОНАСС и российско-итальянского комплекса ITARUS-ATC. Система позволит одновременно управлять более 2000 объектов, в том числе 60 подвижными.
О некоторых внедренныхИнновационных проектах РЖД
Пассажирские электропоезда и электровозы
Сдвоенный высокоскоростной электропоезд "Сапсан"
Начиная с декабря 2009 года ОАО "РЖД" использует высокоскоростные электропоезда "Сапсан" на маршруте Москва - Санкт-Петербург. Высокоскоростные поезда пользуются большим успехом. Несмотря на огромный спрос, ОАО "РЖД" не может увеличить число высокоскоростных поездов, поскольку между двумя столицами курсирует большое число обычных поездов В этой связи с августа 2014 г. ОАО "РЖД" использует на этом маршруте сдвоенные электропоезда "Сапсан" вместимостью 1050 человек, состоящие из 20 вагонов. Длина поездов превышает полкилометра, что делает их самыми длинными высокоскоростными электропоездами в мире. Рекорд, установленный ОАО "РЖД", подтвержден дипломом Книги рекордов России.
В декабре 2010 года открыто скоростное сообщение между Россией и Финляндией. Из Хельсинки до Санкт-Петербурга отправился первый скоростной поезд "Аллегро".
Уникальность этих поездов состоит в том, что они могут использоваться на линиях и с постоянным, и с переменным током. В них одновременно реализована как финская, так и российская технология коммуникаций и установлены две системы управления движением. Также в конструкции поезда использована технология наклона кузова до 8 градусов, что позволяет проходить повороты с более высокой скоростью.
Ввод в эксплуатацию электропоездов "Аллегро" позволил сократить время в пути между Санкт-Петербургом и Хельсинки (415 км) с 5 часов 30 минут до 3 часов 36 минут.
- В 2009-2010 ведены в эксплуатацию Электропоезд нового поколения "Ласточка", Двухсистемный пассажирский электровоз ЭП20 , рассчитанными на эксплуатацию на линиях с постоянным и переменным током
Электропоезд нового поколения "Ласточка"
В декабре 2009 года ОАО "РЖД" и компания "Сименс АГ" подписали контракт на разработку и поставку 38 электропоездов для пригородных пассажирских перевозок "Ласточка"
Все поезда двухсистемные, рассчитанными на эксплуатацию на линиях с постоянным и переменным током. Каждый поезд состояит из 5-ти вагонов, общая вместимость электропоезда составит более 850 пассажиров, в том числе предусмотрено 4 места для пассажиров с ограниченными физическими возможностями. Максимальная эксплуатационная скорость поездов "Ласточка" - 160 км/ч.