II. Актуализация субъектного опыта

- Какие предметы личной гигиены вы знаете? (загадки).

Вафельное и полосатое,

Гладкое и лохматое,

Всегда под рукою –

Что это такое? (Полотенце.)

Резинка – Акулинка

Пошла гулять по спинке.

И пока гуляла,

Спинка розовая стала. (Губка.)

Ускользает, как живое,

Но не выпущу его я.

Дело ясное вполне.

Пусть отмоет руки мне. (Мыло).

Хожу, брожу не по лесам,

А по усам и волосам,

И зубы у меня длинней,

Чем у волков и медведей. (Расческа).

Костяная спинка,

жесткая щетинка,

с мятной пастой дружит,

нам усердно служит. (Зубная щетка.)

Лег в карман и караулю –

Реву, плаксу и грязнулю.

Им утру потоки слез,

Не забуду и про нос. (Носовой платок).

- На прошлом уроке вы сделали платочек. Он красивый. Но ничем не отличается от других.

- Как отличить свой платок? (Вышить инициалы).

III. Изучение нового материала

- Чтобы из простого платочка сделать именной, надо вышить монограмму.

  1. Словарная работа. Монограмма – это первые буквы твоего имени и фамилии. Буквы не просто располагаются рядом, а переплетаются. Монограммы часто украшают разными узорами и цветами.
  2. Знакомство с вариантами украшения носового платка (с 62).

- Придумай узор своей монограммы, нарисуй его на листе бумаги.

  1. Объяснение учителя правил перевода рисунка на ткань при помощи копировальной бумаги.

Переведи узор на ткань при помощи копировальной бумаги. Положи копировальную бумагу на платочек. Красящая сторона должна быть внизу. Сверху положи рисунок. Аккуратно обведи рисунок карандашом. Не надавливай на карандаш. Удери рисунок и копировальную бумагу.

  1. Сравнение свойств ниток для шитья и вышивания. Объяснение особенности подбора цвета ниток для вышивки.

Работа в паре. - Как расположены нити в нитке для шитья и вышивания? Какие нитки более прочные?

5. Демонстрация и объяснение приема выполнения тамбурного шва.

- Вышивку можно выполнять разными швами. Сегодня мы познакомимся с тамбурным швом. Тамбурный шов представляет собой ряд одинаковых петель, напоминающих звенья цепочки. Общий вид тамбурного шва напоминает ряд воздушных петель, вывязанных крючком и прикрепленных к ткани. Выполняют шов в любую сторону, по рисунку, как удобно.

Выполняют стежок – петлю следующим образом: выводят нить на лицевую сторону ткани (рис стр. 63), движением слева на право укладывают ее в дугу, вводят в ткань в то место, откуда она вышла, и, придерживая петлю пальцами левой руки, затягивают рабочую нить. Затем этот процесс повторяют до получения ряда петель, выходящих одна из другой с направлением в одну сторону. (Демонстрация учителем).

При вышивании тамбурным швом рабочую нить нельзя сильно затягивать, каждый стежок должен свободно ложиться на ткань. Придерживая нитку пальцами, формируют правильную и равномерную округлость петли. Последнюю петлю тамбурного шва закрепляют маленьким стежком. Тамбурным швом украшают некоторые элементы одежды. Им вышивают контурные линии или заполняют всю площадь рисунка

IV. Применение новых знаний и способов деятельности

1. Повторение правил работы с иглой.

Храни иголки и булавки в игольнице.

Не вкалывай иголки в одежду.

Не бери иголки и булавки в рот.

Шей только с наперстком.

Не оставляй на рабочем месте иглу без нитки.

До и после работы проверяй количество иголок.

2. Самостоятельная работа.

Индивидуальный и фронтальный инструктаж

V. Подведение итогов урока

Само и взаимопроверка: самостоятельно, красиво, правильно, аккуратно.

VI. Рефлексия

Своей работой на уроке …

Доволен. Не совсем доволен. Я не доволен, потому что …

Урок 27

Тема: Основы технологии обработки ткани. Вышивка стебельчатым швом.

Цели: Сформировать представление о структуре ткани; познакомить с нитями основы и утка, полотняным переплетением.

Научить вышивать стебельчатым швом.

Способствовать развитию умения владения иглой и нитками. Развивать внимание, память, мелкую моторику рук.

Продолжить воспитание трудолюбия.

Оборудование: учебник, карта-инструктаж по технике безопасности, лоскутки ткани, шахматная плетёнка из бумаги, картина “На фабрике”, игрушечный ткацкий станок, иголка с ниткой.

Формы организации урока: фронтальная, парная, индивидуальная.

Методы обучения: словесные (беседа, инструктаж).

Наглядные (демонстрация, наблюдения).

Практические (самостоятельная работа).

Основные этапы урока Время Деятельность учителя Деятельность учеников Приёмы, методы и формы обучения Оборудова-ние
1.Организационный момент 1 мин. Приветствует детей, проверяет готовность класса к уроку. Приветствуют учителя. Проверяют порядок на столах. Пожелание. Контроль.  
2.Формулировка темы урока, постановка цели и задач. 2 мин. Читает скороговорку. Формулирует цели и задачи. Чтение скороговорки. Значение слова ткач. Предполагают тему урока. Учебный диалог. Карточки со скороговор- кой.
3. Вступительное слово учителя. Беседа «Профессия ткача» 3 мин. Проводит беседу. Демонстрирует рисунки с ткацкими станками. Слушают Демонстра-ция. Картина. «На фабрике». Игрушечный ткацкий станок.
4.Опытническая работа. 5 мин. Организует опытническую работу. Анализируют плетение нитей в ткани. Делают выводы. Исследова-ние. Парная работа. Лоскутки ткани, шахматная плетёнка из бумаги.
5.Основная часть 6мин. Читает загадку. Показывает серебряную иголочку и золотую ниточку. Демонстрация образцов. Знакомство с технологией выполнения стебельчатого шва. Отгадывают загад- ки. Слушают, смотрят и запоминают алгоритм выполне- ния шва. Разгадыва- ние загадок. Работа с Учебником. Демонстра- ция. Красная Подушка. Большая иголка с “золотой” ниткой. Образцы. Схема.
6. Физкультминутка   7. Практическая часть. 1 мин.   25 мин. Читает четверостишие, водит указкой.     Напоминает о правилах безопасности. Контролирует. Подсказывает. Помогает уч-ся. Слушают, следят глазами за движением указки.     Слушают. Называют правила. Самостоятельно изготавливают вышивку. Помогают друг другу. Повторение.     Самостоятельная работа. Работа по учебному пособию       Карта - инструктаж по технике безопаснос- ти. Ткань, иголка, нитки, учебное пособие, схема на доске.
8.Подведение итогов. 3 мин. Задаёт вопросы. Подводит итоги. Выставление оценок. Проводят самооценку и взаимооценку своих работ. Убирают рабочие места. Анализ выполнен- ных работ. Выставление оценок. Журнал.

План

I. Организационный момент.

Учитель приветствует детей, желает хорошего настроения. Выясняет готовность класса к уроку.

II. Формулировка темы и целей урока.

Чтение скороговорки.

“Ткёт ткач ткани на платье Тане”.

- Зачем нужны скороговорки?

- Объясните значение слова ткач?

Сегодня мы продолжим путешествие по королевству Ткани и Ниток. Узнаем из чего состоит ткань, научимся вышивать стебельчатым швом.

III. Беседа “Профессия ткача”.

- Внимательно рассмотрите лоскутки ткани. Ткани ткут на фабриках. Профессия человека, который изготавливает ткань, называется ткач. Ткани вырабатывают на различных ткацких станках. (Показывается игрушечный ткацкий станок и дети рассматривают картину на фабрике). Ткачи обслуживают одновременно несколько ткацких станков: 2-8 механических станков, 48-64 автоматических станка. Характер работы ткача зависит от системы оборудования, которое он обслуживает. Ткач должен заменять пустые уточные шпульки полными, ликвидировать обрыв нитей основы, снимать полученную ткань со станка. Во время работы ткач следит за качеством ткани.

IV. Опытническая работа. (парная работа).

- Ещё раз внимательно рассмотрите лоскут ткани и шахматную плетенку. Сравните их переплетение. (дети сравнивают) Делается вывод, что полоски бумаги в плетенке и нити в ткани переплетены одинаково.

- Такое переплетение ниток в ткани самое простое и называется оно полотняное. Это название произошло от слова ,,полотно”. Так называли ткань в старину и ткали её таким же переплетением.

- Как расположены нити в ткани? (в двух направлениях)

Каждое направление нитей имеет свое название. Одни нити называются нити основы, другие – нити утка. (демонстрация процесса ткачества на детском ткацком станке)

- Определите направление нитей основы ткани?

1. сравни растяжимость ткани в двух направлениях (нити основы не растягиваются)

2. сравнение нитей основы и утка (гладкие нити – нити основы, более пушистые – нити утка)

3. прочность нитей. (прочнее нити основы)

Направление нити основы надо знать, чтобы правильно раскраивать изделия. Детали нужно располагать вдоль нити основы.

V. Основная часть.

Загадка Рыбка юркая ныряет –

Часть хвоста с нырком теряет.

В результате – неспроста –

Остается без хвоста. ( иголка с ниткой )

- На нашем занятии присутствует Серебряная Иголочка, Золотая Ниточка.

- Ребята, как вы думаете, из какого королевства к нам прибыли такие важные особы?

- А почему для нас они такие важные? Без них невозможно создать ни одно изделие из ткани. Они прибыли с ответственным поручением. Хотят нас научить вышивать новым способом.

(демонстрация образцов изделий)

Знакомство с технологией выполнения стебельчатого шва.

(работа с учебником стр.67) Установление последовательности выполнения стебельчатого шва.

VI. Физкульт минутка.

Учитель читает четверостишие, учащиеся выполняют упражнения для глаз, следя за движениями указки, которые проводит педагог.

Прилетела бабочка,

Села на указку.

Постарайся вслед за ней,

Пробежаться глазками.

VII. Практическая часть.

Сейчас мы будем работать с иголкой, поэтому повторим правила техники безопасности. (карта-инструктаж у каждого на парте)

Главное у нас есть ,,умные пальчики”. Они нам помогут в работе.

На доске пословицы:

Есть терпение, будет и умение.

Неумелой швее и иголка с ниткой мешает.

Дети работают с опорой на иллюстрацию учебника и схему на доске. При необходимости помогает учитель.

VIII. Подведение итогов.

Нашим гостям - Серебряной Иголочке и Золотой Ниточке – очень понравилось, как вы сегодня работали, особенно понравилось, что вы придумали и сделали такие разные узоры. Они обязательно расскажут всем жителям Королевства Ниток и Ткани, какие замечательные у вас получились узоры, какие вы мастера, и что вы не подведете в трудную минуту, поступите, как настоящие друзья.

Проводится самопроверка и взаимопроверка работ, оцениваются работы учащихся.

Выставка работ.

Спасибо за работу.

Урок 28

Тема: Моделирование изделий из ткани

Цель:познакомить с профессиональной деятельностью художника-модельера, с разнообразием пальчиковых кукол, продолжить формирование навыков изготовления лекал, раскроя, пошива швейных изделий.

Оборудование:лист белой и цветной бумаги, ткань, клей, ножницы, карандаш, игла, напёрсток, линейка, кисточка для клея, подкладная доска, кисточка.

Ход урока

Наши рекомендации